СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок технологии в 5 классе "Сервировка стола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  • Обучающая – добиться усвоения учащимися знаний о сервировке стола и умения применять их на практике.
  • Развивающая – способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
  • Воспитательная – сформировать культуру общения при работе в группе, культуру поведения за столом, эстетический вкус.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме Сервировка стола. Культура поведения за столом в 5 класс»

Урок по теме «Сервировка стола. Культура поведения за столом»

в 5 классе

Цель урока: формирование знаний о сервировке стола к завтраку о столовом этикете.

Задачи:

  • Обучающая – добиться усвоения учащимися знаний о сервировке стола и умения применять их на практике.

  • Развивающая – способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

  • Воспитательная – сформировать культуру общения при работе в группе, культуру поведения за столом, эстетический вкус.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая.

Оборудование: полотняные салфетки, инструкционные карты «Способы складывания салфетки», карточки с эскизами продуктов, столовые приборы, проектор, компьютер, презентация.

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Стремление к совершенствованию своих умений

Понимание и определение понятия «завтрак», «сервировка стола». Знание столового этикета. Участвовать в коллективной творческой деятельности при сервировке стола к завтраку.

Регулятивные. Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.




Познавательные. Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.



Коммуникативные. Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).









Рекомендуемая организация урока (ход урока)





Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Приёмы, УУД

1.Организацион-

ный этап

Активизация обучающихся.

Добрый день! 
Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг и другу улыбнулись.
Отметьте одним из смайликов свое самочувствие.
(Настраивает учащихся на работу и проверяет готовность их к уроку.)

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Сегодня я бы хотела начать урок со слайда, который перед вами.
(Слайд №2)
Подводит учащихся к осознанию целей и задач. 
Давайте вместе попробуем сформулировать тему нашего урока.

Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? (Слайд №3) Какова же цель нашей работы на уроке? Для чего нам это необходимо?
Чтобы достичь нашей цели какую работу мы должны выполнить? (Слайд №4).
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
Помогает, советует в планировании.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания.
Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

3.Актуализация знаний.

Выявить уровень знаний и систематизировать их.

Предлагает ответить на вопросы:
– Поднимите, пожалуйста, руку, кто сегодня завтракал? – А кто считает, что ваш завтрак был полноценным ? Если да, то почему?
Какие блюда, мы свами научились готовить и какие, из них можно предложить на завтрак? Давайте вместе подведём итог обсуждения. (Слайды №4)
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Вопрос: как вы думаете, зависит ли сервировка стола от тех блюд, которые будут предложены на завтрак?

Представляют результаты исследования.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

4.Первичное усвоение новых знаний

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.
Демонстрирует презентацию 1.
Задает вопросы:
1. Что обозначает слово «завтрак»? (Слайды №6-8)
2. Почему необходимо завтракать? (Слайд №9)
3.Сервировка стола к завтраку: (Слайд №5)

-предметы для сервировки (Слайд№6)

-требования к сервировке стола (Слайд№7)

-скатерть и приборы для сервировки (Слайд№8,9)
– варианты сервировки стола; (Слайд №10)

-салфетки обязательный предмет сервировки стола. (Слайд№11)

- салфетка – королева стола (Слайд №12)
– способы складывания салфеток. (Слайды №13)


Вопрос: Какое назначение салфеток? Из какой ткани лучше сшить салфетки? Почему?
Какие способы складывания салфеток вы знаете?

4. Правила поведения за столом. (Слайд №16, 17, 18)

Учитель: я предлагаю вам совершить путешествие в Зазеркалье. Там живут непослушные дети, они все делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайтесь по утрам» - они не умываются. Им рекомендуют «Здоровайтесь друг с другом» - они тут же перестают здороваться. Вот и придумали давать таким детям не полезные, а вредные советы. Дети все сделают наоборот, и получится как раз правильно. Предлагаю вам исследовать несколько вредных советов непослушным детям и выяснить, о каких правилах столового этикета идет речь.

Вывод «Столовый этикет» (Слайд №18)

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради.
































Каждая группа работает с текстом вредных советов и формулируют правила столового этикета. Обсуждение выск

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: давать определения новым понятиям темы, называть этапы последовательности сервировки стола.

















Познавательные: извлекать необходимую информацию из прочитанного, структурировать знания.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: давать определения новым понятиям, формулировать правила столового этикета.

5. Первичная проверка понимания

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

Задает вопросы:
– Что называется сервировкой стола?
– Как располагают приборы для завтрака на столе?
– Как меняется сервировка в зависимости от меню?
Предлагает задание: по схемам сложить салфетки

Выбирают самостоятельно варианты складывания салфеток по сложности, выполняют упражнения по складыванию салфеток.

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
Коммуникативные: слушать и слышать собеседника.
Познавательные: применять полученные знания о способах складывания салфеток.

6. Первичное закрепление.

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

Выполнить сервировку стола в соответствии с меню. Я вам предлагаю разработать оптимальный, т. е. наиболее благоприятный вариант воздействия на нарушителей столового этикета. Давайте обратимся к слайду №19. Определите в каждой строке по одному наиболее предпочтительному действию. Учитель устанавливает осознанность ситуации.
Организует деятельность по применению новых знаний, консультирует.

Осуществляют учебные действия по намеченному плану 
Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Объясняют, анализируют, формулируют.

Коллективным обсуждением выбирают самое интересное сочетание параметров таблицы.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: 

общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные:

 организовывать учебное взаимодействие в группе.

7.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.
Консультирует, советует, помогает.
Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности

Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Регулятивныеконтроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: 

самоопределение.
Коммуникативные: 

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Организовать обсуждение и запись домашнего задания

При всей нашей жизни «на бегу» сложно представить завтраки в кругу семьи. Совместные завтраки в будни – это скорее из области фантастики!

Домашнее задание:

1. Постарайтесь в выходной день приготовить завтрак и выполнить сервировку стола для себя и всей семьи, чтобы порадовать близких (на выбор). Отзывы о завтраке принесите к следующему уроку. 
2. Найдите пословицы о завтраке, дайте к ним комментарии (на выбор)
3. Найдите новые способы складывания салфеток (на выбор).

Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, записывают домашнее задание

Регулятивные: умение выбрать задание по силам.
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.

9.Рефлексия деятельности

1. Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. 
2) Подвести итог проделанной работы на уроке.

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.
Какова была ваша учебная задача? Чему вы научились на уроке? Где можно применить полученные знания? Для чего нужно знать правила сервировки стола?
Какие затруднения у вас возникли?
Какие способы сложения салфеток вам понравились больше всего?
Дайте анализ своей деятельности на уроке.
Учитель консультирует,

 формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке.

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные:  умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные:  осознавать успешность своей деятельности.

























































Просмотр содержимого презентации
«Сервировка стола Культура поведения за столом»

«Сервировка стола .  Культура поведения за столом» Ягодкина Вера Тимофеевна учитель технологии МКОУ «СОШ № 2»

«Сервировка стола . Культура поведения за столом»

Ягодкина Вера Тимофеевна

учитель технологии

МКОУ «СОШ № 2»

ТЕМА УРОКА ???

ТЕМА УРОКА ???

Дымится чай оранжевый -  В нем солнышко - лимон.  Лишь ложкой чай помешивай,  И сладким станет он. На блюдечке пирожное -  Две вишенки в желе.  Пирожное - творожное  На завтрак дали мне.

Дымится чай оранжевый - В нем солнышко - лимон. Лишь ложкой чай помешивай, И сладким станет он.

На блюдечке пирожное - Две вишенки в желе. Пирожное - творожное На завтрак дали мне.

Сервировка стола для завтрака Сервировка стола – это подготовка и оформление стола к приему пищи. При сервировке стола рекомендуется соблюдать определенную последовательность Вначале накрывают стол скатертью. Расставляют тарелки Раскладывают столовые приборы Ставят посуду Раскладывают салфетки Расставляют приборы со специями, вазы с цветами.

Сервировка стола для завтрака

Сервировка стола – это подготовка и оформление стола к приему пищи.

При сервировке стола рекомендуется соблюдать определенную последовательность

  • Вначале накрывают стол скатертью.
  • Расставляют тарелки
  • Раскладывают столовые приборы
  • Ставят посуду
  • Раскладывают салфетки
  • Расставляют приборы со специями, вазы с цветами.

Предметы для сервировки стола Столовая посуда Столовые приборы цветы  салфетки  скатерть  меню

Предметы для сервировки стола

Столовая посуда

Столовые приборы

цветы

салфетки

скатерть

меню

Требования к сервировке стола

Требования к сервировке стола

  • Соответствие виду и поводу застолья
  • Сочетание с меню
  • Правильное расположение предметов сервировки
Скатерть самобранка При сервировке стола к завтраку стол накрывают

Скатерть самобранка

При сервировке стола к завтраку стол накрывают

  • Цветной скатертью
  • Белой скатертью
  • Клеенкой
  • Тканью
ВАРИАНТЫ СЕРВИРОВКИ СТОЛА

ВАРИАНТЫ СЕРВИРОВКИ СТОЛА

Салфетки обязательный предмет сервировки стола

Салфетки обязательный предмет сервировки стола

Салфетка королева стола

Салфетка королева стола

СПОсобы складывания салфеток

СПОсобы складывания салфеток

Прошу к столу

Прошу к столу

Этикет – принятая в определенных кругах общества система правил поведения , установленный порядок поведения где-либо Поведение в общественных местах Поведение в школе Поведение за столом Поведение в гостях Поведение на улице «Золотое правило этикета» :  «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение»  (Джонатан Свифт)

Этикет – принятая в определенных кругах общества система правил поведения , установленный порядок поведения где-либо

  • Поведение в общественных местах
  • Поведение в школе
  • Поведение за столом
  • Поведение в гостях
  • Поведение на улице

«Золотое правило этикета» :

«Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение»

(Джонатан Свифт)

Путешествие в зазеркалье. Вредные советы

3.Рот конфетами набейте, Пока мама не накроет

1 . Только утром вы проснетесь,

Не спешите умываться:

Из бутылки газировку Лейте смело прямо в рот

Ни к чему водой холодной

Говорите очень громко, Чтоб к столу все потянулись –

В одиночестве питаться Вам, конечно не резон.

Свое тело истязать

Сразу плюхайтесь в пижаме

А когда за стол уселась Вся семья, икните громко

(После литра газировки Сделать это так легко!)

Вы за стол, чтоб подкрепиться,

Почешите спину вилкой, А потом сестренку Свету

Потому что очень важно

Под столом ногой толкните Или двиньте локтем в бок.

Свои силы поддержать

4.Дотянитесь до тарелки Той, которая подальше

2.Не забудьте стул погромче

В ней обеими руками Покопайтесь… а потом

Вы к столу с собой подвинуть:

Оторвите кус побольше, Бросьте снова на тарелку

Если мама не проснется ,

Кто же будет вас кормить?!

И скажите маме строго : «Это не возможно есть»

Как Атлант, держащий небо,

Изогнитесь над тарелкой

5. Рукавом пижамы губы Вытирайте грациозно.

И упритесь в стол локтями,

Ну а руки – о сестренку Или папины штаны.

Чтобы голову держать.

И с победным громким кличем уноситесь прочь скорее,

Потому, что папа может эту шутку не понять

Столовый этикет

1. Перед тем как сесть за стол, необходимо привести в порядок себя и свою одежду.

Одежда должна быть чистой и опрятной, руки чисто вымытыми

2. Садясь за стол, стул не передвигают, а переставляют., держа за спинку. Сидите прямо, ненапряженно, слегка опираясь на спинку стула, но не развалясь на нем.

Не облокачивайтесь на стол. Не склоняйтесь низко над тарелкой. Некладите локти на стол, не расставляйте их.

3. Даже если у вас разыгрался аппетит не набрасывайтесь на еду. Не следует наполнять рот большим количеством пищи или откусывать большие куски. Старайтесь есть беззвучно, не торопясь. Пить из бутылки нельзя. Разговаривать и пить с полным ртом недопустимо.

4. Не чавкайте. Не причмокивайте. Не прихлебывайте. Нельзя шалить, мешать соседям, использовать столовые приборы не по назначению.

5. Не тянитесь через весь стол. Попросите, чтобы вам передали. Невежливо выбирать лучшие куски из общего блюда. Берите тот кусок, который лежит ближе к вам. Как бы вы ни были разочарованы каким – либо блюдом, тот кусок, который находится у вас во рту, должен быть съеден. Изо рта можно вынимать лишь рыбьи кости и фруктовые косточки.

Не отказывайтесь от какого – либо блюда, ссылаясь на то, что оно вам не нравится. Откажитесь вежливо и без объяснений.

6. Полотняная салфетка во время еды должна лежать на коленях. Руки и рот вытирайте бумажными салфетками. Закончив еду, полотняную салфетку положите на стол, а бумажную – в тарелку.

Выбор оптимального воздействия на нарушителя этикета Способы воздействия Варианты воздействия Наказание Высечь Поощрение Обращение к общественному побранить Дать конфету Взывание к совести нарушителя Написать в газету мнению Поставить хорошую оценку Поставить двойку Повести в кино Вызвать родителей Вызвать на собрание Спросить: «Совесть есть?» Пожалеть Развесить везде плакаты Прочитать лекцию Провести анкетирование Попытаться объяснить Очень расстроиться

Выбор оптимального воздействия на нарушителя этикета

Способы воздействия

Варианты воздействия

Наказание

Высечь

Поощрение

Обращение к общественному

побранить

Дать конфету

Взывание к совести нарушителя

Написать в газету

мнению

Поставить хорошую оценку

Поставить двойку

Повести в кино

Вызвать родителей

Вызвать на собрание

Спросить: «Совесть есть?»

Пожалеть

Развесить везде плакаты

Прочитать лекцию

Провести анкетирование

Попытаться объяснить

Очень расстроиться

Домашнее задание Приготовить завтрак и выполнить сервировку стола для завтрака для своей семьи

Домашнее задание

Приготовить завтрак и выполнить сервировку стола для завтрака для своей семьи


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!