СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "топонимика"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

план урока составлен с применением регионального компонента

Просмотр содержимого документа
«Урок "топонимика"»

Тема: « Топонимика» 5 класс, история Казахстана


Цель: 1) Развивать умения логически мыслить;

  • умения самостоятельно анализировать текст;

  • анализировать карту.

2) Научить правильно работать с учебным материалом;

  • дать определение термину « Топонимика»

3) Воспитать чувство коллективизма, трудолюбия, взаимопонимания и умения слушать друг друга


оборудование: учебник, дидактический и раздаточный материал, карта РК, ТСО: магнитофон, аудиокассета № 1 по истории Казахстана, диск с фотографиями Города и сёла РК», кроссворд « Название местности», карта учёта ответов


МПС: география, казахская литература, казахский язык, русский язык

Основные понятия: ономастика, топонимика, « Актабан шубырынды», борулдай

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: лабораторно- практическое занятие с использованием регионального компонента

ФОПД: групповая работа, самостоятельная работа, индивидуальная работа





Ход урока:


  1. организационно- психологический момент ( 1 мин)


2. Повторение пройденного ( 10 мин):

  • исторический диктант:

история, летописцы, исторический источник, археология, курган, этнография, этнология, род, племя, народ

  • эссе « Моя Родина село Каракол»

  • итоги работы

3. Изучение нового материала:

План изучения темы:
  1. Из истории названии.
  2. Что такое топонимика ?

  3. Названия и их происхождение

  4. Памятники


А) – Актуализация- Ребята! Вы знаете что каждая местность, село, город, государство имеют свои названия. А задумывались ли вы откуда и как получили эти названия? Как изучаются названия местностей? ( ответы учащихся)

  • прочитав 1-ую подтему, найдите и запишите в тетради определение «Ономастики»

б) групповая работа:

№ 1- прочитав абзацы 3 и 4 , ответьте на вопрос

  • на какие разделы делится ономастика?

№ 2 – что изучают разделы ономастики?

- итоги работы- вывод

2. Топонимика ( ТСО, лекция)

  • прослушав лекцию, посмотрите фотоматериал и видеоматериал, из раздела « Топонимика» стр. 43 9( групповая работа)

  • 1) подчеркните определение « Топонимика» в тексте

  • итоги работы, вывод по вопросам :

  • как возникают названия местности ?

  • кто даёт названия местностям?

  • Какие необычные названия вы знаете ?

  • Какие названия связанны с именами людей? Почему местности могут присвоить имя человека?

  • Итоги работы - вывод


  • 2) Комментированное чтение 2-5 абзацев 9, стр 43

  • найдите в тексте 2 абзаца стр

Значение названия местности, сделайте вывод

- итоги работы - вывод

  1. « Актабан шубырынды» - сообщение ученика ( опережающее задание)

  2. – найдите из 3-го абзаца стр географическое название местности, связанное с именем хана Аблая

( раб. тетрадь стр.14, №2)

- итоги работы

  1. С чем связано название нашего села ( опережающее задание)

  • легенда о Караколе

- итоги работы- вывод

4 Закрепление- рефлексия

  1. Для чего нам нужно знать значение названия местности?

  2. Какую основу имеет корень слова «бурулдай»?

  3. работа с картой – кроссворд « Населённые пункты Казахстан»( смотрите в приложении)

- итоги работы

5.Итоги урока - вывод


6. Д/З прочитать 9, закончить кроссворд, работа с картой:

- найдите на карте необычные названия местности, обоснуйте их значение с помощью словаря по казахскому языку.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!