СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 10 классе «Выборы в демократическом обществе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Участие в выбо­рах — проявление политической и правовой зрелости каждого взрослого человека. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином того, кто в день выборов отсиживается дома. Выборы — важнейший институт демократи­ческого государства. Это испытанный способ обретения правительством доверия и под­держки народа.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 10 классе «Выборы в демократическом обществе»»

Урок в 10 классе «Выборы в демократическом обществе»

Цели урока:

образовательные и развивающие:

раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателя;

сформировать понимание роли раз­личных участников избирательного процесса;

сформировать новые понятия по изу­чаемой теме;

ознакомить учащихся с избиратель­ным законодательством, продолжить формирование у них навыков работы с документами правового характера;

развивать у учащихся умения приме­нять правовые нормы на практике, про­должить выработку умений работать в паре, в группе, выражать свои собствен­ные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию, моделировать ситуацию;

воспитательная:

формировать активную граждан­скую позицию

воспитывать гражданскую ответственность и правовое самосознание у подрастающего поколения;


Основные понятия: федераль­ный закон, выборы, избиратель, избира­тельные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, равное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосова­ние, кандидат, избирательное объеди­нение, политическая партия.

Основные нормативные до­кументы: Конституция РФ, Феде­ральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Раздаточные материалы. Текс­т Конституции РФ, специальная раздаточная папка с мате­риалами выдержек из основных до­кументов избирательного законода­тельства, проект закона « Об обязательном участии в выборах» , карточки с заданиями , памятка «Порядок написания синквейна», карточка «Пять слов об уроке».

1этап. Проверка готовности учащихся к занятию. Запись темы урока.

Учитель обращается к классу с во­просом: предположите, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке.

(Возможные ответы учащих­ся: изучать новые понятия; работать с документами (Конституцией РФ, фе­деральными законами); изучать права избирателя; знакомиться с порядком выборов; определять значение выборов в жизни народа и страны; выявлять осо­бенности выборов).

Подведение итогов и обобщение ответов учащимися.

2 этап. Участие в выбо­рах — проявление политической и правовой зрелости каждого взрослого человека. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином того, кто в день выборов отсиживается дома. Выборы — важнейший институт демократи­ческого государства. Это испытанный способ обретения правительством доверия и под­держки народа.

Презентация: эпиграф к уроку: «Свобода возможна только при демократии, т.е. при доступном для всех участии в волеизъявлении»

(К. Ясперс, немецкий философ). Учащимся предлагается раскрыть смысл высказывания К. Ясперса.

Делается вывод об основных принципах демо­кратических выборов. Запись в тетради: народовластие, равноправие, сво­бода и добровольность, открытость и гласность.

Избирательное право включает:

а) избирательные права граждан;

б) нормы права, обеспечивающие спра­ведливость участия граждан в управлении страной.

Демократичность выборов в России обес­печивается Конституцией РФ и соответству­ющими Федеральными законами: «0 выбо­рах депутатов Государственной Думы», «О выборах Президента Российской Федера­ции». «О референдуме Российской Федера­ции» и другими.

Работа со статьями 32 и 81 Конституции РФ (см. приложение 1)

1) В чем суть избирательных прав граж­дан?

2) Кто не имеет права избирать и быть избранным?

3) На основе какого избирательного права избиратели участвуют в выборах?

4) Как осуществляется голосование в день выборов?

(В ходе работы с документами и ответов на вопросы учащиеся объясняют сущность всеобщего, равного прямого избирательного права и тайного голосования").

3этап Выполняется задание в парах. Ситуативная игра «Голосование».

Учащимся предлагается ряд карточек, которые они должны расположить в нужной последовательности с целью выявления пра­вильного порядка голосования.

Содержание карточек:

а) предъявление избирателем паспорта или документа, заменяющего паспорт, в участковую избирательную комиссию;

б) подпись избирателя в соответствующей графе списка избирателей после получения изби­рательного бюллетеня;

в) личное присутствие и голосование избира­теля в день выборов на своем избирательном участке;

г) внесение в список серии и номера паспорта избирателя и проверка избирателем правильно­сти произведенной записи;

д) заполненный избирательный бюллетень опускается в опечатанный ящик для голосова­ния;

е) голосование проводится в отдельной каби­не (специально оборудованном для тайного голо­сования месте) путем внесения в избирательный бюллетень любого знака в квадрат (квадраты), соответствующий выбору избирателя;

ё) получение избирателем избирательного бюллетеня.

Ответ: в, а, г, ё, б, е, д.


Задание на классификацию путем установления соответствия выполняется индивидуально.

Соотнесите принципы избирательного права в РФ с их характеристиками:

Принципы Характеристики

1) всеобщее а) избиратели голосуют на выборах «за» или «против» канди­датов непосредственно

2) равное б) никто из голосующих не получает каких-либо

преимуществ, каждый имеет и отдает только один голос

3) прямое в) избирать имеют право все, кроме категорий граждан, спе­циально оговоренных в законе

4) тайное г) какой-либо контроль за волеизъявлением исключается

голосование

Ответ: 1в, 26, За, 4г.

4этап. Работа над вопросом: почему важно принимать участие в го­лосовании?

Поиск ответа на него ведется в фор­ме «.мозгового штурма». Запи­сываются на доске ключевые слова из от­ветов учеников. Проводится ранжиро­вание слов по значимости. Выводы де­лают сами ребята. Учитель при необхо­димости дополняет их ответы.

Голосование — это минимальное участие в жизни демократического об­щества. Чем меньше людей участвует в выборах, тем в большей степени поли­тика государства определяется узкими интересами обособленных групп.

Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициа­тивы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным и коррумпированным чиновникам оста­ваться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности.

Прово­дится ролевая игра.

Учитель указывает, что группа депутатов разработала за­конопроект об обязательном участии граждан России в выборах в централь­ные и местные органы власти.

Ставятся проблемные вопросы: мож­но ли человека заставить голосовать? Можно ли привлечь к ответственности за неучастие в выборах?

Учащиеся разбиваются на четыре группы. Каждая группа получает текст законопроекта и задание.

Проект закона «Об обязательном участии в выборах»(см приложение 2)

Задание группе 1. Вы являетесь де­путатами, выдвинувшими законопроект на рассмотрение. Предложите свои ар­гументы в пользу его принятия (предпо­ложите, какие выгоды в социальной, экономической, политической, право­вой, духовной областях может принести принятие этого закона).

Задание группе 2. Вы являетесь пар­ламентской оппозицией и должны пред­ставить аргументы против принятия данного закона.

Задание группе 3. Вы являетесь журналистами и должны подготовить репортаж, как о самом законопроекте, так и о ходе его обсуждения. Проанали­зируйте общественное мнение по этому вопросу и напишите короткую статью. Предположите, как политические при­страстия руководства вашей газеты мо­гут повлиять на будущую статью.

Задание группе 4. Ваша группа со­стоит из учителей истории и обществознания. Оцените данный законопроект с их позиций.

После обсуждения результатов ра­боты групп проводится общее голо­сование по предложенному проекту, анализируются его результаты.

5этап. В качестве домашнего задания можно предложить уча­щимся написать синквейн с использова­нием понятий «выборы» и «избиратель».

Синквейн — это «стихотворение», состоящее из пяти строк. В синквейне высказывается свое отношение к проблеме. У каждого учащегося на столе в раздаточном материале находится памятка «Порядок написания синквейна». (см приложение 3).

Составление синквейнов является мощным инструментом анализа, синте­за и обобщения понятий и информации. Важно выполнять это упражнение сис­тематически и целенаправленно, тогда учащиеся научатся осмысленно приме­нять понятия и определять свое отно­шение к рассматриваемой проблеме, ис­пользуя всего несколько строк.

Возможные ответы учащихся:

.1. Выборы.

,' 2. Демократические, свободные.

3. Определяют, обязывают, направ­ляют.

4. Выборы — право человека.

5. Демократия.

1. Избиратель.

2. Грамотный, ответственный.

3. Голосует, агитирует, выдвигает.

4. Он определяет будущее страны.

5. Народовластие.

6этап. Урок завершается заполнением кар­точки «Пять слов об уроке». Содержа­ние карточки: «Дорогой друг! Напиши о своем отношении к проблеме урока. На­сколько он для тебя интересен?»



Раздаточный материал к уроку в 10 классе

«Выборы в демократическом обществе»












Приложение№1

Выдержки из Конституции РФ

Глава 2. Права и свободы человека и гражда­нина

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государ­ства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в рефе­рендуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранны­ми граждане, признанные судом недееспособны­ми, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.


Глава 4. Президент РФ Статья 81

1. Президент Российской Федерации изби­рается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать долж­ность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Россий­ской Федерации определяется Федеральным законом.


























Приложение№2

Закон об обязательном участии в выборах

Все граждане РФ, дееспособные и не находя­щиеся под интенсивным наблюдением врачей, обя­заны принимать участие в выборах органов власти всех уровней (центральных, региональных и мест­ных). Реализация активного избирательного права является важной характеристикой гражданствен­ности.

В случае предполагаемых обстоятельств невозможности участия в выборах следует обра­щаться в избирательные комиссии, которые выно­сят определенное решение после рассмотрения сути дела и представленных документов. За неучастие без уважительных причин в выборах первый раз выносится общественное порицание (в виде письма на место работы или учебы, а также публикации фамилий и фотогра­фий нарушителей в средствах массовой инфор­мации), второй раз — штраф в размере трех минимальных зарплат, третий раз — обществен­ные работы (от 10 до 90 дней).

Задание 1:

Вы являетесь депутатами, предложившими проект закона на рассмотрение. Приведите свои аргументы за то, чтобы закон был принят (найдите в нем как можно больше положи­тельного, предположите, какие он может дать выгоды в социальной, экономической, поли­тической, правовой, духовной областях).

Задание 2:

Вы являетесь парламентской оппозицией и должны привести аргументы против при­нятия предлагаемого закона. Найдите как можно больше возможных негативных по­следствий, которые данный закон будет иметь в социальной, экономической, полити­ческой, правовой, духовной областях.

Задание 3:

Вы являетесь группой журналистов и должны подготовить репортаж как о самом законе, так и о ходе его обсуждения. Про­анализируйте общественное мнение по этому вопросу и напишите короткую статью. Пред­положите, как политические пристрастия газеты, которую вы представляете, могут повлиять на содержание будущей статьи.

После обсуждения результатов работы групп возможны проведение общего голосо­вания и анализ его результатов (если участ­ники смогут отказаться от своих групповых предпочтений и сам процесс голосования не превратится в соревнование между двумя группами депутатов).





Приложение№3

Памятка

Напомним порядок написания синквейна:

первая строка — ключевое слово, оп­ределяющее содержание синквейна;

вторая строка — два прилагатель­ных, характеризующие данное понятие;

третья строка — три глагола, выра­жающие действие понятия;

четвертая строка — короткое пред­ложение, в котором автор высказывает свое отношение к понятию;

пятая строка — одно слово (обычно — существительное), через которое выра­жаются ассоциации, связанные с дан­ным понятием.





































«Пять слов об уроке».


Дорогой друг!

Напиши о своем отношении к проблеме урока. На­сколько он для тебя интересен?










































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!