Первый этап – Организационный
Здравствуйте. Садитесь, я очень рада видеть вас. Надеюсь, что сегодняшнее занятие будет интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций. И пройдет оно сегодня необычно – в форме тренинга.
Поэт и драматург Эфраим Лессинг писал:
«Ничто не придает столько выражения и жизни, как жесты, движения рук, особенно при душевных волнениях; без жестов самое красивое лицо маловыразительно».
Сегодня мы побудем в роли критиков и проверим на практике подлинность этой цитаты.
Начать наше занятие я предлагаю с просмотра видиоролика. Во время просмотра подумайте о чем пройдет речь на занятии.
Итак, ваши предположения о чем мы поговорим сегодня?
- о языке тела
- о чувствах и эмоциях
-об общении без слов
- о понимании жестов
Вы все совершенно правы. Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего занятия?
«Невербальные средства общения»
У каждого из вас имеется раздаточный материал, которым вы будете пользоваться во время занятия. Откройте его, пожалуйста, и запишите тему занятия.
На каких других дисциплинах вы еще затрагивали эту тему?
Русский язык
Литература
Обществознание
Как вы думаете, насколько важна тема занятия для вашей будущей специальности?
- работая логистом необходимо будет уметь общаться с руководителями и коллегами
А чему бы вы хотели научиться на сегодняшнем занятии?
- развить свои навыки общения
- общаться выразительно
Очень хорошо! Теперь сформулируйте основную цель нашего занятия.
- важность жестов в жизни человека
- изучение языка жестов
- проявление эмоций в речи
Согласитесь ли вы, если цель мы определим следующим образом?
Цель: изучить понятие невербального общения.
А какие задачи вы должны выполнить для достижения поставленной цели?
- изучить понятия невербального общения
- развить навыки невербального общения
- Использовать невербальных средств общения в позитивной коммуникации
- выявить взаимосвязь вербальных и невербальных средств общения
- определить значение невербальных средств общения
Давайте поприветствуем друг друга. У вас есть возможность сказать студенту сидящему рядом что – то приятное, это может быть комплимент или фраза.
Не правда ли, сразу поднимается настроение, когда другие люди внимательны и открыты.
Принятие правил тренинга
Прежде чем приступить к теме урока, необходимо вспомнить правила поведения в группе во время тренинга. Это позволит сделать нашу работу более эффективной и результативной.
Мы – одна команда.
Правило доброжелательности.
Каждый имеет право на свое мнение (никто никого не перебивает, не смеется, не оценивает других).
Искренность и открытость.
При обсуждении происходящего не оценивать другого, а только его действия.
Принцип творческой позиции. Правило отсутствия критики и безоценочности высказываний.
Свободное и уважительное общение
Спасибо вы совершенно правы, на тренинге вы можете высказывать свое мнение не поднимая руки.
Согласны ли вы с этими правилами? Что бы вы хотели добавить к правилам нашей группы?
Второй этап - Теоритический
Каждый из нас с разными людьми общается по-разному. Это зависит от человека, с которым общаешься, или от ситуации общения.
Какую тему вы проходили на предыдущем занятии?
-Вербальные средства общения
Давайте проверим, как вы освоили предыдущую тему. На экране обратите внимание на QR - код. Возьмите свои телефоны и наведите экран на QR - код. Перейдите по ссылке. Пройдите тестовые задания. Время выполнения задания 3 минуты, время пошло. Ваше время истекло.
Выводятся результаты. По результатам тестирования можно сделать вывод, что все вы владеете основными понятиями по теме Вербальные средства общения.
В процессе общения особую роль играют эмоции. Как вы считаете, как можно понять какую эмоцию человек испытывает в разговоре?
- обратить внимание на его выражения лица, мимику
- по взгляду
- по поведению, жестам и движениям
- по позе человека
- по эмоциональности его речи
Совершенно верно, это все можно отнести к невербальным средствам общения.
Невербальное общение - это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику), то есть без речевых и языковых средств. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею.
Зафиксируйте определение понятия невербального общения в раздаточном материале.
Как вы считаете связаны ли невербальные средства общения с вербальными?
- Вербальное и невербальное общение – это как бы две стороны одного и того же процесса. С помощью языка и речи можно сказать многое, но есть такие моменты, которые лучше всего передаются именно языком тела.
-Знание возможностей разных форм общения позволяет многое. К примеру, добиваться расположения других людей, предугадывать последствия своих действий и их влияние на окружающих.
Вербальные и невербальные средства коммуникации соотносятся в одном сообщении в разной степени. Они могут дополнять друг друга, сопровождать, противоречить или заменять.
Доказано, что передача информации осуществляется с помощью слов всего на 7%, звуки занимают 38%, а невербальные средства занимают 55%. Мы видим, что невербальная коммуникация занимает очень важное место в общении людей.
Почему важно изучать невербальное общение?
- понимать других людей
- определять состояние и настроение собеседника
- обращать внимание на свое поведение
_ Паша
Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и предвидеть, какое впечатление произведёт на него услышанное ещё до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, обращая внимание на невербальные средства общения можно облегчить процесс взаимодействия и понять эмоциональное состояние другого человека.
Давайте попробуем на примере упражнения «Автобус» отработать наваки гибкости невербального поведения.
Упражнение «Автобус»
Цель - отработка гибкости невербального поведения.
Инструкция: «Сейчас вы пассажир автобуса, после работы вы едете домой. Все студенты сидящие справа едут в 1 автобусе. С лева во 2. По сигналу «Красный» автобус останавливается на светофоре. Вдруг вы видите во встречном автобусе человека, которого вы давно не видели. Вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то определенном месте и в определенное время. В вашем распоряжении – одна минута, пока автобусы стоят у светофора. По сигналу «Зеленый» загорается зеленый свет и автобусы разъезжаются».
Рефлексия:
Легко ли было понять друг друга? Кому не удалось договориться? Что помешало?
Давайте попробуем еще раз договориться о встрече
Легко ли выражать свои мысли невербально?
Какими средствами пользовались?
Что помогало или мешало?
Третий этап - Практический этап
Невербальное общение – эффективный способ выражения эмоций. Вам сейчас будут представлены карточки с изображением эмоций, вам необходимо изобразить эмоцию группе, с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. А все остальные должны угадать, какую эмоцию изображает ведущий.
Упражнение «Угадай профессию и вырази эмоцию».
В будущем как специалисты вы столкнетесь с проявлением эмоций ваших коллег. Предлагаю вам выполнить упражнение «Угадай профессию и вырази эмоцию». Обратите внимание на вашем раздаточном материале есть стикеры разного цвета. Предлагаю вам сформировать три команды. Первая команда - вторая – третья.
В вашем раздаточном материале есть карточка на которых указана должность и изображена эмоция. Пожалуйста, представьте с помощью невербальных средств общения эмоцию и изобразите профессию.
Если для выполнения этого задания вас необходимы какие – то дополнительные предметы, то представитель команды может воспользоваться реквизитом из нашего «Бюро находок». Время выполнения задания 3 минуты. Ваше время пошло. Время истекло.
Список эмоций:
Бухгалтер – радость
Повар – злость
Стюардесса – грусть
2)Логист – удивление
Строитель – волнение
Художник - разочарованность
Музыкант – печаль
Водитель – страх
Тренер - гнев
Рефлексия:
Легко ли было понять эмоции другого?
Каким образом удалось определять эмоции?
Упражнение «Я – логист»
Совсем скоро вы освоите специальность «Операционный логист». У нас продолжается работа в командах. Давайте попробуем с помощью невербальных средств общения изобразить ситуации, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности. Для каждой команды ситуации представлены на слайде. Время выполнения задания 3 минуты. Ваше время пошло. Время истекло.
- Начальник ругает подчиненного.
- Работник получает поощрение от начальника.
- Работник переживает перед сдачей месячного отчета.
Действительно ли похоже?
Спасибо за вашу активную работу. Очень важно в процессе делового общения обращать внимание на невербальные сигналы собеседника, учитывать манеру общения и эмоциональное состояние.
Четвертый этап - Заключительный этап
Значение невербальной коммуникации. Во время сегодняшнего занятия каждый из вас попробовал использовать невербальные средства общения, успешно построить коммуникацию со своими собеседниками. Взгляните на экран, давайте заполним схему «Значение невербального общения» и сделаем вывод на сколько невербальное общение облегчает взаимодействие людей.
Схема:
Передача информации
Создание контакта между людьми
Выражение эмоции
Подтверждение или опровержение сказанного
Определение настроения собеседника
Понимание намерений собеседника
Облегчение вербального общения
Выражение качеств личности
Вы абсолютно правы, спасибо за ваши мнения. Как мы видим невербальное общение пронизывает все сферы жизни человека.
Давайте вернемся к эпиграфу сегодняшнего занятия, цитате Эфраима Лессинга:
«Ничто не придает столько выражения и жизни, как жесты, движения рук, особенно при душевных волнениях; без жестов самое красивое лицо маловыразительно».
Как вы поняли смысл цитаты? Согласны ли вы с высказыванием автора?
- да, я согласен, что средства невербального общения украшают речь человека
- да, я согласен, что невербальные средства общения облегчают взаимодействие людей
- да, автор прав в том, что жесты и мимика придают выразительности речи
Достигли ли цели урока?
- удалось изучить понятие невербального общения
- благодаря упражнениям удалось развить свои навыки общения
- мы выделили связь вербального и невербального общения
- выявили значение использования невербальных средств общения
Спасибо за вашу активную и творческую работу. Для того, чтобы развивать навыки понимания эмоций человека предлагаю вам попробовать в качестве домашнего задания такие эксперименты:
Подробнее домашнее задание описано в раздаточном материале.
При поездке в транспорте мельком посмотрите на соседа. Незаметно окиньте взглядом его лицо, одежду, позу, подумайте, кем работает этот человек, какой у него характер. Попробуйте определить его возраст и почувствовать его настроение. Естественно, не надо навязчиво смотреть на человека. Отрабатывайте у себя умение и способность по внешнему виду определять индивидуально-психологические особенности.
Выбрать фильм или спектакль. Выключить звук, а изображение оставить. Попробовать определить, о чем говорят люди, какие у них цели и мотивы. Вглядеться в лица говорящих, обратить внимание на их позы и жесты. Попробуйте воспроизвести их разговор. Через некоторое время включите звук, правильно ли вы определили предмет разговора?
Ребята, а как вы думаете может ли цвет отражать эмоции человека?
В завершении нашего занятия предлагаю выразить спектр ваших эмоций – при помощи мандалы. Когда мы испытываем положительные эмоции замечаем вокруг яркие краски, когда мы расстроены нас привлекают тусклые цвета. В раздаточном материале у вас есть карточки с изображениями мандалы-настроения. Выберите и покажите ту, цвета которой наилучшим образом отражают спектр вашего эмоционального состояние по итогам нашего занятия.
Как приятно видеть яркие краски, отражающее ваше эмоциональное состояние. Благодарю вас всех за вашу активную работу и сотрудничество, желаю вам всегда сохранять положительный настрой.