Открытый урок
Технологии в 11 классе
На конкурс «Учитель года 2005»,
проведенный в сш №3 г. Вольска
учителем технология
Шильниковской И.Л.
Вольск 2005
Тема урока. «Мои жизненные планы»
Цель урока: сориентироваться в разнообразном мире профессий.
Задачи урока: дидактическая – ознакомить учащихся с профессиями и
специальностями разных типов;
воспитательная – показать значимость самостоятельного подхода к
выбору профессии;
развивающая – развивать самостоятельность при подготовке к трудовой
деятельности в современном обществе.
Методы: проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный.
Учебно-материальное оснащение урока: мультимедийные средства, теле-видео, натуральные образцы, карточки-задания, сигнальные карточки.
Ход урока
I. Организационный этап.
Внешняя составляющая: организация класса.
Внутренняя составляющая :сообщение темы урока, цели и задач.
II. Актуализация прежних знаний.
У меня растут года
Скоро и семнадцать
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
В. Маяковский.
Этот вопрос задают себе многие выпускники на пороге выбора профессии. Поэтому сегодня на уроке мы поговорим с вами о выборе профессии, о ваших жизненных планах.
Попробуем сориентироваться в разнообразном мире профессий и специальностей, выполним презентацию проекта «Моя будущая профессия ».
Выбор профессии в жизни человека – важное и ответственное решение, которое определяет весь его жизненный путь вам необходимо иметь четкое представление о своих склонностях, возможностях, способностях и индивидуальных особенностей.
Если вы задаёте себе подобные вопросы, то вы на правильном пути.
III. Сообщение нового материала.
Итак, вы на пороге выбора профессии. Стратегия вы выбора такова : вам предстоит проанализировать три фактора ХОЧУ, МОГУ, НАДО (работа по карточкам №1).
В мире существует 40 000 профессий и специальностей.
Что означают эти слова?
Казалось, все знают, что такое профессия и специальность, но не все могут дать точное определение этим терминам.
Профессия – это род трудовой деятельности, требует специальных знаний и опыта, обеспечивает условия существования человека.
Специальность – более узкая область применения физических и духовных сил в рамках той или иной профессии.
Учитель технологии изучает психологию, педагогику. Технологические процессы, народные ремесла, историю искусства, компьютерные технологии; должен обладать профессиональными навыками.
Какие навыки вы осваиваете на уроке технологии?
Каждая из 40 000 специальностей предъявляет к человеку свои требования. Существует классификация Климова, которая делит все профессии на пять типовых групп.
Человек – техника
(работа по карточке №2)
Цель труда.
Классификация специальностей.
Какие технические специальности вам известны?
Видео-сюжет «Кулинар»
Человек - человек
Цель труда.
Классификация специальности.
Что необходимо знать и уметь специалисту в этой области?
Видео-сюжет «Салон красоты»
Физминутка.
Человек – природа
Классификация специальностей.
Какое самое важное качество должно быть при выборе этого типа профессии?
Видео-сюжет «Ихтиологи»
Человек – Художественный образ
Цель труда.
Классификация специальностей.
Люди этого типа обладают умением создавать художественные образы.
Много произведений художественной литературы посвящено людям этого направления.
Стихотворение Лев Дурскин (см. приложение)
Видео-сюжет «Многообразие специальностей»
Человек – знаковая система: символы, карты, знаки
Цели труда.
Классификация специальностей.
Сейчас вы будете определять тип профессии используя сигнальные карточки. Тип соответствует по цвету типу профессии на доске
К какому типу профессии вы можете отнести себя?
У нас образовались группы следующих типов.
Рассаживайтесь по своим группам.
1)Инструкция по выполнению проекта
2)Правила техники безопасности
3)План защиты проекта
-Используйте материалы и инструменты
-Прочитайте инструкцию
-Можете вносить любые изменения
-Время выполнения 5 минут
-презентация проекта 1 минута
-Для создания хорошего настроения – музыкальное сопровождение.
(самостоятельная работа по выполнению презентации)
-Оценка группы
-Многие из вас уже наметили жизненные планы и определились в выборе.
Кто хочет поделиться с нами своими мыслями и идеями?
-Где получить образование и трудоустроиться?
-Что больше волнует:
Выбор профессии
Выбор института, учебного заведения.
Факторы выбора
Полезные советы
Помните: Удача вас отыщет, если вы правильно выберете труд.
-Надеюсь, что сегодня вы пополнили свой багаж знаний новой информацией, кто-то утвердился в выборе или наоборот засомневался, тогда у вас есть время ещё подумать.
Д/З. В качестве домашнего задания предлагаю вам заполнить анкету «Для родителей».
«Отбери у человека возможность трудиться, и жизнь потеряет для него всякий смысл.»
Ч. Айтматов.
Желаю вам обрести в жизни достойную профессию, приносить своим трудом радость людям.