СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Теорема о трех перпендикулярах

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План- конспект урока по теме "Теорема о трех перпендикулярах" 

При проведениии проведении урока используется ИКТ. 

Цели урока:

  • Обучающая: знать теорему о трех перпендикулярах и уметь применять ее при решении задач;
  • Развивающая: уметь логически мыслить, точно выражать свои мысли, творчески подойти к поставленной задаче;
  • Воспитательная: воспитать точность, аккуратность, любовь к предмету; показать красоту предмета.

Просмотр содержимого документа
«Урок»
















































Кукиль Анатолий Николаевич

МБОУ «СОШ № 33»

г. Симферополь

2014






Цели урока:

  • Обучающая: знать теорему о трех перпендикулярах и уметь применять ее при решении задач;

  • Развивающая: уметь логически мыслить, точно выражать свои мысли, творчески подойти к поставленной задаче;

  • Воспитательная: воспитать точность, аккуратность, любовь к предмету; показать красоту предмета.

Тип урока: :урок закрепления нового материала

Форма проведения: комбинированные уроки

Оборудование: презентация, проектор.


Ход урок:

1 .Организационный момент (Слайд 1-2)

  1. Проверка домашнего задания ( через проектор ) (Слайд 3)

Задача № 143.

Дано: АВС – правильный треугольник, АВ = 6см;

М вне принадлежит плоскости АВС;

МА=МВ=МС= 4см.

Найти: расстояние от М до плоскости треугольника АВС.



Решение:

Проведем МО – перпендикуляр до плоскости треугольника АВС.

Т.к МА=МВ=МС, то треугольники АМО, ВМО и СМО равны ( по первому признаку равенства треугольников ). Тогда ОА=ОВ=ОС = R - радиусу описанной окружности.

R = . Треугольник АМО – прямоугольный, по т. Пифагора

МА2 = АО2 + МО2

МО2= = 16 – 12 = 4, МО= 2.


Ответ: 2 см.


3. Актуализация опорных знаний (Слайд 4)

Фронтальный опрос учащихся.

  • Способы задания плоскости;

  • Какие прямые в пространстве называются параллельными?;

  • Какие прямые в пространстве называются перпендикулярными?;

  • Определение перпендикулярности прямой и плоскости;

  • Признак перпендикулярности прямой и плоскости;

  • Сформулируйте теорему о перпендикулярности плоскости одной из параллельных прямых;

  • Что называется перпендикуляром к плоскости?;

  • Что называется наклонной к плоскости?;

  • Что называется проекцией наклонной на плоскость?;

4. Изложение нового материала (Слайд 5)

Т

Доказательство:

Пусть α - изображение плоскости,

АВ — перпендикуляр к плоскости α,

АС — наклонная и с — прямая в плоскости α, проходящая через основание С наклонной,

с ^ BC.

Докажем c ^ AC

Проведем через прямые АВ и АС плоскость β.

Прямая с ^ СВ и АВ ^ с, отсюда следует прямая с ^ β.

Тогда прямая с перпендикулярная к любой прямой лежащей в плоскости β. В частности

c ^ AC






еорема (о трех перпендикулярах).
 Прямая, проведенная на плоскости через основание наклонной перпендикулярно ее проекции, перпендикулярна и самой наклонной.




















И обратно: Если прямая на плоскости перпендикулярна наклонной, то она перпендикулярна и проекции наклонной.

5. Закрепление нового материала (Слайд 6)

Задача 1 (Слайд 7)

Диагонали квадрата АВСD пересекаются в точке О. Из точки О проведен к плоскости квадрата перпендикуляр ОМ. Найдите расстояние от точки М до стороны DC, если АD= 6см, ОМ=4см.





Решение.

Дано: АВСD изображение квадрата со стороной АD=6см и О-точка пересечения диагоналей, OM ^ (ABC).

Найдем расстояние от точки М до стороны DC.

Опустим перпендикуляр МК на СD в плоскости МСD, МК и есть искомое расстояние

МО-перпендикуляр, ОК проекция наклонной МК на плоскость АВС. Так МК ^СD,то по Теореме о трех перпендикулярах ОК ^СD.

Точка О - центр вписанной окружности, то ОК- радиус. r=a/2. Тогда ОК= СD/2=3(см)

Рассмотрим ∆МОК ( К=900)

МК2=МО2+ОК2; МК=5(см)


Задача 2 (Слайд 8)

Основание равнобедренного треугольника равно 16 см и лежит на плоскости α, а его вершина удалена от плоскости на 6 см. Проекции его боковых сторон на плоскость α перпендикулярны друг другу. Найдите высоту этого треугольника, опущенного на его основание.




Решение.

Дано α- изображение плоскости,

АВС- изображение равнобедренного треугольника.

Из точки С опустим перпендикуляр СМ на плоскость α. Тогда СМ=6см.

МВ и МА-проекции боковых сторон СВ и СА на плоскость α, соответственно. Тогда угол АМВ=900

Найдем высоту треугольника АСВ - СК.

МК проекция наклонной СК на плоскость α.

Тогда по Т.Т.П. из того что СК ^ АВ имеем МК ^ АВ.

Рассмотрим ∆СМА и ∆СМВ они прямоугольные. СМ- общая, СА=СВ ( по условию), тогда ∆СМА= ∆СМВ (по двум катетам) и АМ=МВ.

АМВ равнобедренный и прямоугольный. МАВ= МВА=450

МК - высота, а следовательно и биссектриса и медиана.

АК=КВ=8см, АМК= BMK=450, МК=КВ

Из ∆СМК ( М=900) имеем СК2=СМ2+МК2

СК=10(см)





Задача 3(Слайд 9)


Если наклонная к плоскости проходит через его вершину угла и образует с его сторонами равные углы, то биссектриса угла лежит на проекции этой прямой.









Решение.

Д

DАС

DАВ=

ано
α- изображение плоскости. ВАС- угол принадлежащий ей.

DА –наклонная,

Опустим перпендикуляр DO на плоскость α.

АО проекция наклонной DО на плоскость α.

Докажем, что АО-биссектриса ВАС.

Из точки О опустим перпендикуляры ОК на АВ и OL на АС.

OК проекция наклонной DK на плоскость α, тогда по ТТП т.к. ОК ^ АС то DK ^ AB, аналогично DL^AC.

Рассмотрим DDKA и DDLA. DA - общая, угол DAK=DAL(по условию).Значит они равны(по гипотенузе и острому углу), поэтому DK=DL и AK=AL

Рассмотрим DАКО и DALO.Они прямоугольные и равны АО- общая, АК=AL, следовательно они равны ( по гипотенузе и катету).

Тогда КАО= LAO.

Следовательно, ОА биссектриса ВАС.

6.Рефлексия (Слайд 10)

  • Какую цель ставили на уроке?


  • Были ли трудности на уроке? Какие?

  • Что было интересно (трудно)?


7. Домашнее задание (Слайд 11)


Выучить п 20

№ 147 № 149

8. Подведение итогов (Слайд 12)


Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Цель урока: Изучить теорему о трех перпендикулярах Уметь применять теорему в стандартных  ситуациях Развивать умение сравнивать ,  доказывать, анализировать

Цель урока:

  • Изучить теорему о трех перпендикулярах
  • Уметь применять теорему в стандартных

ситуациях

  • Развивать умение сравнивать ,

доказывать, анализировать

Задача № 143. Дано: АВС – правильный треугольник, АВ = 6см;  М вне плоскости АВС; МА=МВ=МС= 4см.  Найти:  расстояние от М до плоскости треугольника АВС Проведем МО – перпендикуляр к  плоскости треугольника АВС. Т.к МА=МВ=МС, то треугольники АМО, ВМО и СМО равны R =  Тогда ОА=ОВ=ОС = R - радиусу описанной окружности .  Треугольник АМО – прямоугольный, по т. Пифагора МА 2 = АО 2 + МО 2  МО 2 = = 16 – 12 = 4, МО= 2. Ответ: 2 см.

Задача № 143.

Дано: АВС – правильный треугольник, АВ = 6см;

М вне плоскости АВС; МА=МВ=МС= 4см.

Найти:

расстояние от М до плоскости треугольника АВС

Проведем МО – перпендикуляр к

плоскости треугольника АВС.

Т.к МА=МВ=МС, то треугольники АМО, ВМО и СМО равны

R =

Тогда ОА=ОВ=ОС = R - радиусу описанной окружности .

Треугольник АМО – прямоугольный, по т. Пифагора МА 2 = АО 2 + МО 2

МО 2 = = 16 – 12 = 4, МО= 2.

Ответ: 2 см.

Ответьте на вопросы Способы задания плоскости; Какие прямые в пространстве называются параллельными?; Какие прямые в пространстве называются перпендикулярными?; Определение перпендикулярности прямой и плоскости; Признак перпендикулярности прямой и плоскости; Сформулируйте теорему о перпендикулярности плоскости одной  из параллельных прямых;

Ответьте на вопросы

  • Способы задания плоскости;
  • Какие прямые в пространстве называются параллельными?;
  • Какие прямые в пространстве называются перпендикулярными?;
  • Определение перпендикулярности прямой и плоскости;
  • Признак перпендикулярности прямой и плоскости;
  • Сформулируйте теорему о перпендикулярности плоскости одной

из параллельных прямых;

  • Что называется перпендикуляром к плоскости?;
  • Что называется наклонной к плоскости?;
  • Что называется проекцией наклонной на плоскость?;
Теорема о трех перпендикулярах  Прямая, проведенная на плоскости через основание наклонной и перпендикулярн ая ее проекции, перпендикулярна и самой наклонной. . Доказательство  АВ  — перпендикуляр к плоскости α , Пусть α  - изображение плоскости, А АС  — наклонная  и с — прямая в плоскости α , проходящая через основание С наклонной, с    BC . β Докажем c  AC Проведем через прямые АВ  и АС  плоскость  β . . . В с отсюда следует прямая с    β  Прямая с    СВ и АВ    с , C  Тогда прямая с перпендикулярная к любой прямой  лежащей в плоскости β . В частности c  AC α Теорема доказана. Обратная теорема.  Если прямая на плоскости перпендикулярна наклонной, то она перпендикулярна и проекции наклонной.

Теорема о трех перпендикулярах

Прямая, проведенная на плоскости через основание наклонной и перпендикулярн ая ее проекции, перпендикулярна и самой наклонной.

.

Доказательство

АВ — перпендикуляр к плоскости α ,

Пусть α - изображение плоскости,

А

АС — наклонная

и с — прямая в плоскости α , проходящая через основание С наклонной, сBC .

β

Докажем cAC

Проведем через прямые АВ и АС плоскость β .

.

.

В

с

отсюда следует прямая сβ

Прямая сСВ и АВс ,

C

Тогда прямая с перпендикулярная к любой прямой

лежащей в плоскости β . В частности cAC

α

Теорема доказана.

Обратная теорема.

Если прямая на плоскости перпендикулярна наклонной,

то она перпендикулярна и проекции наклонной.

Диагонали квадрата АВС D  пересекаются в точке О . Из точки О проведен к плоскости квадрата перпендикуляр ОМ . Найдите расстояние от точки М до стороны DC , если А D =  6 см, ОМ =4см.  Дано АВС D изображение квадрата со стороной А D =6см и О -точка пересечения диагоналей , OM    (ABC).  Найдем расстояние от точки М до стороны DC .  Опустим перпендикуляр МК на С D в плоскости МС D ,  МК и есть искомое расстояние. МО -перпендикуляр, ОК проекция наклонной МК на плоскость АВС . Так   МК   С D , то  по Теореме о трех перпендикулярах ОК  С D .  Точка О - центр вписанной окружности, то ОК - радиус. r =a/2 . Тогда ОК = С D/2 =3(см) ∆ МОК К 0 D МК 2 =МО 2 +ОК 2 МК

Диагонали квадрата АВС D пересекаются в точке О . Из точки О проведен к плоскости квадрата перпендикуляр ОМ . Найдите расстояние от точки М до стороны DC , если А D = 6 см, ОМ =4см.

Дано АВС D изображение квадрата со стороной А D =6см и О -точка пересечения диагоналей ,

OM(ABC).

Найдем расстояние от точки М до стороны DC .

Опустим перпендикуляр МК на С D в плоскости МС D , МК и есть искомое расстояние.

МО -перпендикуляр, ОК проекция наклонной МК на плоскость АВС . Так МКС D , то по Теореме о трех перпендикулярах ОКС D .

Точка О - центр вписанной окружности, то ОК - радиус. r =a/2 . Тогда ОК = С D/2 =3(см)

МОК

К 0

D

МК 2 =МО 2 +ОК 2 МК

Из точки С опустим перпендикуляр СМ на плоскость α . Тогда СМ =6см. Основание равнобедренного треугольника равно 16 см и лежит на плоскости α , а его вершина удалена от плоскости на 6 см. Проекции его боковых сторон на плоскость α  перпендикулярны друг другу. Найдите высоту этого треугольника, опущенного на его основание. МВ и МА -проекции боковых сторон СВ и СА на плоскость α , соответственно. АСВ СК АМВ 0 МК проекция наклонной СК на плоскость α . СК  АВ МК  АВ ∆СМА и ∆СМВ СМ СА=СВ ∆СМА= ∆СМВ АМ=МВ ∆ АМВ МВА=45 0 МАВ= МК АМК= АК=КВ МК=КВ BMK=45 0 , α ∆СМК  М =90 0 ) имеем СК 2 =СМ 2 +МК 2 СК =10(см)  Дано α - изображение плоскости, АВС АС=ВС, АВ

Из точки С опустим перпендикуляр СМ на плоскость α . Тогда СМ =6см.

Основание равнобедренного треугольника равно 16 см и лежит на плоскости α , а его вершина удалена от плоскости на 6 см. Проекции его боковых сторон на плоскость α перпендикулярны друг другу. Найдите высоту этого треугольника, опущенного на его основание.

МВ и МА -проекции боковых сторон СВ и СА на плоскость α , соответственно.

АСВ СК

АМВ 0

МК проекция наклонной СК на плоскость α .

СКАВ МКАВ

∆СМА и ∆СМВ СМ СА=СВ ∆СМА= ∆СМВ АМ=МВ

АМВ

МВА=45 0

МАВ=

МК

АМК=

АК=КВ

МК=КВ

BMK=45 0 ,

α

∆СМК

М =90 0 ) имеем

СК 2 =СМ 2 +МК 2

СК =10(см)

Дано α - изображение плоскости,

АВС

АС=ВС, АВ

Дано α - изображение плоскости. ВАС D А -наклонная, D АВ= D АВ= D АС D АС Опустим перпендикуляр DO на плоскость α . АО проекция наклонной D О на плоскость α . D АО ВАС  Из точки О опустим перпендикуляры ОК на АВ и OL на АС .  O К проекция наклонной DK на плоскость α , тогда по ТТП т.к. ОК  АС то DK    AB , аналогично DL  AC . B  Рассмотрим  DKA и  DLA . DA  - общая, угол DAK=DAL (по условию).Значит они равны(по гипотенузе и острому углу), поэтому DK=DL и AK=AL O K α L  Рассмотрим  АКО и  ALO .Они прямоугольные и равны АО - общая, АК= AL , следовательно они равны ( по гипотенузе и катету). C LAO . КАО= ОА ВАС

Дано α - изображение плоскости.

ВАС

D А -наклонная,

D АВ=

D АВ=

D АС

D АС

Опустим перпендикуляр DO на плоскость α .

АО проекция наклонной D О на плоскость α .

D

АО

ВАС

Из точки О опустим перпендикуляры ОК на АВ и OL на АС .

O К проекция наклонной DK на плоскость α , тогда по ТТП т.к. ОКАС то DKAB , аналогично DL AC .

B

Рассмотрим DKA и DLA . DA - общая, угол DAK=DAL (по условию).Значит они равны(по гипотенузе и острому углу), поэтому DK=DL и AK=AL

O

K

α

L

Рассмотрим АКО и ALO .Они прямоугольные и равны АО - общая, АК= AL , следовательно они равны ( по гипотенузе и катету).

C

LAO .

КАО=

ОА

ВАС

Какую цель ставили на уроке?  Были ли трудности на уроке? Какие?  Что было интересно (трудно)?
  • Какую цель ставили на уроке?
  • Были ли трудности на уроке? Какие?

  • Что было интересно (трудно)?
Домашнее задание Выучить п 20 № 147 , № 149

Домашнее задание

Выучить п 20

147 , № 149


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!