МОУ «Звениговскийй лицей»
Литературный турнир
Конспект урока литературы в десятом классе
Тип урока: урок-игра
Тема: «Литературный турнир» по пьесе А.Н.Островского «Гроза»
2015 г.
Цели урока:
Обучающие:
выявить жанровое своеобразие поэмы;
создать установку на адекватное восприятие и интерпретацию произведения.
определить роль образов – символов и художественных деталей;
показать полемический характер поэмы: контрастное изображение двух миров, мирового пожара, революционного переустройства жизни;
Развивающие:
развивать связную монологическую речь учащихся
развивать умение логически мыслить, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
II. Ход урока.
Сегодня у нас заключительный урок, урок-турнир по теме: «Пьеса А.Н.Островского «Гроза».
Игра будет состоять из 6 туров. Вам, ребята, надо было выбрать участников турнира, 2 команды по шесть человек в каждой, выполнить домашнее задание: создать обложку книги «А.Н. Островский. Пьеса «Гроза» и её представить, инсценировать какой-либо эпизод из пьесы «Гроза». Нам необходимо выбрать жюри, 3 ученика.
Итак, начинаем первый тур – представление команд. (Сами выбирают номер вопроса).
Второй тур – конкурс капитанов. Задаются вопросы по произведению «Гроза» (Вопросы сами выбирают).
Третий тур – представление обложки книги «Пьеса А.Н.Островского «Гроза» (в зависимости от того, кто был первым).
Четвертый тур – конкурс представителей команд, капитаны принимают участие, если представитель не может ответить на вопрос, то снижается один балл.
Пятый тур – конкурс болельщиков. Каждый отвечающий набирает баллы для команды, а для себя жетончик. 1 балл – правильный ответ.
Шестой тур – инсценировка эпизода из пьесы А.Н. Островского «Гроза».
III. Подведение итогов жюри. Оценки за урок.
IV. Рефлексия.
1. Помогла ли игра усвоить и закрепить материал?
2. Что было интересно (сложно, непонятно)?
3. Можем ли мы сказать, что на уроке мы справились с поставленными задачами?
V. Домашнее задание. Написать сочинение.
Темы: 1.Город Калинов и его жители. 2. Символика пьесы А.Н.Островского «Гроза».
Вопросы к турам по пьесе А.Н.Островского «Гроза»
2. Тур. Конкурс капитанов.
1. | Каков жанр пьесы А.Н.Островского «Гроза»? |
2. | Как зовут купцов в пьесе А.Н.Островского «Гроза»? Фамилии, имена, отчества. |
3. | Кто такой Кулигин? |
4. | Где происходит действие в пьесе А.Н.Островского «Гроза»? |
5. | Кто такая Катерина? |
6. | Кто такой Тихон? |
7. | Что значит имя Катерина? |
8. | Кто такая Варвара? Что значит имя Варвара? |
9. | Что значит имя Варвара? |
10. | Кто такой Борис? |
Вопросы к 4 туру.
1. | Как начинается пьеса Островского «Гроза»? |
2. | Как заканчивается пьеса А.Н. Островского «Гроза»? |
3. | Кто автор статьи «Луч света в тёмном царстве»? |
4. | Символика названия пьесы «Гроза» (Хотя бы 2 символа) |
5. | Почему Борис оказался в городе Калинове? |
6. | Как Тихон относится к Катерине? |
5. Турнир болельщиков.
Вопросы.
1. Обратите внимание, что в списке действующих лиц некоторые персонажи представлены полностью, у них есть имя, отчество, фамилия, другие имеют только имя и отчество, третьи – только имя или только отчество. Случайно ли это? Попытайтесь объяснить, почему.
2. «Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка». Чьи это слова?
3. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Чьи это слова?
4. «Какое еще там електричество!.. Гроза-то нам в наказание посылается, чтоб мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться».
Чьи это слова?
5. Что значит понятие «говорящие фамилии»?
6. Когда была написана пьеса «Гроза»?