УМК Школа России.
Авторы программы Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг,
Н.В. Добромыслова, Н.В. Шипилова учебника технологии
Тема урока | «Человек и земля. Бисероплетение» |
Класс | 3 |
Тип урока | Изучение нового материала; практическая работа. |
Цели деятельности учителя | - познакомить учащихся с видами изделий из бисера, его свойствами, со свойствами и особенностями лески; - учить различать виды бисера, работать с леской и бисером, подбирать необходимые материалы и инструменты для выполнения изделий из бисера, плести из бисера браслетик «Цветочки»; - развивать мелкую моторику рук, внимание; - воспитывать интерес к предмету |
Планируемые образовательные результаты | Предметные умения: познакомятся с историей бисероплетения; научатся различать виды бисера, плести из бисера браслетик. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные - научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о технике бисероплетения, схемах плетения, изделиях из бисера; регулятивные - научатся ориентироваться в схемах, пользоваться ими, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места; коммуникативные - овладеют способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства. |
Технологии, методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная |
Оборудование, наглядно - демонстрационный материал Образовательные ресурсы урока | Учебник, рабочая тетрадь; прочная нить или леска, замочек, цветной бисер, иголки, напёрсток, ножницы. Мультимедийная презентация; прочная нить, леска длиной не меньше 70 см, замочек; цветной бисер; иголки, напёрсток; разные изделия из бисера. - Бисероплетение: история возникновения и материалы. - Режим доступа : http://www.chitayutvse.ru/index.php7optiorFCom_ content&view=article&id=160:2011-05-13-09-17-16&catid=30:2010-06-01-17-57-13&Itemid=62 - Вышивка бисером. Виды бисера. - Режим доступа; httD;//www,hnh.ru/handycraft/Bcadwork |
Основные понятия, термины темы. | Бисер, бисероплетение |
Структура (сценарий) урока |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения: УУД |
Организационный момент | Проверяет готовность обучающихся к уроку и организацию рабочего места. На прошлом уроке мы сделали карнавальные костюмы. Чтобы придать им ещё более нарядный вид, мы можем украсить их с помощью бисера или сделать из него дополнительные детали костюма. Умеете ли вы делать поделки из бисера? Давайте учиться! | Организуют рабочее место. Слушают учителя | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Мотивация к деятельности. Цель этапа: включение обучающихся в деятельность | - Так что же такое бисер и из чего его делают? - Прочитайте информацию в учебнике. Рассказывает из истории бисероплетения. Когда-то очень давно бисер стоил немалых денег, а способ производства крошечных бусинок хранили как сокровенную дорогую одежду и обувь, предметы культа и вещи, призванные украшать быт богатых людей. Из него создавали великолепные картины, которые ныне бережно хранятся в лучших музеях мира. Настали иные времена, и теперь бисер уже перестал быть роскошью. Сегодня можно пойти в магазин и выбрать бусинки по своему вкусу. Промышленность выпускает бисер разных размеров и оттенков. Маленьким крупинкам придают самые замысловатые формы, оттенки, цвет. Рассмотрите образцы бисера и расскажите, какие его виды представлены вам. (Стеклярус, круглый, рубленый, цилиндрический, прозрачный, матовый (непрозрачный), стеклянный, пластмассовый, деревянный и самый дорогой - каменный (из самоцветов).) Какие же изделия можно изготовить из бисера? Организует просмотр слайдов. | Слушают учителя; рассматривают образцы бисера, проводят исследование; анализируют информацию, делают выводы; рассматривают слайды, называют изделия, выполненные из бисера, отвечают на вопросы | Личностные: проявляют интерес к предметно-практической деятельности. Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы. Познавательные: умеют строить осознанно и произвольно речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, осуществлять поиск нужной информации в разных источниках, анализировать информацию. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Актуализация знаний учеников и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими потребности к построению нового способа действий | Когда появилась техника бисероплетения? Прочитайте текст в учебнике на странице 59. Рассказывает об истории бисероплетения. - Еще до появления бисера древние люди украшали себя бусами, сделанными из клыков и костей животных, камешков и ракушек. При проведении раскопок обнаружили, что многие древние народы обрабатывали камни и просверливали в них дырочки. По мере развития и освоения новых ремесел стали появляться бусины из металла. Когда примерно в IV тыс. до н. э. изобрели стеклоделие, искусство плетения из камней стало еще более прекрасным, ведь теперь мастерицы могли создавать бусы из стекла. С течением времени и совершенствованием технологий бусинки уменьшались в размерах, и появился знакомый всем бисер. Эти маленькие бусинки были разных форм и имели отверстия. Название их происходит от арабского «буера» или «бусер» - так в Египте называли «фальшивый жемчуг», производимый из непрозрачного стекла. В древности бисер изготавливали путем вытягивания. Тогда люди варили стекло на кострах в глиняных горшках с толстыми стенками - в тиглях. В них засыпали смесь из извести, соды, мела и кварцевого песка. Горячая стекломасса получалась густой и вязкой. В нее опускали металлические прутики и вытягивали нить, которую потом навивали на тонкий стержень из меди. Какой толщины был стержень, такое отверстие получалось у бусины. После извлечения стержня, бисер снова разогревали и обрабатывали вручную. Египтяне научились изготавливать стекло и бисер первыми, затем это искусство появилось в Сирии, далее распространилось на Римскую империю, Грецию, Италию. Затем стеклоделие достигло расцвета в Венеции, позже - в других странах Европы | Слушают учителя; читают текст в учебнике, анализируют информацию. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Формулирование учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, что мы еще не знаем) | Для того чтобы начать заниматься бисероплетением, минимально необходимы специальные бисерные иглы, нити, ножницы, небольшая рабочая поверхность и, конечно же, бисер. Ну и еще много желания, немного терпения. В бисероплетении используются тонкие бисерные иглы. Нити, используемые в бисероплетении, должны быть достаточно тонкими, чтобы проходить в отверстия бисера по нескольку раз. Любители бисероплетения иногда пользуются в работе леской, позаимствованной из рыбацкого арсенала. Рассмотрите леску. Какие она имеет свойства? (Она достаточно прочна, прозрачна, токая, при работе с ней не требуется иглы.) | Слушают учителя; рассматривают материалы и инструменты, исследуют свойства лески; анализируют информацию; наблюдают, делают выводы | Познавательные: умеют самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера, проводить сравнение объектов труда. Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Открытие новых знаний. Выявление места и причины затруднения Цель этапа: выбор способа и средства реализации учебной задачи | Демонстрирует схемы бисерных изделий (с. 61 учебника) и предлагает ответить на вопрос, что обозначают условные знаки в схемах. Обращает внимание на более тщательную, чем обычно, подготовку рабочего места. Рекомендует в качестве подкладки для работы использовать однотонную ткань. Просит рассмотреть леску и подумать, какой уже знакомый материал она напоминает. Предлагает сравнить леску, проволоку и нитки и сделать вывод о том, чем будут отличаться изделия из бисера, собранные на леску, от собранных на проволоку или на нитку'. Демонстрирует эти изделия, после того как учащиеся попробовали самостоятельно прийти к выводу, что на проволоке изделие будет самым жёстким. Предлагает самостоятельно провести анализ изделия и на основе текстового и слайдового планов определить последовательность выполнения работы. Демонстрирует приёмы низания бисера на леску. Особое внимание уделяет соблюдению правил техники безопасности. Подчёркивает: если для вышивки отрезается нитка «с локоть», то для работы с бисером необходимо брать леску или нитку подлиннее, что делает работу более опасной. Организует выполнение изделия. Просит оценивать качество выполнения своей работы на каждом этапе. Предлагает сильным учащимся работать иголкой с капроновой ниткой, более слабым — нанизывать бисер на леску. Демонстрирует приёмы крепления замочка и предлагает выполнить самостоятельно эту операцию в конце работы | Делают предположение, что круглый бисер обозначается кружочками, рубленый — квадратиками, стеклярус — прямоугольниками; нитка или леска обозначены на схеме линией. Стрелочка обозначает направление движения иглы. На основании полученных рекомендаций готовят рабочее место. Рассматривают леску и делают вывод, что она похожа на проволоку. Сравнивают леску, проволоку и катушечные нитки. Делают вывод, что материалы имеют одинаковое сечение (форму), но различаются по жёсткости. Анализируют текстовой и слайдовый планы, определяют последовательность выполнения работы, используя учебник на с. 60—62. Наблюдают приёмы выполнения браслета, задают вопросы. | Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке. Регулятивные: планируют свою деятельность. Познавательные: умеют анализировать информацию |
Первичное закрепление Цель этапа: усвоение обучающимися правила работы | Организует помощь учащимся в проведении анализа готового изделия. Определите, какие материалы и инструменты понадобятся для работы над изделием. Назовите способ разметки (способ кроя, способ сборки и оформления). Организует работу по изучению плана работы над изделием по учебнику | Анализируют информацию, отвечают на вопросы; работают с учебником, проговаривают последовательность работы | Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке. Регулятивные: планируют свою деятельность. Познавательные: умеют анализировать информацию |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону/образцу Цель этапа: самоконтроль и самооценка обучающимися результатов своей деятельности. | Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. - Выполните поделку - браслетик «Цветочки» | Выполняют задание | Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, планировать этапы работы. Познавательные: умеют организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации замысла |
Рефлексия. Подведение итогов урока, домашнее задание. Уборка рабочих мест | В процессе просмотра работ учитель организует их обсуждение, оценивание. Комментирует качество выполненной работы Организует беседу по вопросам: Что нового вы узнали на уроке? Возникали ли у вас в процессе работы затруднения? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Какое у вас настроение? Довольны ли вы выполненной работой? Объясняет задание: - Выполните дома работу над изделием «Браслетик “Подковки”» в рабочей тетради (с. 27). - Принесите на следующий урок: цветную бумагу, картон, два спичечных коробка, шило или декоративную кнопку, палочку от мороженого, нитки, скрепку, зубочистку, ножницы. | Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их Слушают учителя, отвечают на вопросы Слушают учителя | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. |