СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Удельный период русской истории"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Урок "Удельный период русской истории"»

Тема урока Удельный период русской истории

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

6

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Раздел 3 Русcкие земли в XII начале XIII века

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

Формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные

Познавательные. Установить причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Познакомить с изменениями, произошедшими на Руси в XII начале XIII века.

Совершенствовать учебно-познавательные компетентности учащихся.

Формировать опыт творческой, проектной деятельности.

Коммуникативные. Планировать цели и способы взаимодействия. Развить коммуникативные способности учащихся.

Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу.

Развить умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией

Предметные

1. Проследить процесс распада Древнерусского государства на самостоятельные княжества.

2.Работая с исторической картой, выявлять последствия раздробленности государства. Объяснять преимущества и недостатки государственной раздробленности.

3.Приводить примеры роли князей и боярства в период раздробленности страны.

Давать и объяснять собственную оценку событиям периода распада Руси

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

государство, династия, великий князь, дружина, удельный период.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

ноутбук, проектор, раздаточный материал, интернет-ресурсы, карта.

Оборудование урока: ноутбук, проектор, раздаточный материал, карта.


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)


Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы

– Вспомните, о чём предупреждал Ярослав Мудрый своих сыновей, оставляя им в наследство Русь? Выполнили ли завещание отца?

– Какое решение в своих спорах за землю нашли князья?

– О событиях того времени говорит отрывок из «Слова о погибели Русской земли»

– Ознакомьтесь с документом и ответьте на вопрос к нему.


«О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озёрами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, сёлами дивными, домами церковными, князьями грозными, боярами честными, вельможами многими, – всего ты исполнена, земля Русская!

…Все страны покорил Бог народу христианскому... великому князю Всеволоду, отцу его Юрию и деду Владимиру Мономаху, которым половцы детей своих пугали в колыбели. А литва из болот на свет не показывалась. А венгры каменные города укрепляли железными воротами, чтобы на них великий Владимир не ходил войной. А немцы радовались, что они далеко за синим морем».


Как вы думаете, какие события автор начала XIII века называет «погибелью Русской земли», сравнивая своё время со временами Владимира Мономаха?


– Сравните свой ответ на вопрос к документу со справочными сведениями, какое наблюдается противоречие?

Справочные сведения о развитии раздробленной Руси

Учёные-историки, опираясь на летописные упоминания и данные археологических раскопок, подсчитали число древнерусских городов. В конце XI века – до распада государства – на Руси было около 90 городов. После распада государства – к концу XII века – их число увеличилось до 224. Ещё через 50 лет – к 30-м годам XIII века – на Руси было уже 300 городов.

Подтверждают ли эти факты мысль о «погибели» раздробленной Русской земли?


– Какую проблему урока нам предстоит решить?

– Как, по вашему мнению, распад государства мог сказаться на развитии российской цивилизации?

Планируемые результаты: определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового


Индивидуальная работа с терминами и хронологией (взаимопроверка)

Задание №1. Впишите термин, о котором идет речь ниже.

– Как всегда, нам понадобятся понятия, выполните задание слайда.


– И как любой историк-исследователь, мы должны знать даты. Пожалуйста, выполните задание слайда.



Планируемые результаты: определять понятия, устанавливать причинно – следственные связи.


Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься



Ученики должны ответить, что необходимо узнать, какие события происходили в ту эпоху.


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


  1. Работа с текстом.

– Мы помним, что у каждого события и процесса есть определённые причины. Ни одно событие не может произойти просто так. Пожалуйста, используя текст учебника, попробуйте определить причины распада Древнерусского государства.

Планируемые результаты: находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

Ученики должны сформулировать не менее трёх причин распада

  1. Работа с картой:

– После смерти Мстислава Владимировича Великого единое государство перестаёт существовать. Посмотрите внимательно на карту и выполните задания к ней.

Необходимый уровень. Обведи на карте красным цветом границы княжеств Южной Руси, зелёным – границы Северо-Восточной Руси, синим – Юго-Западной Руси, коричневым – Северо-Западной Руси.

Повышенный уровень. Придумай и нанеси на карту условные обозначения, доказывающие различия политических и торговых интересов русских земель и княжеств



Планируемые результаты: находить на карте историко – географические объекты, выявлять последствия раздробленности государства, объяснять преимущества и недостатки государственной раздробленности.


  1. Работа с текстом, оформление таблицы

– Единое государство распалось. Означало ли это, что между княжествами не осталось ничего общего? Используя текст учебника, ответьте на вопрос :Что связывало и что разделяло княжества Южной, Юго-Западной, Северо-Западной и Северо-Восточной Руси?

Ответ оформите в виде таблицы

Что связывало

Что разделяло



Планируемые результаты: представлять информацию в разных формах (схема, таблица).


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)


Сравните карты Руси в IX – XI веках (стр. 40) и в конце XII начале XIII века (стр. 93) и назовите главное отличие между ними. Своими словами объясните выражение «удельный период русской истории»

Планируемые результаты: излагать своё мнение, аргументируя его


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).


– Кроме причин, у любого события есть и последствия. Как вы думаете, к каким результатам привела раздробленность единого государства?

Учащиеся формулируют положительные и отрицательные последствия раздробленности.

– А теперь давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока:

Можно ли распад Русского государства назвать «погибелью Русской земли?»


Можно ли распад Древнерусского государства считать упадком цивилизации на Руси? Запиши свою позицию и приведи один аргумент

Позиция

Я считаю, что , с одной стороны,_____________________________

_____________________________________

Но, с другой стороны,____________________

_______________________________________

Аргумент (ы)

Потому что___________________________

Потому что_____________________________


Повышенный уровень. Запиши одну позицию, приведя два-три аргумента, или рассмотри событие с разных позиций, подтвердив каждую как минимум одним аргументом.

Планируемые результаты: представлять информацию в разных формах (схема, таблица).


Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

География - работа с контурной картой

Литература – найдите в произведении «Слово о полку Игореве» слова, в которых звучит призыв к объединению Руси.

Планируемые результаты: излагать своё мнение, аргументируя его

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания


Задание 1. Прочтите отрывок из летописи.

«В год 6605 (летоисчисление от Сотворения мира). . Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: "Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк - Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир  — Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав  — Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду  — Владимир, Ростиславичам же: Володарю  — Перемышль, Васильку  — Теребовль". И на том целовали крест: "Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной". Сказали все: "Да будет против того крест честной и вся земля Русская". И, попрощавшись, пошли восвояси».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1)  указанное событие произошло в 1097 г.

2)  съезд положил начало переходу власти в отдельных княжествах Руси (кроме Киева) по отчинному принципу «от отца к сыну»

3)  в данный период времени в Киеве правил сын Ярослава Мудрого «Ярославич» Святополк

4)  одним из противников княжеского съезда «на устроение мира» был Владимир Всеволодович Мономах

5)  Любеч находился на территории Владимиро-Суздальского княжества

6)  договорённость участников съезда не остановила в дальнейшем княжеских междоусобиц


Задание 2

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы: Какое историческое событие легло в основу «Слова…»? К какому времени относится это событие? Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из «Слова о полку Игореве»:

«… Тогда великий князь Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины?

А уже не вижу власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава, с черниговскими боярами. Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим»…

Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать.

Ты, буйный Рюрик, и Давыд!... Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буйного Святославича!

Галицкий Осмомысл Ярослав!... Грозы твои по землям текут, отворяешь Киеву ворота. Стреляешь с отцовского золотого престола салтанов за землями. Стреляй же, господи Кончака, поганого раба, за землю русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!»


Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Задание по формированию читательской и коммуникативной грамотности на уроках истории


Задание № 1. Внимательно прочитайте текст, найдите в нем ошибки и исправьте. После выполнения задания, обсудите исправленные ответы в группе.

  1. Текст с ошибками. Исправь не менее пяти ошибок в тексте

«По мере упадка хозяйства вчерашние княжеские бояре все чаще стали оставаться в своих владениях и заниматься там хозяйственными делами. При тесных экономических связях и господстве рыночного хозяйства управлять большой страной стало сложно. Крупные города, разоряясь, стремились обособиться от власти великого князя. Это укрепляло Русь в военном отношении, но княжеством меньших размеров труднее управлять, следить там за порядком и т. д.»

Планируемые результаты: анализировать, находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы в термины:


Г_сударство, княж_ство, д_настия, в_ликий князь, раздробл_нн_сть.


Задание 2. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

Имена События

A)  Владимир Мономах 1)  разгром половцев

Б)  Владимир Святославич 2)  объединение Киева и Новгорода

B)  Олег Вещий 3)  восстание древлян

Г)  Игорь Старый 4)  крещение Руси

5)  разгром печенегов


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания


К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам


Ребята, давайте вспомним тему нашего урока.

Как она звучала?

Мы раскрыли тему урока?

Мы достигли поставленной цели?

Оцените урок, используя памятку.

Заполните лист самооценивания и взаимооценивания. И прокомментируйте его.

Планируемые результаты: излагать своё мнение, аргументируя его


Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Параграф № 13 читать отвечать на вопросы

Повышенный уровень: Составить вопросы для викторины «А верите ли вы?» / Составить кроссворд по теме «Раздробленность на Руси»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!