Урок в 10 классе «Выборы в демократическом обществе»
Цели урока:
образовательные и развивающие:
раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателя;
сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
сформировать новые понятия по изучаемой теме;
ознакомить учащихся с избирательным законодательством, продолжить формирование у них навыков работы с документами правового характера;
развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике, продолжить выработку умений работать в паре, в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию, моделировать ситуацию;
воспитательная:
формировать активную гражданскую позицию
воспитывать гражданскую ответственность и правовое самосознание у подрастающего поколения;
Основные понятия: федеральный закон, выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, равное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование, кандидат, избирательное объединение, политическая партия.
Основные нормативные документы: Конституция РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Раздаточные материалы. Текст Конституции РФ, специальная раздаточная папка с материалами выдержек из основных документов избирательного законодательства, проект закона « Об обязательном участии в выборах» , карточки с заданиями , памятка «Порядок написания синквейна», карточка «Пять слов об уроке».
1этап. Проверка готовности учащихся к занятию. Запись темы урока.
Учитель обращается к классу с вопросом: предположите, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке.
(Возможные ответы учащихся: изучать новые понятия; работать с документами (Конституцией РФ, федеральными законами); изучать права избирателя; знакомиться с порядком выборов; определять значение выборов в жизни народа и страны; выявлять особенности выборов).
Подведение итогов и обобщение ответов учащимися.
2 этап. Участие в выборах — проявление политической и правовой зрелости каждого взрослого человека. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином того, кто в день выборов отсиживается дома. Выборы — важнейший институт демократического государства. Это испытанный способ обретения правительством доверия и поддержки народа.
Презентация: эпиграф к уроку: «Свобода возможна только при демократии, т.е. при доступном для всех участии в волеизъявлении»
(К. Ясперс, немецкий философ). Учащимся предлагается раскрыть смысл высказывания К. Ясперса.
Делается вывод об основных принципах демократических выборов. Запись в тетради: народовластие, равноправие, свобода и добровольность, открытость и гласность.
Избирательное право включает:
а) избирательные права граждан;
б) нормы права, обеспечивающие справедливость участия граждан в управлении страной.
Демократичность выборов в России обеспечивается Конституцией РФ и соответствующими Федеральными законами: «0 выборах депутатов Государственной Думы», «О выборах Президента Российской Федерации». «О референдуме Российской Федерации» и другими.
Работа со статьями 32 и 81 Конституции РФ (см. приложение 1)
1) В чем суть избирательных прав граждан?
2) Кто не имеет права избирать и быть избранным?
3) На основе какого избирательного права избиратели участвуют в выборах?
4) Как осуществляется голосование в день выборов?
(В ходе работы с документами и ответов на вопросы учащиеся объясняют сущность всеобщего, равного прямого избирательного права и тайного голосования").
3этап Выполняется задание в парах. Ситуативная игра «Голосование».
Учащимся предлагается ряд карточек, которые они должны расположить в нужной последовательности с целью выявления правильного порядка голосования.
Содержание карточек:
а) предъявление избирателем паспорта или документа, заменяющего паспорт, в участковую избирательную комиссию;
б) подпись избирателя в соответствующей графе списка избирателей после получения избирательного бюллетеня;
в) личное присутствие и голосование избирателя в день выборов на своем избирательном участке;
г) внесение в список серии и номера паспорта избирателя и проверка избирателем правильности произведенной записи;
д) заполненный избирательный бюллетень опускается в опечатанный ящик для голосования;
е) голосование проводится в отдельной кабине (специально оборудованном для тайного голосования месте) путем внесения в избирательный бюллетень любого знака в квадрат (квадраты), соответствующий выбору избирателя;
ё) получение избирателем избирательного бюллетеня.
Ответ: в, а, г, ё, б, е, д.
Задание на классификацию путем установления соответствия выполняется индивидуально.
Соотнесите принципы избирательного права в РФ с их характеристиками:
Принципы Характеристики
1) всеобщее а) избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидатов непосредственно
2) равное б) никто из голосующих не получает каких-либо
преимуществ, каждый имеет и отдает только один голос
3) прямое в) избирать имеют право все, кроме категорий граждан, специально оговоренных в законе
4) тайное г) какой-либо контроль за волеизъявлением исключается
голосование
Ответ: 1в, 26, За, 4г.
4этап. Работа над вопросом: почему важно принимать участие в голосовании?
Поиск ответа на него ведется в форме «.мозгового штурма». Записываются на доске ключевые слова из ответов учеников. Проводится ранжирование слов по значимости. Выводы делают сами ребята. Учитель при необходимости дополняет их ответы.
Голосование — это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвует в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп.
Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным и коррумпированным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности.
Проводится ролевая игра.
Учитель указывает, что группа депутатов разработала законопроект об обязательном участии граждан России в выборах в центральные и местные органы власти.
Ставятся проблемные вопросы: можно ли человека заставить голосовать? Можно ли привлечь к ответственности за неучастие в выборах?
Учащиеся разбиваются на четыре группы. Каждая группа получает текст законопроекта и задание.
Проект закона «Об обязательном участии в выборах»(см приложение 2)
Задание группе 1. Вы являетесь депутатами, выдвинувшими законопроект на рассмотрение. Предложите свои аргументы в пользу его принятия (предположите, какие выгоды в социальной, экономической, политической, правовой, духовной областях может принести принятие этого закона).
Задание группе 2. Вы являетесь парламентской оппозицией и должны представить аргументы против принятия данного закона.
Задание группе 3. Вы являетесь журналистами и должны подготовить репортаж, как о самом законопроекте, так и о ходе его обсуждения. Проанализируйте общественное мнение по этому вопросу и напишите короткую статью. Предположите, как политические пристрастия руководства вашей газеты могут повлиять на будущую статью.
Задание группе 4. Ваша группа состоит из учителей истории и обществознания. Оцените данный законопроект с их позиций.
После обсуждения результатов работы групп проводится общее голосование по предложенному проекту, анализируются его результаты.
5этап. В качестве домашнего задания можно предложить учащимся написать синквейн с использованием понятий «выборы» и «избиратель».
Синквейн — это «стихотворение», состоящее из пяти строк. В синквейне высказывается свое отношение к проблеме. У каждого учащегося на столе в раздаточном материале находится памятка «Порядок написания синквейна». (см приложение 3).
Составление синквейнов является мощным инструментом анализа, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно выполнять это упражнение систематически и целенаправленно, тогда учащиеся научатся осмысленно применять понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего несколько строк.
Возможные ответы учащихся:
.1. Выборы.
,' 2. Демократические, свободные.
3. Определяют, обязывают, направляют.
4. Выборы — право человека.
5. Демократия.
1. Избиратель.
2. Грамотный, ответственный.
3. Голосует, агитирует, выдвигает.
4. Он определяет будущее страны.
5. Народовластие.
6этап. Урок завершается заполнением карточки «Пять слов об уроке». Содержание карточки: «Дорогой друг! Напиши о своем отношении к проблеме урока. Насколько он для тебя интересен?»
Раздаточный материал к уроку в 10 классе
«Выборы в демократическом обществе»
Приложение№1
Выдержки из Конституции РФ
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Статья 32
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Глава 4. Президент РФ Статья 81
1. Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется Федеральным законом.
Приложение№2
Закон об обязательном участии в выборах
Все граждане РФ, дееспособные и не находящиеся под интенсивным наблюдением врачей, обязаны принимать участие в выборах органов власти всех уровней (центральных, региональных и местных). Реализация активного избирательного права является важной характеристикой гражданственности.
В случае предполагаемых обстоятельств невозможности участия в выборах следует обращаться в избирательные комиссии, которые выносят определенное решение после рассмотрения сути дела и представленных документов. За неучастие без уважительных причин в выборах первый раз выносится общественное порицание (в виде письма на место работы или учебы, а также публикации фамилий и фотографий нарушителей в средствах массовой информации), второй раз — штраф в размере трех минимальных зарплат, третий раз — общественные работы (от 10 до 90 дней).
Задание 1:
Вы являетесь депутатами, предложившими проект закона на рассмотрение. Приведите свои аргументы за то, чтобы закон был принят (найдите в нем как можно больше положительного, предположите, какие он может дать выгоды в социальной, экономической, политической, правовой, духовной областях).
Задание 2:
Вы являетесь парламентской оппозицией и должны привести аргументы против принятия предлагаемого закона. Найдите как можно больше возможных негативных последствий, которые данный закон будет иметь в социальной, экономической, политической, правовой, духовной областях.
Задание 3:
Вы являетесь группой журналистов и должны подготовить репортаж как о самом законе, так и о ходе его обсуждения. Проанализируйте общественное мнение по этому вопросу и напишите короткую статью. Предположите, как политические пристрастия газеты, которую вы представляете, могут повлиять на содержание будущей статьи.
После обсуждения результатов работы групп возможны проведение общего голосования и анализ его результатов (если участники смогут отказаться от своих групповых предпочтений и сам процесс голосования не превратится в соревнование между двумя группами депутатов).
Приложение№3
Памятка
Напомним порядок написания синквейна:
первая строка — ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
вторая строка — два прилагательных, характеризующие данное понятие;
третья строка — три глагола, выражающие действие понятия;
четвертая строка — короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к понятию;
пятая строка — одно слово (обычно — существительное), через которое выражаются ассоциации, связанные с данным понятием.
«Пять слов об уроке».
Дорогой друг!
Напиши о своем отношении к проблеме урока. Насколько он для тебя интересен?