Городское и сельское население . Урбанизация
Цели: ознакомить учащихся с основными видами расселения; сформировать представление об урбанизации как о всемирном процессе.
расширить и углубить знания обучающихся о формах расселения населения;
- сформировать понятие об урбанизации как всемирном процессе;
- выявить наиболее значимые проблемы, присущие основным формам расселения, в первую очередь городам, и возможные пути решения этих проблем;
- развивать у обучающихся умения:
интеллектуальные (анализ, синтез, классификация) с помощью различных источников информации;
оценочные (рефлексия);
практические (создание схем);
общеучебные (оформление контурных карт, конспекта урока);
коммуникативные (вхождение в диалог, отстаивание своей точки зрения, принятие позиции других).
- совершенствовать навыки работы с первичными источниками информации, составление учащимися географического конспекта урока с выделение главных вопросов.
Тип урока: урок усвоения новых знаний (по дидактической цели) - комбинированный.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Взаимное приветствие, проверка готовности к уроку, отсутствующих. Организация внимания.
II. Этап подготовки учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала (3 минуты). Рефлексивно-оценочные действия. Формулировка темы урока.
- Сегодня мы продолжаем изучать тему «География населения мира»
- подумайте над этими строками
Настолько в городе привык
И к беспорядку, и к развалу,
Что, повстречав в лесу родник,
Предположил: «Трубу прорвало».
Стальной, кирпичный и стеклянный,
Сетями проволок обвит,
Ты чарователь неустанный,
Ты – неслабеющий магнит.
- Что по-вашему они отражают? (городской образ жизни человека и разрастание городов)
Действительно, первое стихотворение «Жертва урбанизации»! говорит о городском образе жизни современного человека.
второе – это восприятие города у поэта Валерия Брюсова отражает его притягивающую силу.
- Исходя из вышесказанного, о чем должна пойти речь на нашем уроке? (о городах, урбанизации)
- Как вы думаете, что нам предстоит изучить на уроке? На основе анализа сформулируйте тему урока. (Урбанизация.)
Запись в рабочих тетрадях даты и темы урока.
Поставьте перед собой задачи (формулируют и высказывают вслух)
III. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
- Что такое расселение населения?
Расселение населения – это распределение и перераспределение населения на определенной территории.
По характеру расселения население мира можно разделить на городское и сельское. Сельское расселение возникло с развитием земледелия. В настоящее время более половины населения мира живет в сельской местности. Сельских населенных пунктов насчитывается в мире 15–20 млн.
Они различаются:
по величине;
по форме;
3)по специализации хозяйства
Современные формы сельского расселения.
Групповая (деревенская). Наиболее распространена в странах Центральной и Южной Европы, России, Японии во многих развивающихся странах.
Рассеянная (ферма). Наиболее распространена в США, Канаде, Австралии, странах Северной Европы. В странах кочевого скотоводства постоянные поселения отсутствуют.
- Предварительно я просил вас попробовать составить СИНКВЕЙН на тему «Город» в вашем восприятии. Каким вы его видите, воспринимаете?
Город – сравнительно крупный населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства.
Определение города в разных странах различно.
• В Швеции, Дании, Финляндии городом считается поселение с числом жителей - 200 человек.
• в США - свыше 2,5 тысяч человек,
• в Индии - свыше 5 тысяч человек,
• в России – от 12 тысяч человек,
• Нидерландах - 20 тысяч человек,
• Японии - 30 тысяч человек
- Какой вывод можно сделать исходя из данных таблицы? (уровень численности городского населения сильно варьируется в разных странах)
В настоящее время размещение населения все более определяется географией городов, они постепенно становятся основной формой расселения людей. Это подтверждается изменением соотношения численности городского и сельского населения. Так, в течение XX века численность городского населения возросла от 220 млн. человек до 2276 млн.человек, а доля жителей городов во всем населении выросла от 14% до 45%. При этом доля сельского населения упала соответственно с 86% до 55%.
Процесс роста городского населения, увеличения числа городов и их укрупнения, возникновения сетей и систем городов, а также повышения роли городов в современном мире называется урбанизацией. Урбанизация - важнейший социально-экономический процесс современности.
В развитии урбанизации выделяют три этапа:
1. начальный этап - XIX век. Процесс урбанизации начался в Европе и Северной Америке;
2. первая половина XX века. Этот этап характеризуется ускорением роста городского населения и распространением урбанизации почти на все регионы мира;
3. вторая половина XX века. Для этого этапа характерно еще большее ускорение темпов роста городского населения, развитие больших городов, переход от точечного города к агломерации (территориальной группировке городов и сельских поселений), а также формирование мегалополисов (слияние городских агломераций), что приводит к распространению городского образа жизни на сельскую местность
Урбанизация как всемирный процесс обладает общими чертами, характерными для большинства стран.
Черты урбанизации | Примеры проявления |
1. Быстрые темпы роста городского населения | За вторую половину XX века доля городского населения выросла на 16% (при этом ежегодно численность городского населения увеличивается на 50 млн. чел.) |
2. Концентрация населения преимущественно в больших городах | В начале XX века больших городов (свыше 100 тыс. чел.) было 360, к настоящему времени - более 2500 Число городов-миллионеров превысило 200. 20 городов мира имеют численность населения более 10 млн. чел. |
3. "Расползание" городов, расширение их территории | Формирование агломераций. Например, Мехико, Сан-Паулу, Токио, Нью-Йорк с численностью населения 16-20 млн. чел. Формирование мегалополисов: Босваш (45 млн. чел.), Токайдо (60 млн. чел.) и др. |
Работа с атласом Задание. Сравните темпы урбанизации в отдельных регионах мира. Где показатель наиболее высок? Какие это страны?
Агломерации – территориальные группировки городских и сельских поселений уровне и темпах урбанизации.
В мире 450 агломераций с численностью более 1 млн. чел, в т.ч. в России – 22.
23 агломерации с числом горожан свыше 10 млн. человек.
Мегалополис – наиболее крупная форма городского расселения, образующаяся в результате слияния большого числа соседних агломераций. Крупнейшие мегалополисы расположены в США и Японии. (Термин происходит от названия древнегореческого города Мегалополь - центра союза аркадских городов. Возник в 370 г. до н.э., в результате слияния примерно 35 поселений.).
Наиболее крупными и известными мегалополисами являются:
Токайдо (англ.) (от Токио до Осаки и Кобе) в Японии
Босваш (от Бостона до Вашингтона) в США
Чипитс (англ.) Район Великих озёр в США и Канаде
«Голубой банан» в Европе.
Лондон-Ливерпуль в Великобритании
Сансан (англ.) или калифорнийский (от Сан-Франциско до Сан-Диего) в США
Дельта Янцзы в Китае
Дельта Жемчужной реки в Китае
Задание: Найдите эти мегалополисы на карте в атласе и обозначьте на контурной каре
По уровню урбанизации можно выделить:
Высокоурбанизированные страны | Среднеурбанизированные страны | Слабоурбанизированные страны |
Доля городского населения более 50% | Доля городского населения 20-50% | Доля городского населения менее 20% |
Великобритания Венесуэла Кувейт Швеция Австралия Япония | Алжир Боливия Нигерия Индия Заир Египет | Чад Эфиопия Сомали Нигер Мали Замбия |
Вывод: темпы урбанизации зависят от уровня урбанизации. Чем выше уровень урбанизации, тем ниже темпы, и наоборот.
СУБУРБАНИЗАЦИЯ – отток населения из городов в пригороды
Одновременно с появлением в мире сверхгородов идет процесс рурбанизации.
- Есть ли в ваших домах элементы городского благоустройства? (ответы учеников)
РУРБАНИЗАЦИЯ (сельская урбанизация) – внедрение некоторых городских условий и норм жизни в сельские поселения.
Вопросы:
1) Для каких стран характерна субурбанизация?
Для каких стран характерна ложная урбанизация (Трущобы, безработица)? - Какая зависимость существует между уровнем и темпами урбанизации?
- Как по темпам урбанизации будут отличаться развитые и развивающиеся страны?
(ответ: темпы урбанизации зависят от ее уровня. В развитых странах они замедлены, в развивающихся – высокие)
Закрепление нового материала, проверка качества усвоения темы.
Обучающимся необходимо самостоятельно разделить признаки городов на 2 части: положительные и отрицательные стороны городов (в таблице).
Положительные стороны городов | Отрицательные стороны городов |
Высокий уровень благоустройства | Высокая стоимость жилья |
Этажность застройки | Низкое качество питьевой воды |
Обеспечение города теплом и энергией | Загрязнение воздуха |
Утилизация городских отходов на специальных предприятиях | Богатые и бедные кварталы |
Развитая инфраструктура | Грязные улицы |
Городской образ жизни | Высокие цены на землю |
Динамичность населения | Нехватка продовольствия и нерациональное питание. |
Высокие уровень развития медицины и здравоохранения | Концентрация промышленного производства |
Большие возможности для получения образования | Вспышки инфекционных заболеваний |
Высокая людность и плотность населения | Автомобильные пробки |
Экологические проблемы городов.
Города дают 80% всех выбросов в атмосферу.
Все города мира ежегодно «выбрасывают» в окружающую среду до 3 млрд. тонн твердых отходов, свыше 500 куб. м промышленных и бытовых стоков, около 1 млрд. тонн аэрозолей.
Изменяют естественные ландшафты.
Проверочный тест (контрольный лист):
1. Закончите определение: "Урбанизация — это ..." (выбрать верную строку):
а) форма размещения населения;
б) рост городов и доли городского населения, усиление значения городов и распространение городского образа жизни.
2. Какие основные принципы заложены при разделении поселений на городские и сельские?
а) численность населения (людность);
б) функции поселений,
в) возраст жителей.
3. Найдите правильный ответ среди предложенных вариантов:
а) доля городского населения в мире в настоящее время не превышает 30%;
б) в настоящее время в городах проживает почти 50% населения планеты;
в) в городских поселениях мира сосредоточено более 90%, населения мира.
4. Максимальная доля городского населения характерна для:
а) развивающихся стран;
б) развитых стран.
5. Закончите фразу: "Ложная" урбанизация — это ..." (выбрать верную строку):
а) переезд части обеспеченного населения в пригороды;
б) рост городов с образованием в них трущобных районов в группе развивающихся стран;
в) урбанизация в нефтедобывающих странах.
6. Самая большая агломерация мира (выбери верную строку):
а) Нью-Йорк,
б) Токио,
в) Сан-Паулу.
7. Темпы роста городского населения самые высокие в:
а) Зарубежной Азии;
б) Зарубежной Европе.
8. Критерии выделения города:
а) 200 тыс. чел.; в) 10 тыс. чел.;
б) 20 тыс. чел.; г) нет единого критерия
“Мозговой штурм” - Города – это добро или зло
Учитель: горожане, более активны, мобильны, чаще контактируют, иногда не подозревая об этом, в автобусе, в магазине и т.д. В больших городах шире возможности для получения образования, отдыха и т.д. Назовите плюсы и минусы городской жизни.Вопрос ученикам «Урбанизация – зло или благо для планеты?
Фото-викторина “Знаешь ли ты города мира?”
Учитель: Известные города мира знамениты прежде всего, тем, что у любого человека, независимо от того, бывал он там или нет, есть свой собственный образ города, складывающийся по книгам и фильмам из отрывков, кусочков, ярких и незабываемых. Города – удивительные творения рук, ума, таланта человека. В каждом из них отражается история государства, уникальные архитектурные памятники Совершим путешествие по известным городам мира.
Первый в мире крытый стадион, вмещавший до ста тысяч зрителей – Колизей- символ этого государства. (Рим, столица Италии)
Биг-Бен, Таурский мост – символы этого города. (Лондон).
Московский Кремль символ этого российского города. (Москва)
30-метровая статуя Христа из белого мрамора весом 1200 тонн? (Рио-де-Жанейро).
Оперный театр (Сидней).
Эйфелева башня - (Париж)
Статуя Свободы (Нью-Йорк).
Бранденбургские ворота, Берлинская стена (Берлин).
Город каналов и карнавалов. Гондолы длинные узкие лодки – Венеция.
Визитной карточкой этого европейского города стала бронзовая фигурка Русалочки с веточкой водорослей в руке; грустными глазами смотрит она в море. (Копенгаген, столица Дании)
В этом городе расположены Императорский дворец – центр Запретного города, и Храм Неба, и Летний дворец, и Великая Китайская стена. Его называют “город велосипедов”(Пекин).
Самсон, разрывающий пасть льва. Фонтан в Петергофе. (Санкт-Петербург)
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Повторить с. 74-81. Нанести на контурную карту мира:
- крупные города;
- мегалополисы;
- страны с высокими темпами и уровнем урбанизации.
YI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ (САМООЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) УЧАЩИХСЯ.
- Сделайте вывод: все ли задачи, поставленные в начале урока, мы с вами реализовали (обратиться к слайду задач)?
- Как вы оцениваете полученные сегодня знания (глубокие, осознанные, предстоит осознать, неосознанные)?