СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Французский романист и литературный критик Анатоль Франс, лауреат Нобелевской премии по литературе говорил: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом!» Вы согласны? Если будет интересно и увлекательно, то будет легко учиться. Сегодня мы продолжаем знакомиться с тригонометрическими формулами. А формулы- это скучно, да? Или нет? Сегодня я постараюсь доказать вам, что формулы- это интересно и даже весело, и вы мне поможете в этом!
Цель сегодняшнего занятия научиться сравнивать, анализировать, систематизировать и обобщать информацию, выбирать рациональные способы решения, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, а еще: научиться оценивать свою работу. Работать, как всегда, будем и самостоятельно, и парами, и группами. Готовы? Приступаем!
2. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Девизом сегодняшнего занятия послужат слова математика А.А. Маркова " Не бойтесь формул! Учитесь владеть этим инструментом человеческого гения! В формулах заключено величие и могущество разума..."
Для разминки первое задание:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/04/s_58b9e6c0ec338/s578877_4_1.png)
Вспомним значения тригонометрических функций некоторых углов:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/04/s_58b9e6c0ec338/s578877_4_2.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/04/s_58b9e6c0ec338/s578877_4_3.png)
Посложнее задание:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/04/s_58b9e6c0ec338/s578877_4_4.png)
Ну как, разогрелись?
Сыграем в математическое лото. Напоминаю правила: Командам предлагается набор карточек и большая карта. Студенты берут карточку, и ставят ее на нужное место на большой карте.
sin2x + cos2x = | | sin2x = | | cos2x = | |
tg(α + β) = | | tgx = | | cos(α + β) = | |
tg2x + 1 = | | tg2x = | | ctg2x + 1 = | |
sin(α+β)= | | sin(α-β) = | | cos(α - β) = | |
После выполнения задания переверните первые десять карточек обратной стороной. Запишите слово, которое получилось.
Получились слова: АРХАДЖИВА ДЖИВА ДЖАЙБ КОТИДЖИВА
Историческая справка:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/04/s_58b9e6c0ec338/s578877_4_5.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/04/s_58b9e6c0ec338/s578877_4_6.png)
- КОТИДЖИВА- это косинус.
Какие формулы вспомнили? (основное тригонометрическое тождество, формулы сложения)
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Следующее задание:
Используя свои знания и таблицы Брадиса найдите синус указанных углов (на магнитной доске карточки):
, 25°, 870°, 315°,
, 60°, 47°,
, 172°,
Всё ли задание смогли выполнить? Распределите на группы указанные углы попробуйте ответить, почему не получилось выполнить задание.
Попытаемся вычислить sin 870° и cos 870°
Возникло небольшое затруднение.
Как найти? - по формулам сложения
- с помощью числовой окружности
(работаем в группах, учитель направляет, спустя некоторое время (по результату выполнения) четверо учеников представляют решение на доске)
- Молодцы!
- Ребята, я запишу часть вашего решения в виде формул:
sin (180° – 30°) = sin 30° sin (90° + 60°) = cos 60°
cos (180° – 30°) = - cos 30° cos (90° + 60°) = - sin 60°
Угол 150° мы привели к углу 30° или 60°, а значения синуса и косинуса этих углов мы знаем или можем посмотреть по таблице.
В общем виде эти формулы можно записать так:
sin (180° – α) = sin α sin (90° + α) = cos α
cos (180° – α) = - cos α cos (90° + α) = - sin α
Или в радианах:
sin (π - α) = sin α sin (
+ α) = cos α
cos (π – α) = - cos α cos (
+ α) = - sin α
Оказывается, любой угол таким же образом можно привести к углам первой четверти и найти значения синуса и косинуса, тангенса и котангенса.
Как вы думаете, как называются такие формулы?
- Формулы приведения! Запишите тему урока!
Итак, формулы приведения- это формулы нахождения синуса, косинуса, тангенса и котангенса любых углов через приведение к значениям острых углов.
На самом деле это не все формулы! Вот их сколько!
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/04/s_58b9e6c0ec338/s578877_4_13.png)
Много, да? Каждый раз выводить нетрудно, но утомительно. Будем запоминать? Нет! Попробуем найти закономерность. Рассмотрим часть формул (на доске карточки с формулами):
sin (90° - α) = cosα cos (90° - α) = sinα
sin (90° + α) = cosα cos (90° + α) = - sinα
sin (180° - α) = sinα cos (180° - α) = - cosα
sin (180° + α) = - sinα cos (180° + α) = - cosα
sin (270° - α) = - cosα cos (270° - α) = - sinα
sin (270° + α) = - cosα cos (270° + α) = sinα
sin (360° - α) = - sinα cos (360° - α) = cosα
sin (360° + α) = sinα cos (360° + α) = cosα
Распределите на две группы.
(Учитель направляет, помогает найти закономерность)
- В каких-то случаях название функции меняется (90° и 270°), в каких-то не меняется (180° и 360°).
- Определимся со знаком.
- Кто сформулирует алгоритм записи формул приведения?
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/04/s_58b9e6c0ec338/s578877_4_14.png)
Для того, чтобы безошибочно менять функцию на кофункцию или не менять, существует даже легенда- шутка про умную лошадь.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/04/s_58b9e6c0ec338/s578877_4_15.png)
Найдем, cos 315°, sin 240° (записываем на доске с объяснением):
cos 315° = cos (360° - 45°) = cos 45° = ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/04/s_58b9e6c0ec338/s578877_4_16.png)
или
cos 315° = cos (270° + 45°) = sin 45° = ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/04/s_58b9e6c0ec338/s578877_4_16.png)
sin 240°= sin (270° - 30°) = - cos 30° = - ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/04/s_58b9e6c0ec338/s578877_4_18.png)
или
sin 240°= sin (180° + 60°) = - sin 60° = - ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/04/s_58b9e6c0ec338/s578877_4_18.png)
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.
№ 26.1 (работа в парах: с объяснением I вариант- 1столбик, II вариант – 2 столбик)
№ 26.3, 26.4 (самостоятельно, один студент-с объяснением у доски)
- Всем понятно? (показывают учителю принятыми сигналами) У кого остались вопросы?
Если вопросов нет, выполняем Самостоятельную работу с последующей проверкой по эталону:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/04/s_58b9e6c0ec338/s578877_4_20.png)
- У кого возникли затруднения? Ещё раз читаем наше мнемоническое правило и выполняем № 26.9, 26.10 (1ст)
У кого нет ошибок - № 26.14, 26.15
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.
- Как настроение? На ваш взгляд нам удалось достичь поставленных целей?
- Все ли у нас получилось?
- Получилось у нас доказать, что формулы- это интересно и совсем не скучно?
- Покажите условными знаками кому все понятно, кому немножко не хватило, а кто вообще ничего не понял?
- Дифференцированное домашнее задание: №26.16 / 26.9 (2ст)
- Мне очень понравилась ваша работа.
- Занятие окончено. До свидания.