Разработка открытого урока по технологии (обслуживающий труд)
Класс: 8
Тема: «Вязание крючком»
Раздел: «Рукоделие»
Ход урока
Всем известно, что вязанье
Начинается с крючка.
Нитка тянется несмело
Из огромного клубка.
Здравствуйте, садитесь.
Сегодня замечательный зимний день. А вы сегодня готовы к работе? Какое у вас настроение? Я вижу, вы улыбаетесь, я улыбнусь вам, и с таким позитивным настроением мы приступим к работе. На уроке мы продолжим изучение древнего и в тоже время актуального вида рукоделия «Вязание крючком».
Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в музей «Красоты». Чтобы путешествовать по музею вы должны будете получить пропуск в каждый зал.(выполнить задание). Чтобы пройти в первый зал вам необходимо объединиться в экскурсионные группы, соответственно вашим карточкам, которые вы получили при входе в класс.
Прошу вас пройти в выставочный зал.
Обратите внимание на первый экспонат. Перед вами набор салфеток. Представьте, что вы накрыли стол этой замечательной салфеткой, налили чашку ароматного чая, открыли коробку любимых конфет и пригласили в гости друзей. (слайд 2)
Время, проведенное в общении за этим столом, будет незабываемо. А мы переходим к следующему экспонату. (Слайд 3)
Прихватки – цветы. Они украсят интерьер любой кухни. Мечта любой хозяйки.
Перед вами следующий экспонат - вязаные тапочки, которые вас согреют зимним вечером. (Слайд 4).
Веселые смешарики могут выполнять разную функцию давайте вместе подумаем какую.(слайд 5)
Творческое задание: Каждая группа, какую функцию могут выполнять эти смешарики?
Ответы детей.
Мы закончили экскурсию по выставочному залу.
- Скажите, что объединяет все работы представленные здесь.
Ответ: Они все связаны крючком по кругу.
- Как выдумаете, какая тема нашего урока?
Ответ: Вязание крючком по кругу.(слайд 6)
Исходя из темы, какую цель вы можете поставить перед собой на сегодняшнем уроке.
Ответы:
Повторить какие инструменты, материалы и приспособления нужны для вязания крючком;
Научиться правилам вязания по кругу.
- Все ваши ответы верны. Давайте обобщим их. (слайд 7)
Перед вами карточки с мишенью, закрасьте или поставьте любой знак в секторе настроение.
А мы проходим в зал “Рукодельницы”, где представлены знакомые нам люди, увлекающиеся этим замечательным видом рукоделия. (слайд 8)
Вопрос: Кто из ваших знакомых увлекается вязанием крючком?
Ответы детей.
Давайте познакомимся с творчеством хорошо вам знакомых людей.
Джулия Робертс – актриса. Вот, что она говорит о вязании: “Вязание каким-то чудесным образом снимает стресс и делает женщину более умиротворенной” (слайд 9-10)
Елена Викторовна Трефилов – учитель физической культуры, очень творческий и талантливый человек. Она не только поет, танцует, занимается спортом.но и создает шедевры при помощи крючка и ниток.(слайд 11)
Любовь Антоновна Белоусова- учитель математики, сейчас на заслуженном отдыхе. Её великолепные вязаные изделия носят модницы нашего поселка.(слайд 12)
Творческое задание. Для того чтобы пройти в лабораторию МУЗЕЯ КРАСОТЫ, вспомним при помощи чего и как можно создать вязаные шедевры.для этого мы сложим пазлы. (работа в группах) ответы детей
Сложите пазлы“ Инструменты и материалы.”
Сообщение обучающейся:
Крючки для вязания бывают различной толщины и изготавливаются из разных материалов. Самые тонкие сделаны из стали, более толстые - из алюминия, пластмассы и дерева.
Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах. Чем больше цифра, тем толще крючок. Тонкие крючки производятся с рукояткой и наконечником, который надевают на хрупкое острие крючка для его защиты.
Крючки для вязания нитками изготавливают также из никелированного алюминия, они имеют номера от 0,6 до 1,75. Крючки для шерстяной пряжи, изготовленные из алюминия, имеют номера от 2,0 до 7,0, а изготовленные из пластмассы - номера от 2,5 до 15.
Чтобы получить желаемый результат, номер крючка должен соответствовать толщине пряжи. Плотность вязания зависит и от индивидуального стиля каждой вязальщицы. Поэтому тот, кто вяжет рыхло, должен взять более тонкий крючок, а тот, кто вяжет плотно - более толстый крючок.
Один из наиболее распространенных видов пряжи, используемых для вязания крючком - хлопок. В современной моде он занимает ведущее место. Хлопковые нити разнообразны по цветовой гамме и качеству (блестящие, матовые, меланжевые, шелковистые). Они используются для вязания любых узоров и видов изделий.
Изо льна производят очень прочные, чаще всего неотбеленные нити, которые применяются для вязания декоративных изделий.
Шерстяная пряжа - натуральный материал, получаемый из шерсти животных. Она хорошо сохраняет тепло, обладает гигроскопичностью. Шерстяная пряжа идеальна для гладких, рельефных и многоцветных узоров.
Блестящей пряжей называют вискозные и акриловые нити, добавленные в основную пряжу, придают ей золотистый или серебристый эффект.
Оборудование рабочего места.
Рабочее место для вязания должно быть хорошо освещено. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Кроме крючка могут понадобиться и дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы.
На рабочем месте должен быть порядок. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи.
Вот мы и в зале МАСТЕР-КЛАСС
- Ученные при раскопках нашли необычный рисунок. (слайд 13). Одни считают, что на нем зашифровано тайное послание, другие считают, что это счетный материал древности. Представьте, что вы археологи. Какую расшифровку предложили бы вы. Работа в группах
Ответ: условное изображение вязания.
Для того чтобы связать красивую вещь крючком, надо научиться читать схему.
Как в математике 2+2=4, 2-2=0 каждый знак обозначает свое действие, так и в вязании крючком.
Перед вами условные обозначения и их расшифровка. Но так случилось, что карточки перепутались. Попробуйте определить какой знак, что обозначает.
Работа в группах (5 мин).
Ответы групп.
Давайте повторим эти знаки. (слайд 14) и проверим, кто из вас оказался прав и справился с заданием. Теперь вы сможете правильно выполнить следующее задание.
Но сейчас я предлагаю немного расслабиться и пройти в зал для отдыха. (Валеологическая пауза. Зарядка для глаз.)
Практическая работа.
Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним закон круга.
Каждая группа выполняет практическую работу по инструкционной карте.
1 группа выполняет плотное вязание по кругу крючком.
2 группа выполняет мотивы более сложного ажурного вязания по кругу
3 группавыполняет мотивы более сложного объемного вязания по кругу
Задача каждой группы заключается в выполнении практического задания на одном уровне. (“Отстающим” помогают “передовики”). Считается, что группа справилась с заданием, если все участники сделали упражнение.
Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.
Подведение итогов групповой работы.
Экспрес-выставка – девушки прикрепляют свои работы к полотну на доске.
3. Рефлексия
Рефлексия мишень
4. Итог урока.
Проверка и оценивание выполненной работы учащимися. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.
5. Домашнее задание.
1. Проект-сообщение о людях увлекающихся вязанием крючком.
2. Связать мотив круглой формы плотного или ажурного вязания.
3.Принести пряжу, крючки для вязания пинеток.
Сегодня каждая из вас сделала еще один шаг, чтобы сталь мастерицей вязания крючком.
…Не запрещай себе творить,
Пусть иногда выходит криво –
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить…
Тем, кому нравится это творчество, и кто не равнодушен к результатам ручного труда, тот обязательно постигнет все секреты мастерства вязания крючком.
Урок закончен. Спасибо за работу.
Уборка рабочих мест.
Рефлексия урока проводится в начале урока и по окончанию рока