СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 11 классе В.Маяковский

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен В.Маяковскому, содержит презентации

Просмотр содержимого документа
«Урок 11 класс»

Урок-исследование

по изучению творчества В. Маяковского «В. Маяковский и современность».

Тип урока: урок-исследование

Вид: вводный – урок первичного усвоения материала

Технология: личностно-ориентированная, проектный метод с использованием цифровых технологий.

Функции: информационная, стимулирующая, развивающая

Методы: исследовательский, частично-поисковый:

а) по источнику передачи информации – практический;
б) по степени самостоятельности – проблемно-поисковый;
в) по управлению учебной деятельностью – самостоятельная работа на уроке, беседа

Формы работы: групповая, фронтальная, самостоятельная работа

Деятельность учителя: корректирующая, регламентирующая, направляющая

Деятельность учащихся: конспектирование, подборка цитат, составление тезисов, запись выводов, обобщений, участие в обсуждении выдвинутых проблем

Цель: исследовать творчество В. В. Маяковского

Задачи урока:  

  • знакомство с жизнью и творчеством поэта на основе автобиографического очерка «Я сам»;

  • обучение самостоятельно выбирать главное из предложенного материала;

  • формирование собственной точки зрения о творчестве писателя;

  • развитие творческого воображения, умение анализировать, сравнивать, способности эмоционально полно воспринимать прочитанное;

  • развитие коммуникативных эмоций через организацию диалога и беседы;

  • привитие интереса к литературе, к творчеству В. Маяковского.

Используемые пособия:

  1. Маяковский В.В. Лирика.

  2. Маяковский В.В. “Я сам”. / «Я поэт. Этим и интересен».

  3. Сборники «Пощечина общественному вкусу», «Любовь» и др.

  4. Используемое оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер.

  5. Презентация «Неожиданный Маяковский», «В. Маяковский и футуризм».

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы, целей, мотивация учащихся (проблемные вопросы).

  3. Использование обратной связи: эссе.

  4. Работа в группах:

1. Жизненные и творческие принципы поэта (биография “Я сам”).

2. Литературные и художественные вкусы поэта.

3. В. Маяковский и футуризм.

4. Причины нигилистического отношения футуристов к наследию прошлого.

V. Исследование произведений В. Маяковского. (Анализ стихотворений «Сказка о Красной Шапочке», «Нате!», «Вам», «Облако в штанах», «Послушайте!», «Адище города», «Стихи о советском паспорте» и др.).

VI. Подведение итогов через формирование выводов, анализ, вычленение главного.

VII. Домашнее задание.

VIII. Рефлексия.

  1. Организационный момент

Приветствие класса. Я как всегда рада вас видеть. Надеюсь, что сегодня урок пройдет плодотворно, а вы узнаете много интересного и важного, которое в дальнейшем пригодится вам в жизни.

II. Сообщение темы, целей урока, мотивация учащихся (проблемные вопросы). Краткое вступительное слово

Постановка проблемы. Мотивация. Доведения плана до учащихся.

Сегодня у нас с вами урок-исследование творчества поэта В. Маяковского. К уроку вы должны были написать небольшое сочинение о восприятии творчества В. Маяковского.

III. Использование обратной связи: эссе.

Некоторые из этих сочинений мы сейчас заслушаем.

Чтение сочинений “Мое отношение к творчеству В. Маяковского”.

Из ваших сочинений видно, что отношение к поэту и его творчеству очень своеобразное, если не сказать больше…

Изменится ли ваше мнение о поэте и его творчестве, если познакомитесь с его биографией? Что необходимо выполнить сегодня на уроке, чтобы вас заинтересовало творчество В. Маяковского?

Ответы учеников.

Я соглашусь с вами: во-первых, больше узнать о его жизни и творчестве. Во-вторых, из биографии Маяковского отобрать не какие-то голые, сухие факты, а то, что интересно всем нам: взаимоотношения с друзьями, привычки, его манера поведения, отношения с женщинами. Конечно, посмотреть портреты, и тут же рассказать, какое впечатление он производил на окружающих. Прочитать наизусть его стихи, но не те, которые рекомендует программа для изучения, а те, которые, надеюсь, вам понравились.

А также мне хотелось бы поделиться с вами своими впечатлениями о творчестве поэта и предложить послушать Маяковского в исполнении рок-групп, тогда вы сразу поймёте, насколько Маяковский современен, как его стихи хорошо ложатся и на рэп, и на рок. И вот потом мы поговорим о новом вашем знакомом В. Маяковском.

Это наш основной вопрос, над которым мы будем работать в течение урока и вернемся к нему в заключении.

Предлагаю посмотреть презентацию, выполненную учениками нашего класса. (Приложение 1)

Итак, ваша задача на уроке: познакомиться с биографией В. Маяковского “Я сам ”, ответить на вопросы и определить в чем современность поэзии В. Маяковского?

IV. Работа в группах

Задание для 1 группы:

– Где родился поэт, каков состав его семьи?
– Какие детские воспоминания он отбирает для своей автобиографии, какие жизненные и творческие принципы поэта они позволяют осмыслить?

(«1-ое воспоминание», «2-ое воспоминание», «Дурные привычки», «Работа», «Необычайное», «Корни романтизма», «Первая книга», «Гимназия», «Нелегальщина» – романтизм, нравственные принципы, интерес к живописи).

Задание для 2 группы:

– Как формировались литературные и общехудожественные вкусы поэта?

(«Чтение», «11 бутырских месяцев», «Начало мастерства», «В курилке»).

– Каковы причины выхода поэта из партии большевиков?

(«Так называемая дилемма»).

Задание для 3 группы:

– История рождения футуризма.

– Причины отрицательного (нигилистического) отношения футуристов к наследию прошлого?

(Работа с понятиями: «высокий модернизм» и «авангардизм»).

Учащиеся на уроке в течение 10 минут работают с текстом автобиографии “Я сам”, готовят ответы на поставленные вопросы.

Затем попеременно выступает каждая группа, основные положения фиксируются учащимися в тетради.

V. Исследование произведений В. Маяковского

А теперь предлагаю вам встать на позиции современников поэта и попытаться понять, что могло вызвать негативное отношение у ревнителей традиционного искусства в его творчестве?

(Вопрос записан на доске).

Работа с текстами манифеста “Пощечина общественному вкусу”, стихотворениями “Нате!”, “Послушайте!”, “Вам”.

  1. Что общего между названиями манифестов и стихотворений? Каков характер взаимоотношений с читателем, сразу же задаваемый такими названиями?

(вызов, эпатаж, утверждение своей позиции не в диалоге, а путем отрицания – в каждом из названий присутствует по-своему)

2. Прочитайте и проанализируйте “Нате!”

– Каков конфликт? Как развивает В. Маяковский традиционное для поэзии противопоставление поэта и толпы?

– Охарактеризуйте обе стороны этого конфликта. Какие художественные приемы использует поэт для его выражения?

– Как проявляется отношение писателя к толпе? Как понимаете финал?

  1. Анализ позитивной программы футуристов.

Защита презентации группой 3 (Приложение 2). 

– Проанализируйте п.1 и п.2 манифеста. В чем причина “недовольства” футуристов существующим языком?

– Что они называют “произвольными” и “производными” словами? Найдите подобные слова в стихотворении «Адище города». Как они образованы, какую художественную функцию выполняют?

– За счет чего футуристы расширяют свою поэтическую лексику?

– Найдите примеры нарушения грамматических правил в стихотворениях «Адище города», «Вам».

– Какую роль играют эти нарушения?

– Вспомните, что такое метафора. Найдите примеры в стихотворении «Нате!», «Адище города», объясните их смысл.

– Покажите, как из основной метафоры («адище») вырастают следующие («адки», «автомобиль-дьявол», «горизонт в ад…» и пр.).

– Какова роль метафор в мире Маяковского?

– Что такое рифма? Какую роль поэт отводит рифме?

– Найдите рифму в стихотворении «Послушайте!». В чем необычность? В чем их инновационный характер?

Подведение итогов через формирование выводов, анализа, вычленение главного.

Вот и закончился наш урок. Я уверена, что знания, полученные вами на уроке, изменили ваше отношение к творчеству советского и русского поэта. Творчество В.В. Маяковского не укладывается в обычные рамки, тем самым оно и ценно.


VII. Домашнее задание

Сочинение-эссе «Почему мне стало интересным творчество В. Маяковского».

VIII. Рефлексия



Учащиеся  высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:



Самостоятельное исследование это…

сегодня я узнал…

было интересно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…





Просмотр содержимого презентации
«Приложение 2»

В. В. Маяковский

В. В. Маяковский

  • В смокинг вштопорен, побрит что надо. По гранд по опере гуляю грандом.
  • (Раздумье на открытии Grand Opéra)
Только мы — лицо нашего Времени. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности.
  • Только мы — лицо нашего Времени. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности.
1) Уничтожить «чистый, ясный, честный, звучный Русский язык», оскопленный и сглаженный языками человеков от «критики и литературы». Он недостоин великого «Русского народа»!
  • 1) Уничтожить «чистый, ясный, честный, звучный Русский язык», оскопленный и сглаженный языками человеков от «критики и литературы». Он недостоин великого «Русского народа»!
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
  • Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Четыре.  Тяжелые, как удар.  «Кесарево кесарю — богу богово».  А такому,  как я,  ткнуться куда?  Где мне уготовано логово? «Себе любимому…» В. Маяковский
  • Четыре. Тяжелые, как удар. «Кесарево кесарю — богу богово». А такому, как я, ткнуться куда? Где мне уготовано логово?
  • «Себе любимому…» В. Маяковский
Я хочу быть понят родной страной, а не буду понят- что ж?! По родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь. «Я хочу быть понят…»

Я хочу быть понят

родной страной,

а не буду понят-

что ж?!

По родной стране

пройду стороной,

как проходит косой дождь.

«Я хочу быть понят…»

Я сразу смазал карту будня,  плеснувши краску из стакана;  я показал на блюде студня  косые скулы океана.  На чешуе жестяной рыбы  прочел я зовы новых губ.  А вы  ноктюрн сыграть  могли бы  на флейте водосточных труб?
  • Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?
Когда все расселятся в раю и аду, земля итогами подведена будет- помните: в 1916 году из Петрограда исчезли красивые люди . «Надоело»

Когда все расселятся в раю

и аду,

земля итогами

подведена будет-

помните:

в 1916 году

из Петрограда

исчезли

красивые люди .

«Надоело»

И бог заплачет над моею книжкой!  Не слова — судороги, слипшиеся комом;  и побежит по небу с моими стихами под мышкой  и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым. Будет луна.  Есть уже  немножко.  А вот и полная повисла в воздухе.  Это бог, должно быть,  дивной  серебряной ложкой  роется в звезд ухе.  (“Лунная ночь”).
  • И бог заплачет над моею книжкой! Не слова — судороги, слипшиеся комом; и побежит по небу с моими стихами под мышкой и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.
  • Будет луна. Есть уже немножко. А вот и полная повисла в воздухе. Это бог, должно быть, дивной серебряной ложкой роется в звезд ухе. (“Лунная ночь”).
Через час отсюда в чистый переулок  вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,  а я вам открыл столько стихов шкатулок,  я — бесценных слов мот и транжир.  Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста  Где-то недокушанных, недоеденных щей;  вот вы, женщина, на вас белила густо,  вы смотрите устрицей из раковин вещей.  «Нате»

Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я — бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей.

«Нате»

Толпа — пестрошерстая быстрая кошка —  плыла, изгибаясь, дверями влекома;  каждый хотел протащить хоть немножко  громаду из смеха отлитого кома. Я, чувствуя платья зовущие лапы,  в глаза им улыбку протиснул, пугая  ударами в жесть, хохотали арапы,  над лбом расцветивши крыло попугая.  «Ночь» В.Маяковский Багровый и белый отброшен и скомкан,  в зеленый бросали горстями дукаты,  а черным ладоням сбежавшихся окон  раздали горящие желтые карты. Бульварам и площади было не странно увидеть на зданиях синие тоги.  И раньше бегущим, как желтые раны,  огни обручали браслетами ноги.
  • Толпа — пестрошерстая быстрая кошка — плыла, изгибаясь, дверями влекома; каждый хотел протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома.
  • Я, чувствуя платья зовущие лапы, в глаза им улыбку протиснул, пугая ударами в жесть, хохотали арапы, над лбом расцветивши крыло попугая.
  • «Ночь» В.Маяковский
  • Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты.
  • Бульварам и площади было не странно
  • увидеть на зданиях синие тоги. И раньше бегущим, как желтые раны, огни обручали браслетами ноги.
В. В. Маяковский

В. В. Маяковский

    • ЯРКИЙ
    • ЛУЧИСТЫЙ
    • САМОБЫТНЫЙ
    • ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЙ
    • НЕОБЫЧНЫЙ
    • ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ
    • ИСКРИСТЫЙ
    • БЛЕСТЯЩИЙ
    • ЗВЕЗДНЫЙ
    • ЭФФЕКТНЫЙ
    • ФЕЕРИЧНЫЙ
    • ПОТРЯСАЮЩИЙ
    Мне бы               памятник при жизни                                                     полагается по чину.  Заложил бы                       динамиту                                         — ну-ка,                                                        дрызнь!  Ненавижу                    всяческую мертвечину!  Обожаю                 всяческую жизнь!
    • Мне бы              памятник при жизни                                                    полагается по чину. Заложил бы                      динамиту                                        — ну-ка,                                                       дрызнь! Ненавижу                   всяческую мертвечину! Обожаю                всяческую жизнь!
    Я хотел бы                    жить                            и умереть в Париже,  если б не было                           такой земли —                                                    Москва.

    Я хотел бы                   жить                           и умереть в Париже, если б не было                          такой земли —                                                   Москва.

    http :// writerstob.narod.ru /  
    • http :// writerstob.narod.ru /  

    http :// mayakovsky.narod.ru /   http :// www.azbuk.net / school /

    http :// www.silverage.ru /  

    http:// inpo.s-vfu.ru / news /82/

    http://www.klassika.ru/

      

    Просмотр содержимого презентации
    «В.В. Маяковский»

    Владимир Владимирович Маяковский Владимир Владимирович Маяковский Владимир Владимирович Маяковский

    Владимир Владимирович Маяковский

    Владимир Владимирович Маяковский

    Владимир Владимирович Маяковский

    ЛИЛИЧКА!!!

    ЛИЛИЧКА!!!

    Дым табачный воздух выел

    Дым табачный воздух выел

    Комната - глава в крученыховском аде

    Комната - глава в крученыховском аде

    Вспомни - за этим окном впервые

    Вспомни - за этим окном впервые

    Руки твои, исступленно, гладил

    Руки твои, исступленно, гладил

    Сегодня сидим вот, сердце в железе

    Сегодня сидим вот, сердце в железе

    День ещё —выгонишь, может быть, изругав,

    День ещё —выгонишь, может быть, изругав,

    В мутной передней долго не влезет  сломанная дрожью рука в рукав.

    В мутной передней долго не влезет сломанная дрожью рука в рукав.

    Выбегу, тело в улицу брошу я.  Дикий,  обезумлюсь, отчаяньем иссеча́сь,

    Выбегу, тело в улицу брошу я. Дикий, обезумлюсь, отчаяньем иссеча́сь,

    Не надо этого,  дорогая,  хорошая,

    Не надо этого, дорогая, хорошая,

    давай простимся сейчас .

    давай простимся сейчас .

    Всё равно,  любовь моя —  тяжкая гиря ведь —  висит на тебе,  куда ни бежала б.

    Всё равно, любовь моя — тяжкая гиря ведь — висит на тебе, куда ни бежала б.

    Дай хоть в последнем крике выреветь  горечь обиженных жалоб.

    Дай хоть в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб.

    Если быка трудом уморят -

    Если быка трудом уморят -

    он уйдет,

    он уйдет,

    разляжется в холодных водах.

    разляжется в холодных водах.

    Кроме любви твоей,

    Кроме любви твоей,

    мне  нету моря,

    мне нету моря,

    а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

    а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

    Захочет покоя уставший слон -  царственный ляжет в опожаренном песке.

    Захочет покоя уставший слон - царственный ляжет в опожаренном песке.

    Кроме любви твоей,

    Кроме любви твоей,

    мне  нету солнца,

    мне нету солнца,

    а я и не знаю

    а я и не знаю

    где ты и с кем.

    где ты и с кем.

    Если б так поэта измучила,  он  любимую

    Если б так поэта измучила, он любимую

    на деньги б и славу выменял,

    на деньги б и славу выменял,

    а мне  ни один не радостен звон,

    а мне ни один не радостен звон,

    кроме звона твоего любимого имени.

    кроме звона твоего любимого имени.

    И в пролет не брошусь,

    И в пролет не брошусь,

    и не выпью яда,

    и не выпью яда,

    и курок не смогу над виском нажать.

    и курок не смогу над виском нажать.

    Надо мною,  кроме твоего взгляда,

    Надо мною, кроме твоего взгляда,

    не властно лезвие ни одного ножа.

    не властно лезвие ни одного ножа.

    Завтра забудешь,

    Завтра забудешь,

    что тебя короновал,

    что тебя короновал,

    что душу цветущую любовью выжег,

    что душу цветущую любовью выжег,

    и суетных дней взметенный карнавал

    и суетных дней взметенный карнавал

    растреплет страницы моих книжек...

    растреплет страницы моих книжек...

    Слов моих сухие листья ли  заставят остановиться,  жадно дыша?

    Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша?

    Дай хоть  последней нежностью выстелить

    Дай хоть последней нежностью выстелить

    твой уходящий шаг.

    твой уходящий шаг.

    Работу выполнили Ученики 11 Б класса ГБОУ СОШ № 1274

    Работу выполнили

    Ученики 11 Б класса

    ГБОУ СОШ № 1274


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!