СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок цвет как средство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок цвет как средство»

ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж»

Технологическая карта урока

Изобразительного искусства

В 2 «б» классе МБОУ «СОШ №3»

Студентки КП-3 группы

Горбатовой Полины Юрьевны









Учитель: Мельникова Е.П. _________________

Методист: Стеклова Н.А.___________________





2022-23уч.г.

Тема: «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета»

Тип урока: открытие новых знаний и формирование изобразительных умений.

Цель: Создание условий для формирования представлений у учащихся понятий «теплые», «холодные», «дополнительные (контрастные цвета)»; учить приемам смешивания красок для получения холодных и теплых цветов, и их оттенков. Совершенствовать умения анализировать репродукции картин художников, с точки зрения поставленных учебных задач. Формирование умения выполнять выразительное изображение с помощью цвета. Совершенствование умения работать с красками и кистью. Воспитывать организованность и аккуратность в работе, развивать эстетический вкус.

Планируемые результаты:

Личностные: сориентированы на мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Предметные: научатся выполнять изображение в контрастной цветовой гамме.

Метапредметные:

Регулятивные: овладеют способностью организовывать своё рабочее место, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: научатся делать выводы в словесной форме, на основе полученной информации принимать несложные практические решения.

Коммуникативные: научатся формулировать ответы на вопросы; вступать в учебное сотрудничество; слушать одноклассников и учителя; строить понятные для партнера высказывания.

Оборудование:

Для учителя: Мультимедийный проектор, экран, таблицы: «Цветовой круг», «Теплые цвета», «Холодные цвета», репродукции картин художников, рисунок костра, разные по цвету альбомные листы, чистый альбомный лист, кисть, гуашь, баночка с водой, палитра.

Для учащихся: альбомный лист, кисть, гуашь, баночка с водой, палитра.



Этап

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

Виды контроля, самоконтроля, взаимоконтроля

1

Орг. момент,

Мотивационный этап.

(1 минута)

Словесный (слово учителя, стихотворение);

Практический (подготовка к уроку)

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь за парты. Напоминаю, что меня зовут Полина Юрьевна и сегодня в проведу у вас урок изобразительного искусства. Сядьте удобно, слушайте стихотворение.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

-Приготовьтесь к активной работе на уроке.

Приветствуют учителя. Присаживаются за парты.



Слушают стихотворение.






Ф

Зрительный контроль

2

Самоопределение деятельности

Словесный (слово учителя, стихотворение, беседа);

Наглядный (репродукции картин, презентация);

Практический (определение темы, составление плана)

-Чтобы определить тему урока, внимательно прослушайте стихотворение Н. Бромлей «Стихи о красках».

Скажи, скажи, художник,

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета

Зима, весна и лето?

Не зная этих истин,

Ты не сиди в квартире,

Возьми в дорогу кисти,

Глаза открой пошире.

Смотри, смотри, художник,

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Какого цвета вечер?

Смотри, какого цвета

Огромная планета!

-Ребята, как вы уже знаете, что всё, что нас окружает, имеет цвет: красный, желтый, зеленый и т.д.

-Сегодня на уроке нам предстоит узнать, как «говорит» искусство с помощью цвета.

-Рассмотрите внимательно репродукции картин художников и ответьте на мои вопросы:

-Чем отличаются друг от друга эти репродукции?

-А какие чувства вызывают у вас эти картины (указываю на холодную гамму)?

-Какие чувства у вас возникли при просмотре этих картин (указываю на теплую гамму)?

-Какой вывод можно сделать?




-Определите тему урока. Составьте план урока, опираясь на слова помощники.

План:

1.Узнать, что цвета могут быть теплыми и холодными;

2.Научиться различать теплые и холодные цвета и их оттенки.

-А также постараемся ответить на главный вопрос урока: «Для чего необходимо знать всё о тёплых и холодных цветах?»

Слушают стихотворение.






















Рассматривают репродукции картин.

-цветом.

-тревогу, грусть, холод.


-тепло, радость, спокойствие.

-цвет способен вызывать определенные чувства и эмоции у людей, способен влиять на настроение.

- «Цвет как средство выражения»


Определяют план урока с опорой на слова-помощники.

Ф


























Ф

Зрительный контроль























Устный контроль

3

ОНЗ

(минут)


Словесный (слово учителя, беседа, объяснение);

Наглядный (презентационный материал, репродукции картин, макет огня и фон); Практический (анализ репродукций, «тепло-холодно», «цветовые уравнения», работа с цветовым кругом)

-Ребята, сейчас мы с вами будем играть в игру «тепло-холодно», на слайде я вам буду показывать репродукции картин художников, а вы должны будете ответить, какая «температура» у этих репродукций.

Демонстрирую репродукции картин художников:

  • В. Борисов – Мусатов. Куст орешника.

  • И. Шишкин. На севере диком…

  • В. Юкин. Рябина.

  • И. Шишкин. Золотая осень.

  • Смирнов – Русецкий. Зима.

  • К. Юон. Зимний день.

-А теперь, ребята, назовите те цвета, которые преобладают в репродукциях картин в колонке «Тепло».



-А в колонке «Холодно»?


-Какой вывод можем сделать?

-Таким образом мы ответили на 1 пункт плана.

-Теперь возникает вопрос: «Как получаются теплые и холодные цвета?»

-Ответить на этот вопрос нам помогут «Уравнения». Обратите внимание на экран, на нем представлены «цветовые уравнения».

-Какой цвет нужно добавить к красному цвету, чтобы получился фиолетовый?

-Какой цвет добавить к красному, чтобы получился оранжевый?

-Какой цвет нужно добавить к зеленому, чтобы получился желто-зеленый?

-Какой цвет нужно добавить к зеленому, чтобы получился сине-зеленый?

-Какой цвет нужно добавить в смесь красок, чтобы получить холодные цвета?

-А чтобы получить теплые цвета?

-Таким образом, мы выполнили 2 пункт плана.

-Ребята, но не всегда художники в одной картине используют только теплые или холодные цвета.

-Посмотрите на репродукцию картины художника Сарьяна «Ереванские цветы».

-Нравится вам эта картина? Почему?


-Какие слова вы бы подобрали к этой картине?


-Назовите цвета, которые использовал художник в картине.

-Художники в своих картинах используют сочетания теплых и холодных цветов. Расположенные рядом теплые и холодные цвета помогают друг другу звучать ярче, как бы громче.

-Давайте убедимся в этом. Посмотрите на силуэт горящего костра. Какого он цвета?

(Далее по очереди подкладываю под него разный по цвету фон: салатовый, голубой, белый, синий, фиолетовый.)

-На каком фоне цвет костра усилился?

-На каком фоне костер погас?

-Цвет костра усилился на фиолетовом фоне. Такие цвета называют дополнительными или контрастными.

-Чтобы правильно определить дополнительные цвета, нужно использовать цветовой круг. Дополнительные цвета находятся друг напротив друга в цветовом круге. Посмотрите на экран. Давайте определим пары контрастных цветов.

-Синий? Красный? Желтый?


-Посмотрите на репродукцию картины Троицкого художника Н. Левшича «Закат»

-Назовите пары контрастных цветов, которые художник использовал в своей картине. Молодцы!

Слушают правила игры.





-тепло.

-холодно.

-тепло.

-тепло.

-холодно.

-холодно.


-красный, желтый, оранжевый, красно-коричневый.

- синий, фиолетовый, голубой, сине-зеленый.

-цвета могут быть теплыми и холодными.






-синий.


-жёлтый.


-жёлтый.


-синий.


-синий.


-жёлтый.




Рассматривают репродукцию.

Объясняют, чем нравится или не нравится картина.

-звонкая, веселая, яркая, выразительная.

-красный, синий, желтый, фиолетовый и т.д.






-теплого.



-на фиолетовом.

-на белом, салатовом.








-оранжевый. Зеленый. Фиолетовый.


Ф





















Ф
























Ф



















Ф

Устный и зрительный контроль


















Устный контроль

























Устный и зрительный контроль















Устный и зрительный контроль

4

Физкультминутка

Словесный (слово учителя);

Практ.(упражнения)

-Сейчас мы с вами немного отдохнем, встаньте из-за парт.

-Повторяйте движения за мной. (демонстрирую разминочные движения)

-Быстро поморгайте.

-Молодцы! Можете присаживаться.

Встают из-за парт.

Выполняют упражнения, повторяя за учителем.

Моргают.

Присаживаются за парты.



Ф

Зрительный контроль

5

Творческая практическая деятельность

()

Словесный (беседа, отрывок из стихотворения, объяснение)

Наглядный (демонстрационные рисунки, презентация)

Практический (рисование пера)

-Послушайте отрывок из стихотворения П. Ершова «Конек-горбунок».

Вот полночною порой

Свет разливался над горой,

Будто полдни наступают:

Жары-птицы налетают…

-Ребята, как вы думаете, что нам предстоит нарисовать?

-А на каком фоне вы будете изображать перо Жар-птицы? Почему?




-Рисовать будете гуашью и кистью, без предварительного карандашного рисунка.

Демонстрирую приемы рисования кистью мазком «волна».

-Можете приступать к работе.

Наблюдаю, советую, руковожу деятельностью, отвечаю на вопросы учащихся, помогаю затрудняющимся в выполнении задания.

-Ребята, постарайтесь в своём рисунке показать, как можно больше теплых цветов и их оттенков в пере «Жар-птицы», и холодные – в ночном небе (фон).

Слушают отрывок стихотворения.





-перо Жар-птицы.

-на фиолетовом.

-Потому что эти два цвета дополняют друг друга, заставляют изображение звучать громче.


Слушают учителя.


Наблюдают за учителем.


Начинают рисовать.




Ф












Ф





И

Зрительный контроль






Устный контроль








Зрительный контроль

6

Итог урока. Рефлексия деятельности.

()

Словесный (беседа, слово учителя);

Наглядный (рисунки учащихся);

Практический (анализ рисунков)

В процессе просмотра работ организую обсуждение качества рисунков с точки зрения умения изображать теплые и холодные цвета и их оттенки, выразительно выполнять раздельные мазок «волна».

- Ребята, посмотрите, какие красивые рисунки у вас получились! А почему?


-Давайте вспомним, как вы должны были нарисовать перо Жар-птицы?

-У кого перо Жар-птицы звучит ярче и выразительнее? Почему?

-На какой вопрос мы должны были узнать сегодня ответ?



-Какой будет ответ?









-потому что краски разных цветов дополняют друг друга.

-на фиолетовом фоне, мазком «волна».

Отвечают на вопрос.


- Для чего необходимо знать все о теплых и холодных цветах?

-чтобы изображение можно было сделать ярче, выразительнее. С помощью цвета можно передать настроение.









Ф









Устный и зрительный контроль

7

Рефлексия

(1 минута)

Словесный (слово учителя, беседа);

Наглядный (презентация)

Давайте с помощь приема «закончи фразу» мы узнаем:

1) На уроке я узнал…

2) Мне было интересно…

3) Мне было трудно…

Дополняют фразы.

Ф

Устный контроль




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!