Дата ______________________
Технология 5 класс № урока _____________
Тема урока: Свойства хлобчатобумажных и льняных тканей
Цель: ознакомление учащихся со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей
Задачи: ознакомить учащихся со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей; научить использовать знания о свойствах этих тканей при изготовлении швейных изделий и ухода за ними; развивать логическое мышление; прививать эстетический вкус; воспитывать внимательность.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, коллекция образцов хлопчатобумажной и льняной тканей, ножницы, клей.
Ход урока
Проверка готовности учащихся к уроку.
Устный опрос.
Вопросы для повторения:
1. Что изучает материаловедение? Что называют волокном?
На какие два класса делятся текстильные волокна?
Какие волокна относятся к натуральным волокнам растительного происхождения?
Что вы знаете о хлопке?
Что вы знаете о льне?
Из чего состоит ткань?
Какова цель прядения?
По каким признакам определяют нити основы в ткани?
Назовите производственные этапы изготовления ткани.
Что называется ткацким переплетением?
Каковы особенности полотняного переплетения нитей в ткани?
Назовите ткани по способу отделки.
Для правильного и рационального использования материалов швейного производства необходимо знать, какими свойствами они обладают, и уметь определять эти свойства.
Основные свойства тканей: физико- механические, гигиенические, технологические.
К физико-механическим свойствам относятся: прочность, сминаемость.
Гигиенические свойства: гигроскопичность, воздухопроницаемость, теплозащитность.
Гигроскопичность - свойство ткани впитывать влагу из окружающей среды.
Воздухопроницаемость - способность ткани пропускать воздух.
Технологические свойства: осыпаемость, усадка. (таблица в учебнике)
Положительные свойства хлопчатобумажных тканей: хорошие гигиенические и теплозащитные свойства, прочность, светостойкость. Под действием воды волокна хлопка даже набухают и увеличивают прочность - то есть не боятся любой стирки. Ткани имеют хороший внешний вид, за изделиями из них нетрудно ухаживать Благодаря тому, что хлопчатобумажные ткани обладают хорошей гигроскопичностью и высокой воздухопроницаемостью, а льняные ткани - более высокой гигроскопичностью и средней воздухопроницаемостью, их используют для изготовления постельного белья, бытовой одежды.
Недостатки хлопчатобумажных тканей: сильная сминаемость (ткани теряют красивый внешний вид при носке), небольшая стойкость к истиранию, поэтому малая носкость.
Недостатки льняных тканей: сильная сминаемость, малая драпируемость, жесткость, большая усадка.
Проводится при помощи фронтальной лабораторно- практической работы.
Учащиеся получают по два пронумерованных образца хлопчатобумажной и льняной тканей, лупы, толстые иглы.
Все это они раскладывают перед собой, сравнивают образцы и записывают свои наблюдения в форме отчета в рабочую тетрадь.
Затем определяют вид ткани каждого образца и записывают в рабочую тетрадь, какой образец хлопчатобумажный, а какой льняной. Сданные отчеты учитель проверяет и ставит оценки.
Проанализировать урок, сделать необходимые замечания, объявить оценки за урок.
Домашнее задание: составить самостоятельно коллекцию образцов из хлопчатобумажных и льняных тканей, повторить свойства этих тканей.