МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Раифское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»
Методическая разработка
урока учебной практики:
Демонтаж и монтаж колес легкового автомобиля
Выполнил: С.В.Обухов, мастер производственного обучения
Раифа - 2019
Тема программы: Работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля
Тема урока: Демонтаж и монтаж колес легкового автомобиля
Цели:
Дидактическая цель: научить учащихся применять знания и навыки в профессиональной деятельности при самостоятельном выполнении работ.
Обучающая цель: сформировать знания, умения и навыки по данной теме и практическому применению их в профессиональной деятельности, сформировать профессиональные и общие компетенции по профессии. Научить демонтажу и монтажу колес легкового автомобиля. (ПК 1.2.Выполнять демонтаж и монтаж колес легкового автомобиля)
Воспитательная цель: Воспитывать дисциплину, культуру труда, самоконтроль, уважение к профессии Слесаря по ремонту автомобилей. Формировать у обучающихся самостоятельность при выполнении практического задания (ОК.2). Формировать бережное отношение к инструментам, приспособлениям и оборудованию, а также чувство ответственности за выполнение индивидуальной работы в коллективе (ОК.6).
Развивающая цель: развивать технологическое мышление средствами поискового и творческого подхода к решению поставленных задач.
Здоровьесберегающая цель: - эффективно использовать здоровьесберегающие режимные моменты (оздоровительные паузы);
- следить за выполнением санитарно-гигиенических норм (освещённость, воздушный режим, осанка детей).
Тип урока: урок по изучению трудовых приёмов и операций
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:
Домкрат
Баллонный ключ.
Автомобиль
3.Инструкционные карты по теме
4.Тестовые задания
5. Видеоролик
Методы обучения:
1. Диалогический
- Словесные: диалогическая беседа, объяснение; опрос, привлечение учащихся к составлению алгоритма технологического процесса
- Наглядные: демонстрация наглядных пособий; видеоролик, личный показ приёмов работы; привлечение учащихся к демонстрации приемов и операций,
2. Практический: выполнение демонтажа и монтажа колеса легкового автомобиля
Место проведения: - слесарная мастерская
- автогараж Раифского СУВУ
Межпредметные связи:
- УД Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
- УД Охрана труда. Тема: «Техника безопасности при выполнении демонтажа и монтажа колеса»
Продолжительность занятия – 180 минут
I. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
№ |
Этапы урока | Время |
Мотивация | УУД и ПК, ОК | Деятельность |
мастера | обучающегося |
1. | Организационный момент урока. | 1 - 2 мин. | Настроить учащихся на практическую деятельность в мастерской и на площадке автогаража.. | | Организует внимание учащихся. Проверяет отсутствующих и готовность обучающихся к уроку производственного обучения (спецодежда) | Самоорганизация обучающихся. Дежурный докладывает о готовности группы к уроку. |
2. | Вводный инструктаж | | | | |
| Формулирование цели и задач урока совместно с учащимися. Мотивация темы. | 2 мин | Настроить учащихся на получение новой информации. Вступительное слово мастера | Личностные: эмоциональные – принятие себя как части группы с одинаковыми целями. Быстро включиться в учебный процесс (ОК.1, ОК.6) | 1.Ставит вопрос о теме и цели урока 2.Знакомит с планом урока, производственным заданием, способами деятельности. 3.Мотивирует обучающихся к восприятию и осмыслению социальной и практической значимости изучаемой темы. Цели занятия для обучающихся: 1. Вспомним: Правила по технике безопасности и охране труда при техническом обслуживании систем управления автомобиля 2. Узнаем: Технологический процесс демонтажа и монтажа колес легкового автомобиля 3. Будем готовиться: осуществлять демонтаж и монтаж колес легкового автомобиля. | 1. Обучающиеся воспринимают, осмысливают, отвечают, анализируют. |
2.1 | 1. Повторение пройденного материала по темам: - «Правила по технике безопасности и охране труда при техническом обслуживании систем управления автомобиля» - «Техническое обслуживание и диагностирование ходовой части и трансмиссии». | 5 мин. | Актуализация опорных знаний. Тестовые задания Фронтальный опрос учащихся. Анализ знаний учащихся на данном этапе обучения. Выявление пробелов в знаниях | (ОК.4 , ОК.5) Давать полные ответы на вопросы: сопоставлять факты, анализировать их, устанавливать закономерности, делать выводы | 1. Актуализация знаний учащихся. Тестовые задания: Приложение №2 2. Фронтальный опрос «Автомарафон» Приложение №3 3..Обсуждает вместе с обучающимися их ответы, комментирует и анализирует. | Воспринимают, осмысливают, отвечают. 2.Выполняют тесты повышенной сложности (3 чел.) 3. Анализируют свои знания и комментарии мастера. |
2.2 | Изложение нового материала по теме | 7мин | Формирование профессиональных и общих компетенций по теме урока «Демонтаж и монтаж колес легкового автомобиля» | Познавательные: логические действия - постановка и решение проблемы ( ОК.3, ОК.4) | Изложение нового материала Приложение №4 Показ видеоролика | 1.Слушают, воспринимают, осмысливают, анализируют, сравнивают. |
2.3 | Закрепление знаний. | 4 мин | | Коммуникативные переработка информации (ОК.2 , ОК.3,ОК.4, ОК.6) | Повторяет с обучающимися способы и приёмы снятия и установки колеса на автомобиль Контролирует и оценивает уровень овладения новым материалом. Закрепление знаний с помощью вопросов: Вопросы для закрепления: 1.Какое оборудование и инструменты необходимы для снятия и установки колеса на автомобиль? 2.Каковы основные правила техники безопасности при снятии и установке колес? 3. Какова последовательность действий по снятию колеса с автомобиля? 4.Какова последовательность действий по установке колеса на автомобиль Мотивирует обучающихся в практической значимости изучения данной операции при овладении профессией. | 1. Усваивают, закрепляют материал, отвечая на вопросы 2. Смотрят видео, закрепляют способы и приёмы снятия и установки колеса на автомобиль .. |
2.4 | Демонстрация приёмов демонтажа и монтажа колеса на автомобиль. | 10 | Мотивация выполнения заданий, формирование ориентировочной основы учебно-производственной деятельности по новой теме урока (показ, объяснение приемов, способов работы, практический показ техпроцесса) | Формирование практических знаний и умений по снятию и установке колеса на автомобиль (ПК 1.2.) | 1. Совместно с обучающимися выстраивает технологический процесс (алгоритм) выполнения, по этапам 2. Предлагает вносить коррективы в технологический процесс выполнения задания (проявить творческий подход) 3. Демонстрирует способы и приёмы снятия и установки колеса на автомобиль. 4. Рассматривает и анализирует совместно с обучающимися критерии оценивания производственного задания. 5. Предлагает обучающимся повторить и продемонстрировать выполнение производственного задания. | 1. Осмысливают поставленную задачу, обсуждают, рассуждают. 3. Совместно с мастером выстраивают технологический процесс выполнения задания. 4. Анализируют ход выполнения работы. 5. Повторяют ход действий с помощью Технологической карты и по памяти. Приложение №5
|
3. | Текущий инструктаж. | |
| Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение производственного задания. | 140 мин. | Выполнение практической работы. | Личностные: умение работать в коллективе, подчиняться требованиям коллектива, примерять на себя разные социальные роли Регулятивные: планирование и прогнозирование (ОК.2, ОК.3, ОК.6) | 1. Осуществляет дополнительное инструктирование, при необходимости оказывает помощь 2. Организует самостоятельную работу учащихся. 3. Анализирует, наблюдает, совместно с обучающимися корректирует их деятельность, направляет на исправление ошибок в работе. | 1. Самостоятельно выполняют производственное задание, отрабатывают практические навыки по новой теме. 2. Самостоятельно или совместно с мастером п/о контролируют свою работу. 3. Анализируют и исправляют ошибки во время выполнения задания. 4. Воспитывают ответственность, дисциплинированность, культуру выполнения работы. 5. Формируют практические навыки в работе по данной теме. |
4. | Заключительный инструктаж. | |
| Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы. Рефлексия | 10 мин | Подведение итогов урока производственного обучения. | Регулятивные контроль, коррекция, оценка. Признаки достижения целей Давать оценку, аргументировать свой ответ (ОК.3, ОК.6) | 1.Сообщает о достижении цели урока: анализирует выполнение практического задания. 2.Определяет качество выполнения демонтажа и монтажа колеса, оценивает результат работы, совместно с обучающимися анализирует и комментирует ошибки, допущенные в процессе работы. 3. Отмечает лучшие работы и разбирает ошибки более слабых работ. 4. Анализирует соблюдение ТБ и нормы времени, организацию рабочего места. 5.Объявляет оценки за выполнение задания | 1. Воспринимают, оценивают работу свою и одногруппников. 2. Анализируют ошибки в своей работе, находят причины. 3. Подводят итог работы и достижения целей урока. |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (2 минуты).
Доклад командира. Здравствуйте! Садитесь. Проверка присутствующих на уроке. Визуальный осмотр обучающихся, с целью определения готовности их к уроку (спецодежда) и настрой учащихся на получение знаний.
2. Вводный инструктаж (28 мин).
Основная цель и задачи сегодняшнего урока
1. Вспомнить: Правила по технике безопасности и охране труда при техническом обслуживании систем управления автомобиля
2. Узнать: Технологический процесс демонтажа и монтажа колес легкового автомобиля
3. Научиться осуществлять демонтаж и монтаж колес легкового автомобиля.
Итак, вспомним Правила (Опрос обучающихся)
1. Правила по технике безопасности и охране труда при техническом обслуживании и диагностике двигателей, агрегатов и механизмов систем управления автомобиля
- Приступать к занятиям в специальной одежде необходимого размера и роста, в головном уборе.
- Содержать рабочее место в чистоте, не захламлять его в процессе работы, инструменты и приспособления размещать в порядке, удобном для пользования.
- Снятые детали складывать на верстаке.
- Не прислонять большие детали к стенам, так как их падение может привести к травмам.
- Не класть на край верстака узлы, детали и инструменты, так как их падение может привести к несчастному случаю, а упавший предмет прийти в негодность.
- Пользоваться только исправным инструментом и по прямому назначению. Для завертывания или отвертывания болтов и гаек использовать ключи необходимого размера.
Запрещается:
- Наращивать ключи, подкладывать прокладки между зевом ключа и гранями болтов и гаек, отвертывать болты и гайки при помощи зубила и молотка, ударять по ключу.
- Работать следует только сухим инструментом, руки также не должны быть мокрыми и замасленными.
Заворачивать и отворачивать болты и гайки необходимо только к себе.
- Не следует вращать гаечные ключи вкруговую.
- Перед техническим обслуживанием агрегата, установленного на стенде, проверить крепления стенда: слабо затянутые крепежные детали подтянуть, у поворотных стендов проверить исправности фиксирующих устройств. Поворачивать коленчатый вал двигатель стартером на стенде и производить запуск двигателя можно только с разрешения мастера производственного обучения и в его присутствии.
- Разлитые нефтепродукты необходимо немедленно убрать: площадку засыпать песком или древесными опилками и, когда они впитают в себя нефтепродукты, вынести их в специально отведенное место.
- Мыть руки в масле, керосине, бензине запрещается.
Повторение пройденного материала
1. Тесты – Приложение №2 (выполняют 3 обучающихся)
2. Фронтальный опрос «Автомарафон»
Цель: закрепить знания по техническому обслуживанию и диагностированию ходовой части и трансмиссии.
Вопрос 1.
Для чего предназначена подвеска?
Правильный ответ: Подвеска предназначена для обеспечения плавности хода автомобиля и повышение безопасности его движения.
Вопрос 2.
Какой элемент подвески является упругим?
Правильный ответ: Пружина, Рессора
Вопрос 3.
Какой элемент подвески является гасящим?
Правильный ответ: Амортизатор.
Вопрос 4.
Как делятся подвески в зависимости от направляющего устройства?
Правильный ответ: Зависимая, независимая.
Вопрос 5.
Виды амортизаторов
Правильный ответ: Газовый, Газомасленный, Гидравлический.
Вопрос 6.
Для чего предназначен резиновый буфер?
Правильный ответ: Смягчает удары и биение металлических деталей
Вопрос 7.
Пробуксовка говорит о неисправности?
Правильный ответ: сцепления
Вопрос 8.
Для чего служит сцепление?
Правильный ответ: для плавного трогания с места и переключения передач
Мастер подводит итог данного этапа урока.
Анализирует, комментирует ответы учащихся, отмечает активных ребят.
2.2 Объяснение нового материала
Снятие колеса, в основном, необходимо, когда требуется произвести ремонт колеса, при ремонте и обслуживании некоторых узлов автомобиля, доступ к которым затрудняет колесо, в случае повреждения колеса в дорожной обстановке, при сезонной замене шин.
Наехали на бордюр? Прокололи шину? Для снятия и установки Вам будет нужен инструмент, без которого обойтись будет затруднительно:
Домкрат – инструмент, предназначенный для поднятия автомобиля с целью снятия установки колеса. Многие автомобили укомплектованы стандартным домкратом.
Баллонный ключ. Нужен для откручивания болтов и гаек колеса. Выглядит он как торцевой ключ, на одной стороне которого расположен рычаг, а на второй головка, подходящая под размер гайки диска.
Снятие и установка колеса автомобиля производится на ровной и устойчивой поверхности, которую по своей сути найти очень трудно. Особенно если неприятность случилась в дороге, и выбирать особо не приходиться. Поэтому при возможности подыщите наиболее ровную поверхность без больших ям и возвышенностей.
Снятие колеса автомобиля
Этапы:
Установить машину на стояночный тормоз, чтобы автомобиль не съехал с домкрата. Закрыть все двери.
Если автомобиль укомплектован механической коробкой передач, то активировать передачу «движение задним ходом». Если автоматическая – парковка.
При проведении работ в дорожной обстановке с интенсивным движением следует включить сигнал аварийной остановки.
При наличии колпака на диске демонтировать его.
Для избегания отката автомобиля следует зафиксировать его упорами по диагонали. Для этого воспользуйтесь противооткатными упорами либо булыжниками. Если производится замена переднего колеса, то упоры располагайте перед передними колесами.
С помощью ключа ослабляется крепление всех гаек на колесе на половину оборота.
Откручиваются все гайки за исключением двух, которые расположены друг напротив друга по диагонали.
Расположите домкрат под машиной так, чтобы чаша была на упорной точке домкрата на машине. Если поверхность грунтовая, то ее следует выровнять. Под основание домкрата подложить доску либо камень для лучшего упора. Убедиться, чтобы при подъеме автомобиля не возник перекос. Еще раз проверьте, что домкрат хорошо зафиксирован в точке поднятия машины.
Приподнять машину, используя рукоять домкрата так, чтобы колесо могло свободно вращаться при помощи рук. Выполняйте подъем не спеша. Если вдруг обнаружили, что авто стоит нестабильно, прекратите подъем машины, опустите ее и устраните проблему.
Открутить оставшиеся гайки и болты.
Снять колесо.
Если колесо испорчено (пробито) и будет производиться замена на новое, то положите его на землю под машину. В таком случае, если авто упадет с домкрата, это ослабит повреждения.
Что делать, если колесо прикипело? Для этого понадобится монтировка. Расширенный конец монтировки необходимо завести на расстояние минимум 10 см под колесо. Возьмитесь за колесо одной рукой сверху, а второй приподнимите его при помощи монтировки. Затем быстро снимите колесо, нагибая его на себя.
Установка колеса
После того, как был выполнен ремонт колеса либо принято решение установить запасное, удостоверьтесь в том, что на посадочном гнезде нет грязи. Для установки выполняются следующие действия:
Колесо надевается на ступицу так, чтобы посадочные отверстия совместились со шпильками.
Совместите диск колеса с отверстиями. Убедитесь в качестве установки колеса на ступице. Даже небольшое отклонение может привести к биению покрышки.
Приступайте к закручиванию гаек на колесе, пока оно находится на весу. Затянув одну гайку, приступайте к затягиванию другой, расположенной на противоположной стороне, а не по кругу. Этим обеспечивается грамотная центровка колеса. Не стоит прикладывать усилия при затягивании гаек.
Опускается машина и убирается домкрат.
Затягиваются до конца гайки. Не стоит прикладывать чрезмерные усилия, т.к. можно повредить шпильку.
Если устанавливали запаску, при помощи манометра проверьте давление в шине. При необходимости подкачайте.
Через несколько км дороги гайки и болты следует еще раз подтянуть.
Не стоит становиться на ключ ногами и давить на него при закручивании всем весом. Данная ошибка может стоить гайки. На этом процесс установки колеса закончен.
Просмотр видео.
Переход в автогараж СУВУ.
Закрепление нового материала
Мастер производит демонтаж и монтаж колеса легкового автомобиля, комментируя свои действия и напоминает (спрашивает) о ТБ.
Мастер п/о предлагает одному из учащихся продемонстрировать приёмы снятия и установки колеса на автомобиль.
Мастер п/о и обучающиеся анализируют ответы и работу.
Подводит итог на данном этапе урока.
2.4. Объяснение производственного задания
Объяснение выполнения производственного задания. Критерии оценивания задания. Норма времени на его выполнение.
3. Текущий инструктаж (практическая часть - 140мин.)
Мастер п/о организует самостоятельную работу обучающихся.
Выполнение производственного задания обучающимися.
Мастер п/о в процессе работы:
1. Наблюдает за работой обучающихся; Следит за правильной организацией рабочего места;
2.Направляет деятельность обучающихся на правильность выполнения задания
3.Предотвращает ошибки, анализирует вместе с обучающимся и направляет на их исправление (самоконтроль) Следит за соблюдением т/б при выполнении работ;
4. Заключительный инструктаж (10 мин)
Подведение итогов урока производственного обучения.
Мастер п/о совместно с обучающимися анализирует и оценивает работу, согласно разработанным критериям, вносит их в протокол наблюдения мастера. Анализирует и комментирует работы учащихся, отмечает более успешные и более слабые, анализирует совместно с обучающимися причины ошибок в работе.Рефлексия обучающихся.
Анализирует успешность достижения целей урока, определяет перспективы последующей работы.
4.1. Уборка рабочих мест.
Приложение№1
Критерри оценки
Ф.И.О. | Теоретические знания при повторении и закреплении | Правильность выполненных операций | Соблюдение норм времени | Организация труда и рабочего места | Соблюдение правил безопасности труда, производственной санитарии, гигиены | |
Вводный инструктаж | 1 операция | 2 операция | оценка | Время выполнения задания | оценка | 1 операция | 2 операция | оценка | 1 операция | 2 операция | оценка | Итоговая оценка |
Бобков Иван | | | | | | | | | | | | | |
Некрасов Данила | | | | | | | | | | | | | |
Русин Александр | | | | | | | | | | | | | |
Муртазин Линар | | | | | | | | | | | | | |
Махнев Владислав | | | | | | | | | | | | | |
Лобанев Олег | | | | | | | | | | | | | |
Куготов Руслан | | | | | | | | | | | | | |
Мустафин Руслан | | | | | | | | | | | | | |
Приложение №2
Тестовые задания выполняют 3 обучающихся
Вопрос 1.
Взаимозаменяемы ли верхняя и нижняя шаровые опоры?
1. Взаимозаменяемы;
2. Взаимозаменяемы на короткое время в экстренной ситуации;
3. Не заменяемы.
Правильный ответ: 2
Вопрос 2.
Амортизатор служит для:
1. Предотвращения раскачивания автомобиля;
2. Обеспечения мягкости хода автомобиля;
3. Уменьшения крена автомобиля при повороте.
Правильный ответ: 1
Вопрос 3.
Укажите на рисунке верхний рычаг

Вопрос 4.
Износ шаровой опоры проявляется в виде:
1. Более жесткого хода автомобиля;
2. Вибрации автомобиля при движении;
3. Стуков при движении.
Правильный ответ: 3
Вопрос 5.
Укажите на рисунке элемент, предотвращающий поперечное перемещение балки заднего моста

Вопрос 6.
Что такое балансировка колёс?
1. Угол схождения;
2. Неравномерный износ шины;
3. Устранение дисбаланса колеса.
Правильный ответ: 3
Вопрос 7.
Что относится к подвески автомобиля?
1. Колесо;
2. Рама автомобиля;
3. Амортизатор, рессоры;
Правильный ответ: 3
Вопрос 8.
Схождение колёс это…
1. Угол наклона колеса;
2. Угол развала колеса;
3. Размер между боковыми поверхностями шин спереди меньше, чем сзади.
Правильный ответ: 3
Вопрос 9.
Развал колёс необходим для…
1. Устойчивости автомобиля на ходу, и снижения износа шин;
2. Сохранения деталей ступицы колеса;
3. Надёжной работы подвески автомобиля;
Правильный ответ: 1
Вопрос 10.
Что относится к ходовой части автомобиля?
1. Карданная передача;
2. Ступица колеса;
3. Колёсный тормозной механизм;
Правильный ответ: 2
Вопрос 11.
Какой зазор передней ступицы колеса легкового автомобиля?
1. 0,15;
2. 0,20 мм;
3. 0.10 мм;
Правильный ответ: 1
Вопрос 12.
Шаровая опора служит для…
1. Крепления ступицы колеса;
2. Соединения рулевых тяг;
3. Опоры амортизатора.
Правильный ответ: 1
Приложение №3
Фронтальный опрос «Автомарафон»
Цель: закрепить знания по техническому обслуживанию и диагностированию ходовой части и трансмиссии.
Вопрос 1.
Для чего предназначена подвеска?
Правильный ответ: Подвеска предназначена для обеспечения плавности хода автомобиля и повышение безопасности его движения.
Вопрос 2.
Какой элемент подвески является упругим?
Правильный ответ: Пружина, Рессора
Вопрос 3.
Какой элемент подвески является гасящим?
Правильный ответ: Амортизатор.
Вопрос 4.
Как делятся подвески в зависимости от направляющего устройства?
Правильный ответ: Зависимая, независимая.
Вопрос 5.
Виды амортизаторов
Правильный ответ: Газовый, Газомасляный, Гидравлический.
Вопрос 6.
Для чего предназначен резиновый буфер?
Правильный ответ: Смягчает удары и биение металлических деталей
Вопрос 7.
Пробуксовка говорит о неисправности?
Правильный ответ: сцепления
Вопрос 8.
Для чего служит сцепление?
Правильный ответ: для плавного трогания с места и переключения передач
Приложение №4
Изложение нового материала.
Снятие колеса, в основном, необходимо, когда требуется произвести ремонт колеса, при ремонте и обслуживании некоторых узлов автомобиля, доступ к которым затрудняет колесо, в случае повреждения колеса в дорожной обстановке, при сезонной замене шин.
Наехали на бордюр? Прокололи шину?
Для снятия и установки Вам будет нужен инструмент, без которого обойтись будет затруднительно:
Домкрат – инструмент, предназначенный для поднятия автомобиля с целью снятия установки колеса. Многие автомобили укомплектованы стандартным домкратом.
Баллонный ключ. Нужен для откручивания болтов и гаек колеса. Выглядит он как торцевой ключ, на одной стороне которого расположен рычаг, а на второй головка, подходящая под размер гайки диска.
Снятие и установка колеса автомобиля производится на ровной и устойчивой поверхности, которую по своей сути найти очень трудно. Особенно если неприятность случилась в дороге, и выбирать особо не приходиться. Поэтому при возможности подыщите наиболее ровную поверхность без больших ям и возвышенностей.
Снятие колеса автомобиля
Этапы:
Установить машину на стояночный тормоз, чтобы автомобиль не съехал с домкрата. Закрыть все двери.
Если автомобиль укомплектован механической коробкой передач, то активировать передачу «движение задним ходом». Если автоматическая – парковка.
При проведении работ в дорожной обстановке с интенсивным движением следует включить сигнал аварийной остановки.
При наличии колпака на диске демонтировать его.
Для избегания отката автомобиля следует зафиксировать его упорами по диагонали. Для этого воспользуйтесь противооткатными упорами либо булыжниками. Если производится замена переднего колеса, то упоры располагайте перед передними колесами.
С помощью ключа ослабляется крепление всех гаек на колесе на половину оборота.
Откручиваются все гайки за исключением двух, которые расположены друг напротив друга по диагонали.
Расположите домкрат под машиной так, чтобы чаша была на упорной точке домкрата на машине. Если поверхность грунтовая, то ее следует выровнять. Под основание домкрата подложить доску либо камень для лучшего упора. Убедиться, чтобы при подъеме автомобиля не возник перекос. Еще раз проверьте, что домкрат хорошо зафиксирован в точке поднятия машины.
Приподнять машину, используя рукоять домкрата так, чтобы колесо могло свободно вращаться при помощи рук. Выполняйте подъем не спеша. Если вдруг обнаружили, что авто стоит нестабильно, прекратите подъем машины, опустите ее и устраните проблему.
Открутить оставшиеся гайки и болты.
Снять колесо.
Если колесо испорчено (пробито) и будет производиться замена на новое, то положите его на землю под машину. В таком случае, если авто упадет с домкрата, это ослабит повреждения.
Что делать, если колесо прикипело? Для этого понадобится монтировка. Расширенный конец монтировки необходимо завести на расстояние минимум 10 см под колесо. Возьмитесь за колесо одной рукой сверху, а второй приподнимите его при помощи монтировки. Затем быстро снимите колесо, нагибая его на себя.
Установка колеса
После того, как был выполнен ремонт колеса либо принято решение установить запасное, удостоверьтесь в том, что на посадочном гнезде нет грязи. Для установки выполняются следующие действия:
Колесо надевается на ступицу так, чтобы посадочные отверстия совместились со шпильками.
Совместите диск колеса с отверстиями. Убедитесь в качестве установки колеса на ступице. Даже небольшое отклонение может привести к биению покрышки.
Приступайте к закручиванию гаек на колесе, пока оно находится на весу. Затянув одну гайку, приступайте к затягиванию другой, расположенной на противоположной стороне, а не по кругу. Этим обеспечивается грамотная центровка колеса. Не стоит прикладывать усилия при затягивании гаек.
Опускается машина и убирается домкрат.
Затягиваются до конца гайки. Не стоит прикладывать чрезмерные усилия, т.к. можно повредить шпильку.
Если устанавливали запаску, при помощи манометра проверьте давление в шине. При необходимости подкачайте.
Через несколько км дороги гайки и болты следует еще раз подтянуть.
Не стоит становиться на ключ ногами и давить на него при закручивании всем весом. Данная ошибка может стоить гайки. На этом процесс установки колеса закончен.
No п/п | Наименование и содержание действия | Применяемое оборудование, инструмент и материалы | Технология выполнения действия |
1 | Демонтаж колеса Подготовить автомобиль к демонтажу колеса | Автомобиль, противооткатные упоры | Установить автомобиль на ровной твердой площадке. Вытянуть рычаг ручного тормоза |
2 | Вывесить колесо автомобиля | Автомобиль, подкатной домкрат | Установить домкрат под автомобиль. Подвести подхват домкрата к опорному кронштейну кузова |
3 | Снять колесо | Автомобиль, пневмогайковёрт, набор головок | При помощи пневмогайковёрта отвернуть гайки или болты крепления колеса |
4. | Установка колеса на автомобиль Установить колесо на ступицу | Автомобиль, пневмогайковерт, набор головок | Навесить колесо на посадочное место ступицы, совмещая крепежные отверстия колеса со шпильками или отверстиями ступицы. |
5 | Проверить момент затяжки колеса | Автомобиль, динамометрический ключ | Взять динамометрический ключ, выставить на нем требуемый момент затяжки Заверните все гайки на шпильках, без затяжки их до отказа в последовательности, указанной на рисунке  |
6 | Проверить давление воздуха в шинах | Автомобиль, манометр, пистолет для подкачки шин | При помощи манометра проверить давление воздуха в шинах |
Приложение №5
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Используемая литература
1.Скакун В.А. Методическое пособие для преподавателей специальных и общетехнических предметов профессиональных учебных заведений. М., 2004, ИРПО.
2.Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения – М. : Форум, 2007
3. В.Ф.Яковлев Устройство легкового автомобиля. Москва «Третий Рим» 2008
4. В.Передрий Устройство автомобиля. Москва, Форум,2008
5. С.И.Румянцев Техническое обслуживание автомобилей. М.: Транспорт, 1981.
6. А.В.Кузнецов ТО и ремонт автомобиля. 4-е изд., испр. Москва : Академия. - (Профессиональное образование)
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Раифское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»
Cамоанализ урока учебной практики на тему:
Демонтаж и монтаж колес легкового автомобиля
Подготовил: мастер п/о: С.В. Обухов
2019
Урок учебной практики «Демонтаж и монтаж колес легкового автомобиля»
по профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей входит в раздел №3 «Работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля» и является 2 уроком данной темы. Это урок по изучению трудовых приёмов и операций, который способствует формированию общих и профессиональных компетенций и предполагает дальнейшее совершенствование умений и навыков по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.
Урок учебной практики был проведён в группе № 4, 14.05.2019 года, мастером производственного обучения первой квалификационной категории ФГБПОУ Раифское СУВУ Обуховым Станиславом Владимировичем.
Краткая психологическая характеристика группы:
В группе 8 человек. Психологический климат в коллективе спокойный. Обучающиеся общительны, доброжелательны, оказывают помощь друг другу при затруднениях на практике.
Основу учебной деятельности учащихся составляет процесс усвоения теоретических знаний, овладение практическими навыками и умениями, структурно включающий следующие компоненты: восприятие учебного материала, его осознании и осмысление, запоминание. Качество восприятия – обязательное условие эффективности усвоения.
По результатам тестирования в группе учащиеся с преобладанием аудиального канала восприятия (50%). Им необходимо: использование вариации голоса (громкость, пауза, высота), сигнальных слов (говорить, слушать, повторять другими словами, звук, тон, беседа), отражение телом ритма (головой, руками). Рекомендуются формы работы дискуссии, рассказы, устные задачи, упражнения на вводных инструктажах.
Воспитанников с преобладанием визуального типа восприятия (37 %). Им необходимо выделение цветом (в тетради, схемах, таблицах) различных пунктов или аспектов содержания. Они любят выполнение письменных упражнений, тестов, составление опорных конспектов, использование письменных инструкций и заданий; применение схем, технологических и инструкционных карт, таблиц, видео, книг.
Кинестетики составили 13 % обучающихся для них важно использовать жесты, прикосновения, сигнальные слова (ощущаю, управляю, действую); А также передача информации в игре, при выполнении практического задания и смена видов деятельности.
Большинству правополушарным (75 % учащихся) необходимы контексты, связь информации с реальностью и практикой, анализ от целого к частному, задачи зрительно – пространственного анализа, творческие задания, бьыстрый переход к практике.
Левополушарным (25 % учащихся) нужны технологические, ясные четкие инструкции, неоднократное повторение учебного материала, неоднократный показ практических приёмов выполнения заданий, тишина на уроке учебной практики.
По темпераменту:
Сангвиников – 37 % воспитанников, им подходит применение активных форм обучения (самостоятельная работа, дискуссии, игры, работа в группах) и разнообразие заданий по содержанию и по способу решения.
Холериков –37% для них необходим настрой на работу, требование дисциплины, ответственности; необходима частая смена видов деятельности, использование игры, учебных инсценировок, конструирование.
Флегматиков – 24 % – лучше всего разнообразные задания по содержанию и по способу решения; последовательное изложение учебного материала, осуществление контроля в письменном виде, четкий инструктаж. Меланхоликов – 0 %
Учащиеся Бобков Иван, Куготов Руслан, Мустафин Руслан быстро овладевают любым материалом, не испытывают трудностей в выполнении самостоятельных заданий, любят тестовые задания и проблемные ситуации в работе. Трое обучающихся - Некрасов Данила, Русин Александр, Муртазин Линар - работы выполняют всегда старательно, но могут допускать ошибки, которые быстро исправляют. Два подростка (Лобанев Олег, Махнев Владислав) нуждаются в индивидуальных инструктажах мастера и помощи товарищей. Темп усвоения материала и выполнения практических работ у них значительно ниже, чем у других ребят. Но, не смотря на некоторые трудности в усвоении материала, эти ребята не теряют приобретенных знаний и умений, в аналогичных ситуациях выполняют работы довольно быстро, самостоятельно.
В организации и проведении учебной практики используются учебники и учебные пособия:
1.Скакун В.А. Методическое пособие для преподавателей специальных и общетехнических предметов профессиональных учебных заведений. М., 2004
2.Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения – М. : Форум, 2007
3. В.Ф.Яковлев Устройство легкового автомобиля. Москва «Третий Рим» 2008
4. В.Передрий Устройство автомобиля. Москва, Форум,2008
5. С.И.Румянцев Техническое обслуживание автомобилей. М.: Транспорт, 1981.
6. А.В.Кузнецов ТО и ремонт автомобиля. 4-е изд., испр. Москва : Академия. - (Профессиональное образование)
Мы постарались рационально распределить время, отведенное на все этапы урока. На вводном инструктаже было повторение пройденного материала по темам: - «Правила по технике безопасности и охране труда при техническом обслуживании систем управления автомобиля»
- «Техническое обслуживание и диагностирование ходовой части и трансмиссии» с помощью тестовых заданий и фронтального опроса «Автомарафон»;
- Объяснение нового материала теоретически, а затем с пошаговым показом каждой операции и повторением их обучающимися.
Контроль усвоения профессиональных компетенций обучающимися осуществлялся на всех этапах урока фронтально, индивидуально.
Перед собой я ставил следующие цели:
Дидактическая цель: научить учащихся применять знания и навыки в профессиональной деятельности при самостоятельном выполнении работ.
Обучающая цель: сформировать знания, умения по данной теме и по практическому применению их при демонтаже и монтаже колес легкового автомобиля, сформировать профессиональные и общие компетенции. Научить демонтажу и монтажу колес легкового автомобиля (ПК 1.2.)
Воспитательная цель: Воспитывать дисциплину, культуру труда, самоконтроль, уважение к профессии Слесаря по ремонту автомобилей. Формировать у обучающихся самостоятельность при выполнении практического задания (ОК.2). Формировать бережное отношение к инструментам, приспособлениям и оборудованию, а также чувство ответственности за выполнение индивидуальной работы в коллективе (ОК.6).
Развивающая цель: развивать технологическое мышление средствами поискового и творческого подхода к решению поставленных задач.
Здоровьесберегающая цель: эффективно использовать здоровьесберегающие режимные моменты (оздоровительные паузы); следить за выполнением санитарно-гигиенических норм (освещённость, воздушный режим, осанка детей).
Перед обучающимися была поставлена цель:
- закрепить ранее изученный материал
- изучить техпроцесс демонтажа и монтажа колес легкового автомобиля;
- составить алгоритм трудовых действий (технологическую последовательность).
- практически осуществить демонтаж и монтаж колес легкового автомобиля.
Основываясь на психологических особенностях обучающихся, уровне их развития, урок производственного обучения был построен так, чтобы все обучающиеся чувствовали себя комфортно, и им удалось достичь поставленной цели. Критерии оценивания работ сообщены перед практической работой.
1. Организационный этап включал в себя подготовку обучающихся к работе на уроке и психологическую установку на восприятие материала урока. Цель обучающихся: позитивный настрой на работу.
2. На вводном инструктаже преследовалась цель подготовки к основному этапу урока: проведен опрос по пройденным темам и связанным с усвоением новой темы. «Сильным» учащимся были даны тесты повышенной сложности. Показан видеоролик по теме. После показа мною приемов демонтажа и монтажа колес легкового автомобиля проведен анализ выполнения каждой операции, повторение их обучающимися и произведен контроль полученных знаний. Вновь вспомнили ТБ. ИспользоваЛ различные средства обучения: тесты, фронтальный опрос, показ фрагментов видеоролика по теме.
Во время текущего инструктажа:
1. Проведен инструктаж по ТБ и ОТ при выполнении демонтажа и монтажа колес легкового автомобиля
2. Проведены целевые обходы:
2.1. по организации рабочих мест, соблюдению правил ТБ.
2.2. по проверке правильности выполнения трудовых приемов.
2.3. по проверке правильности ведения само и взаимоконтроля.
2.4. по проверке правильности соблюдения технических и технологических условий в работе.
На заключительном инструктаже я:
- проанализировал работу обучающихся и дал оценку
- отметил работу лучших и слабо усвоивших материал обучающихся (оценки «5», «4», «3»)
- разобрал наиболее типичные ошибки в работе обучающихся и дал рекомендации по их устранению.
В ходе проведения вводного и текущего инструктажей (актуализация опорных знаний, объяснение нового материала, усвоение первоначальных умений и навыков) были использованы следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, рассуждение, беседа);
- объяснительно-иллюстративный (видеоролик, документы письменного инструктирования, карты самоконтроля);
- метод контроля, самоконтроля, взаимоконтроля (при выполнении практического задания).
В ходе урока учебной практики прослеживались такие основные аспекты, как связь теории с практикой и межпредметные связи. Учебно-познавательная деятельность обучаемых в усвоении ими изучаемого материала на уроке имела продуктивный характер: побуждение к активности (фронтальный опрос по пройденному материалу, индивидуальные задания по выстраиванию техпроцесса); присутствовало разнообразие видов деятельности, различные формы контроля и самоконтроля. Я считаю, что мой урок достиг своих целей во всех их аспектах: качество знаний учащихся неплохое, умения и навыки демонтажа и монтажа колес легкового автомобиля ребята показали на хорошем уровне, работы выполнили аккуратно, быстро, в соответствии с требованиями качества и соблюдения правил ТБ. Атмосфера на уроке была рабочей, психологический настрой и обстановка для работы на уроке были мною созданы.
В качестве результата урока можно рассматривать следующее:
1.Обучающиеся в течение всего занятия были активны и организованы.
2.Урок был содержательным, мобильным, интересным.
3.Учебная производственная работа, выполненная обучающимися, явилась показателем хорошего качества усвоения учебного материала,
На протяжении всего урока осуществлялся контроль и самоконтроль. Обучающая, развивающая и воспитательная задачи урока решались в единстве с образовательной.
- Практическое задание выполнили все обучающиеся с хорошим, отличным и удовлетворительным качеством. (ПК 1.2)
Для достижения поставленных на уроке целей были использованы следующие средства обучения: ПК, методические рекомендации по выполнению практических работ; и такие методы, как: словесно-наглядный, практический. Кроме того, на уроке были использованы здоровьесберегающие технологии. Все это обеспечило более наглядное представление изучаемого материала, а также способствовало развитию самостоятельности обучающихся на уроке, повышению их познавательной активности.