СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Точение древесины на токарном станке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: технология.

Учебник: Самородский А.Е., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология.Трудовое обучение: учебник для 6 класса (вариант для мальчиков) образовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф.2011 год.

Тема: «Точение древесины на токарном станке»

Цели урока:

Образовательные:

  • систематизировать и обобщить знания, полученные по теме «Технология точения древесины на токарном станке»;
  • применять на практике полученные знания и умения;

Просмотр содержимого документа
«Урок "Точение древесины на токарном станке"»

МБОУ Гремячевская школа №1







Предмет: технология.



Тема: «Точение древесины на токарном станке»



Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний, полученных по теме «Технология точения древесины на токарном станке».



Учебник: Самородский А.Е., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология. Трудовое обучение: учебник для 6 класса (вариант для мальчиков) образовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф.2014 год.







Выполнила:

Учитель технологии

Шпилькова Т.Н.









р.п. Гремячево

2016г.

Предмет: технология.

Учебник: Самородский А.Е., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология.Трудовое обучение: учебник для 6 класса (вариант для мальчиков) образовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф.2011 год.

Тема: «Точение древесины на токарном станке»

Цели урока:

Образовательные:

  • систематизировать и обобщить знания, полученные по теме «Технология точения древесины на токарном станке»;

  • применять на практике полученные знания и умения;

Развивающие:

  • развивать навыки управления токарным станком для точения древесины;

  • научить учащихся выполнять черновое и чистовое точение, подрезание торцов и шлифование;

Воспитывающие:

  • формировать первоначальные умения работы на токарном станке для точения древесины;

  • формировать и развивать познавательный интерес учащихся к предмету.

Форма организации занятия: эвристическая беседа, практическое занятие.

Методы:

  1. репродуктивные: словесные, наглядные.

  2. Продуктивные: индивидуальная практическая работа (3 человека)

Средства обучения: станок токарный для точения древесины ТД – 120 или СТД – 120М; разметочный инструмент; ножовки; киянки; стамески; заготовки для точения; технологическая карта на изготовление изделия точением; таблица «Техника безопасности при работе на токарных станках по дереву»

Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, творческая

Цели урока:

Образовательные:

  • систематизировать и обобщить знания, полученные по теме «Технология точения древесины на токарном станке»;

  • применять на практике полученные знания и умения;

Развивающие:

  • развивать навыки управления токарным станком для точения древесины;

  • научить учащихся выполнять черновое и чистовое точение, подрезание торцов и шлифование;

Воспитывающие:

  • формировать первоначальные умения работы на токарном станке для точения древесины;

  • формировать и развивать познавательный интерес учащихся к предмету.

Форма организации занятия: эвристическая беседа, практическое занятие.

Методы:

  1. репродуктивные: словесные, наглядные.

  2. Продуктивные: индивидуальная практическая работа (3 человека)

Средства обучения: станок токарный для точения древесины ТД – 120 или СТД – 120М; разметочный инструмент; ножовки; киянки; стамески; заготовки для точения; технологическая карта на изготовление изделия точением; таблица «Техника безопасности при работе на токарных станках по дереву»

Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, творческая

Тема урока: «Точение древесины на токарном станке»

План занятия.

1. Организационная часть.

  • Приветствие;

  • проверка явки учащихся;

  • заполнение классного журнала;

  • проверка готовности к уроку;

  • доведение до учащихся план урока.

2. Повторение материала по теме предыдущего урока “Понятие о машине. Токарный станок по дереву”

  • Перечислите основные узлы токарного станка по дереву. Найдите их на станке и определите назначение.

  • Способы закрепления заготовки;

  • Инструменты для точения деталей;

  • Способы контроля размеров заготовки;

  • Какое движение называется главным, а какое вспомогательным?

  • Какие правила безопасности нужно соблюдать при работе на токарном станке по дереву?

  • Что называется технологической картой?

Работа с классом.

  • Тест №8. Проверка задания в рабочей тетради.

3.Формирование новых знаний.

Демонстрирую работу с заготовкой; ее установку и закрепление. Ученикам рассказываю, что заготовки для точения не должны иметь трещин и сучков. При выборе заготовки предусматривается припуск по длине 30-50-мм, а по диаметру 4-6 мм.

Чтобы закрепить заготовку с помощью трезубца, в одном торце заготовке делают неглубокий (4-6 мм) диаметральный запил ножовкой для трезубца. Трезубец вводят левого торца заготовки. Правый конец заготовки поддерживают центром задней бабки. При этом центр задней бабки смазывают солидолом, чтобы не допустить перегрева древесины, который затем поджимаю задней бабкой. Ось заготовки должна располагаться по линии центров станка.

После закрепления заготовки ученикам демонстрирую установку подручника, показываю способ проверки правильности установки заготовки проворачиванием ее от руки. Верхняя опорная линейка должна располагаться по лини центров или на 1-3 мм выше ее. Зазор между заготовкой и подручником равен 2-3 мм. По мере обработке заготовки подручник перемещают.

Учащимся показываю резцы – для чернового и чистового точения. В практике черновой резец называют полукруглой стамеской (рейером), чистовой стамеской (майселем). Термин “рейер” происходит от голландского слова, означающего в переводе “перемещаться, передвигаться”. Майсель” – немецкого происхождения, переводится как “вырезать, высекать”. Объясняю, что сконструированы резцы на основе принципа клина, все они имеют определенный угол заточки. Особенностью обдирочных резцов является полукруглая форма с фаской. Чистовые имеют фаски с двух сторон, благодаря чему образуется угол заострения. Эти резцы служат для обточки цилиндрических и фасонных поверхностей. При этом режущая кромка косой стамески располагается под углом 40о к оси центров. Угол резания (угол между вертикальной плоскостью и верхней гранью стамески) равен 35-60о. Кроме того, чистовыми резцами выполняется подрезание торцов и уступов, отрезание и вытачивание канавок. Для обточки фасонных поверхностей применяют также профильные (фасонные) резцы.

В ходе объяснения приемов работ демонстрирую рабочую позу, хватку инструмента и приемы точения цилиндрической поверхностей. При этом обращаю внимание на выполнение правил охраны труда. Напоминаю некоторые из них

  • Строго соблюдать прием работы резцом (хватка резца, расположение их на подручнике . Приемы перемещения резцов в процессе точения).

  • Перед включением станка убедитесь, что он исправен и имеет защитный кожух, а инструмент хорошо заточен и имеет прочно насаженную рукоятку.

  • Заготовка должна быть выбрана без трещин и сучков, правильно и прочно закреплена на станке.

  • Работать надо в очках, в спецодежде, в головном уборе.

  • Запрещается измерение заготовки на ходу станка, перемещение подручника и чистка станка.

Затем поясняю и показываю приемы грубой обработки цилиндрической поверхностей: полукруглую стамеску удерживаю правой рукой за рукоятку, а левой сверху плотно прижимаю к подручнику. В процессе точения сначала снимаю первую стружку толщиной 1-2 мм. При последующем точение резец перемещаю по заготовке в направлении слева направо и справа налево. При каждом проходе снимаю стружку толщиной 1-2 мм.

4. Практическая работа

После объяснения в присутствии учителя ученики выполняют упражнения по установке заготовки, ее креплению и пробному точению цилиндрической поверхности.

Во время точения деталей из древесины по чертежам ученики закрепляют умения по чтению чертежей и по анализу элементов конструкции изделия. Чтение деталей ведут в следующей последовательности:

  • Чтение надписей чертежа.

  • Определение общей формы детали.

  • Определение формы элементов детали и ее размеров.

5. Текущий инструктаж отдельно нуждающихся учеников.

Обнаруженные ошибки учеников во время точения тут же исправляются. После этого разрешается точения заготовок до заданных размеров. Благодаря этому усваиваются только правильные действия, и не допускается формирование ошибочных навыков. Учитель должен подходить на помощь лишь в том случае, если усилия ученика в преодолении трудности не увенчались успехом.

6. Уборка рабочих мест.

7. Подведение итогов урока

  • сообщаю о достижение цели урока;

  • делаю анализ допущенных ошибок, объясняю их причины и пути их устранения. В случае необходимости повторяю прием выполнения отдельных действий;

  • оцениваю результаты труда учащихся на уроке;

  • выставляю отметки в классный журнал и в дневники учащихся.





















Тест № 8 Технология точения древесины на токарном станке.

Вариант 1

  1. Для чего применяется полукруглая стамеска?

А) для первоначальной грубой обточки и проточки криволинейных поверхностей.

Б) для первоначальной грубой обточки заготовки.

В) для обработки деталей.

2. На какие этапы делится точение древесины по качеству?

А) Черновое и чистовое.

Б) Качественное и некачественное.

В) Черновое и окончательное.

Г) чистовое и предварительное.


    1. Как подводится резец к вращающейся детали?

А) быстро.

Б) медленно.

В) резец подводят к остановившейся детали.

4. Для чего на торцах заготовки – бруска проводят диагонали?

А) для деления торца на четыре части.

Б) для нахождения геометрического центра

В) для построения центра окружности.


5. Как проверить, надежна ли закреплена заготовка и не ударится ли она о подручник?

А) сделать рукой несколько оборотов заготовки.

Б) покачать заготовку рукой.

В) измерить расстояние между заготовкой и подручником.


6. Чем крепится заготовка в планшайбе?

А) гвоздями через отверстие.

Б) шурупами через отверстие.

В) дюбель - гвоздями через отверстие.

Г) болтами или винтами.






Вариант 2

    1. Для чего применяется плоская стамеска (косяк)?

А) для гладкой чистовой обработки заготовки.

Б) для гладкой чистовой обточки заготовки, подрезания торцов, отрезания детали.

В) для подрезания торцов и отрезания детали.

2. Какие правила личной гигиены необходимо соблюдать при работе на токарном станке?

А) работать в халате и в защитных очках.

Б) работать в халате и берете.

В) работать в защитных очках и халате.

Г) работать в халате, берете и защитных очках.

3.Как производятся измерения при работе на токарном станке по дереву?

А) на вращающейся детали.

Б) при снятой детали.

В) при полной остановке станка.

    1. Какой должна быть деревянная заготовка, закрепляемая на стенке?

А) Влажной;

Б) С любыми трещинами;

В) С любыми сучками;

Г) Сухой, без пороков.

    1. Каким должен быть зазор между подручником и заготовкой?

А)2-3 мм;

Б)10мм;

В)5-6мм;

Г)1см.

    1. Что нужно сделать, чтобы закрепить заготовку в трезубце?

А) Насадить заготовку пропилом на трезубец и нанести удары киянкой;

Б) Заготовку насадить на трезубец и нанести удары киянкой;

В) Вставить трезубец в пропил на заготовке.





Ответы на тест № 8:

Вар 1: 1-а,2-а,3-б,4-б,5-а,6-б.

Вар 2: 1-б,2-г,3-в,4-г,5-а.6-в













































Анализ урока технология в 6 классе по теме: «Точение древесины на токарном станке»

Урок состоит из следующих элементов:

  1. Организационная часть.

  2. Повторение материала по теме предыдущего урока “Понятие о машине. Токарный станок по дереву”

  3. Формирование новых знаний.

  4. Практическая работа

  5. Текущий инструктаж отдельно нуждающихся учеников.

  6. Уборка рабочих мест.

  7. Подведение итогов урока.

На первом этапе предшествовала положительная динамика в классе, что свидетельствует о том, что дети готовы к работе.

На втором этапе мы провели устный опрос домашнего задания по карточке № 9, где вспомнили основные способы закрепления заготовки; инструменты для точения деталей; способы контроля размеров заготовки; правила безопасности при точении. Проводилась индивидуальная практическая работа (3 человека), для того, чтобы понять, правильно ли дети могут закрепить заготовки в патроне, заготовки в планшайбе и закрепление заготовки в двух центрах с помощью трезубца. Затем проводилась работа с классом. Тест №8. Проверка занятия в рабочей тетради. В проверке усвоения знаний учащимися темы я пыталась выявить глубину и понимание ими понятий. Для этого на уроке были созданы нестандартные ситуации, требующие от детей мыслительной деятельности, умение найти творческий подход к той или иной ситуации.

Следующим этапом был вводный инструктаж и практическая работа. Задачей вводного инструктажа является ознакомление с целями, содержанием, характером, организацией и приемами предстоящей работы. Мной была дана научное обоснование этой работы и способов ее выполнения. В ходе практической работы я следила за процессом выполнения детьми инструктажа. Например, чтобы держали стамеску при точении двумя руками: одной - за рукоятку, другой – за стержень. Причем захват может быть левым или правым, в зависимости от формы изделия. Обхват стамески может быть как сверху, так и снизу. Инструктаж я проводила в ходе практической работы. У детей вырабатывается навык. Однако при текущем инструктировании не следует чрезмерно опекать учащихся, подсказывать им выход из положения при каждом затруднении и ошибке. Я старалась их пробуждать к самостоятельному контролю над работой, выявлению ошибок и исправлению их. Учитель должен приходить на помощь лишь в том случае, если усилия ученика в преодолении трудности не увенчались успехом.

В конце занятия необходимо провести заключительный инструктаж. Сравниваю вместе с учащимися запланированный ход работы с фактическим, выявляю допущенные ошибки и отклонения от планируемого технологического процесса. Стараюсь установить их влияние на производительность труда, качество изделия.

В заключительном этапе мной указываются школьникам на успехи в работе и недостатки, объясняю их причины и пути преодоления. В случае необходимости повторяю показ приемов выполнения отдельных действий. Объявляю ученикам оценки и задаю задание на дом.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!