СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Тихий Дон". История семьи Мелеховых как отражение социальных потрясений эпохи" РЯиЛ 2015-12

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Тихий Дон". История семьи Мелеховых как отражение социальных потрясений эпохи" (имя автора урока, к сожалению, не сохранила), РЯиЛ 2015-12

Просмотр содержимого документа
«Урок "Тихий Дон". История семьи Мелеховых как отражение социальных потрясений эпохи" РЯиЛ 2015-12»




«Тихий Дон». История семьи Мелеховых как отражение социальных потрясений эпохи


Цели: проанализировать отдельные эпи­зоды романа Шолохова, раскрывающие тему семьи; показать отношение к семье как к главной ценности и основе нравственности в народном самосознании.

Ход урока

Замечательное явление на­шей литературы — Михаил Шо­лохов. В «Тихом Доне» он раз­вернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное по­лотно из жизни донского каза­чества. Но это не ограничивает большую тему романа. «Тихий Дон» по языку, сердечности, че­ловечности, пластичности — про­изведение общерусское, нацио­нальное, народное.

А. Н. Толстой

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы, целей урока.

  3. Актуализация знаний учащихся.

  • Какое место в истории русской литера­туры XX века занимает М. Шолохов?

  • С чего началась литературная деятель­ность писателя?

  • Когда к Шолохову пришла широкая известность?

  • Определите тематику «Донских рас­сказов».

  • Как работал Шолохов над произведе­нием «Тихий Дон»?

  • Почему «Тихий Дон» называют романом-эпопеей?

  • Какой спор ведётся вокруг романа «Ти­хий Дон» и почему?

  • Какие произведения Шолохова посвя­щены теме Великой Отечественной войны?

  • События советской истории какого времени легли в основу романа «Поднятая целина»?

  • За какое произведение и в каком году Шолохов был удостоен Нобелевской премии?

  • Какие экранизации произведений М. Шолохова вы знаете? Какие из них вы смотрели?

  • Каково ваше отношение к творчеству писателя?

  1. Основная часть.

  1. Вступительная беседа.

  • Одна из главных проблем романа-эпопеи «Тихий Дон» — судьба семьи, про­стого, «частного» человека в водовороте исто­рии. Впервые в русской литературе в центре большого произведения оказались не предста­вители высших сословий и интеллигенции, а люди из народа. Шолохов продемонстриро­вал, что и людям от земли присущи могучие страсти, что и они трепетно воспринимают земные радости и по-настоящему страдают. Писатель подробно описывает быт и нравы казаков, их устоявшуюся, патриархальную нравственность, не лишённую, конечно, пере­житков.

В этой патриархальной системе ценностей основными являются товарищество, дружба, взаимопомощь, почитание старших, забота о детях, честность и бесхитростность, благо­образие в быту. Герои, живущие на страни­цах романа, — донские казаки. Что вы знае­те об этом сословии?

  • Какие семьи находятся в центре пове­ствования? (В центре повествования нахо­дится несколько семей: Мелеховы, Коршуно­вы, Моховы, Кошевые, Листницкие.)

  • Закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отноше­ниях, где власть традиций особенно сильна и всякая их ломка рождает острые, драматиче­ские конфликты.

  1. Работа с текстом.

  • Какими событиями начинается роман? (Рассказ про деда ГригорияПрокофия Ме­лехова.)

Художественный пересказ учащимися отрывка из кн. 1 ч. 1 «История семьи Ме­леховых».

  • Какую роль в романе играет эта исто­рия? (Автор показывает, кто такие казаки, какие у них корни, что является основой их быта, почему они ведут себя в той или иной ситуации именно так, а не иначе. В центре внимания Шолохова разные поколения семьи Мелеховых.)

  • В чём необычность истории жизни Прокофия Мелехова? (Он в предпоследнюю турецкую кампанию вернулся в хутор и привёз из Туретчины жену, которая сто­ронилась родных Прокофия. Старик Меле­хов отделил сына, обидевшись, и Прокофий жил на отшибе у Дона бирюком. По хутору говорили, что его женаведьма. Когда ка­заки хотели с ней расправиться, Прокофий заступился за жену и убил одного из них. Вернулся с каторги он через 12 лет, забрал сына Пантелея у матери, стал на хозяй­ство и женил сына на дочери соседа. «С тех пор и пошла турецкая кровь скрещиваться с казачьей. Отсюда и повелись на хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Ме­леховы, а по-уличномуТурки» (кн. 1,ч. 1, гл. I.).)

  • Чем похож жизненный путь Григория на судьбу деда? (1. Сильная любовь к одной женщине на всю жизнь: дед любил жену, ко­торую привёз из Туретчины, а ГригорийАксинью. И для Прокофия, и для Григо­рия любовьсерьёзное испытание жизни: прекрасное и одновременно трагическое. 2. Пересуды хуторян и про деда, и про Гри­гория. 3. Григорий был так же одинок, как и его дед. 4. Сын Григория будет расти без матери, как и сын деда.)

  • Расскажите про семью Пантелея Про­кофьевича. (Во главе семьи стоит Пантелей Прокофьевич, крутой и своенравный человек, но за ним и большая правота, по­скольку он охраняет покой и благосостояние близких. Хранительницей домашне­го очага является мудрая, сильная духом Ильинична.)

  • Почему Григорий не противился же­нитьбе на Наталье? Испытывал ли он к ней настоящее чувство? (Здесь ярко показаны взаимоотношения отцов и детей. В семье Мелеховых велика патриархальная сила — всевластие отца в доме. Узнав о позоре, ко­торый сын навлёк на: его стариковскую го­лову, спутавшись с с женой соседа Аксиньей Астаховой, Пантелей Прокофьевич краток в своём решении: «Женить сукиного сына! Женю!.. Завтра же поеду сватать! Дожил, что сыном в глаза смеются!» (кн. I, ч. 1, гл. X). Григорий не любил Наталью. Во вре­мя сватовства «Григорьевы глаза обежа­ли всю еёс головы до высоких красивых ног. Осмотрел, как барышник оглядывает матку-кобылицу перед покупкой, подумал «Хороша»,и встретился с её глазами, на правленными на него в упор. Бесхитростный, чуть смущённый, правдивый взгляд словно говорил: «Вот я вся, какая есть. Как хочешь, так и суди меня».«Славная»,отве­тил Григорий глазами и улыбкой» (кн. I, ч. 1, гл. XV).

Чтение в лицах главы XVIII первой ча­стиразговор Натальи с отцом после сватовства Григория.

  • Как отнеслись домашние Натальи к сватовству Мелеховых? («... под крашенной медянкой крышей Коршуновского куреня го­рела глухая междоусобица».) Как относилась Наталья к Григорию? («Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!») Почему Ми­рон Григорьевич согласился отдать дочь за­муж? («Натальястаршая дочьбыла у отца любимицей, оттого не теснил её вы­бором». «Мирону Григорьевичу в душе Гриш­ка нравился за казацкую удаль, за любовь к хозяйству и работе».)

Просмотр отрывка «Свадьба Григория и Натальи» из кинофильма «Тихий Дон».

  • Какой предстаёт жизнь хуторских казаков в первой части романа? (Эпизоды рыбалки (гл. IV) и косьбы (гл, IX). Это трудолюбивые, работящие люди, чтущие традиции отцов, уважающие волю родите­лей (свадьба Григория, положение Пантелея Григорьевича в мелеховском семействе).)

  • Говоря о семье Мелеховых, Шоло­хов ведёт речь о народной нравственности, о разумном и человеческом в ней. Писатель за крепкую семью, в которой есть и мир, и согласие, и порядок. Этот мир первым на­рушает Григорий, бросив законную жену и уйдя с Аксиньей в Ягодное, в имение пана Листницкого. Как вы относитесь к поступку Григория?

  • О чём свидетельствует уход Григория в Ягодное? Как проходила его жизнь в име­нии? Почему встретились отец и сын? Как вы представляете себе их внутреннее состоя­ние во время этой сцены?

  • Поступок Григория служит как бы предвестником грядущих трагических собы­тий. И они не заставили себя ждать: грянули Первая мировая война, Февральская револю­ция, Октябрьский переворот, Гражданская война.

  • Расскажите о жизни Натальи после того, как Григорий оставил её и она возвра­тилась в родительский дом. Каким было ду­шевное состояние героини? («Наталья жила у отца, “как хохол на отживе”: ей всё каза­лось, что Григорий вернётся к ней, сердцем ждала, не вслушиваясь в трезвый нашёпот разума; исходила ночами в жгучей тоске, крушилась, растоптанная нежданной, неза­служенной обидой» (ч. 2, гл. XV). Попытка самоубийства (ч. 2, гл. XVIII).)

  • Почему Наталья решила уйти от своих родителей к Мелеховым? («Пришла Ната­лья к свёкрам после долгих колебаний. Отец её не пускал, ... но ей неловко было после выздоровления глядеть на своих и чувство­вать себя в родной когда-то семье почти чужой. Попытка самоубийства отдалила её от родных. Пантелей Прокофьевич сма­нивал её всё время после того, как проводил Григория на службу. Он твёрдо решил взять её в дом и примирить с Григорием. ... Ната­лья работала у свёкра и жила, взращивая бессознательную надежду на возвращение мужа, опираясь на неё надломленным ду­хом» (ч. 3, гл.1).)

  • Сопоставьте характеры двух братьев — Петра и Григория Мелеховых. В чём их не­сходство? (1. Внешнее несходство: «Стар­ший ... Петро_ напоминал мать: небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый; а младший, Гри­горий, в отца попёр: на полголовы выше Пе­тра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины го­рячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же су­тулился Григорий, как и отец, даже в улыб­ке было у обоих общее, звероватое» (кн. I, ч. 1, гл. I).

  1. На службе, на войне: «Неделю назад ездил я (Пантелей Прокофьевич) к Петру. Я, сынок, поджился там неплохо. Петроон гожий, дюже гожий к хозяйству! Он мне чувал одежи дал, коня, сахару... Конь справ­ный... ,

  • Погоди!сурово перебил его Григо­рий, обожжённый догадкой.Ты сюда не за этим заявился?

  • А что?

  • Какчто?

  • Люди ить берут, Гриша...

  • Люди! Берут!не находя слов, с бешенством повторял Григорий.Своего мало? Хамы вы! За такие штуки на гер­манском фронте людей расстреливали! Ты мне оставь это! А нетя живо про­вожу отсель! Я казакам морды бил за это, а мой отец приехал грабить жителев! — дрожал и задыхался Григорий» (кн. III, ч. 6, гл. IX).

  1. Гражданская позиция: Григорий ме­чется между большевиками и белыми: «К кому же прислониться?» (кн. II, ч. 5, гл. XIII); «... мне и до се всё неясное. ... Я с семнадцатого года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь...» (кн. IV, ч. 8, гл. VII). А у Петра не существует сомнений в право­те избранной им гражданской позиции.)

Выразительное чтение отрывка из гла­вы XIII части пятой «Встреча Григория с отцом и возвращение домой».

  • Какие чувства испытывает Григорий от этой встречи? («... радость испытывал при одной мысли, что увидит домашних, хутор».) Чего он больше всего хочет? (Всё время с ним, в нём мысли о мирной жизни, о семье, о земле, о крестьянском труде.)

  • Расскажите о душевном состоянии ге­роя, когда он на следующий день после воз­вращения выходит на баз и глядит на родной дом. («Григорий внимательно и обрадованно оглядывал баз. ... С детства помнил коле­со, устроенное для бабьих нужд... Некото­рые перемены на базу бросались в глаза...». Григорий с любовью и теплотой оглядыва­ет баз, хозяйство. Он вспоминал полузабы­тую прежнюю жизнь, к которой хотелось вернуться и позабыть о войне, ненависти, крови.)

  • С каким чувством расстаётся Григорий с родными и близкими, с Натальей, когда видит её в последний раз? («Сколько раз боевой конь, круто повернувшись, взрыв ко­пытами землю возле родимого крыльца, нёс его по шляхам и степному бездорожью на фронт, туда, где чёрная смерть метит ка­заков, где, по словам казачьей песни, “страх и горе каждый день, каждый час”,а вот никогда Григорий не покидал хутора с та­ким тяжёлым сердцем, как в это ласковое утро. Томимый неясными предчувствиями, гнетущей тревогой и тоской, ехал он, кинув на луку поводья, не глядя назад, до самого бугра. На перекрёстке, где пыльная дорога сворачивала к ветряку, оглянулся. У ворот стояла одна Наталья, и свежий предутрен­ний ветерок рвал из рук её чёрную траурную косынку (кн. IV, ч. 7, гл. VIII).)

  • Изменилось ли отношение Григория к Наталье? Какое влияние оказала на него смерть жены? (В последнюю встречу «мо­гучая волна нежности залила сердце Гри­гория» (кн. IV, ч. 7, гл. VIII). «Григорий страдал не только потому, что по-своему он любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виновным в её смерти. Было время, когда Григорий ничего не питал к жене, кроме холодного безразличия и даже неприязни, но За последние годы он стал иначе относиться к ней, и основной причиной перемены, происшедшей в его отношении к Наталье, были дети.

Как ни старался Григорий, уехав в поле, забыть о своём горе, в мыслях он неизбежно возвращался к этому. Он изнурял себя работой, часами не слезая с лобогрейки, и всё же вспоминал Наталью; память настойчиво воскрешала давно минувшее, различные, зачастую незначительные эпизоды совмест­ной жизни, разговоры. Стоило на минуту снять узду с услужливой памяти, и перед глазами его вставала живая, улыбающаяся Наталья. Он вспоминал её фигуру, походку, манеру поправлять волосы, её улыбку, инто­нации голоса...» (кн. IV, ч. 7, гл. XVIII).)

  • Можно ли сказать, что к концу романа Ильинична примирилась с Аксиньей? («От ношения между Мелеховыми и Аксиньей кру то изменились. Тревога за жизнь Григория как бы сблизила и породнила их» (кн. IV. ч. 8, гл. I). Получив письмо от сына, Ильинична часто просила Аксинью, чтобы та читала его. «И после, когда тонкая бумага уже превратилась в лохмотья, Аксинья без запинки рассказывала всё письмо до последней строчки» (кн. IV, ч. 8, гл. III).)

  • Как чувствовала себя Ильинична возле Дуняшки? («А Ильинична с каждым днём всё резче и больнее ощущала подступавшее к ней одиночество... Её не радовало счастье дочери, присутствие чужого человека в домеа зять по-прежнему оставался для неё чужимтяготило. Сама жизнь стала ей в тягость. За один год потеряв столько близких её сердцу людей, она жила, надломленная страданием, постаревшая и жалкая. Много пришлось испытать ей горя, пожалуй, даже слишком много. Она была уже не в силах сопротивляться ему и жила, исполненная суеверного предчувствия, что смерть, так часто повадившаяся навещать их семью, ещё не раз переступит порог ста­рого мелеховского дома. Примирившись с за­мужеством Дуняшки, Ильинична хотела лишь одного: дождаться Григория, передать ему детей, а потом навсегда закрыть гла­за» (кн. IV, ч. 8, гл. III).)

  • Почему она так тосковала по сыну? О чём думала во время болезни? («Пришла такая пора, когда властно потребовалось остаться одной, чтобы вспомнить многое из своей жизни.

... Удивительно, как коротка и бедна оказалась эта жизнь и как много в ней было тяжёлого и горестного, о чём не хо­телось вспоминать. Почему-то чаще всего в воспоминаниях, в мыслях обращалась она к Григорию. Быть может, потому, что тре­вога за его судьбу не покидала её все годы с начала войны и всё, что связывало теперь её с жизнью, заключалось только в нём. Или же тоска по старшему сыну и мужу приту­пилась, выветрилась со временем, но о них, о мёртвых, она вспоминала реже, и виделись они ей как бы сквозь серую туманную дым­ку. Она неохотно вспоминала молодость, замужнюю свою жизнь. ... «младшенький» вставал в памяти с предельной, почти ося­зательной яркостью. ... Не могла же она за­быть своего последнего сына...» (кн. ГУ, ч. 8, гл. III).)

  • Какими качествами Шолохов наделяет образ Ильиничны? (Ильиничнавоплощение материнского начала, женской мудрости, долготерпения, трудолюбия и доброты.)

  • Как трагическое, переломное время воздействовало на семью, обусловив круше­ние веками сложившихся устоев, особенно наглядно видно на примере образа Панте­лея Прокофьевича. Каким он предстаёт пе­ред нами в начале произведения и в конце? (В начале произведения мы видим Панте­лея Прокофьевича полновластным хозяином в своём доме. Весь смысл его жизни заключён в семье. Он безмерно гордится сыновьями, дослужившимися до офицерских чинов. Лю­бит похвастаться их успехами. Например, приехавшего в отпуск Григория он везёт со станции через весь хутор, минуя свой про­улок. «Сыновей на войну провожал рядовыми казаками, а выслужились в офицерья. Что ж, аль мне не гордо прокатить сына по хуто­ру? Пущай глядят и завидуют. А у меня, брат, сердце маслом обливается1»откро­венничает Пантелей Прокофьевич.

Поначалу Пантелей Прокофьевич пы­тается что-то чинить, восстанавливать. Но далеко не всё можно было уже восстано­вить. И скуповатый Пантелей Прокофье­вич, ранее приучавший семью беречь каждую спичку, обходиться вечером без лампы (так как «керосин дорогой»), теперь, словно за­щищаясь от тяжёлых потерь и разрухи, махнул на всё рукой. Он пытается хотя бы в своих глазах обесценить нажитое с таким трудом. Шолохов пишет: «Всё, чего лишался старик, по его словам было никуда не годное. Такая уж у него повелась привыч­ка утешать себя».

Разительно меняется характер Пан­телея Прокофьевича. Всё ещё покрикива­ет он на домашних, но хорошо знает, что нет уже у него ни прежней силы, ни вла­сти. Постоянно пререкается с ним Дарья, не слушается Дуняшка, Ильинична и та всё чаще перечит своему старику. Его тяжёлая вспыльчивость, повергавшая некогда в страх и смятение весь дом, теперь не представля­ет серьёзной опасности для окружающих и поэтому нередко вызывает смех.)

  • Почему Пантелей Прокофьич чувству­ет, что семья распадается? («Мелеховская се­мья за один год убавилась наполовину. Прав был Пантелей Прокофьевич, сказав однажды, что смерть возлюбила их курень» (кн. IV,

ч. 7, гл. XXI). От пули Мишки Кошевого погибает старший сын Петро. Умирает Наталья, которая не вынесла измены Гри­гория, не захотела родить от него и после аборта умерла от потери крови. Утопилась Дарья, не захотевшая жить с «дурной бо­лезнью».

Он, хозяин, душу вкладывавший в ра­боту, «заметив, что Григорий с особой тщательностью приклячивает воротца на гумне, сказал с досадой и нескрываемой го­речью:

  • Делай абы как. Чего ты стараешься? Не век же им стоять!

Как видно, только теперь старик осо­знал всю тщетность своих усилий нала­дить жизнь по-старому...» (кн. IV, ч. 7, гл. VIII).

«Была крепко спаянная семья, а с вес­ны всё переменилось. ... Семья распадалась на глазах у Пантелея Прокофьевича. ... Ду­няшка злилась на родителей за то, что те лишили её надежды когда-нибудь выйти за­муж за Мишку Кошевогоединственного, кого она любила со всей беззаветной деви­чьей страстью; Наталья молча и глубоко, с присущей ей скрытностью переживала но­вый отход Григория к Аксинье. А Пантелей Прокофьевич всё это видел, но ничего не мог сделать, чтобы восстановить в семье преж­ний порядок. ... То же самое и с Григорием: не будь он в офицерском чине, Пантелей Прокофьевич живо управился бы с ним. Так управился бы, что Григорий после этого на астаховский баз и глазом бы не косил. Но война всё перепутала и лишила старика возможности жить и править своим домом так, как ему хотелось. Война разорила его, лишила прежнего рвения к работе, отняла у него старшего сына, внесла разлад и сумя­тицу в семью. Прошла она над его жизнью, как буря над делянкой пшеницы, но пше­ница и после бури встаёт и красуется под солнцем, а старик подняться уже не мог. Мысленно он махнул на всё рукойбудь что будет!» (кн. IV, ч. 7, гл. XIII).)

Работа с иллюстрациями учащихся.

Сопоставьте первые и заключитель­ные страницы романа. Что изменилось в описании мелеховского двора? («... въелся Пантелей в хозяйство: заново покрыл дом, прирезал к усадьбе с полдесятины гулевой земли, выстроил новые сараи и амбар под жестью. Кровельщик по хозяйскому заказу вырезал из обрезков пару жестяных пету­хов, укрепил их на крыше амбара. Веселили они мелеховский баз беспечным своим видом, придавая и ему вид самодовольный и зажи­точный» (кн. I, ч. 8, гл. I).

«... курень стоял целёхонький, но почти все окна в нём были выбиты, дверь сорвана с петель, стены исковыряны пулями. Всё во дворе являло вид заброшенности и за­пустения. Угол конюшни начисто снесло снарядом, второй снаряд вырыл неглубокую воронку возле колодца, развалив сруб и пере­ломив пополам колодезный журавль. Война, от которой бегал Пантелей Прокофьевич, сама пришла к нему во двор, оставив по­сле себя безобразные следы разрушения. Но ещё больший ущерб хозяйству причинили хоперцы, стоявшие в хуторе постоем: на скотинъем базу они повалили плетни, вы­рыли глубокие, в рост человека, траншеи; чтобы не утруждать себя излишней ра­ботойразобрали стены у амбара и из брёвен поделали накаты в траншеях; рас­кидали каменную огорожу, мастеря бойницу для пулемёта; уничтожили полприкладка сена, бесхозяйственно потравив его лошадь­ми; пожгли плетни и загадили всю летнюю стряпку...

Пантелей Прокофьевич за голову взялся, осмотрев дом и надворные постройки.

Рябые, изуродованные осколками и пу­лями стены дома выглядели неприветливо и заброшенно. В комнатах свистел ветер, на столах, на скамьях толстым слоем ле­жала пыль... Много времени требовалось, чтобы привести всё в порядок» (кн. IV, ч. 7, гл. XXIV). Война расшатала быт, разруши­ла всё вокруг.)

  1. Обобщение.

Какое место в сюжетном построении романа-эпопеи занимает история семьи Ме­леховых? (Исторические, общенародные со­бытия и частная, индивидуальная жизнь взаимно пересекаются на протяжении всего произведения, дополняют друг друга. История подчиняет себе человеческие судьбы, полити­ческие события проходят через жизни людей, заставляя их страдать и радоваться Война повлекла за собой нарушение привычного жизненного уклада, расстройство отлаженного хозяйства и запустение дома, а затем и раз рушение мелеховской семьи. Гибнет Пётр, умирают Наталья, Дарья, Пантелей Прокофьевич, Ильинична; Полюшка. Из многочисленного мелеховского семейства в живых осталось только три человека. А гибель главы семьиПантелея Прокофьевичана чужбине, вне дома, в беженском потокеэпи явная трагедия народа, разрушение основ его бытия И Григорий в конце романа возвращается к родному дому, к сыну, выбросив оружие. Правда Мелеховаэто правда человека, для которого важны семейные, бытовые, личностные ценности.)

  1. Домашнее задание.

  1. Перечитать главы романа:

  • ч. 3, главы IV-X, XII, XXI, XXIII;

  • ч. 4* главы IV, XI;

  • ч. 5, главы I—И, XII, XIII, XXIX XXX;

  • ч. 6, главы IX—X; XXII, XXIV, ХХХШ XXV, XLI, XLIV, XLV, LIV, LVI, LVII1 LXV;

  • ч. 7, главы IX—X;

  • ч. 8, главы I, IV, XII, XIV, XVI-XVII;

  1. Сообщение о Гражданской войне (индивидуальное задание).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!