Урок. тема «От якобинской диктатуры до установления режима консульства.
(18 брюмера Наполеона Бонапарта).
Класс:8
Цель урока: охарактеризовать заключительный этап Великой французской революции, определить её историческое значение.
Задачи: выявить причины падения якобинской диктатуры; охарактеризовать политику Директории; дать оценку историческим личностям эпохи революции;
развивать познавательные способности учащихся, умение анализировать текст, выделять главное, характеризовать причинно-следственные связи;
воспитывать неприятие жестокости, насилия
образовательные: углубление и систематизация полученных знаний;
развивающие: развитие умений рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в беседе, выделять главное, давать характеристики историческим деятелям и процессам, оперировать понятиями и терминами;
воспитательные: воспитание негативного отношения к террору и насилию как средствам решения проблем, продолжить воспитание гуманизма.
Планируемые результаты:
-
Личностные: воспитание чувства взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах и группах; воспитание интереса к истории как науки.
-
Предметные: развитие умений работать с учебником, дидактическим материалом овладение понятиями.
-
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся обратной связи.
Методическое оснащение: проектор;компьютерная презентация или видеоурок, карта «Европа в 1794 -1799 годах», учебник, фрагменты исторических документов.
Тип урока: комбинированный.
Основные термины и понятия: террор, гильотина, термидор, брюмер, директория.
Исторические деятели: М. Робеспьер, Гильотен, Ж. Дантон, Ж.П. Марат, Ш. Корде, Н. Бонапарт
Ход урока.
1.Организационная часть.
На сегодняшнем уроке мы завершим изучение Великой Французской революции. Выясним, что происходило во Франции после установления диктатуры якобинцев, и каким образом к власти пришёл Наполеон Бонапарт. Но чтобы перейти к новой теме, давайте вспомним основные события революции с 1789 года.
2.Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос на основе презентации.
Учащимся предлагается охарактеризовать события. Учитель корректирует ответы.
14 июля 1789 года – штурм Бастилии. На улицы Парижа вышли толпы народа. Они штурмом взяли знаменитую тюрьму Бастилию – символ королевской власти. В Бастилии было всего 7 узников, а при штурме погибло около 100 человек. Тюрьма была разрушена до основания, так начиналась революция.
26 августа 1789 года – принятие Декларации прав человека и гражданина. Декларация провозгласила основы правового государства.
21 января 1793 года король Людовик XVI был обезглавлен. Перед казнью он сказал: «Я умираю невиновным и прощаю своим врагам. Желаю, чтобы моя кровь пролилась на пользу французам и успокоила Божий гнев».
Учитель. 2 июня 1793 года устанавливается диктатура якобинцев. Высшим законодательным органом является Конвент, которому подчиняются Комитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности, работают суды – революционные трибуналы. Назовите лидеров якобинцев.
Жан Поль Марат – один из самых радикально настроенных революционеров. Призывал к немедленным массовым убийствам. Оцените высказывание Марата: « Ещё год назад 5 или 6 сотен отрубленных голов сделали бы вас счастливыми и свободными. Сегодня надо обезглавить 10 тысяч человек. Через несколько месяцев 100 тысяч человек. Вешайте, вешайте, мои дорогие друзья!» Убит Марат 25-летней дворянкой Шарлотой де Корде, которая мстила за смерть казнённых родственников.
Максимильян Робеспьер. В родном городе слыл образцом добродетели: аккуратный, расчётливый, полный прогрессивных идей. Постарайтесь дать свою характеристику этому человеку на основе изображения.
Учитель. Робеспьер был невысокого роста, невзрачный, с беспокойным взглядом из-под очков. От него так и веяло болезненностью. Глаза серые, пустые, ничего не выражающие.
Рядом с изображением Робеспьера мы видим символ якобинского террора – гильотину-«народную бритву». За несколько лет до революции её предложил в качестве орудия казни врач Гильотен, считавший, что нож, падающий с большой высоты, обезглавливает совершенно безболезненно.
3.Изучение темы.
План.
I.Падение якобинской диктатуры 9 термидора 1794 года.
II. Политика Директории 1795- 1799 годы.
III. Переворот 18 брюмера 1799 года.
IV.Значение Великой французской революции.
Перед объяснением первого вопроса учитель ставит задачу: «Определить причины падения диктатуры якобинцев».
Фронтальный опрос:
1.Каковы причины революции? Повод?
2.Кто такие якобинцы(участники Якобинского клуба, французского политического клуба эпохи Великой французской революции — самое известное и влиятельное политическое движение революции), жирондисты(политическая группировка (фактически партия) периода Великой французской революции, представлявшая по преимуществу республиканскую торгово-промышленную и земледельческую буржуазию, главным образом провинциальную), роялисты(приверженцы королевской власти, монархисты. Впервые термин «Р.» вошёл в употребление во время Великой французской революции для обозначения сторонников монархии Бурбонов, врагов революции),санкюлоты(название революционно настроенных представителей городского и отчасти сельского простонародья во время Великой Французской революции, преимущественно работников мануфактур и мастерских, а также других чернорабочих., поддерживали наиболее левых революционных политиков — Эбера, потом Робеспьера и Комитет общественного спасения)?
События во Франции проходили в стремительной последовательности, одни партии сменяли других, войны, неурожай, тяжелое экономическое положение требовало к установлению в стране жесткой диктатуры. И эта жесткая диктатура как нельзя кстати соотносилась с якобинцами. Ими была принята новая конституция, она провозглашала: всеобщее избирательное право для мужчин (с 21 года), право на труд, образование и социальную справедливость. Основная цель якобинской политики для населения – это всеобщее счастье. Далее ученики отвечают на вопрос: какие меры были предприняты якобинцами для стабилизации ситуации в стране.
17 сентября 1793 г. – Принятие Конвентом революционного террора (применение физического насилия против врагов революции(гильотина).
Установив диктатуру, якобинцы проводят политику террора, которая не знала границ. Террор с латинского – это страх, насилие. К сожалению, про террор, террористические акты мы знаем не понаслышке. Во многих странах, в том числе и в России, совершаются террористические акты, которые направлены на запугивание людей, создание паники. Якобинцы же с помощью террора пытались укрепить свою власть, они искали виноватых во всех бедах, которые потрясали Францию. По приказу Робеспьера были арестованы 23 жирондиста, которых приговорили к смертной казни. Перед казнью они пели «Марсельезу», ту самую, которую пели патриотически настроенные французы, когда вступали в ряды Национальной гвардии, чтобы защитить страну от войск Пруссии и Австрии.
(Звучит «Марсельеза», вначале громко, затем тише и замолкает).
С каждой минутой хор становился всё тише, падала новая голова. Наконец, замолк последний голос.
Комиссары – посланники Конвента, недрогнувшей рукой наводили порядок в городах Франции. В Лионе за 1 раз было расстреляно 210 человек. Когда считали трупы, обнаружили 2 лишних. Тут вспомнили, что 2 человека безуспешно пытались доказать, что они не приговорённые, а полицейские. Но их никто не слышал.
Совсем недолго длилась власть Марата: летом 1793 г. он был убит Шарлоттой Корде. Здесь необходимо показать ученикам картину Давида «Смерть Марата».
Среди самих якобинцев происходит раскол. Выделяются группы умеренных или ещё их называли «снисходительные» и группа «бешеных».
Умеренных возглавлял Жорж Дантон. По образованию адвокат, блестящий оратор. Внешне выглядел так: высокий, крепкое телосложение, голос напоминал львиный рык. Умеренные выступают за отмену террора, за соглашение между разными партиями.
Во главе «бешеных» священник Жак Ру, Эбер. Почему же «бешеных» именно так называли? Каковы были их цели? Работаем с документом №1.
(«Бешеные выступали за отмену собственности, призывали народ к новому восстанию против умеренных).
По приказу Робеспьера руководители «бешеных» арестованы, их головы снесены «народной бритвой». Робеспьер прилюдно обнимал Дантона и вопрошал «Знаете ли вы лучшего гражданина, чем он?», но уже поползли слухи о том, что готовится арест и Дантона. Следующей жертвой стал Дантон. Однажды к нему прибежали его сторонники, чтобы предупредить о том, что подписан приказ о его аресте. Дантон отказался спасаться бегством. На следующий же день он был арестован. На суде его голос заглушал все голоса, суд вынес ему смертный приговор .Жена и друзья Дантона умоляли его бежать. Дантон удивлённо поднимал брови и говорил : «Куда бежать? Франция – самая свободная страна. Да разве можно унести Отечество на подошвах сапог?»
Ребята, объясните эту фразу.
Вскоре Дантон был арестован. На суде держался уверенно, гордо. На эшафоте произнёс фразу, обращаясь к палачу: «Покажи мою голову народу, она стоит того».
После казни Дантона тяжёлый маховик террора продолжал раскручиваться. Продолжались аресты, казни, никто не был застрахован в том, что он останется жив.
Работа с документом 2 . Какой вывод можно сделать из «Указа о подозрительных»?
После всех мнимых заговоров начинает назревать и настоящий. Как-то во время обеда Робеспьер снял камзол, а другой депутат обыскал его карманы и обнаружил список 40 человек, которых надо казнить. Депутат увидел и свою фамилию. Депутатам – якобинцам приходилось выбирать: действовать или умирать.
27 июля (9 термидора) 1794 года на заседании Конвента Робеспьер пытался зачитать списки новых обвиняемых. Но его заглушил шум депутатов. Робеспьер сел на одно пустующее место и произнёс: «Добродетельные люди, к вам обращаюсь я!» И тут кто – то заметил «Ты сел на место зарезанного тобой Дантона». Робеспьер вскочил как ошпаренный. Его арестовали и объявили вне суда. Перед казнью он пытался покончить жизнь самоубийством. Не вышло, поранил себе нижнюю челюсть. На утро 24 июля1794г Робеспьера привели на эшафот. Нижняя челюсть Робеспьера была перевязана грязной тряпкой. Палач сорвал её, отдирая присохшую кровь от раны. Он опасался, что нож гильотины затупится о ткань. У Робеспьера вырвался ужасный крик боли, а через минуту – крик толпы : «Да здравствует Республика!»
После казни Робеспьера власть переходит в руки к термидорианцам.
Итак, ребята, почему же сравнительно легко и быстро произошло падение власти якобинцев?
В 1794 году власть принадлежала Конвенту, который проводил антиякобинские указы: отмена максимума на цены, «белый террор». В 1795 году принимается Конституция, которая всю полноту власти передаёт Директории. Директория просуществовала с 1795 года по1799 год. После свержения якобинцев власть под свой контроль взяла директория (5 директоров). Но наиболее выдающейся личностью в Директории бал Наполеон Бонапарт. Наполеон одна из личностей, которая вызывает как похвальные так и негативные отношения. Кто этот человек, заставивший говорить о себе весь мир?
Здесь можно ученикам предоставить право самим рассказать о Н. Бонапарте в виде сообщения или предложить им небольшой видеофрагмент из фильма «Наполеон» ссылка ниже.
Внутренняя политика была направлена на выражение интересов буржуазии и промышленников, остальные слои населения страдали, так, например, цены на товары первой необходимости выросли в 230 раз. Во внешней политике происходит перелом. Франция одерживает победы над своими врагами – Пруссией, Австрией.
Учитель обращает внимание на активизацию наступления армии Франции.
В это время выделятся своими победами и авторитетом молодой генерал Наполеон Бонапарт.
Как-то один из заслуженных, уже пожилых генерал заметил: « Вы слишком молоды, чтобы командовать армией». Наполеон тут же парировал : «Да, но на полях сражений быстро стареешь. А я направляюсь именно туда».
Учитель предлагает выполнить небольшую самостоятельную работу – заполнить таблицу «Войны Директории» на основе текста учебника. Работа проверяется
В Египте из случайно попавших в руки газет Наполеон узнаёт, что во Франции сложная обстановка, падает авторитет Директории. Снарядив 2 фрегата и взяв 500 лучших солдат, Наполеон направляется во Францию. На Родине его встречают как победителя.
Наполеону ничего не стоило совершить очередной переворот 18 брюмера (9 ноября) 1799 года. Власть бескровно передаётся от Директории 3 консулам. Через год Наполеон становится первым консулом, а в 1804 оду императором. Наполеон заключает « Мы довели до конца роман революции. Теперь надо посмотреть, что в ней есть реального.»
Давайте и мы сделаем вывод: что же реального было в Великой французской революции. Какое она имела значение?
Используется метод «мозговой штурм».
Вернёмся к нашему эпиграфу. Постарайтесь объяснить: «Революция пожирает своих детей».
Учитель подводит детей к выводу, что революция расчистила дорогу для развития капитализма, провозгласила принципы свободы и равенства, которые признаются в современном мире. Но революция имела жестокие уроки, она показала, какой ценой решаются проблемы с помощью террора.
4. Закрепление. Задание по рядам «Кому принадлежит фраза».
1.«Покажи мою голову народу, она стоит того!» (Ж.Дантон)
2.«Солдаты, вы раздеты и плохо накормлены. Я поведу вас в самые плодородные равнины мира. Вы найдёте там почёт, славу и богатство.» (Наполеон)
3.«Я умираю невиновным и прощаю своим врагам» (Людовик XVI)
4.«Сегодня надо обезглавить 10 тысяч человек, через несколько месяцев 100 тысяч человек. Вешайте, вешайте, мои дорогие друзья!» (Ж.П.Марат).
Закрепление проводится в форме фронтального опроса учеников:
-
К кому после казни короля перешла власть?
-
Почему жирондисты потеряли авторитет?
-
Дайте оценку деятельности якобинцев. Почему они не смогли удержаться у власти?
-
Кто пришел к власти после термидорианского переворота?
-
Каковы итоги революции?
Рефлексия.
-Что нового я узнал …
-У меня получилось …
-С какими трудностями я сегодня столкнулся …
-Что еще вам хотелось бы узнать…
Домашнее задание.
Учитель дает ученикам возможность подвести итоги урок прочитать §, составить кроссворд «Французская революция», дать задание ученикам «Какая по счету на сегодняшний день республика во Франции?( Франция – президентская республика. Действующая конституция, одобренная референдумом в 1958 г., ввела режим Пятой Республики)
Приложение
От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта
Причины падения якобинской диктатуры
Утрата поддержки населения якобинцами
Падение якобинской диктатуры
Установление власти Директории
Внешняя политика Директории
Переворот 18 брюмера
К началу 1794 года французская армия одержала ряд побед на фронтах. Внутри страны удалось подавить мятеж в Ванде́е и иных землях. Опасность контрреволюции уменьшилась. Но вместе с этим обострились внутренние противоречия среди якобинцев.
Пока революция находилась в опасности, якобинский террор был оправдан. Жесткие меры имели поддержку в народе. Общие проблемы объединяли различные политические группы. Но как только ситуация наладилась, на первый план вышли все прежние разногласия.
Сегодня на уроке вы узнаете о причинах падения якобинской диктатуры. Рассмотрите политику нового правительства Франции – Директо́рии, переворот 18 брюмера 1799 года. Определите значение Великой французской революции.
Причины падения якобинской диктатуры.
После побед на фронтах и подавления мятежей народные низы стали требовать дальнейшего углубления реформ. Буржуазия выступала против этого. Ситуация в стране накалилась. В свою очередь для якобинцев любое из этих движений было опасно, так как требования сторон выходили за рамки якобинских устремлений.
По стране прокатилась новая волна террора. Его первой жертвой стали «бешеные». Жак Ру был арестован как «подозрительный» и обвинен в призывах к грабежам. Не дожидаясь казни, он покончил с собой в тюрьме.
Следующими стали якобинцы, выступавшие за ограничение собственности. Жак-Рене Эбе́р и его сторонники были обвинены в желании реставрировать монархию. В марте 1794 года они были казнены по приговору революционного трибунала.
Расправившись с врагами «слева», или как их еще называли «крайними», Комитет общественного спасения обратил внимание на «снисходительных» – группу в Конвенте во главе с Жоржем Данто́ном.
«Снисходительные» выступали
· за соглашение между борющимися группировками;
· выступали за ограничение революционной диктатуры;
· требовали возврата конституционных порядков, прекращения террора;
· их идеалами являлись свобода и собственность.
В марте 1794 года Дантона и его сторонников арестовали, обвинив в присвоении казенных денег. Незадолго до ареста друзья Дантона убеждали его бежать. Но на это он ответил фразой, ставшей в скором времени крылатой: «Куда бежать? Франция – самая свободная страна. Разве можно унести Отечество на подошвах сапог?»
Суд над дантони́стами закончился вынесением им смертного приговора. В апреле 1794 года они вместе со своим лидером были гильотинированы. Перед казнью Дантон сказал палачу: «Покажи мою голову народу – она стоит того».
Но и после этих казней террор не ослабел. В обществе царили страх и настороженность. Даже самые послушные исполнители приказов якобинцев не могли чувствовать себя в безопасности.
Утрата поддержки населения якобинцами.
Якобинцы стремительно теряли поддержку населения. Казни «крайних» оттолкнули от них народные низы.
Расправа со «снисходительными» оттолкнула буржуазию.
Против Робеспье́ра выступили и представители «новой буржуазии» – дельцы, разбогатевшие в годы революции на спекуляциях, поставках для армии, скупке земель. Ранее, они поддерживали якобинцев, так как нуждались в их покровительстве. Но военные победы Франции в 1794 году укрепили позиции «новых богачей». Они стали открыто обвинять якобинцев в тирании.
Крестьяне, получившие землю, считали, что революция закончилась. Не получившие – разочаровались в якобинцах.
Городские низы были возмущены расправой над своими лидерами, тяжелым материальным положением.
В конечном счете, все устали от постоянных казней. От жизни в атмосфере террора. Народ стал отождествлять республику и Робеспьера, который вызывал всеобщую ненависть.
Казнь Робеспьера и падение якобинской диктатуры.
Вскоре все противники якобинцев объединились в союз. В Конвенте сложился заговор против Робеспьера. 27 июля 1794 года (по новому революционному календарю 9 термидо́ра второго года республики), Робеспьер хотел начать выступление в Конвенте. Но ему не дали слова. Депутаты заявили, что не намерены более терпеть «новых тиранов».
Обескураженный Робеспьер сел на пустующее место и произнес: «Добродетельные люди, к вам обращаюсь я»! Но тут кто-то заметил «Ты сел на место зарезанного тобой Дантона». Робеспьер вскочил. Его арестовали и объявили вне закона, что означало только одно – казнь.
Британский историк Томас Карле́йль так описал эти события.
«…Никогда улицы Парижа не были так запружены народом, как в четыре часа этого дня… От здания суда до площади Революции, стояла сплошная стена народа. Изо всех окон, даже с крыш глядели любопытные с удивленными и радостными лицами... Все глаза устремлены на телегу Робеспьера… У подножия эшафота он открыл глаза, и взгляд его упал на окровавленную сталь… Палач сорвал повязку с его лица, тут из груди жертвы вырвался крик, ужасный, как само зрелище. Как только работа Сансона была исполнена, воздух огласился криком одобрения, и крик этот разносился не только по Парижу, но и по всей Франции, по всей Европе и далее…».
Всего было казнено около 100 человек. В основном сторонников Робеспьера и членов Парижской коммуны, которую сразу же устранили. Якобинская диктатура пала.
Установление власти Директории.
Новых людей, пришедших к власти во Франции, стали называть термидориа́нцами. Они выступали за республику, в которой будут гарантированы права собственников и свобода предпринимательства.
Стремясь заручиться поддержкой народа, термидорианцы
· начали преследование якобинцев и их сторонников;
· освободили из тюрем «подозрительных»;
· в Конвент были возвращены уцелевшие жирондисты;
· «прощение» получили мятежники из Вандеи.
В августе 1795 года Конвент принял новую конституцию Франции. Она закрепляла республиканский строй, но отменяла всеобщее избирательное право. Тем не менее, конституция закрепляла все завоевания революции. Прежде всего – законность продажи земель церкви, королевской семьи, эмигрантов, что было в интересах «новой буржуазии».
Согласно конституции, законодательная власть передавалась двухпалатному Законодательному корпусу. Его нижней палатой был Совет пятисот. Верхней – Совет старейшин. Исполнительная власть – Исполнительной Директории в составе пяти директоров. Отсюда пошло и общее название правительства Франции периода 1795–1799 годов – Директо́рия. Судебная власть – Верховному суду.
Внешняя политика Директории.
В то время как внутри Франции, даже с установлением режима Директории, не утихали политические распри, на фронтах революционная армия одерживала одну победу за другой. В 1795 году к миру были принуждены Пруссия и Испания. В зависимую республику была превращена Голландия.
Росло влияние армии и генералов. Но более всего своим военным талантом выделялся Наполеон Бонапа́рт. В 1795 году он успешно подавил мятеж сторонников монархии в Париже, за что получил признание Директории и вскоре был назначен командующим Итальянской армией.
Целью похода в Италию было объявлено освобождение этих земель от австрийского господства. Но в войне Директория видела, прежде всего, способ отвлечь собственное население от внутренних неурядиц. Помимо того, успешная война позволяла Франции получить контрибуции – деньги, так необходимые новому правительству.
Но состояние войск, порученных Наполеону, было удручающим. Армия плохо снабжалась. Солдаты не получали жалованье. Этих людей было нужно одеть, накормить и дисциплинировать. В короткие сроки Наполеон смог сделать армию боеспособной. И, самое главное, генералу удалось возродить революционный энтузиазм солдат.
В то же время моральное состояние сил противника было очень низким. Солдаты не желали воевать. Местное население ненавидело австрийцев. В итоге всю северную Италию охватил революционный подъем. Наполеона стали считать освободителем. В 1796 году французская армия заняла Пьемо́нт, Милан, Папскую область.
В 1797 году Наполеон принудил Австрию к миру. Согласно статьям Кампо́-Форми́йского мира за Францией закреплялись земли на левом берегу Рейна и Австрийские Нидерланды. В Италии был образован ряд зависимых от Франции республик.
В Италии Наполеон проявил себя как умелый администратор и дипломат:
· на захваченных землях отменялись феодальные повинности и абсолютизм;
· церковь лишалась своих привилегий;
· вводились законы, обеспечивающие права и свободы личности;
· огромная контрибуция, возложенная на Италию, по требованию Наполеона взымалась в основном с самых богатых.
В конце 1797 года Наполеон вернулся в Париж. Его встречали как триумфатора. Победы Бонапарта увеличили авторитет армии. В ней стали видеть силу, способную решить внутренние проблемы Франции.
Но к этому времени у Франции еще оставался опасный противник – Англия. Желая нарушить ее связи с Индией (самой богатой британской колонией), Наполеон убедил Директорию в необходимости захвата Египта – вассального государства в составе Турции. Эта экспедиция была выгодна французской буржуазии. Контролируя Египет, Франция получала доступ в Красное море. Из него – ко всем рынкам Азии. Кроме того, захват Египта позволял упрочить положение Франции в Северной Африке.
В 1798 году начался Египетский поход Наполеона. Французы быстро продвигались к Каиру – столице Египта. После битвы у пирамид город был взят. Перед этим сражением Наполеон произнес свои знаменитые слова: «Солдаты, вы пришли в эти края, чтобы нести цивилизацию на Восток. И спасти эту часть света от ярма Англии. Мы собираемся вести бой. Сорок веков величия смотрят на вас с высоты этих пирамид».
В это же время англичанам удалось разгромить французский флот при Абукире, отрезав армию Наполеона в Египте от Франции. Привлечь на свою сторону Турцию. Но французы продолжили экспедицию. Им удалось захватить весь Египет, совершить успешный поход в Сирию. Тем не менее, нанести Англии решающий удар не вышло. Без флота это было невозможно.
Понимавший истинное положение дел, Бонапарт в 1799 году вернулся во Францию.
Переворот 18 брюмера.
К этому времени Директория стала терять влияние. Народ был недоволен действиями правительства, которое не могло справиться с экономическими проблемами и прибегло к открытой диктатуре.
В Италии русско-австрийские войска под командованием русского полководца Суворова отвоевали земли, захваченные Наполеоном. Возникла угроза их вторжения во Францию.
В такой обстановке против правительства вызрел заговор. Заговорщики искали «саблю», при помощи которой удастся захватить власть. Они обратились к Бонапарту, как к человеку популярному и авторитетному. Наполеон согласился.
9 ноября 1799 года (18 брю́мера по революционному календарю) во Франции произошел очередной государственный переворот. Без пролития крови правительство заставили «добровольно» уйти в отставку. На следующий день Наполеон Бонапарт с верными ему солдатами явился в Законодательный корпус и под угрозой применения силы разогнал Совет пятисот.
Потом он заставил Совет старейшин подписать декрет о передаче власти во Франции трем консулам. Через год Наполеон стал первым консулом, в руках которого сосредоточилась вся полнота власти.Заговорщики, желавшие использовать его как «саблю» для захвата власти, просчитались. Новым правителем Франции стал Наполеон Бонапарт.
О перевороте 18 брюмера он сказал следующее: «Мы довели до конца роман революции. Теперь надо посмотреть, что в нем есть реального».
С этими событиями принято связывать окончание Великой французской революции.
Таким образом
· Великая французская революция уничтожила Старый порядок в лице абсолютизма, феодальных пережитков, сословного деления общества;
· в ходе революции на первый план вышла буржуазия, полностью разрушив старое общественное устройство и государство;
· революция создала условия для развития капитализма во Франции: были отменены внутренние таможни, цеховая система, введена единая система мер и весов. Установившееся господство частной собственности ускорило процесс промышленного переворота;
· Великая французская революция провозгласила принципы всеобщей свободы и равенства. Декларация прав человека и гражданина – один из важнейших документов революции – заложил основы для формирования правового государства;
· революция оказала огромное влияние на развитие общества, стала поворотным событием в мировой истории. Революционные идеи повлияли на дальнейшее развитие не только Европы, но и всего человечества;
· революция преподала жестокий урок всем людям. Показала опасность применения тактики террора, даже если с его помощью пытаются достичь благих целей.