БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы – Вспомните, о чём предупреждал Ярослав Мудрый своих сыновей, оставляя им в наследство Русь? Выполнили ли завещание отца? – Какое решение в своих спорах за землю нашли князья? – О событиях того времени говорит отрывок из «Слова о погибели Русской земли» – Ознакомьтесь с документом и ответьте на вопрос к нему. «О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озёрами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, сёлами дивными, домами церковными, князьями грозными, боярами честными, вельможами многими, – всего ты исполнена, земля Русская! …Все страны покорил Бог народу христианскому... великому князю Всеволоду, отцу его Юрию и деду Владимиру Мономаху, которым половцы детей своих пугали в колыбели. А литва из болот на свет не показывалась. А венгры каменные города укрепляли железными воротами, чтобы на них великий Владимир не ходил войной. А немцы радовались, что они далеко за синим морем». Как вы думаете, какие события автор начала XIII века называет «погибелью Русской земли», сравнивая своё время со временами Владимира Мономаха? – Сравните свой ответ на вопрос к документу со справочными сведениями, какое наблюдается противоречие? Справочные сведения о развитии раздробленной Руси Учёные-историки, опираясь на летописные упоминания и данные археологических раскопок, подсчитали число древнерусских городов. В конце XI века – до распада государства – на Руси было около 90 городов. После распада государства – к концу XII века – их число увеличилось до 224. Ещё через 50 лет – к 30-м годам XIII века – на Руси было уже 300 городов. Подтверждают ли эти факты мысль о «погибели» раздробленной Русской земли? – Какую проблему урока нам предстоит решить? – Как, по вашему мнению, распад государства мог сказаться на развитии российской цивилизации? Планируемые результаты: определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового Индивидуальная работа с терминами и хронологией (взаимопроверка) |
Задание №1. Впишите термин, о котором идет речь ниже. – Как всегда, нам понадобятся понятия, выполните задание слайда. – И как любой историк-исследователь, мы должны знать даты. Пожалуйста, выполните задание слайда. Планируемые результаты: определять понятия, устанавливать причинно – следственные связи. |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Ученики должны ответить, что необходимо узнать, какие события происходили в ту эпоху. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
-
Работа с текстом. – Мы помним, что у каждого события и процесса есть определённые причины. Ни одно событие не может произойти просто так. Пожалуйста, используя текст учебника, попробуйте определить причины распада Древнерусского государства. Планируемые результаты: находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). Ученики должны сформулировать не менее трёх причин распада -
Работа с картой: – После смерти Мстислава Владимировича Великого единое государство перестаёт существовать. Посмотрите внимательно на карту и выполните задания к ней. Необходимый уровень. Обведи на карте красным цветом границы княжеств Южной Руси, зелёным – границы Северо-Восточной Руси, синим – Юго-Западной Руси, коричневым – Северо-Западной Руси. Повышенный уровень. Придумай и нанеси на карту условные обозначения, доказывающие различия политических и торговых интересов русских земель и княжеств Планируемые результаты: находить на карте историко – географические объекты, выявлять последствия раздробленности государства, объяснять преимущества и недостатки государственной раздробленности. -
Работа с текстом, оформление таблицы – Единое государство распалось. Означало ли это, что между княжествами не осталось ничего общего? Используя текст учебника, ответьте на вопрос :Что связывало и что разделяло княжества Южной, Юго-Западной, Северо-Западной и Северо-Восточной Руси? Ответ оформите в виде таблицы Что связывало | Что разделяло | | | Планируемые результаты: представлять информацию в разных формах (схема, таблица). |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Сравните карты Руси в IX – XI веках (стр. 40) и в конце XII начале XIII века (стр. 93) и назовите главное отличие между ними. Своими словами объясните выражение «удельный период русской истории» Планируемые результаты: излагать своё мнение, аргументируя его |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
– Кроме причин, у любого события есть и последствия. Как вы думаете, к каким результатам привела раздробленность единого государства? Учащиеся формулируют положительные и отрицательные последствия раздробленности. – А теперь давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока: Можно ли распад Русского государства назвать «погибелью Русской земли?» Можно ли распад Древнерусского государства считать упадком цивилизации на Руси? Запиши свою позицию и приведи один аргумент Позиция | Я считаю, что , с одной стороны,_____________________________ _____________________________________ | Но, с другой стороны,____________________ _______________________________________ | Аргумент (ы) | Потому что___________________________ | Потому что_____________________________ | Повышенный уровень. Запиши одну позицию, приведя два-три аргумента, или рассмотри событие с разных позиций, подтвердив каждую как минимум одним аргументом. Планируемые результаты: представлять информацию в разных формах (схема, таблица). |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
География - работа с контурной картой Литература – найдите в произведении «Слово о полку Игореве» слова, в которых звучит призыв к объединению Руси. Планируемые результаты: излагать своё мнение, аргументируя его |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Задание 1. Прочтите отрывок из летописи. «В год 6605 (летоисчисление от Сотворения мира). . Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: "Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк - Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир — Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав — Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль, Васильку — Теребовль". И на том целовали крест: "Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной". Сказали все: "Да будет против того крест честной и вся земля Русская". И, попрощавшись, пошли восвояси». Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) указанное событие произошло в 1097 г. 2) съезд положил начало переходу власти в отдельных княжествах Руси (кроме Киева) по отчинному принципу «от отца к сыну» 3) в данный период времени в Киеве правил сын Ярослава Мудрого «Ярославич» Святополк 4) одним из противников княжеского съезда «на устроение мира» был Владимир Всеволодович Мономах 5) Любеч находился на территории Владимиро-Суздальского княжества 6) договорённость участников съезда не остановила в дальнейшем княжеских междоусобиц Задание 2 Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы: Какое историческое событие легло в основу «Слова…»? К какому времени относится это событие? Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. Из «Слова о полку Игореве»: «… Тогда великий князь Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины? А уже не вижу власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава, с черниговскими боярами. Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим»… Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать. Ты, буйный Рюрик, и Давыд!... Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буйного Святославича! Галицкий Осмомысл Ярослав!... Грозы твои по землям текут, отворяешь Киеву ворота. Стреляешь с отцовского золотого престола салтанов за землями. Стреляй же, господи Кончака, поганого раба, за землю русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!» |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Задание по формированию читательской и коммуникативной грамотности на уроках истории Задание № 1. Внимательно прочитайте текст, найдите в нем ошибки и исправьте. После выполнения задания, обсудите исправленные ответы в группе. -
Текст с ошибками. Исправь не менее пяти ошибок в тексте «По мере упадка хозяйства вчерашние княжеские бояре все чаще стали оставаться в своих владениях и заниматься там хозяйственными делами. При тесных экономических связях и господстве рыночного хозяйства управлять большой страной стало сложно. Крупные города, разоряясь, стремились обособиться от власти великого князя. Это укрепляло Русь в военном отношении, но княжеством меньших размеров труднее управлять, следить там за порядком и т. д.» Планируемые результаты: анализировать, находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы в термины: Г_сударство, княж_ство, д_настия, в_ликий князь, раздробл_нн_сть. Задание 2. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью. Имена События A) Владимир Мономах 1) разгром половцев Б) Владимир Святославич 2) объединение Киева и Новгорода B) Олег Вещий 3) восстание древлян Г) Игорь Старый 4) крещение Руси 5) разгром печенегов Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Ребята, давайте вспомним тему нашего урока. Как она звучала? Мы раскрыли тему урока? Мы достигли поставленной цели? Оцените урок, используя памятку. Заполните лист самооценивания и взаимооценивания. И прокомментируйте его. Планируемые результаты: излагать своё мнение, аргументируя его |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Параграф № 13 читать отвечать на вопросы Повышенный уровень: Составить вопросы для викторины «А верите ли вы?» / Составить кроссворд по теме «Раздробленность на Руси» |