СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 11 классе на тему: "Общая характеристика Африки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать у учащихся  представление о  Африканском регионе, о истории его  освоения. Продолжить работать с картографическим  материалом.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 11 классе на тему: "Общая характеристика Африки"»

Тема урока : «Африка в мире»

Цель урока:

  1. сформировать знания о политической карте, экономико-географическом положении, природно-ресурсном потенциале и особенностях населения африканского региона;

  2. способствовать развитию интереса у обучающихся к изучению данной темы через самостоятельную учебную деятельность;

  3. совершенствовать умения самостоятельно осуществлять поиск и отбор информации, её преобразование, анализировать картографические и статистические материалы, сравнивать, обобщать, делать выводы;

  4. формировать у обучающихся собственные суждения по отношению к негативным социальным явлениям на основе выявленных проблем населения региона. Оборудование: карта Африки: физическая и экономическая, атласы, презентация, учебник В. П. Максаковский.

Тип урока: изучение нового материала. (Работа с атласом и учебником)

ХОД УРОКА:

В современном мире насчитывается более 200 государств. 54 из них расположены в регионе Африка. Африканские страны по размерам в большинстве своем крупнее европейских. Посмотрите в атласе Визитную карточку стран.

ЭГП- материка учащиеся обсуждают самостоятельно. В Х1Х веке северная часть Африки принадлежала Османской империи; Западная и Ю-В часть- Португалии; Юг- Капская колония – Голландии. В ХХ веке 90% территории континента находились во владении европейских держав; 38%-французские колонии (Алжир, Сомали, Тунис, Коморские острова, Мадагаскар, Восточная Сахара, Западная Сахара, Французское Конго); 30%-Британские колонии.

Посмотрите как расположены границы.? Ко второй половине ХХ века в Африке было только 4 юридически независимых государств -Либерия, Эфиопия, Египет, ЮАР. Во второй половине ХХ века начался процесс деколонизации. В 1960 году добились независимости 17 колоний, поэтому этот год был назван «годом Африки». Последняя крупная колония – Намибия _ добилась независимости в 1990 году. В 1993 году независимость получила Эритрея. В 1997 году переименован ЗАИР в Демократическую Республику Конго. До сих пор статуса независимого государства не имеет Западная Сахара. Используя форзац учебника определите государственный строй стран Африки - (3 монархии, остальные - Республики – президентские).

И так в Африке все страны (кроме ЮАР) развивающиеся. Нет ни одного центра мирового хозяйства. Сравните уровень экономического развития региона с другими регионами. Какой напрашивается вывод? Посмотрите в учебнике Визитную карточку стран:

- Какое государство самое большое по площади? Судан.

- Какая страна Африки самая большая по численности населения? (Нигерия)

- Каковы страны Африки по форме территориального устройства?

- Каковы страны по форме правления?

Почему страны Африки экономически отсталые и как решить эту проблему в мире?

Африка имеет самую низкую в мире долю обрабатывающей промышленности, минимальные доходы на душу населения.

В Африке наиболее отсталая структура хозяйства. Главная причина отсталости экономики Африки

в её колониальном прошлом. Отличительные черты колониальной структуры хозяйства:

1) преобладание малотоварного, низкопродуктивного хозяйства.

2) Слабое развитие обрабатывающей промышленности.

3) Сильное отставание транспорта.

4) ограничение непроизводственной сферы преимущественно торговлей и услугами.

5) однобокость развития экономики, которая проявляется чаще всего в преобладании одной отрасли сельского хозяйства или промышленности . Современная Африка представляет собой арену активной, межнациональной политической и экономической интеграции. Для решения проблем континента было создано несколько организаций: АфБР - Африканский банк развития ЕСА – экономическая комиссия ООН для Африки ВАС – Восточно-африканское сообщество ЭКОЗАГ –экономическое сообщество западно-африканских государств ОАЕ – организация Африканского единства Главная задача народов Африки - завоевание экономической самостоятельности, ликвидация односторонней аграрно – сырьевой структуры хозяйства и создание гармоничной экономики (развитие обрабатывающей промышленности и многоотраслевого сельского хозяйства). Решение этих задач тормозится экономической политикой западных держав, деятельностью транснациональных корпораций. У американских государств большой внешний долг.

В наши дни по добыче многих видов полезных ископаемых Африке принадлежит важное, а иногда и монопольное место в мире. Основная часть добываемого топлива и сырья вывозится на мировой рынок. Значит- именно добывающая промышленность в первую очередь определяет место Африки в международном географическом разделении труда. Африка занимает лидирующее положение в добыче урана с 1980 года. Совокупная добыча урана в Южной Африке, Намибии и Нигере составляет третью часть мирового объема. Африканский континент имеет потенциал увеличения объемов добычи урана в 3 раза за счет увеличения объемов добычи в существующих рудниках. В 2016 году объем добычи урана в Африке составил 17.5 миллионов фунтов. На африканском континенте месторождения алмазов открыты в Ботсване, Анголе, Сьерра-Леоне, Намибии, Демократическом Конго (бывший Заир) и ряде других стран.

Обеспеченность стран Африки минеральными ресурсами

Страны,богатые минеральным сырьем

Страны, богатые одним-двумя видами минерального сырья

Страны, бедные минеральным сырьем

Марокко, Алжир, Кот-д-Ивуар, Габон, Заир, Намибия, ЮАР, Ботсвана, Мадагаскар

Ливия, Эфиопия, Тунис, Мали, Нигер, Мавритания, Гвинея, Либерия, Нигерия, Ангола, Уганда, Мозамбик

Судан, Чад, Кения



В Африке произрастает огромное количество растений, используемых человеком. Потребительские культуры-сорго, маниок; остальные (Цитрусовые, оливки, кешью, виноград, пробковый дуб, хлопчатник, финики) - экспортные. Изображения многих традиционных для Африки культурных растений можно найти на гербах государств. Так, изображение масличной пальмы – гербы Кот-д,Ивуара, Либерии, Руанды; оливы или лавра -гербы Алжира; кофейного дерева-Кении, Танзании ; пшеницы- Алжира, сорго-герб Ботсваны и Буркина-Фасо; хлопка- Египет, Танзания. Определяющее место Африки в мировом хозяйстве – тропическое и субтропическое земледелие. Древнейшей отраслью с/х Африки является разведение домашних животных. В ряде стран( ЮАР, Эфиопия, Мавритания, Сомали) экстенсивное пастбищное животноводство играет большую роль. Продукты животноводства ( шерсть, кожа, шкуры) экспортируются очень ограниченно, животноводство-низкопродуктивное. Отсталое с/х Африки нуждается в коренной перестройке.

В Африке есть предпосылки для развития экономики стран. Что для этого необходимо?

-Национализация природных ресурсов;

-Аграрная реформа;

- Планирование экономики;

-Подготовка кадров.

РЕФЛЕКСИЯ

Обобщение: Беседа по вопросам.

1.Какая цель стояла перед нами в начале урока?

2.Достигли мы намеченной цели?

3.Какую проблему мы решали на уроке?

4.Какими путями мы ее решали? Какой материал изучили?

5.Попробуйте самостоятельно сформулировать решение проблемы? 6. Какие две черты колониального типа отраслевой структуры хозяйства названы верно?

а) Преобладание высокотоварного сельского хозяйства

б) Слабое развитие обрабатывающей промышленности

в) Отсутствие монокультурной специализации

г) Преобладание торговли и услуг в непроизводственной сфере.


Домашнее задание: Подготовить сообщения о странах Африки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!