Урок-исследование
по изучению творчества В. Маяковского «В. Маяковский и современность».
Тип урока: урок-исследование
Вид: вводный – урок первичного усвоения материала
Технология: личностно-ориентированная, проектный метод с использованием цифровых технологий.
Функции: информационная, стимулирующая, развивающая
Методы: исследовательский, частично-поисковый:
а) по источнику передачи информации – практический;
б) по степени самостоятельности – проблемно-поисковый;
в) по управлению учебной деятельностью – самостоятельная работа на уроке, беседа
Формы работы: групповая, фронтальная, самостоятельная работа
Деятельность учителя: корректирующая, регламентирующая, направляющая
Деятельность учащихся: конспектирование, подборка цитат, составление тезисов, запись выводов, обобщений, участие в обсуждении выдвинутых проблем
Цель: исследовать творчество В. В. Маяковского
Задачи урока:
знакомство с жизнью и творчеством поэта на основе автобиографического очерка «Я сам»;
обучение самостоятельно выбирать главное из предложенного материала;
формирование собственной точки зрения о творчестве писателя;
развитие творческого воображения, умение анализировать, сравнивать, способности эмоционально полно воспринимать прочитанное;
развитие коммуникативных эмоций через организацию диалога и беседы;
привитие интереса к литературе, к творчеству В. Маяковского.
Используемые пособия:
Маяковский В.В. Лирика.
Маяковский В.В. “Я сам”. / «Я поэт. Этим и интересен».
Сборники «Пощечина общественному вкусу», «Любовь» и др.
Используемое оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер.
Презентация «Неожиданный Маяковский», «В. Маяковский и футуризм».
Структура урока:
Организационный момент.
Сообщение темы, целей, мотивация учащихся (проблемные вопросы).
Использование обратной связи: эссе.
Работа в группах:
1. Жизненные и творческие принципы поэта (биография “Я сам”).
2. Литературные и художественные вкусы поэта.
3. В. Маяковский и футуризм.
4. Причины нигилистического отношения футуристов к наследию прошлого.
V. Исследование произведений В. Маяковского. (Анализ стихотворений «Сказка о Красной Шапочке», «Нате!», «Вам», «Облако в штанах», «Послушайте!», «Адище города», «Стихи о советском паспорте» и др.).
VI. Подведение итогов через формирование выводов, анализ, вычленение главного.
VII. Домашнее задание.
VIII. Рефлексия.
Организационный момент
Приветствие класса. Я как всегда рада вас видеть. Надеюсь, что сегодня урок пройдет плодотворно, а вы узнаете много интересного и важного, которое в дальнейшем пригодится вам в жизни.
II. Сообщение темы, целей урока, мотивация учащихся (проблемные вопросы). Краткое вступительное слово
Постановка проблемы. Мотивация. Доведения плана до учащихся.
Сегодня у нас с вами урок-исследование творчества поэта В. Маяковского. К уроку вы должны были написать небольшое сочинение о восприятии творчества В. Маяковского.
III. Использование обратной связи: эссе.
Некоторые из этих сочинений мы сейчас заслушаем.
Чтение сочинений “Мое отношение к творчеству В. Маяковского”.
Из ваших сочинений видно, что отношение к поэту и его творчеству очень своеобразное, если не сказать больше…
Изменится ли ваше мнение о поэте и его творчестве, если познакомитесь с его биографией? Что необходимо выполнить сегодня на уроке, чтобы вас заинтересовало творчество В. Маяковского?
Ответы учеников.
Я соглашусь с вами: во-первых, больше узнать о его жизни и творчестве. Во-вторых, из биографии Маяковского отобрать не какие-то голые, сухие факты, а то, что интересно всем нам: взаимоотношения с друзьями, привычки, его манера поведения, отношения с женщинами. Конечно, посмотреть портреты, и тут же рассказать, какое впечатление он производил на окружающих. Прочитать наизусть его стихи, но не те, которые рекомендует программа для изучения, а те, которые, надеюсь, вам понравились.
А также мне хотелось бы поделиться с вами своими впечатлениями о творчестве поэта и предложить послушать Маяковского в исполнении рок-групп, тогда вы сразу поймёте, насколько Маяковский современен, как его стихи хорошо ложатся и на рэп, и на рок. И вот потом мы поговорим о новом вашем знакомом В. Маяковском.
Это наш основной вопрос, над которым мы будем работать в течение урока и вернемся к нему в заключении.
Предлагаю посмотреть презентацию, выполненную учениками нашего класса. (Приложение 1)
Итак, ваша задача на уроке: познакомиться с биографией В. Маяковского “Я сам ”, ответить на вопросы и определить в чем современность поэзии В. Маяковского?
IV. Работа в группах
Задание для 1 группы:
– Где родился поэт, каков состав его семьи?
– Какие детские воспоминания он отбирает для своей автобиографии, какие жизненные и творческие принципы поэта они позволяют осмыслить?
(«1-ое воспоминание», «2-ое воспоминание», «Дурные привычки», «Работа», «Необычайное», «Корни романтизма», «Первая книга», «Гимназия», «Нелегальщина» – романтизм, нравственные принципы, интерес к живописи).
Задание для 2 группы:
– Как формировались литературные и общехудожественные вкусы поэта?
(«Чтение», «11 бутырских месяцев», «Начало мастерства», «В курилке»).
– Каковы причины выхода поэта из партии большевиков?
(«Так называемая дилемма»).
Задание для 3 группы:
– История рождения футуризма.
– Причины отрицательного (нигилистического) отношения футуристов к наследию прошлого?
(Работа с понятиями: «высокий модернизм» и «авангардизм»).
Учащиеся на уроке в течение 10 минут работают с текстом автобиографии “Я сам”, готовят ответы на поставленные вопросы.
Затем попеременно выступает каждая группа, основные положения фиксируются учащимися в тетради.
V. Исследование произведений В. Маяковского
- А теперь предлагаю вам встать на позиции современников поэта и попытаться понять, что могло вызвать негативное отношение у ревнителей традиционного искусства в его творчестве?
(Вопрос записан на доске).
Работа с текстами манифеста “Пощечина общественному вкусу”, стихотворениями “Нате!”, “Послушайте!”, “Вам”.
Что общего между названиями манифестов и стихотворений? Каков характер взаимоотношений с читателем, сразу же задаваемый такими названиями?
(вызов, эпатаж, утверждение своей позиции не в диалоге, а путем отрицания – в каждом из названий присутствует по-своему)
2. Прочитайте и проанализируйте “Нате!”
– Каков конфликт? Как развивает В. Маяковский традиционное для поэзии противопоставление поэта и толпы?
– Охарактеризуйте обе стороны этого конфликта. Какие художественные приемы использует поэт для его выражения?
– Как проявляется отношение писателя к толпе? Как понимаете финал?
Анализ позитивной программы футуристов.
Защита презентации группой 3 (Приложение 2).
– Проанализируйте п.1 и п.2 манифеста. В чем причина “недовольства” футуристов существующим языком?
– Что они называют “произвольными” и “производными” словами? Найдите подобные слова в стихотворении «Адище города». Как они образованы, какую художественную функцию выполняют?
– За счет чего футуристы расширяют свою поэтическую лексику?
– Найдите примеры нарушения грамматических правил в стихотворениях «Адище города», «Вам».
– Какую роль играют эти нарушения?
– Вспомните, что такое метафора. Найдите примеры в стихотворении «Нате!», «Адище города», объясните их смысл.
– Покажите, как из основной метафоры («адище») вырастают следующие («адки», «автомобиль-дьявол», «горизонт в ад…» и пр.).
– Какова роль метафор в мире Маяковского?
– Что такое рифма? Какую роль поэт отводит рифме?
– Найдите рифму в стихотворении «Послушайте!». В чем необычность? В чем их инновационный характер?
Подведение итогов через формирование выводов, анализа, вычленение главного.
Вот и закончился наш урок. Я уверена, что знания, полученные вами на уроке, изменили ваше отношение к творчеству советского и русского поэта. Творчество В.В. Маяковского не укладывается в обычные рамки, тем самым оно и ценно.
VII. Домашнее задание
Сочинение-эссе «Почему мне стало интересным творчество В. Маяковского».
VIII. Рефлексия
Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Самостоятельное исследование это…
сегодня я узнал…
было интересно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…