Урок на тему "Деление клетки. Митоз". 10-й класс
Цель урока: Формирование знаний о митозе, процессах, происходящих в различные периоды митотического цикла и понимания его биологического смысла, значения деления клеток для организма.
Задачи:
обучающие – способствовать формированию знаний о стадиях митотического цикла; раскрытию особенности протекания каждой фазы митоза;
развивающие – развивать умение работать с учебником, таблицей, умение анализировать, сравнивать, выделять главное;
воспитательные – способствовать формированию научного мировоззрения.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, уважаемые гости!
Рада приветствовать вас на уроке биологии, где всегда можно узнать много интересного, что именно!??
Вот и сегодня мы с вами вытащим из тайников памяти самое ценное, потом попробуем ответить на вопрос: «А что же такое митоз!?», и наконец, мы восхитимся вашими глубокими знаниями. Начнем!!!
Ребята, вспомним некоторые термины, Зачем!??
которые нам понадобятся на сегодняшнем занятии.
Перед вами на столах лежат рабочие карты, выполните задание №1, своих картах. (1 слайд)
Проверяем. Ответы на слайде.
2. Создание проблемной ситуации.
В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма.
Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей.
Как вы думаете благодаря каким свойствам живого возможны эти процессы!??
(Благодаря росту и развитию)
Все верно, эти изменения возможны благодаря способности организмов к росту и развитию.
Эти два свойства живой материи неразрывно связаны друг с другом.
Как вы думаете, что лежит в основе этих очень важных свойств?
(В их основе лежит способность клетки к делению).
3. Формулирование учебной проблемы.
Итак, ребята, представьте себе, что мы исследователи.
Приступая к работе исследователи выдвигают гипотезы.
А что такое гипотеза? (Гипотеза – это предположительное суждение).
Ребята, Какой биологический процесс лежит в основе способности клетки к делению и организма к росту? (Выдвигают гипотезы)
Мы услышали несколько гипотез.
Я как исследователь выдвинула такую:
В основе деления клеток лежит митоз!
Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить, какова тема нашего урока.
Запишите!
Ребята, а, что нужно чтобы доказать гипотезу!??
(Гипотезу необходимо подтвердить научными данными).
Так что мы будем делать на сегодняшнем уроке?
Вы правы. Сегодня я предлагаю вам собирать досье на процесс который называется МИТОЗ.
4. Совместное открытие знаний.
Согласно клеточной теории, а именно знаменитому высказыванию Рудольфа Вирхова «каждая клетка из клетки» возникновение новых клеток происходит только путем деления предыдущей материнской клетки.
Организмы на нашей планете многочисленны и разнообразны: а что является основой любого организма как многоклеточного так и одноклеточного? (Основой любого организма является клетка (кроме вирусов)).
Для клетки характерны все признаки живой системы: какие!?? (обмен веществ, рост, размножение и развитие).
То есть для каждой клетки свойственен клеточный цикл или жизненный цикл клетки. Что это за процесс!?? Где мы можем взять информацию!?? Выполните задание №2.
Каждый клеточный цикл заканчивается делением клетки или ее смертью.
А как называется клеточная смерть?!! Прочитайте текст учебника и выполните задание №3.
Ребята, достаточно у нас доказательной базы чтобы подтвердить нашу гипотезу!??
Продолжим! Компонентом каждого клеточного цикла является митотический цикл, который включает в себя подготовку клетки к процессу деления (интерфазу) и само деление (митоз) а так же период покоя.
Слайд
Ребята, для нашего досье я предлагаю вам более подробно познакомится с митотическим циклом и выполнить задание №4
Давайте всю полученную информацию занесем в досье.
Ребята, выполните пожалуйста задание №5.
Ребята, давайте вспомним тему нашего урока? (слайд)
Ребята, что образуется в результате митоза (две дочерние клетки)!?
Так что же такое митоз?
Каково его значение?
Ребята посмотрите на наше досье!!! Хватит теперь у нас материала чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу!?
Докажите!!
Ребята, достигли мы поставленных целей!??
5. Итог урока.
Позвольте вам напомнить то, с чего мы начали наш урок. В момент рождения детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма. А человеческий ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см. И все мы подчиняемся единым биологическим законам, все мы растем и развиваемся, все мы являемся частью природы. А природа тайн своих от нас не прячет, но учит быть внимательнее к ней. Пусть эти слова, как и сам урок, помогут вам выполнить последнее задание:
Ребята оцените свою деятельность на уроке, для этого сложите все полученные оценки с самооценкой вашей активности по пятибалльной шкале.
Ребята, я прошу встать тех кто хороши и добросовестно работал сегодня, и справился со всеми заданиями.
Молодцы!!
Ну, а те из вас, кто работал, старался, но получалось не все, улыбнитесь.
Я надеюсь, что если вы так же добросовестно будете работать и на следующих уроках у вас все получится. И помните без труда не вынуть рыбку из пруда.
4