1.Оргмомент. Создание эмоционального настроя на урок, мотивация к уроку. | Приветствует обучающихся - Здравствуйте, мои дорогие единомышленники, сотрудники, аналитики, сегодня у нас завершающий урок по изучению поэмы А.А.Блока «Двенадцать». Я надеюсь, что вы успешно реализуете все те роли, которые я только что озвучила, и вместе мы найдем истину, которая рождалась в спорах о «Двенадцати» Блока. Звучит аудиозапись 1 главы поэмы в исполнении Прохорова | Рассаживаются группами по 4-5 человек Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Записывают тему урока. | Настрой учащихся на урок |
II. Актуализация знаний, целеполагание. Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Организовать деятельность учащихся по актуализации имеющихся знаний. | Обсуждает с обучающимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах. - Поэма «Двенадцать» принадлежит чрезвычайно короткой и яркой эпохе истории: последние месяцы 1917 и январь 1918г. были неделями апокалиптическими – Брестский мир, красный террор, начало Гражданской войны, обстрел Кремля, погромы и самосуды. Интеллигентами того круга, к которому принадлежал Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как гибель русской земли. Слайд 3. Поэма, написанная менее чем за месяц, на высшем взлете творческих сил, остается памятником кратчайшей эпохи первых недель революции 1917 года. Закончив ее, Блок сказал: «Сегодня я – гений». Слайд «Из 56-й записной книжки А.А.Блока» - Как мы видим, работа над поэмой была недолгой, но очень напряженной, в обстановке стихии, урагана, холода, обвинений в изменничестве… Кстати, о какой статье идет речь в записях Блока? - «Интеллигенция и революция» (1918). Слайд 4. - Какой видит Блок Россию в статье «Интеллигенция и революция?» - напомните ее основные положения. Поражало современников то, как мог певец Прекрасной Дамы создать строки о толстомордой Катьке? Как мог поэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России, написать в страшные для нее дни слова: «Пальнем-ка пулей в святую Русь?» Эти вопросы были поставлены вскоре после первой публикации «Двенадцать» в газете «Знамя труда» в феврале 1918г., а в мае поэма вышла отдельной книгой. Сегодня, спустя почти 100 лет со дня написания поэмы, мы будем искать ответы на вопросы, поставленные современниками Блока и вами в ходе работы Обратимся еще раз к теме урока и к эпиграфам. Что, на ваш взгляд, мы должны взять за основу на сегодняшнем уроке? - выдвигают предполагаемые проблемные вопросы урока Итак, основные задачи урока: (Слайд 6.) показать полемический характер поэмы, неоднозначность ее восприятия современниками поэта; осмыслить провидческий характер поэмы, понять многозначительность финала Проблемные вопросы: - Что же услышал Блок в музыке революции? - Какой видится Россия - Как раскрывается проблема исторической судьбы России… | Участвуют в учебной ситуации, осознают мотив и цель предстоящей деятельности, озвучивают цель, актуализируют имеющиеся знания, отвечают на вопросы учителя, выполняют предложенные задания, выявляют проблему и формулируют её. Ответы учащихся | Умение делать обобщение по ранее изученному материалу. Владение навыками аргументированного устного высказывания. Формирование умения обосновывать свою точку зрения |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Организация самостоятельного аналитического исследования с использованием методов активного чтения («ключевые слова») | Поэма появилась 3 марта 1918 года. Буквально на следующий день после ее публикации в газете «Знамя труда» начались яростные споры. В.Г.Короленко посчитал, что «Христос говорит о большевистских симпатиях автора»; М.Горький сказал, что поэма «…самая злая сатира на все, что происходило в те дни». В известном дневнике «Окаянные дни» И.Бунин вопрошает: «Ведь вот до сих пор спорим, например, о Блоке: впрямь его ярыги, убившие уличную девицу, суть апостолы или все-таки не совсем?» Для того чтобы подробнее разобраться в полемике, разгоревшейся вокруг поэмы, поработаем в группах. Обучающимся предлагается разбиться на группы и провести самостоятельное исследование по заданному материалу (раздатка). Задания группам: Трем группам выдаются карточки с отзывами современников Блока о поэме «Двенадцать», четвертой группе – информация с отзывами А.В.Терновского и С.В.Ломтева (почти наших современников). Всем группам – рабочие листы. Задание: 1. Прочитать свой материал. 2. Выделить ключевые слова и образы, которые вызывают неприятие (-) или хвалу (+) современников. - Что говорят исследователи о поэме Блока спустя десятилетия? - К какой оценке более склонны сами? Почему? - Изменилось ли сейчас ваше мнение о поэме? - Что говорил сам Блок в оценке своего произведения? Слайд 11. | Работают в группах, осуществляют поиск информации в предложенных текстах Чтение текста. Выделение ключевых слов. По мере выполнения задания, учащиеся выходят к доске и заполняют таблицу. Готовятся к анализу и обсуждению прочитанного. зачитывают + и -. - Выступление группы 4 | Работают в группах, осуществляют поиск информации в предложенных текстах Отслеживают процесс знакомства с новой информацией; Готовятся к анализу и обсуждению прочитанного и услышанного. Развивают умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
V. Построение ЛСМ Цель: побуждение к дальнейшему расширению информационного поля | Слово учителя. Наибольшую полемику вызывают 2 образа: Христос и двенадцать. Исус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявшего из 12 человек, остается одной из загадок мировой литературы. Ведь сам Христос ведет один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией. А может, не ведет, а ведут? А может быть, это не Христос, а Антихрист? Слайд 12. - Каково ваше мнение? Зачем Блок использует образ Христа в финале? Как всякое истинно великое произведение искусства, поэма «Двенадцать» всегда будет интерпретироваться по-разному, открывать нам все новые и новые свои грани. Это обусловлено и тем, что через конкретные образы и приметы времени автор коснулся широчайших философско-исторических и морально-этических проблем, освещенных заревом революции, но конкретного выхода не указал. Предлагает учащимся составить логико-смысловую модель поэмы «Двенадцать», отражающую многообразие ее символических образов и провидческий характер. Задание группам: попробуйте составить логико-смысловую модель поэмы «Двенадцать», отражающую многообразие ее символических образов и провидческий характер. Поскольку такой вид работы мы выполняем впервые, я дам вам небольшую подсказку в виде двух образов. Остальное попробуйте домыслить сами. Учитель направляет групповую работу в нужное русло, не оказывая явного воздействия | Выражают новые идеи собственными словами; Самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи - Выступления учащихся. - На работу в группах – 5 минут. Работы выполняются на ватманах. Затем каждая группа представляет свою модель. Ватманы вывешивают на доске. Группы дают пояснения к своим моделям. Обучающиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников. | Учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов |
VI. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности Цель. Закрепить полученные знания, сформировать умение публичного представления продукта своей деятельности | После выступления групп учитель выводит на слайд свою модель Слово учителя. - В чем проблема исторического пути России? Вроде бы дороги понятны, направления обозначены, выбирай нужное и иди! Но сейчас-то мы понимаем, что не все так просто. Что мешает? Чего нельзя разорвать? Какой записи не хватает в наших моделях? Слово учителя. - Время. Все в истории взаимосвязано. И если разорвать эти связи, наступает хаос, теряется вера, наступает эпоха безвременья. Двенадцать – это миг безвременья, когда старый день, год, век уже кончился, а новый еще не начался. Вот об этом: о времени, о пути – вы поразмышляете дома. | - высказывания учащихся Учащиеся отвечают на вопросы с учетом приобретенных умений (составление модели) | Самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи; совершенствуют владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
VIII Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Создает условия для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции и оценки процесса. - Поэма «Двенадцать» стала творческим итогом размышлений поэта о ходе и значении революции в России. Многие современники Блока не поняли и не приняли поэму, в которой видели лишь восхваление большевиков, воспевание революционного террора. Поэт не хотел, чтобы его произведение рассматривали как некий манифест. Все обстояло совсем наоборот. В поэме «Двенадцать» Блок, скорее, ставил вопросы, волнующие его самого, чем отвечал на них. Итоговые опросы: - достигли ли цели сегодняшнего урока? - как бы вы оценили сегодня работу своей группы и класса в целом? | Оценивают свою работу на уроке Обмениваются мнениями; Отвечают на вопросы; Высказывают оценочные суждения; Ставят новые цели. | Осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности. |