«Тихий Дон». История семьи Мелеховых как отражение социальных потрясений эпохи
Цели: проанализировать отдельные эпизоды романа Шолохова, раскрывающие тему семьи; показать отношение к семье как к главной ценности и основе нравственности в народном самосознании.
Ход урока
Замечательное явление нашей литературы — Михаил Шолохов. В «Тихом Доне» он развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества. Но это не ограничивает большую тему романа. «Тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности — произведение общерусское, национальное, народное.
А. Н. Толстой
-
Организационный момент.
-
Сообщение темы, целей урока.
-
Актуализация знаний учащихся.
-
Какое место в истории русской литературы XX века занимает М. Шолохов?
-
С чего началась литературная деятельность писателя?
-
Когда к Шолохову пришла широкая известность?
-
Определите тематику «Донских рассказов».
-
Как работал Шолохов над произведением «Тихий Дон»?
-
Почему «Тихий Дон» называют романом-эпопеей?
-
Какой спор ведётся вокруг романа «Тихий Дон» и почему?
-
Какие произведения Шолохова посвящены теме Великой Отечественной войны?
-
События советской истории какого времени легли в основу романа «Поднятая целина»?
-
За какое произведение и в каком году Шолохов был удостоен Нобелевской премии?
-
Какие экранизации произведений М. Шолохова вы знаете? Какие из них вы смотрели?
-
Каково ваше отношение к творчеству писателя?
-
Основная часть.
-
Вступительная беседа.
-
Одна из главных проблем романа-эпопеи «Тихий Дон» — судьба семьи, простого, «частного» человека в водовороте истории. Впервые в русской литературе в центре большого произведения оказались не представители высших сословий и интеллигенции, а люди из народа. Шолохов продемонстрировал, что и людям от земли присущи могучие страсти, что и они трепетно воспринимают земные радости и по-настоящему страдают. Писатель подробно описывает быт и нравы казаков, их устоявшуюся, патриархальную нравственность, не лишённую, конечно, пережитков.
В этой патриархальной системе ценностей основными являются товарищество, дружба, взаимопомощь, почитание старших, забота о детях, честность и бесхитростность, благообразие в быту. Герои, живущие на страницах романа, — донские казаки. Что вы знаете об этом сословии?
-
Какие семьи находятся в центре повествования? (В центре повествования находится несколько семей: Мелеховы, Коршуновы, Моховы, Кошевые, Листницкие.)
-
Закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и всякая их ломка рождает острые, драматические конфликты.
-
Работа с текстом.
Художественный пересказ учащимися отрывка из кн. 1 ч. 1 «История семьи Мелеховых».
-
Какую роль в романе играет эта история? (Автор показывает, кто такие казаки, какие у них корни, что является основой их быта, почему они ведут себя в той или иной ситуации именно так, а не иначе. В центре внимания Шолохова разные поколения семьи Мелеховых.)
-
В чём необычность истории жизни Прокофия Мелехова? (Он в предпоследнюю турецкую кампанию вернулся в хутор и привёз из Туретчины жену, которая сторонилась родных Прокофия. Старик Мелехов отделил сына, обидевшись, и Прокофий жил на отшибе у Дона бирюком. По хутору говорили, что его жена — ведьма. Когда казаки хотели с ней расправиться, Прокофий заступился за жену и убил одного из них. Вернулся с каторги он через 12 лет, забрал сына Пантелея у матери, стал на хозяйство и женил сына на дочери соседа. «С тех пор и пошла турецкая кровь скрещиваться с казачьей. Отсюда и повелись на хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы, а по-уличному — Турки» (кн. 1,ч. 1, гл. I.).)
-
Чем похож жизненный путь Григория на судьбу деда? (1. Сильная любовь к одной женщине на всю жизнь: дед любил жену, которую привёз из Туретчины, а Григорий — Аксинью. И для Прокофия, и для Григория любовь — серьёзное испытание жизни: прекрасное и одновременно трагическое. 2. Пересуды хуторян и про деда, и про Григория. 3. Григорий был так же одинок, как и его дед. 4. Сын Григория будет расти без матери, как и сын деда.)
-
Расскажите про семью Пантелея Прокофьевича. (Во главе семьи стоит Пантелей Прокофьевич, крутой и своенравный человек, но за ним и большая правота, поскольку он охраняет покой и благосостояние близких. Хранительницей домашнего очага является мудрая, сильная духом Ильинична.)
-
Почему Григорий не противился женитьбе на Наталье? Испытывал ли он к ней настоящее чувство? (Здесь ярко показаны взаимоотношения отцов и детей. В семье Мелеховых велика патриархальная сила — всевластие отца в доме. Узнав о позоре, который сын навлёк на: его стариковскую голову, спутавшись с с женой соседа Аксиньей Астаховой, Пантелей Прокофьевич краток в своём решении: «Женить сукиного сына! Женю!.. Завтра же поеду сватать! Дожил, что сыном в глаза смеются!» (кн. I, ч. 1, гл. X). Григорий не любил Наталью. Во время сватовства «Григорьевы глаза обежали всю её — с головы до высоких красивых ног. Осмотрел, как барышник оглядывает матку-кобылицу перед покупкой, подумал «Хороша», — и встретился с её глазами, на правленными на него в упор. Бесхитростный, чуть смущённый, правдивый взгляд словно говорил: «Вот я вся, какая есть. Как хочешь, так и суди меня». — «Славная», — ответил Григорий глазами и улыбкой» (кн. I, ч. 1, гл. XV).
Чтение в лицах главы XVIII первой части — разговор Натальи с отцом после сватовства Григория.
-
Как отнеслись домашние Натальи к сватовству Мелеховых? («... под крашенной медянкой крышей Коршуновского куреня горела глухая междоусобица».) Как относилась Наталья к Григорию? («Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!») Почему Мирон Григорьевич согласился отдать дочь замуж? («Наталья — старшая дочь — была у отца любимицей, оттого не теснил её выбором». «Мирону Григорьевичу в душе Гришка нравился за казацкую удаль, за любовь к хозяйству и работе».)
Просмотр отрывка «Свадьба Григория и Натальи» из кинофильма «Тихий Дон».
-
Какой предстаёт жизнь хуторских казаков в первой части романа? (Эпизоды рыбалки (гл. IV) и косьбы (гл, IX). Это трудолюбивые, работящие люди, чтущие традиции отцов, уважающие волю родителей (свадьба Григория, положение Пантелея Григорьевича в мелеховском семействе).)
-
Говоря о семье Мелеховых, Шолохов ведёт речь о народной нравственности, о разумном и человеческом в ней. Писатель за крепкую семью, в которой есть и мир, и согласие, и порядок. Этот мир первым нарушает Григорий, бросив законную жену и уйдя с Аксиньей в Ягодное, в имение пана Листницкого. Как вы относитесь к поступку Григория?
-
О чём свидетельствует уход Григория в Ягодное? Как проходила его жизнь в имении? Почему встретились отец и сын? Как вы представляете себе их внутреннее состояние во время этой сцены?
-
Поступок Григория служит как бы предвестником грядущих трагических событий. И они не заставили себя ждать: грянули Первая мировая война, Февральская революция, Октябрьский переворот, Гражданская война.
-
Расскажите о жизни Натальи после того, как Григорий оставил её и она возвратилась в родительский дом. Каким было душевное состояние героини? («Наталья жила у отца, “как хохол на отживе”: ей всё казалось, что Григорий вернётся к ней, сердцем ждала, не вслушиваясь в трезвый нашёпот разума; исходила ночами в жгучей тоске, крушилась, растоптанная нежданной, незаслуженной обидой» (ч. 2, гл. XV). Попытка самоубийства (ч. 2, гл. XVIII).)
-
Почему Наталья решила уйти от своих родителей к Мелеховым? («Пришла Наталья к свёкрам после долгих колебаний. Отец её не пускал, ... но ей неловко было после выздоровления глядеть на своих и чувствовать себя в родной когда-то семье почти чужой. Попытка самоубийства отдалила её от родных. Пантелей Прокофьевич сманивал её всё время после того, как проводил Григория на службу. Он твёрдо решил взять её в дом и примирить с Григорием. ... Наталья работала у свёкра и жила, взращивая бессознательную надежду на возвращение мужа, опираясь на неё надломленным духом» (ч. 3, гл.1).)
-
Сопоставьте характеры двух братьев — Петра и Григория Мелеховых. В чём их несходство? (1. Внешнее несходство: «Старший ... Петро_ напоминал мать: небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый; а младший, Григорий, в отца попёр: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое» (кн. I, ч. 1, гл. I).
-
На службе, на войне: «Неделю назад ездил я (Пантелей Прокофьевич) к Петру. Я, сынок, поджился там неплохо. Петро — он гожий, дюже гожий к хозяйству! Он мне чувал одежи дал, коня, сахару... Конь справный... ,
-
Погоди! — сурово перебил его Григорий, обожжённый догадкой. — Ты сюда не за этим заявился?
-
А что?
-
Как — что?
-
Люди ить берут, Гриша...
-
Люди! Берут! — не находя слов, с бешенством повторял Григорий. — Своего мало? Хамы вы! За такие штуки на германском фронте людей расстреливали! Ты мне оставь это! А нет — я живо провожу отсель! Я казакам морды бил за это, а мой отец приехал грабить жителев! — дрожал и задыхался Григорий» (кн. III, ч. 6, гл. IX).
-
Гражданская позиция: Григорий мечется между большевиками и белыми: «К кому же прислониться?» (кн. II, ч. 5, гл. XIII); «... мне и до се всё неясное. ... Я с семнадцатого года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь...» (кн. IV, ч. 8, гл. VII). А у Петра не существует сомнений в правоте избранной им гражданской позиции.)
Выразительное чтение отрывка из главы XIII части пятой «Встреча Григория с отцом и возвращение домой».
-
Какие чувства испытывает Григорий от этой встречи? («... радость испытывал при одной мысли, что увидит домашних, хутор».) Чего он больше всего хочет? (Всё время с ним, в нём мысли о мирной жизни, о семье, о земле, о крестьянском труде.)
-
Расскажите о душевном состоянии героя, когда он на следующий день после возвращения выходит на баз и глядит на родной дом. («Григорий внимательно и обрадованно оглядывал баз. ... С детства помнил колесо, устроенное для бабьих нужд... Некоторые перемены на базу бросались в глаза...». Григорий с любовью и теплотой оглядывает баз, хозяйство. Он вспоминал полузабытую прежнюю жизнь, к которой хотелось вернуться и позабыть о войне, ненависти, крови.)
-
С каким чувством расстаётся Григорий с родными и близкими, с Натальей, когда видит её в последний раз? («Сколько раз боевой конь, круто повернувшись, взрыв копытами землю возле родимого крыльца, нёс его по шляхам и степному бездорожью на фронт, туда, где чёрная смерть метит казаков, где, по словам казачьей песни, “страх и горе каждый день, каждый час”, — а вот никогда Григорий не покидал хутора с таким тяжёлым сердцем, как в это ласковое утро. Томимый неясными предчувствиями, гнетущей тревогой и тоской, ехал он, кинув на луку поводья, не глядя назад, до самого бугра. На перекрёстке, где пыльная дорога сворачивала к ветряку, оглянулся. У ворот стояла одна Наталья, и свежий предутренний ветерок рвал из рук её чёрную траурную косынку (кн. IV, ч. 7, гл. VIII).)
-
Изменилось ли отношение Григория к Наталье? Какое влияние оказала на него смерть жены? (В последнюю встречу «могучая волна нежности залила сердце Григория» (кн. IV, ч. 7, гл. VIII). «Григорий страдал не только потому, что по-своему он любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виновным в её смерти. Было время, когда Григорий ничего не питал к жене, кроме холодного безразличия и даже неприязни, но За последние годы он стал иначе относиться к ней, и основной причиной перемены, происшедшей в его отношении к Наталье, были дети.
Как ни старался Григорий, уехав в поле, забыть о своём горе, в мыслях он неизбежно возвращался к этому. Он изнурял себя работой, часами не слезая с лобогрейки, и всё же вспоминал Наталью; память настойчиво воскрешала давно минувшее, различные, зачастую незначительные эпизоды совместной жизни, разговоры. Стоило на минуту снять узду с услужливой памяти, и перед глазами его вставала живая, улыбающаяся Наталья. Он вспоминал её фигуру, походку, манеру поправлять волосы, её улыбку, интонации голоса...» (кн. IV, ч. 7, гл. XVIII).)
-
Можно ли сказать, что к концу романа Ильинична примирилась с Аксиньей? («От ношения между Мелеховыми и Аксиньей кру то изменились. Тревога за жизнь Григория как бы сблизила и породнила их» (кн. IV. ч. 8, гл. I). Получив письмо от сына, Ильинична часто просила Аксинью, чтобы та читала его. «И после, когда тонкая бумага уже превратилась в лохмотья, Аксинья без запинки рассказывала всё письмо до последней строчки» (кн. IV, ч. 8, гл. III).)
-
Как чувствовала себя Ильинична возле Дуняшки? («А Ильинична с каждым днём всё резче и больнее ощущала подступавшее к ней одиночество... Её не радовало счастье дочери, присутствие чужого человека в доме — а зять по-прежнему оставался для неё чужим — тяготило. Сама жизнь стала ей в тягость. За один год потеряв столько близких её сердцу людей, она жила, надломленная страданием, постаревшая и жалкая. Много пришлось испытать ей горя, пожалуй, даже слишком много. Она была уже не в силах сопротивляться ему и жила, исполненная суеверного предчувствия, что смерть, так часто повадившаяся навещать их семью, ещё не раз переступит порог старого мелеховского дома. Примирившись с замужеством Дуняшки, Ильинична хотела лишь одного: дождаться Григория, передать ему детей, а потом навсегда закрыть глаза» (кн. IV, ч. 8, гл. III).)
-
Почему она так тосковала по сыну? О чём думала во время болезни? («Пришла такая пора, когда властно потребовалось остаться одной, чтобы вспомнить многое из своей жизни.
... Удивительно, как коротка и бедна оказалась эта жизнь и как много в ней было тяжёлого и горестного, о чём не хотелось вспоминать. Почему-то чаще всего в воспоминаниях, в мыслях обращалась она к Григорию. Быть может, потому, что тревога за его судьбу не покидала её все годы с начала войны и всё, что связывало теперь её с жизнью, заключалось только в нём. Или же тоска по старшему сыну и мужу притупилась, выветрилась со временем, но о них, о мёртвых, она вспоминала реже, и виделись они ей как бы сквозь серую туманную дымку. Она неохотно вспоминала молодость, замужнюю свою жизнь. ... «младшенький» вставал в памяти с предельной, почти осязательной яркостью. ... Не могла же она забыть своего последнего сына...» (кн. ГУ, ч. 8, гл. III).)
-
Какими качествами Шолохов наделяет образ Ильиничны? (Ильинична — воплощение материнского начала, женской мудрости, долготерпения, трудолюбия и доброты.)
-
Как трагическое, переломное время воздействовало на семью, обусловив крушение веками сложившихся устоев, особенно наглядно видно на примере образа Пантелея Прокофьевича. Каким он предстаёт перед нами в начале произведения и в конце? (В начале произведения мы видим Пантелея Прокофьевича полновластным хозяином в своём доме. Весь смысл его жизни заключён в семье. Он безмерно гордится сыновьями, дослужившимися до офицерских чинов. Любит похвастаться их успехами. Например, приехавшего в отпуск Григория он везёт со станции через весь хутор, минуя свой проулок. «Сыновей на войну провожал рядовыми казаками, а выслужились в офицерья. Что ж, аль мне не гордо прокатить сына по хутору? Пущай глядят и завидуют. А у меня, брат, сердце маслом обливается1» — откровенничает Пантелей Прокофьевич.
Поначалу Пантелей Прокофьевич пытается что-то чинить, восстанавливать. Но далеко не всё можно было уже восстановить. И скуповатый Пантелей Прокофьевич, ранее приучавший семью беречь каждую спичку, обходиться вечером без лампы (так как «керосин дорогой»), теперь, словно защищаясь от тяжёлых потерь и разрухи, махнул на всё рукой. Он пытается хотя бы в своих глазах обесценить нажитое с таким трудом. Шолохов пишет: «Всё, чего лишался старик, по его словам было никуда не годное. Такая уж у него повелась привычка утешать себя».
Разительно меняется характер Пантелея Прокофьевича. Всё ещё покрикивает он на домашних, но хорошо знает, что нет уже у него ни прежней силы, ни власти. Постоянно пререкается с ним Дарья, не слушается Дуняшка, Ильинична и та всё чаще перечит своему старику. Его тяжёлая вспыльчивость, повергавшая некогда в страх и смятение весь дом, теперь не представляет серьёзной опасности для окружающих и поэтому нередко вызывает смех.)
-
Почему Пантелей Прокофьич чувствует, что семья распадается? («Мелеховская семья за один год убавилась наполовину. Прав был Пантелей Прокофьевич, сказав однажды, что смерть возлюбила их курень» (кн. IV,
ч. 7, гл. XXI). От пули Мишки Кошевого погибает старший сын Петро. Умирает Наталья, которая не вынесла измены Григория, не захотела родить от него и после аборта умерла от потери крови. Утопилась Дарья, не захотевшая жить с «дурной болезнью».
Он, хозяин, душу вкладывавший в работу, «заметив, что Григорий с особой тщательностью приклячивает воротца на гумне, сказал с досадой и нескрываемой горечью:
Как видно, только теперь старик осознал всю тщетность своих усилий наладить жизнь по-старому...» (кн. IV, ч. 7, гл. VIII).
«Была крепко спаянная семья, а с весны всё переменилось. ... Семья распадалась на глазах у Пантелея Прокофьевича. ... Дуняшка злилась на родителей за то, что те лишили её надежды когда-нибудь выйти замуж за Мишку Кошевого — единственного, кого она любила со всей беззаветной девичьей страстью; Наталья молча и глубоко, с присущей ей скрытностью переживала новый отход Григория к Аксинье. А Пантелей Прокофьевич всё это видел, но ничего не мог сделать, чтобы восстановить в семье прежний порядок. ... То же самое и с Григорием: не будь он в офицерском чине, Пантелей Прокофьевич живо управился бы с ним. Так управился бы, что Григорий после этого на астаховский баз и глазом бы не косил. Но война всё перепутала и лишила старика возможности жить и править своим домом так, как ему хотелось. Война разорила его, лишила прежнего рвения к работе, отняла у него старшего сына, внесла разлад и сумятицу в семью. Прошла она над его жизнью, как буря над делянкой пшеницы, но пшеница и после бури встаёт и красуется под солнцем, а старик подняться уже не мог. Мысленно он махнул на всё рукой — будь что будет!» (кн. IV, ч. 7, гл. XIII).)
Работа с иллюстрациями учащихся.
— Сопоставьте первые и заключительные страницы романа. Что изменилось в описании мелеховского двора? («... въелся Пантелей в хозяйство: заново покрыл дом, прирезал к усадьбе с полдесятины гулевой земли, выстроил новые сараи и амбар под жестью. Кровельщик по хозяйскому заказу вырезал из обрезков пару жестяных петухов, укрепил их на крыше амбара. Веселили они мелеховский баз беспечным своим видом, придавая и ему вид самодовольный и зажиточный» (кн. I, ч. 8, гл. I).
«... курень стоял целёхонький, но почти все окна в нём были выбиты, дверь сорвана с петель, стены исковыряны пулями. Всё во дворе являло вид заброшенности и запустения. Угол конюшни начисто снесло снарядом, второй снаряд вырыл неглубокую воронку возле колодца, развалив сруб и переломив пополам колодезный журавль. Война, от которой бегал Пантелей Прокофьевич, сама пришла к нему во двор, оставив после себя безобразные следы разрушения. Но ещё больший ущерб хозяйству причинили хоперцы, стоявшие в хуторе постоем: на скотинъем базу они повалили плетни, вырыли глубокие, в рост человека, траншеи; чтобы не утруждать себя излишней работой — разобрали стены у амбара и из брёвен поделали накаты в траншеях; раскидали каменную огорожу, мастеря бойницу для пулемёта; уничтожили полприкладка сена, бесхозяйственно потравив его лошадьми; пожгли плетни и загадили всю летнюю стряпку...
Пантелей Прокофьевич за голову взялся, осмотрев дом и надворные постройки.
Рябые, изуродованные осколками и пулями стены дома выглядели неприветливо и заброшенно. В комнатах свистел ветер, на столах, на скамьях толстым слоем лежала пыль... Много времени требовалось, чтобы привести всё в порядок» (кн. IV, ч. 7, гл. XXIV). Война расшатала быт, разрушила всё вокруг.)
-
Обобщение.
— Какое место в сюжетном построении романа-эпопеи занимает история семьи Мелеховых? (Исторические, общенародные события и частная, индивидуальная жизнь взаимно пересекаются на протяжении всего произведения, дополняют друг друга. История подчиняет себе человеческие судьбы, политические события проходят через жизни людей, заставляя их страдать и радоваться Война повлекла за собой нарушение привычного жизненного уклада, расстройство отлаженного хозяйства и запустение дома, а затем и раз рушение мелеховской семьи. Гибнет Пётр, умирают Наталья, Дарья, Пантелей Прокофьевич, Ильинична; Полюшка. Из многочисленного мелеховского семейства в живых осталось только три человека. А гибель главы семьи — Пантелея Прокофьевича — на чужбине, вне дома, в беженском потоке — эпи явная трагедия народа, разрушение основ его бытия И Григорий в конце романа возвращается к родному дому, к сыну, выбросив оружие. Правда Мелехова — это правда человека, для которого важны семейные, бытовые, личностные ценности.)
-
Домашнее задание.
-
Перечитать главы романа:
-
ч. 3, главы IV-X, XII, XXI, XXIII;
-
ч. 4* главы IV, XI;
-
ч. 5, главы I—И, XII, XIII, XXIX XXX;
-
ч. 6, главы IX—X; XXII, XXIV, ХХХШ XXV, XLI, XLIV, XLV, LIV, LVI, LVII1 LXV;
-
ч. 7, главы IX—X;
-
ч. 8, главы I, IV, XII, XIV, XVI-XVII;
-
Сообщение о Гражданской войне (индивидуальное задание).