Урок музыки для 6 класса к теме 3 четверти: «В чём сила музыки»
Тема урока: «Тот самый нестареющий Моцарт»
Цель урока: расширить представления учащихся о роли музыки в жизни человека; помочь понять, что музыка Моцарта «очищает душу и поднимает её до идеалов совершенства»; осознать, что сила воздействия музыки определяется двумя качествами – правда и красота;
развитие музыкального мышления (знание о музыкальном языке), умение анализировать и обобщать;
воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся.
Задачи: обучающие:
показать жанровое многообразие творчества Моцарта; дать определение новым терминам: «рондо», «реквием», «серенада»; осознавать связь времен, различных культур, место и роль каждого человека в становлении нового общества; развитие вокально-хоровых навыков.
Развивающие: развитие интонационного слуха и вокально-хоровых навыков; формирование эмоциональной отзывчивости и представлений о выразительности языка музыки.
Воспитательные: воспитание уважения к классической музыке;
воспитание внимательного слушателя.
Оборудование
-портреты композитора;
-компьютер;
-инструмент;
-презентация;
-видеофрагменты.
Эпиграф к уроку:
Моцарт – это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
( Д.Шостакович.)
Дети входят в класс под музыку Моцарта «Рондо в турецком стиле».
Х О Д У Р О К А
-Ребята, а как называется у нас тема четверти?
-как вы считаете можно ли прожить без музыки?
-В чём же её сила?
Тысячи лет существует музыка на земле, и тысячи лет снова и снова пытаются ответить на этот вопрос.
-Почему к ней, как к солнечному свету, тянутся не только люди, но и животные, и даже растения?
Может быть потому, что музыку мы носим прежде всего в себе, и заключается секрет нашей отзывчивости на музыкальные звучания.
Не случайно говорить о музыке порой также сложно, как рассказывать о своих переживаниях.
-Почему многовековые произведения искусства живы до сих пор и не утратили своей жизненной силы? Приходим к выводу, что искусство способно воздействовать на жизнь, влиять на неё, изменять, делать лучше, а главное - влиять на самого человека. И люди с давних пор верили в силу искусства.
-Что же может музыка?
-она может вселить в человека ужас, страх, надежду; может вызвать радость, печаль тоску, а может подвигнуть на подвиг. (Привести примеры предыдущих уроков).
2. Я думаю, что ответить на эти все вопросы нам поможет музыка великого Моцарта.
-Вольфгангу Амадею Моцарту было три года, когда отец его, скрипач и композитор, начал учить его играть на клавесине ( слайд1)
Мальчик удивлял всех своими гениальными способностями и вскоре весь Зальцбург знал: в доме Моцарта растёт чудо-ребёнок (слайд 2)
-К шести годам он уже прекрасно владеет инструментом, импровизирует, сочиняет и вместе с сестрой даёт концерты в Зальцбурге, Вене, Мюнхене.
-К восьми годам он стал учеником знаменитого Иоганна Кристиана Баха (сына И.С.Баха) в Лондоне. Моцарт уже знал все инструменты оркестра. Интересно, что первые симфонии он написал, не дотрагиваясь к инструменту. Из Лондона он вернулся уже известным композитором.
-В четырнадцать лет Моцарта избирают академиком.
-«Такого гения больше не родит земля»- говорили про него при жизни, говорят и сейчас, и наверно будут говорить всегда.
-В Зальцбурге он становится придворным музыкантом на службе у жестокого епископа, где каждый день должен был радовать новыми произведениями.
Послушайте одно из известных произведений Моцарта.
«Маленькая ночная серенада»
(слайд)
«Серено» - так называли тёплую вечернюю погоду. Вот в такой вечер и раздавались серенады – вечерние песни влюблённых кавалеров под окнами своих возлюбленных (слушание).
-Чем наполнена мелодия? (это праздник, свет, грация)
-Кто исполнитель музыки? (оркестр, скрипки)
(Записать термин в тетрадь).
-Написана серенада в форме рондо (слайд)
-рондо – музыкальная форма, основанная на многократном повторении главной темы, чередующейся с эпизодами (круговая форма). Главная тема – рефрен.
«Маленькая ночная серенада – настоящий шедевр. Думаю, каждый из нас мечтал бы сочинить нечто подобное»,- так высказался Й.Гайдн.
Реквием
(слайд)
За несколько месяцев до смерти к Моцарту пришёл таинственный незнакомец, который захотел остаться неизвестным, и заказал «Реквием». Получилось так, что писал он реквием, будучи тяжело больным. Послушайте его письмо к другу (слайд)
«Реквием» - это волнующая поэма о жизни и смерти. В ней глубочайший мир человеческих переживаний – бездонная глубина горя и тоски.
«Лакримоза» - самая короткая часть (в переводе с латыни обозначает «слёзная», «печальная».)
Послушайте и проследите за развитием интонации.
- Как развивается мелодия?
-В чём изобразительное значение мелодии?
-Выберите точные эмоциональные термины, характеризующие музыку.
(слайд)
Итоговый кроссворд – проверка усвоения знаний, полученных на уроке.
Вопросы к кроссворду:
Столица Австрии
Имя отца Моцарта
Что мы видим на восходе?
Родина Моцарта город…?
Музыкальный инструмент
На чём учился играть Моцарт?
Количество частей в «Реквиеме»?
Как называли Моцарта ещё при жизни?
Выводы:
Сила музыки В. Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и глубокой жизненной правде. “Маленькая ночная музыка” - соответствует настроению ночного праздника, “Лакримоза” - глубоко передает настроение человеческой скорби. Так музыка одного композитора может заставить нас улыбнуться и испытать печаль.