СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок технологии "Знакомство с народными куклами-оберегами. Создание куклы-мартинички".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок технологии "Знакомство с народными куклами-оберегами. Создание куклы-мартинички".»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.Шляева Валерия Леонидовна.

Предмет: труд.

Класс 2 «В».

Тема занятия: «Знакомство с народными куклами-оберегами. Создание куклы-мартинички».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.  

Цель: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Знакомство с народными куклами-оберегами. Создание куклы-мартинички».

Планируемые результаты

Задачи урока

Предметные:

-узнать, что такое куклы-обереги, какие бывают виды и из каких материалов их создают;

-научиться создавать куклу-оберег «Мартиничка».

Дидактические:

  1. Формировать знания о кукле-оберег, какие бывают виды и их каких материалов их создают.

  2. Формировать умение создавать куклу-оберег «Мартиничка».

Метапредметные Познавательные:

- планирование;

- выполнение действий по алгоритму;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- владеть диалогической формой речи.

Развивающие:

  1. Формировать умение (познавательные): планировать; выполнять действия по алгоритму;

  2. Формировать умение (регулятивные): принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  3. Формировать умение (коммуникативные) планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владеть диалогической формой речи.

Личностные

- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- Интерес к декоративно-прикладному искусству.

Воспитательные:

  1. Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  2. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: пряжа, картон, ножницы, демонстрационный образец.

Интерактивное оборудование: компьютер, экран, презентация, проектор.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация к учебной деятельности.


Словесный

(беседа)



Приветствие.

- Я очень рада вас видеть, присаживайтесь, пожалуйста.


Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!


Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу, слушаю стихотворение.







К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, владеть диалогической формой речи.




2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Словесный

(беседа)








Фиксирует индивидуальное затруднения через повторение актуальных вопросов по теме.

-Посмотрите на слайд, что это такое?

-Правильно. Куклы эти необычные- это куклы-обереги.

-Что вы знаете о них?

-Для чего были созданы эти куклы? Какие виды вы знаете?




Куклы.













Отвечают.


Затрудняются ответить.










К: Владеть диалогической формой речи.





Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


3. Выявление места и причины затруднения

Словесный

(беседа)


Наглядный

(демонстрация)

-Как вы думаете, что мы будем с вами сегодня делать? Какая будет тема урока?

Показ демонстрационного образца

-Какой материал мы будем использовать?

Эта кукла-оберег называется Мартиничка.

-Какая техника была использована при выполнении данной работы?

-Какими приёмами мы будем выполнять нашу работу?


-Познакомимся с куклами-оберегами, сделаем куклы-оберег.




-Пряжу.











Рассуждают и отвечают.




К: Владеть диалогической формой речи.



4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный

(беседа)


Наглядный

(демонстрация)

Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока.

-Давайте сформулируем тему урока.

-Какая будет цель урока?

-А задачами урока будут:

1. Познакомиться с куклами-оберегами, виды и материалы изготовления.

2. Создать свою куклу-оберег Мартиничку.

3. Организовать выставку.




Тема: «Знакомство с народными куклами-оберегами. Создание куклы-Мартинички.».

Цель: Узнать, как создать куклу-оберег Мартиничка.




К: Владеть диалогической формой речи.



5. Реализация построенного проекта.

Словесный

(беседа)


Наглядный

(демонстрация)

-Приглашаю вас в удивительный мир кукол-оберегов. Погружаемся в историю этих традиционных славянских символов, изучаем их значение и современное применение.

-История кукол-оберегов:

Куклы-обереги имеют глубокие корни в народных традициях и культуре различных народов. Их история восходит к древним временам, когда люди верили в магическую силу предметов, способных защищать от злых духов и приносить удачу. Основные моменты, связанные с истоками кукол-оберегов:

1. Древние верования

В древности существовало убеждение, что куклы могут служить посредниками между миром людей и миром духов. Люди создавали обереги, чтобы защитить себя и своих близких от негативных влияний.

Куклы часто ассоциировались с плодородием, здоровьем и благополучием. Например, в некоторых культурах куклы делали для беременных женщин или новорожденных, чтобы обеспечить их защиту.

2. Материалы и символика

Куклы-обереги обычно изготавливались из натуральных материалов, таких как солома, ткань, дерево и другие доступные ресурсы. Эти материалы считались "живыми" и наделялись магическими свойствами.

Часто обереги не имели лиц, чтобы не привязывать к ним душу или личность. Это также символизировало универсальность и защитную функцию куклы.

3.Ритуалы и обряды

Куклы-обереги часто использовались в различных ритуалах и обрядах, связанных с переходными моментами в жизни (например, свадьба, рождение ребенка).

Их создание могло сопровождаться особыми ритуалами, которые усиливали их защитные свойства.

4. Современность

В современном мире куклы-обереги продолжают существовать как часть народного творчества и культурного наследия. Они могут быть использованы как декоративные

элементы или подарки с символическим значением.

Многие современные мастера восстанавливают традиции создания кукол-оберегов, сочетая их с современными художественными техниками.



Куклы-обереги — это не только красивые изделия ручной работы, но и важные элементы культурной идентичности и духовной практики народов мира.


-Для создания этих кукол использовались различные подручные материалы.

Лен
Самый распространённый материал, символизирует чистоту и долголетие.
Хлопок
Также используется, более доступный материал.
Травы
Целебные травы, такие как зверобой, ромашка, мята, наполняют куклу-Травницу.
Зерно
Гречка, рис, пшеница наполняют куклу-Крупеничку, привлекают достаток.



-Типы кукол-оберегов:



-А сегодня мы с вами познакомимся с техникой мотанка. Эта техника без шитья и иглы, все детали куклы формируются путём наматывания и перевязывания нитками.

-А приём-обмотка. Будем наматывать с вами нить на картон и формировать тело и руки куклы.

Организует деятельность по составлению плана урока.

1.Нитью обматываем картон для получения туловища куклы, картон не должен сгибаться.

2.Отрезаем нить там же, где и начинали наматывать.

3. Отрезаем полоску нити-перевязь и продеваем её через намотанную нить сверху, туго завязываем. Разрезаем нижнюю часть пополам, убираем картон.

4.Отрезаем ещё одну нить перевязь и формируем голову у куклы, туго завязываем.

5.Тем же самым способом мы делаем с вами руки, наматываем их на картон, снимаем с него.

6. Подготавливаем две нити перевязь и формируем кисти рук, туго завязывая. Разрезаем наши кисти посередине.

7. Находи центр юбки, поднимаем одну половину и кладём руки. Закрываем второй частью.

8.Ниткой перевязь формируем талию у куклы и закрепляем руки, туго завязываем.

9.Подравнимаем юбку и кисти у куклы.

Приложение 1.

Слушают, обсуждают.
































































































































Изучают этапы выполнения работы, представленные на слайдах.

Узнать, что такое куклы-обереги, какие бывают виды и из каких материалов их создают.

Научиться создавать куклу-оберег «Мартиничка».

П: Планирование.



Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


Интерес к декоративно-прикладному искусству.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный

(беседа)

Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи.

-Давайте с вами повторим, с каким приёмам мы с вами познакомились?

Как мы будем выполнять работу?


- Техника-мотанка, приём-обмотка.



-Поэтапно.

Научиться создавать куклу-оберег «Мартиничка».

К: Владеть диалогической формой речи.


Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


Интерес к декоративно-прикладному искусству.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Словесный

(беседа)



Организует практическую работу обучающихся и индивидуальный инструктаж.



Выполняют работу.


Научиться создавать куклу-оберег «Мартиничка».

Р: принимать и сохранять учебную задачу;


Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


П: выполнение действий по алгоритму.


8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Словесный

(беседа)


Наглядный

(демонстрация)

Организует включение нового знания в систему знаний и повторений.

-Давайте с вами повторим, что мы сегодня с вами выполняли?

В какой технике мы сегодня работали?

Какими приёмами пользовались? Какой вам больше всего понравился?

- Познакомились с куклами-оберегами.



-Мотанка.

-Обмотка.

- Высказывают мнение о том, что больше понравилось выполнять.


К: Владеть диалогической формой речи.



9. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный

(беседа)


Наглядный

(демонстрация)



Организует выставку работ обучающихся и их отметку.

У вас получились замечательные куклы! Пусть они станут вашими маленькими оберегами.

Давайте устроим с вами выставку.

Уборка рабочего места.

Участвуют в выставке.




Наводят порядок на своих рабочих местах.


К: Владеть диалогической формой речи.






























Приложение 1