СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 10 классе по теме "Митоз"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии  в 10 классе по теме "Митоз"

Просмотр содержимого документа
«ТАБЛИЦА»

Этап цикла

Характеристика каждого этапа

1.Интерфаза –

подготовка клетки к делению.

Пресинтетический

период (G1)

Синтез РНК и белков необходимых для редупликации ДНК


Синтетический период (S)

Редуплекация (репликация) – удвоение молекулы ДНК.


Постсинтетичес-

кий период (G2)

Синтез РНК и белков необходимых для обеспечения процесса митоза. Подготовка к митозу


2. Фаза митоза


Кариокинез – деление ядра.


Этап цикла

Рисунок

Характеристика каждого этапа

Профаза



Хромосомы спирализуются. Каждая хромосома состоит из двух хроматид. Ядерная оболочка растворяется. Центриоли расходятся к полюсам клетки. Формируются нити веретена деления.

Метафаза




Хромосомы выстраиваются в плоскости экватора клетки. Нити веретена деления прикрепляются к центромере каждой хромосомы.


Анафаза



Нити веретена деления сокращаются. Хроматиды из которых состояли хромосомы расходятся к полюсам клетки.


Цитокинез – деление цитоплазмы.


Телофаза


Начинается деспирализация хромосом. Формируется ядерная оболочка. Деление цитоплазмы, образование новых клеточных мембран. Образование двух идентичных дочерних клеток.













































Этап цикла

Характеристика каждого этапа

Первый компонент клеточного цикла.


Первый период интерфазы .


Процессы протекающие в данный период.

Второй период интерфазы .


Процессы протекающие в данный период.

Третий период интерфазы .


Процессы протекающие в данный период.

Второй компонент клеточного цикла.


Первый процесс митоза


Этап цикла

Рисунок

Характеристика каждого этапа

Первая фаза митоза



Процессы протекающие в данную фазу.





Вторая фаза митоза





Процессы протекающие в данную фазу.




Третья фаза митоза




Процессы протекающие в данную фазу.




Второй процесс митоза


Четвертая фаза митоза



Процессы протекающие в данную фазу.







Просмотр содержимого документа
«доп вопросы»

Ребята, прочтите текст и ответьте на вопросы, ответы должны быть краткие, но полные.

Вопросы:

Текст на стр.111

1. Какое отношение к хромосомам имеет Вильгельм Фридрих Гофмейстер!?

___________________________________________________________

___________________________________________________________.

2. Что и за какие заслуги предложили Вильгельму Фридриху Гофмейстеру в 1863 году!?__________________________________________________

___________________________________________________________

Текст «Амитоз» стр.113

3. Что такое амитоз, и какое отношение он имеет к раковым опухолям!?

___________________________________________________________

___________________________________________________________.


___________________________________________________________



Ребята, прочтите текст и ответьте на вопросы, ответы должны быть краткие, но полные.

Вопросы:

Текст на стр.111

1. Какое отношение к хромосомам имеет Вильгельм Фридрих Гофмейстер!?

___________________________________________________________

___________________________________________________________.

2. Что и за какие заслуги предложили Вильгельму Фридриху Гофмейстеру в 1863 году!?__________________________________________________

___________________________________________________________

Текст «Амитоз» стр.113

3. Что такое амитоз, и какое отношение он имеет к раковым опухолям!?

___________________________________________________________

___________________________________________________________.

Просмотр содержимого документа
«инструктивная карта»

Рабочая карта

Дата________ Класс____ ФИО учащегося________________________________

Тема урока__________________________________________________________

Задание 1. Найдите соответствия терминов и формулировок, для каждой цифры термина подберите букву формулировки, ответ запишите в специальную графу под таблицей.

Термин

Формулировка

1. Хромосомы

И. Клетки, которые составляют тело многоклеточных организмов 

2. Соматические клетки

О. Полный набор хромосом в клетке, характерный для данного организма.

3. АТФ

З. Специализированные клетки, при помощи которых происходит половое размножение.

4. Кариотип

М. Органоиды клеточного ядра, совокупность которых определяет основные наследственные свойства клеток и организмов.

5. Половые клетки

Т. Универсальный хранитель и переносчик энергии в клетке.

1 - ___ 2 - ___ 3 - ___ 4 - ___ 5 - ___

Оцени себя:

5 баллов «5»

4 балла «4»

3 и менее балла «3»

Оценка:


Задание 2. Запишите, что такое клеточный цикл или жизненный цикл клетки. (стр.105-106 §28)

Клеточный цикл - ___________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________.


Задание 3. Запишите, что такое апоптоз. (стр.106 §28)

Апоптоз - ___________________________________________________________

___________________________________________________________________.


Задание 4. Прочитайте текст учебника «Интерфаза», стр.106-107; «Митоз» стр.108-110.

Заполните схему.

Оцени себя:

0 - ошибок «5»

1 – 2 ошибки «4»

3 и более ошибки «3»

Оценка:


Задание 5. Заполните предложенную таблицу, используя предложенный материал.

Оцени себя:

0 - ошибок «5»

1 – 2 ошибки «4»

3 и более ошибки «3»

Оценка:



Задание 6. Сформулируйте и запишите, что такое митоз (стр.108) и его биологическое значение(стр.110)!??

Митоз - ___________________________________________________________

___________________________________________________________________.

Биологическое значение митоза

  1. ________________________________________________________________.

  2. ________________________________________________________________.

  3. ________________________________________________________________



Задание 7. Оцените свою деятельность на уроке по пятибалльной шкале

Посчитайте сумму всех баллов и поставьте оценку используя следующие критерии:

20 – 17 баллов «5»

16 – 13 баллов «4»

12 и менее баллов «3»

Оценка:

Просмотр содержимого документа
«урок ред»

Урок на тему "Деление клетки. Митоз". 10-й класс

Цель урока: Формирование знаний о митозе, процессах, происходящих в различные периоды митотического цикла и понимания его биологического смысла, значения деления клеток для организма.

Задачи:

  • обучающие – способствовать формированию знаний о стадиях митотического цикла; раскрытию особенности протекания каждой фазы митоза;

  • развивающие – развивать умение работать с учебником, таблицей, умение анализировать, сравнивать, выделять главное;

  • воспитательные – способствовать формированию научного мировоззрения.


Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, уважаемые гости!

Рада приветствовать вас на уроке биологии, где всегда можно узнать много интересного, что именно!??

Вот и сегодня мы с вами вытащим из тайников памяти самое ценное, потом попробуем ответить на вопрос: «А что же такое митоз!?», и наконец, мы восхитимся вашими глубокими знаниями. Начнем!!!

Ребята, вспомним некоторые термины, Зачем!??

которые нам понадобятся на сегодняшнем занятии.

Перед вами на столах лежат рабочие карты, выполните задание №1, своих картах. (1 слайд)

Проверяем. Ответы на слайде.


2. Создание проблемной ситуации.
В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма.
Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей.

Как вы думаете благодаря каким свойствам живого возможны эти процессы!??

(Благодаря росту и развитию)

Все верно, эти изменения возможны благодаря способности организмов к росту и развитию.

Эти два свойства живой материи неразрывно связаны друг с другом.

Как вы думаете, что лежит в основе этих очень важных свойств?

(В их основе лежит способность клетки к делению).

3. Формулирование учебной проблемы.

Итак, ребята, представьте себе, что мы исследователи.

Приступая к работе исследователи выдвигают гипотезы.

А что такое гипотеза? (Гипотеза – это предположительное суждение).

Ребята, Какой биологический процесс лежит в основе способности клетки к делению и организма к росту? (Выдвигают гипотезы)

Мы услышали несколько гипотез.

Я как исследователь выдвинула такую:

В основе деления клеток лежит митоз!


Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить, какова тема нашего урока.

Запишите!


Ребята, а, что нужно чтобы доказать гипотезу!??

(Гипотезу необходимо подтвердить научными данными).

Так что мы будем делать на сегодняшнем уроке?


Вы правы. Сегодня я предлагаю вам собирать досье на процесс который называется МИТОЗ.

4. Совместное открытие знаний.

Согласно клеточной теории, а именно знаменитому высказыванию Рудольфа Вирхова «каждая клетка из клетки» возникновение новых клеток происходит только путем деления предыдущей материнской клетки.

Организмы на нашей планете многочисленны и разнообразны: а что является основой любого организма как многоклеточного так и одноклеточного? (Основой любого организма является клетка (кроме вирусов)).

Для клетки характерны все признаки живой системы: какие!?? (обмен веществ, рост, размножение и развитие).

То есть для каждой клетки свойственен клеточный цикл или жизненный цикл клетки. Что это за процесс!?? Где мы можем взять информацию!?? Выполните задание №2.



Каждый клеточный цикл заканчивается делением клетки или ее смертью.

А как называется клеточная смерть?!! Прочитайте текст учебника и выполните задание №3.

Ребята, достаточно у нас доказательной базы чтобы подтвердить нашу гипотезу!??

Продолжим! Компонентом каждого клеточного цикла является митотический цикл, который включает в себя подготовку клетки к процессу деления (интерфазу) и само деление (митоз) а так же период покоя.

Слайд

Ребята, для нашего досье я предлагаю вам более подробно познакомится с митотическим циклом и выполнить задание №4

Давайте всю полученную информацию занесем в досье.

Ребята, выполните пожалуйста задание №5.

Ребята, давайте вспомним тему нашего урока? (слайд)

Ребята, что образуется в результате митоза (две дочерние клетки)!?

Так что же такое митоз?

Каково его значение?

Ребята посмотрите на наше досье!!! Хватит теперь у нас материала чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу!?

Докажите!!

Ребята, достигли мы поставленных целей!??

5. Итог урока.

Позвольте вам напомнить то, с чего мы начали наш урок. В момент рождения детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма. А человеческий ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см. И все мы подчиняемся единым биологическим законам, все мы растем и развиваемся, все мы являемся частью природы. А природа тайн своих от нас не прячет, но учит быть внимательнее к ней. Пусть эти слова, как и сам урок, помогут вам выполнить последнее задание:

Ребята оцените свою деятельность на уроке, для этого сложите все полученные оценки с самооценкой вашей активности по пятибалльной шкале.



Ребята, я прошу встать тех кто хороши и добросовестно работал сегодня, и справился со всеми заданиями.

Молодцы!!



Ну, а те из вас, кто работал, старался, но получалось не все, улыбнитесь.

Я надеюсь, что если вы так же добросовестно будете работать и на следующих уроках у вас все получится. И помните без труда не вынуть рыбку из пруда.























4


Просмотр содержимого презентации
«митоз»

Термин Формулировка 1. Хромосомы И.  Клетки, которые составляют тело многоклеточных организмов.  2. Соматические клетки О.  Полный набор хромосом в клетке, характерный для данного организма. 3. АТФ З.  Специализированные клетки, при помощи которых происходит полово е  размножение. 4 . Кариотип М.  Органоиды клеточного ядра, совокупность которых определяет основные наследственные свойства клеток и организмов. 5. Половые клетки Т. Универсальный хранитель и переносчик энергии в клетке.

Термин

Формулировка

1. Хромосомы

И. Клетки, которые составляют тело многоклеточных организмов. 

2. Соматические клетки

О. Полный набор хромосом в клетке, характерный для данного организма.

3. АТФ

З. Специализированные клетки, при помощи которых происходит полово е  размножение.

4 . Кариотип

М. Органоиды клеточного ядра, совокупность которых определяет основные наследственные свойства клеток и организмов.

5. Половые клетки

Т. Универсальный хранитель и переносчик энергии в клетке.

1 – О 2 – И 3 – Т 4 – М 5 – З

1 – О

2 – И

3 – Т

4 – М

5 – З

1 – М 2 – И 3 – Т 4 – О 5 – З

1 – М

2 – И

3 – Т

4 – О

5 – З

3 – 3,5 кг

3 – 3,5 кг

500 гр

500 гр

Менее 1 гр

Менее 1 гр

Какой биологический процесс лежит в основе способности клетки к делению и организма к росту?

Какой биологический процесс лежит в основе способности клетки к делению и организма к росту?

В основе деления клеток лежит митоз

В основе деления клеток лежит митоз

познакомиться с митозом;  узнать особенности фаз митоза и его биологическое значение; доказать, что в основе деления клеток лежит митоз
  • познакомиться с митозом;
  • узнать особенности фаз митоза и его биологическое значение;
  • доказать, что в основе деления клеток лежит митоз
Каждая клетка из клетки  1855 год Р. Вирхов

Каждая клетка

из клетки

1855 год

Р. Вирхов

Клеточный цикл или жизненный цикл клетки -

Клеточный цикл

или жизненный цикл клетки -

Клеточный цикл или жизненный цикл клетки -  жизнь клетки с момента ее появления в процессе деления материнской клетки и до ее собственного деления, включая это деление, или гибели.

Клеточный цикл

или жизненный цикл клетки -

жизнь клетки с момента ее появления в процессе деления материнской клетки и до ее собственного деления, включая это деление, или гибели.

«Запрограммированная» клеточная смерть – Апоптоз.

«Запрограммированная»

клеточная смерть – Апоптоз.

В основе деления клеток лежит митоз

В основе деления клеток лежит митоз

Митотический цикл.   Интерфаза   Митоз   1. Пресинтетический (G1)   Кариокинез   Цитокинез  2. Синтетический (S)   1. Профаза  3 . Постсинтетический ( G2)   1. Телофаза   2. Метофаза   3. Анафаза

Митотический цикл.

Интерфаза

Митоз

1. Пресинтетический (G1)

Кариокинез

Цитокинез

2. Синтетический (S)

1. Профаза

3 . Постсинтетический ( G2)

1. Телофаза

2. Метофаза

3. Анафаза

Этап цикла

Характеристика каждого этапа

1.Интерфаза – подготовка клетки к делению.

Пресинтетический

период (G 1 )

Синтез РНК и белков необходимых для редупликации ДНК

Синтетический период (S)

Редуплекация (репликация) – удвоение молекулы ДНК.

Постсинтетический период (G 2 )

Синтез РНК и белков необходимых для обеспечения процесса митоза. Подготовка к митозу

2. Фаза митоза

Кариокинез – деление ядра.

Этап цикла

Профаза

Рисунок

Метафаза

Характеристика каждого этапа

Анафаза

Хромосомы спирализуются. Каждая хромосома состоит из двух хроматид. Ядерная оболочка растворяется. Центриоли расходятся к полюсам клетки. Формируются нити веретена деления.

Цитокинез – деление цитоплазмы.

Хромосомы выстраиваются в плоскости экватора клетки. Нити веретена деления прикрепляются к центромере каждой хромосомы.

Телофаза

Нити веретена деления сокращаются. Хроматиды из которых состояли хромосомы расходятся к полюсам клетки.

Начинается деспирализация хромосом. Формируется ядерная оболочка. Деление цитоплазмы, образование новых клеточных мембран. Образование двух идентичных дочерних клеток.

Что такое митоз? Биологическое значение митоза?

Что такое митоз?

Биологическое значение митоза?

Биологическое значение митоза 1. Образование дочерних клеток идентичных материнской. 2. Основа нормального роста и развития многоклеточного организма. 3. Лежит в основе процесса регенерации и бесполого размножения.

Биологическое значение митоза

1. Образование дочерних клеток идентичных материнской.

2. Основа нормального роста и развития многоклеточного организма.

3. Лежит в основе процесса регенерации и бесполого размножения.

В основе деления клеток лежит митоз

В основе деления клеток лежит митоз


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!