Урок в 1 классе по окружающему миру «Как живут животные?»
Тема: Как живут животные?
Цель урока: расширить представления о жизни животных и условиях, необходимых для их жизни.
Задачи урока:
1.Познакомить учащихся с условиями жизни животных.
2.Расширить представления детей о животных.
3.Воспитывать бережное отношение к животным.
Тип урока: изучение новой темы.
Методы и формы обучения: исследовательский, объяснительно – иллюстративный, работа в парах, группах, работа с учебником.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты: обучающихся научатся наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;
- узнавать зверя по описанию (загадке).
Получат возможность научиться:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;
- работать в паре, группах, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные:
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: общеучебные – осознание и произвольное речевое высказывание в устной форме о живых организмах;
Логические –перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные – формулировать свои затруднения, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностные результаты: осознание необходимости бережного отношения к животным.
Образовательные ресурсы для обучающихся: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, цветные карандаши.
Образовательные ресурсы для учителя: картинки животных, рабочие листы с заданиями, ключевые слова, записанные на карточках.
Ход урока
Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада вас приветствовать сегодня на уроке окружающего мира.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Эмоционнальный настрой.
МА – ма – ма – на дворе стоит зима.
Но –но – но - ждем мы солнышка давно.
Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).
Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!
2. Актуализация знаний.
- Вспомните, о чем мы разговаривали на прошлом уроке?
- Правильно, на прошлом уроке мы с вами говорили о том, как живет и развивается растение. Вспомним об этом. Какие условия необходимы растению для жизни? На доске карточки. (Выходит один ученик и убирает ненужные карточки). (Растениям необходимы: вода, тепло, воздух, свет. Мы должны беречь растения, заботиться о них, любить.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сегодня мы постараемся найти ответ ещё на один вопрос. А вот на какой, вы мне скажете сами, отгадав загадки.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Ёж)
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
(Белка)
Широка и глубока
Под мостом текла река.
Под корягой
Под мостом
Жил в реке усатый ... Сом
Утро... Весь в цветах лужочек...
Но смотри: один цветочек
Вдруг вспорхнул – и полетел,
И опять на кустик сел!
Удивительный цветок:
Ножки, глазки, стебелёк,
Между крыльев – складочка
Да ведь это ж...Бабочка.
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков,
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. Прыг-скок!
Не робей! Я бывалый .... Воробей
- Назовите мне одним словом то, что изображено на картинках. (Животные).
-А теперь назовите тему урока. (На доске записано: Как живут Карточка с соответствующим словом крепится на доску). -Прочитаем ещё раз тему урока.
- Вы знаете, что растения живые. А животные? (Ответы детей). Докажите, что животные – живые существа. (Они растут, развиваются, питаются, приносят потомство, умирают)
4. Постановка проблемы.
-Вы теперь знаете, что нужно для того, чтобы растения могли жить. А какие же условия нужны животным для жизни?
5. Изучение нового материала.
- Я думаю, что мы ответим на этот вопрос, так как у вас уже есть собственный опыт общения с животными. Почти каждый из вас пришёл сегодня в класс не один, ребята, а вместе со своими друзьями. Здесь есть… - -- Как одним словом можно назвать этих животных? (Домашние). Я просила вас приготовить сообщения о домашних питомцах.
1) Сообщение о домашних питомцах.
Физминутка!
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
- Есть ещё одна группа животных, это животные…? (Дикие).
Выключить экран. Слайд 1 - 3
-Животных в природе много, все они разные.
-Вспомните, с какими группами животных вы уже знакомы? (Насекомые, рыбы, птицы, звери.)
2) Работа в парах. Расселение животных по группам.
- А что еще мы должны узнать о животных? (Как живут, чем питаются, как выводят потомство).
- Мы должны сегодня выяснить, что необходимо животным для жизни.
Учитель. Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать, что-то новое, сделать своё маленькое открытие? (Нужно быть внимательным и наблюдательным).
3) Игра "Потерялись малыши"
Помогите малышам:
Потеряли дети мам.
Без родителей, одни
Попадут в беду они.
Помогите малышам!
Поскорей найдите мам
Мне нужен помощник. (ребенок у доски, с остальными игра в мяч).
1. Волк - волчонок
2. Кабан - поросёнок
3. Медведь - медвежонок
4. Белка - бельчонок
5. Ёж - ежонок
6. Лось - лосёнок
7. Заяц - зайчонок
8. Мышь - мышонок
9. Олень - олененок
10. кошка - котенок
11. Собака - щенок
Учитель. - Молодцы!
Чтобы выполнить задачи урока, я предлагаю поработать в группах.
Сегодня на уроке вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением животных.
Учитель. Скажите, ребята, люди какой профессии занимаются изучением животных? Зоологи. Зоология – наука, изучающая животных.
Учитель.- И вы, ребята на сегодняшнем уроке становитесь зоологами.
1 группа «Юные зоологи»
2 группа «Соседи по планете»
3 группа «Защитники природы»
Осталось вспомнить правила работы в группах.
1.Работаем дружно.
2.Учитываем мнение каждого.
3.Распредели обязанности.
4) Практическая работа.
Задание 1 (для 1 ряда) 1 группа «Юные зоологи»
Определите, чьи постройки показаны на рисунках.
Для чего животным нужен дом? Какие еще дома бывают у животных? Где живет медведь? (В берлоге)
Задание 2 (для 2 ряда) 2 группа «Соседи по планете»
Определите, каким животным принадлежат части теля и для чего они служат?
Вывод: животные передвигаются, но по-разному (бегают, прыгают, плавают, летают)
Задание 3 (для 3 ряда) 3 группа «Защитники природы»
Определите, кто что ест. Найдите к каждой карточке пару.
Учитель. - Время выполнения задания ограничено. Каждой группе на выполнение задания даётся не более 5 минут. После окончания его выполнения просигнализируйте об этом учителю зеленым сигналом. Если у вас, ребята возникнут трудности, то поднимите красный сигнал и учитель обязательно вам поможет. Вы готовы? Приступайте к выполнению задания.
Выступление групп.
- 1 группа «Юные зоологи»
Ученик. -Мы определили, чьи постройки показаны на рисунке...
Вывод: животным для жизни необходимо тепло, так как ещё в жилище животные выводят детенышей.
- Мы определили, что это за животные и чем они питаются…
Вывод: все животные питаются, но для роста им нужна не только пища, но и вода.
2 группа «Соседи по планете»
Учитель. - Мы определили, каким животным принадлежат эти части тела и для чего они служат…
Вывод: все животные передвигаются: летают, бегают, прыгают, плавают, ползают. Благодаря этому они добывают пищу и воду не только себе, но и своему потомству.
3 группа «Защитники природы»
Учитель. - Мы определили, что это за животные и чем они питаются…
Вывод: все животные питаются, но для роста им нужна не только пища, но и вода.
Физминутка!
«Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась, два – изящно покрутилась,
Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела!»
Учитель. - Дети, подумайте, в чем же ещё нуждается живое существо, что необходимо им для жизни? (ВОЗДУХ, так как животные дышат и СВЕТ)
Вывод: Животные — живые существа. Они растут, развиваются, приносят потомство. Животные питаются, передвигаются, строят жилища. Животным необходимы для жизни пища, воздух, вода, тепло и свет.
6. Итог урока.
- Я предлагаю вам небольшой блиц – турнир. У вас на партах лежат листочки, на котрых нарисованы бусинки. Я буду задавать вопросы по теме урока. Если ваш ответ ДА – раскрашиваем бусинку красным карандашом, если НЕТ – зеленым.
1) Животные – живые существа? (да)
2) Муравьи питаются зайцами? (нет)
3) Бобры живут в хатках? (да)
4) Кроты вьют себе гнёзда? (нет)
5) Птицы питаются насекомыми? (да)
6) О животных нужно заботиться?(да)
7) У кошки детёныш – щенок? (нет)
8) Детёныш зайца – лисёнок? (нет)
Проверьте себя. Оцените результат.
Учитель. - Ответ на какой вопрос мы искали на сегодняшнем уроке? (Как живут животные).
Учитель. - Как вы считаете, мы смогли найти ответ на этот вопрос?
Учитель. - Докажите, что животные, как и растения - живые существа.
Ученики: все животные дышат, передвигаются, питаются, растут, размножаются и умирают.
7. Рефлексия
Учитель. - Поделитесь своими впечатлениями от урока.
Кто из вас считает, что справился с сегодняшними заданиями, то покажите зеленые сигналы карточек, а если вы считаете, что не справился – покажите красный сигнал.