СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

??? Урок «ТЕМА ЧИСТОЙ, БЕСКОРЫСТНОЙ ЛЮБВИ КАК ГЛАВНОЙ ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА "ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ" РЯиЛ 2005-3

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

??? Урок «ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ». ТЕМА ЧИСТОЙ, БЕСКОРЫСТНОЙ ЛЮБВИ КАК ГЛАВНОЙ, ВЕЧНОЙ ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА "ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ" РЯиЛ 2005-3

Просмотр содержимого документа
«??? Урок «ТЕМА ЧИСТОЙ, БЕСКОРЫСТНОЙ ЛЮБВИ КАК ГЛАВНОЙ ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА "ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ" РЯиЛ 2005-3»

Тема. «ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ». ТЕМА ЧИСТОЙ, БЕСКОРЫСТНОЙ ЛЮБВИ КАК ГЛАВНОЙ, ВЕЧНОЙ ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА "ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ"

Цели урока: обучить способам проникновения в художественный мир писателя; со­здать благоприятные условия для сопереживания, развития у учеников способности соразмышлять; осветить благотворное влияние чувства любви на человека.


Оборудование, оформление урока: музыка Бетховена, схема, плакаты:

Всё, кружась, исчезает во мгле — Неподвижно лишь солнце любви...

В. Соловьев

Словно солнце горит, не сгорая, любовь. Словно птицы небесного рая — любовь. Но еще не любовь — соловьиные стоны, Не стонать, от любви умирая, — любовь!

О. Хайям

Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?

М. Булгаков

Форма урока: урок-размышление с элементами диспута.

Эпиграф:

Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться.

А. Куприн

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Желткова, героя повести "Гранатовый

(На фоне музыки Бетховена звучит браслет".

отрывок из письма Желткова Вере Нико- Любовь, по мнению Куприна, "должна

лаевне.) быть трагедией, величайшей тайной в

Я думаю, что вы узнали героя, напи- мире. Никакие жизненные компромиссы

савшего эти строки, и вспомнили герои- не должны ее касаться" (обращение к

ню, которой они адресованы. эпиграфу). Она всегда "борьба и достиже-

Александр Куприн — певец возвышен- ние, всегда радость и страх, воскрешение

ной любви — создал удивительные по и смерть".

красоте и силе произведения, воспеваю- ■ А как вы, ребята, считаете, суще-

щие это чувство. Он ищет любовь в глу- ствует ли настоящая любовь?

бине веков (повесть "Суламифь"), в полес- (Ученики высказывают свои мнения,

ской глуши (повесть "Олеся"), в каморке после чего учитель благодарит их и гово-

влюбленного отшельника, последнего ро- рит о том, что, проникнув в художе-

мантика жестокого и расчетливого мира ственный мир писателя, проследив, какое

влияние оказывают чувства на человека, ребята сумеют доказать, что бескорыст­ная, чистая любовь главная, вечная ценность жизни, т.е. формулирует тему и цели урока.)


2. Анализ содержания повести.

Каждый человек произносит свои сло­ва о любви. Какой может быть любовь? Давайте создадим ассоциативный ряд при­лагательных — определений любви.

(Ученики в течение одной минуты со­здают ряд, а затем зачитывают слова, дополняют индивидуальные списки понра­вившимися словами.)

■ Какое место занимает любовь в жиз­ни героев, собравшихся на именины Веры
Николаевны? (Ученики приходят к выводу, что люб­ви в мире героев повести нет. Они не придают ей настоящего значения, не мо­гут понять и принять всей ее серьезнос­ти и трагичности.)

Какой новый мотив вносит в повесть генерал Аносов? Во что он верит?

(Настоящая любовь в жизни людей была, он верит, что "любовь должна быть", она не могла исчезнуть, она обя­зательно вернется, просто ее могли не заметить, не узнать, и, неузнанная, она просто живет где-то рядом.)

Какие истории рассказывает Аносов в подтверждение своей мысли? (Пересказ истории.)

Как воспринимает Аносов историю "таинственного обожателя" княгини Веры? Что это за история? (Пересказ истории любви Желткова от первых писем до получения браслета.)

■ Зачитайте, как выглядел браслет. Как восприятие подарка углубляет характеристику героини?

("Низкопробный", "очень толстый", "плохо отшлифованные гранаты" несо­ответствие подарка утонченному вкусу героини. Можно сравнить браслет с дру­гими подарками: прекрасные серьги — по­дарок мужа, "маленькая записная книж­ка в удивительном переплете" — подарок сестры. Цвет камней вызывает восхище­ние и тревогу.)

Что значит гранатовый браслет для Желткова?

(Это не только символ благоговейной, бесконечной и безнадежной любви: он име­ет и некую магическую силу как фамиль­ная драгоценность.)

■ Подумайте, почему Желтков подарил Вере Николаевне самую ценную для него
вещь. (Он хотел подчеркнуть избранниче­ство Веры.)

■ "Гранатовый браслет"... Как замеча­тельно звучит. Почему А. Куприн дал именно такое название своему произведе­нию?

(Высказываются различные мнения, позволяющие сделать вывод: уже в этом поступке видна готовность Желткова пойти на все ради любимой.)

Какой композиционный прием ис­пользует автор для того, чтобы ярче вы­
делить появление Желткова?

(Куприн собирает всех, кроме Желтко­ва, на именинах; вначале мы читаем письмо, видим браслет, а лишь потом самого героя.)

■ Каким вы представляли себе Желтко­ва из письма, сопровождавшего браслет?

(В письме Желткова и скромность, и сдержанное достоинство, и понимание не­соответст-вия своего вкуса и утонченнос­ти Веры Николаевны, и смелость отчая­ния. В этом письме удивительное ду­шевное благородство человека, подаривше­го любимой женщине реликвию, оберегав­шую от несчастий.)

• Каков герой на самом деле? Как че­рез детали портрета автор раскрывает его
внутренние качества? (В центре внимания эпизод разго­вора Василия Львовича и Николая Нико­лаевича с Желтковым.)

■ В начале урока вы прослушали лишь фрагмент из последнего письма Желткова. Давайте прочитаем это пись­мо и подумаем, дополнило ли оно облик героя.

(Вся глубина чувства героя в его пись­ме: любовь для него выше всего земного, она божественного происхождения.)

Обращение к плакатам со словами О. Хайяма и В. Соловьева.

■ Какой же была любовь Желткова? За­пишите прилагательные-определения и другие сочетания.

3. Обобщение.

После того, как слова прочитаны, об­ращаю внимание на слова К. Паустовско­го о "горькой прелести" "Гранатового брас­лета" и предлагаю подумать над ними.

Обратившись к эпиграфу, ученики де­лают вывод о том, что и для Желткова, и для Веры Николаевны эта любовь — и трагедия, и счастье.

■ Что испытала Вера Николаевна, по­лучив последнее письмо Желткова? Что поняла, увидев его в первый и последний раз?

(Ей открылась та самая "большая лю­бовь, которая повторяется раз в тысячу лет"; герои "любили друг друга только одно мгновение, но навеки".)

• Каким настроением проникнут финал повести? Какова роль музыки?

(На фоне музыки Бетховена звучит фрагмент из заключительной части пове­сти.)

4. Рефлексия.

■ Ребята, так есть ли она, настоящая любовь?

(Ученики высказывают свои мнения. Обращаю внимание на слова М. Булга­кова.)

■ Любовь... Ее пытаются истолковать много веков. Какой бы вы хотели видеть свою любовь? Я предлагаю вам написать сочинение-миниатюру "Когда ко мне при­дет любовь, пусть она будет ..., потому что ...".

(На работу отводится 2 минуты, пос­ле чего ребята представляют свои сочи­нения.)


5. Подведение итогов урока, выставле­ние отметок.

Урок подходит к концу. Еще не окон­чен разговор о повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет". Почему бы не по­говорить о возрасте героев и их именах? Почему бы не представить их спустя не­сколько лет?

Для того чтобы этот разговор был ин­тересен, я предлагаю вам выбрать один из вариантов домашнего задания.

(Домашнее задание и материалы к I варианту заранее отпечатаны на от­дельных листах для каждого ученика.)

Домашнее задание.

I вариант. Используя данный матери­ал, ответьте на вопрос: "Есть ли связь между именами героев и их судьбой?" (См. Приложение.)

// вариант. Напишите сочинение-мини­атюру "Мои мысли о повести «Гранатовый браслет»".

III вариант. Письменно ответьте на воп­рос: "Так что же это было: любовь или сумасшествие? "

IV вариант. Напишите эпилог к повес­ти. Представьте, что прошло два года. Опишите, стараясь сохранить стиль писа­теля, как сложилась дальнейшая судьба его героев.

Приложение


Язык символов в повести А. Куприна "Гранатовый браслет"

Красный цвет символизирует волю, активность, властность.

Красно-кровавый гранат приносит счастье людям страстным, активным, но людям рассудочным противопоказан.

Вера — то же, что и слово "вера" — уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, духовных.

У Веры хорошо организованный ум. Она не лишена творческих способностей, зачас­тую бывает музыкальна. Вера прекрасно знает, чего она хочет от жизни, и это каче­ство в ней явно превышает эмоциональное восприятие мира. Женщины с этим именем свободны, раскрепощены, оригинальны.

Георгий — победоносец. Георгий готов выслушать собеседника, может хранить чу­жие тайны. Он с огромной ответственностью относится к порученному делу. В отноше­ниях с женщиной нерешителен. Георгий не может переносить ложь. Ему присущи муд­рость, верность, спокойствие. Георгий способен на самопожертвование. В браке ему мог­ло бы повезти с Верой.


4