СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Царствование Павла I"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по истории (базовй уровень) для 10 класса по теме "Царствование Павла I". На уроке десятиклассники изучают правления Павла 1 через внутреннюю и внешнюю политику, Ученики отрабатывают навыков самостоятельной работы с историческими документами, исторической картой.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Царствование Павла I"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14 города Белово»










ЦАРСТВОВАНИЕ ПАВЛА 1






Составитель:

Авдонина Наталья Викторовна,

учитель истории,

обществознания










Тема урока «Царствование Павла 1»

1796-1801 гг.

(урок изучения нового материала)


Цель: Изучение правления Павла 1 через внутреннюю и внешнюю политику.


Задачи:

    • рассмотреть важнейшие вопросы внутренней политики;

    • изучить основные направления внешней политики;

    • продолжить отработку навыков самостоятельной работы с историческими документами, с картой, другими свидетельствами эпохи;

    • пробуждать интерес к истории через биографии отдельных выдающихся личностей.



Оборудование урока:

Учебник Левандовский «История России» 10 класс § 9,

карта «Россия в XVIII в.», таблицы и схемы по истории России,

документы «Манифест 1792 года», «Закон о престолонаследии»,

видеофильм Л.Парфёнова «Павел 1»,

портреты Павла 1, Екатерины 2, Петра 3, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова.


На доске рядом с портретом Павла 1 вопрос кто же он «Сумасшедшее исключение или безумное правило дома Романовых?»

ПЛАН УРОКА


  1. Император Павел 1.

  2. Внутренняя политика

А) Закон «об учреждении царской фамилии»;

Б) Указ о трёхдневной барщине;

В) Изменения в положении правящего сословия.

3. Внешняя политика.

А) 1 этап. Антифранцузская коалиция. 1798-1800 гг.

Б) 2 этап. Союз с Францией. 1800 г.



ХОД УРОКА.


  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала

Учитель:

В переломные исторические эпохи в обществе резко повышается интерес к истории. Обращаясь к событиям давно минувших дней, человечество пытается найти ответы на вопросы современности.

Деспотизм и демократия, благо государства и благо личности, ответственность правительства и ответственность правителей – эти проблемы столь же злободневны сейчас, как и 200 лет назад. Может быть, поэтому нас привлекают сегодня события конца 18 века царствования Павла 1.


Итак, тема нашего урока «Царствование Павла 1» (запись в тетрадь)


Учитель: ребята, давайте сформулируем цель нашего занятия.


  1. Император Павел 1.

По первому пункту плана об императоре Павле 1 послушаем сообщение.


Павел Петрович Романов


Император всероссийский, сын Петра 3 и Екатерины 2, правнук Петра Великого.

Родился 20 сентября 1754 года в Петербурге. Елизавета Петровна отняла ребёнка у родителей и воспитывала при своём дворе.

С 1761 года за воспитание Павла отвечал Никита Иванович Панин, подобравший хороших преподавателей, учивших цесаревича истории, географии, математике, языкам. Павел 1 много читал, увлекался военным делом.

В 1762 году, восьмилетним, стал свидетелем дворцового переворота, о смерти отца. Это оказало огромное воздействие на психику впечатлительного ребёнка.

С 1783 года жил в Гатчине, как когда-то Петр 1 в Преображенском, а потом Петр 3 в Ориенбауме. Павел создал в Гатчине собственную небольшую армию. Армейская дисциплина, порядок, определённый аскетизм жизни в Гатчине как бы противопоставлялись роскоши и беспорядочной жизни петербургского двора. Собственно Гатчина стала как бы маленькой моделью будущей России, какой Павел хотел её видеть.

К власти Павел пришёл довольно поздно - в возрасте 42 лет, 6 ноября 1796 года. «Российский Гамлет», так называли Павла 1 в Западной Европе, стал круто и до мелочей изменять всё, что напоминало о порядках, установленных матерью…

В ночь на 12 марта 1801 года Павел был убит во дворце заговорщиками из числа приближённых офицеров, во главе с петербургским генерал-губернатором, графом Паленым. Царь до последней минуты был уверен в его преданности…

Четыре года, четыре месяца, четыре дня – таков был срок царствования Павла 1.


Учитель: Что же представляет собой убитый своим ближайшим окружением Павел 1 «Сумасшедшее исключение или безумное правило дома Романовых?» Давайте попробуем разобраться.

Павел 1, подобно своему прадеду Петру 1, с первых дней начал реформировать всю жизнь России.

Какую модель государства Павел считал идеальной? На этот вопрос вы ответите после просмотра фрагмента фильма «Павел 1» (фрагмент Принц Гатчинский)

Прослушав ответы учащихся на поставленный заранее вопрос, в тетрадь записываем: идеальное государство – это казарма, где господствует дисциплина и порядок.


2. Внутренняя политика (заголовок таблицы)

Работа с текстом документов, схемами (распечатаны и разложены на парты) и текстом учебника Стр. 78.


Учитель: ребята, по ходу работы по второму пункту плана Внешняя политика, мы будем, изучая документы вместе заполнять таблицу (на доске и в тетради)


события

значение

  1. Закон «об учреждении царской фамилии» от 5 апреля 1797 года (документ)

Какому закону он противопоставлялся? (Петра 1 о престолонаследии от 1722 года)


Обеспечил государственный порядок; укрепил правовую основу Российской монархии.

  1. Закон о трёхдневной барщине (документ и схема «Крестьянский вопрос при Павле 1»)


Сделан первый шаг к освобождению крестьян от произвола помещиков. Не прижился.

3. Что изменилось в положении дворянства и купечества при Павле 1?

Учебник Стр. 78 и схема

«Борьба с сословными привилегиями»


Возросло недовольство императором




3. Внешняя политика (заголовок таблицы)

Учитель: почему Павел из противника Франции стал её союзником, мы узнаем, изучив Внешнюю политику. В этом нам поможет фрагмент фильма «Павел 1» (фрагмент Война с Францией).

Продолжаем заполнять таблицу.


События

значение

1 этап. 1798-1800 гг. Война с Францией.

Антифранцузская коалиция. Оказание помощи Мальтийскому ордену.


Кто был главным противником России во второй половине 18 века? (работа с картой)


Изгнание французов из Италии. Укрепление позиций государства и авторитета императора.




2 этап. Союз с Францией. 1800 г.

Почему Павел изменил своим союзникам?

(дети вспоминают события внешней политики второй половины 18 века) Несогласованность действий Англии и Австрии раздражали Павла.

Заговор против императора.


Учитель: Сближение Петербурга и Парижа больно ударило по интересам Англии, главного торгового партнёра России. Они подкупили ближайшее окружение царя.

Так кто же он: «Сумасшедшее исключение или безумное правило дома Романовых?» (дети высказывают свою точку зрения)


Вывод: В деятельности Павла что–то получилось, что-то наполовину, а что-то развалилось совсем, ведь у него не было единомышленников и его не готовили к управлению государством. Мероприятия Павла имели благородные побуждения, были направлены против злоупотреблений дворянства.




Домашнее задание. § 9. Вопросы 1-3.











Приложение 1




Павел Петрович Романов.

(1754-1801)

российский император, сын Петра III и Екатерины II.






















Приложение 2


Петр III

(1728 —1762)

(Карл Петр Ульрих по имени данному при рождении), сын герцога Гольштейн-Готторбского Карла Фридриха и цесаревны Анны Петровны (дочери Петра I), племянник императрицы Елизаветы Петровны, российский император.



ЕКАТЕРИНА II ВЕЛИКАЯ

(1729—1796)

Принцесса София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, в православном крещении названная Екатериной Алексеевной, русская императрица.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!