Урок по теме «Политические партии и движения». 11 класс (обществознание профильный уровень).
Цели и задачи:
1) познакомить с основными политическими партиями и движениями, показать сущность основных типов партийных систем, тенденции развития политических партий и движений в России;
2) развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
3) формировать отношение к политическим партиям и их роли в жизни современного общества.
Оборудование: схемы, пакет документов, презентация, проектор, экран.
Тип уроков: урок-анализ.
Ход уроков
Организационный момент.
Учитель: Приветствую вас, славные граждане славного государства – Ржевская Федерация!
Мы знаем, что от первых шагов в деятельности любого государства зависит многое в его истории, в жизни его граждан. Я предлагаю вам тоже сделать этот первый шаг - за 1 минуту сформулировать первую статью конституции вашего государства.
Учащиеся работают в группах (группы организованы с учетом одинакового уровня интеллектуального развития), выполняют задание.
Заслушиваем варианты ответов, среди которых ключевым обязательно будет слово “демократия”.
В ходе последующего обмена мнениями вспоминаем, что такое демократия, её признаки (фронтальная беседа)
Учитель : Оттолкнувшись от того, что важнейшим признаком демократии является наличие плюрализма мнений, свобода слова, собраний независимо от рода деятельности, социального положения и статуса, учитель просит учащихся назвать социальные группы и обозначить структуру общества созданного государства (ведь социальные группы: классы, страты, - есть в любом обществе и государстве). Люмпены, служащие, крестьянство, рабочий класс, элита, средние слои.
Учитель далее указывает на то, что каждая социальная группа имеет свои интересы в обществе и в общественной деятельности.
Работа в группах, группы организованы с учетом одинакового уровня интеллектуального развития.
Учитель даёт задание группам: сформулировать в 3-х понятиях и зафиксировать на ватмане интересы своей социальной группы, а затем объяснить выбор.
Учитель далее говорит, что формы реализации интересов социальных групп тоже бывают разными: (прием «Мозговой штурм» обучающиеся предлагают свои версии, далее с помощью учителя обобщают)
- реальными (открытыми): проведение акций, создание партий,
- латентными (скрытыми): лобби (организация давления), заинтересованные группы.
Работа в группах, группы сформированы из учеников имеющих разные подструктуры мышления .
Учащиеся выполняют следующее задание: им необходимо обсудить информацию и выбрать приемлемую для себя форму реализации своих интересов, обосновать выбор.
Как правило, выбор падает на первый вариант действий в виде создания партий.
Учитель комментирует: действительно, давно уже было замечено, что организованные действия более эффективны, чем индивидуальные устремления, а партии являются одними из наиболее влиятельных сил, открыто действующих в обществе.
Тема урока «Политические партии и движения». Слайд 1 презентации.
Учащиеся определяют цели урока, исходя из темы урока. Слайд 2 презентации выводится на экран.
Учитель далее предлагает учащимся сформулировать проблему урока, исходя из темы, корректирует формулировку, которая фиксируется в тетради. Слайд 3 презентации.
Возможный вариант: В чём состоит роль и значение партий в процессе движения общества к прогрессу и стабильности, в процессе реализации прав и интересов человека?
Учитель : На политической арене действуют различные политические силы. Среди реальных политических сил, действующих открыто, самой влиятельной являются партии. С точки зрения представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов политические партии выступают в качестве главных элементов гражданского общества. Трудно представить политическую систему без взаимодействия партий и партийных группировок. Следовательно, политические силы, возникая в гражданском обществе, выражая и представляя интересы его групп, являются связующим звеном между государством и гражданским обществом. Не секрет, что сегодня роль и значение политических партий резко возросло.
Учитель предлагает учащимся обозначить план работы на уроке.
План урока (слайд 4)
1. Понятия политической партии и политического движения.
2. Типология и функции политических партий.
3. Типы партийных систем.
4. Тенденции развития политических партий и движений.
II. Изучение нового материала
1. Понятия политической партии и политического движения
Учитель : Политические партии в их современном понимании возникли сравнительно недавно - во второй половине XIX в. Ученые рассматривают сущность политической партии с разных научных точек зрения
Рассмотрим схему. Слайд 5, 6
- Какую из позиций вы считаете наиболее точной? Мнение подтвердите.
Индивидуальная работа. Работа учащихся с раздаточным материалом, познакомиться с определениями политических партий и политических движений, проанализировать их, определить, чем политическая партия отличается от политического движения.
- В современной политологии выделяют признаки политической партии. Какие? ( фронтальная беседа)
Работа учащихся с раздаточным материалом
Учащиеся под руководством учителя выявляют признаки политической партии.
1) Наличие программы, в которой изложены цели партии. 2) Наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни. 3) Наличие руководящих органов. 4) Участие в борьбе за политическую власть. 5) Наличие организационной структуры в центре и сети первичных местных организаций. 6) Членство в партии.
Слайд 7. В структуре партии ученые выделают три уровня:
1. Блок избирателей (массовая база партии, обеспечивающая ее кандидатов поддержкой в период избирательных кампаний). Данный уровень самый неопределенный. Однако он имеет большую значимость, так как представляет «низы»’, уходящие своими корнями в толщу гражданского общества. Именно отсюда поступают «сигналы» о насущных потребностях и интересах людей.
2. Официальная партийная организация. В ней выделяются внутренние группы: лидеры партии, партийная бюрократия, мозговой штаб (осуществляет аналитическую работу, вносит предложения по совершенствованию партийной деятельности), идеологи партии, партийный актив, рядовые члены партии.
3. Партия в системе правления (должностные лица в государственном аппарате, которые получили посты в силу принадлежности к соответствующей партии: члены парламента, президенты и пр.). Иными словами, третий уровень - это «верхи», представляющие собой составную часть государственного механизма.
Физкультминутка для старшеклассников (по системе М.С. Норбекова).
Гимнастика для глаз.
Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.
Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.
Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелке.
Сведение глаз к переносице, затем смотреть в даль.
Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть в даль.
Сведение глаз ко лбу, затем смотреть в даль.
Упражнение на аккомодацию.
Положить ладони на закрытые глаза, сделать резкий глубокий вдох через нос, затем выполняем медленный выдох через рот, через 20-30 секунд убираем ладони и открываем глаза.
Упражнения для шейного отдела позвоночника
Скольжение подбородком по грудине вниз.
«Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад.
Наклоны головы вправо-влево.
«Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.
«Сова»: поворот головы вправо-влево.
«Тыква»: круговые движения головой в одну и другую сторону.
Упражнения для верхнего грудного отдела позвоночника
«Нахмурившийся ёжик»: плечи вперёд, подбородок к груди; плечи назад, голову назад.
«Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук.
Поднимание и опускание плеч вверх и вниз.
Круговые движения плечами вперёд и назад.
«Пружина»: вытягивание позвоночника, сжимание позвоночника.
Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо-влево
2. Типология и функции политических партий
При наличии огромного количества политических партий ученые обычно прибегают к тому или иному способу их классификации.
Работа в парах. Работая с раздаточным материалом, учащиеся знакомятся с классификацией политических партий, составляют схему в тетрадях.
Проверка работ учащихся (фронтальная беседа)
- Предположите, какие функции выполняют политические партии.
(После ответов учеников выстраивается схема.) Слайд 8.
Какие из этих функций постепенно утрачиваются в наши дни? (фронтальная беседа)
1) Изменение социальной структуры, укрепление среднего класса ослабило приверженность партий к конкретным социальным группам, отсюда неустойчивость социальной партийной базы. Поэтому утрачивается функция выявления и согласования интересов социальных групп.
2) В связи с усложнением общества, возрастанием роли СМИ утрачивается функция политической социализации масс. Эта функция теперь распределяется между СМИ и школой.
3) Партии зачастую навязывают готовые, устаревшие образцы мышления и поведения. Поэтому многие граждане, особенно молодёжь, стали предпочитать партиям массовые движения, т.е. партии утрачивают функцию политической мобилизации.
3. Типы партийных систем
Работа в группе Учащиеся работают с раздаточным материалом, знакомятся с понятием политической системы, отвечают на вопросы. Слайд 9.
- Вспомните, какие два основных типа партийных систем сложились в современном демократическом мире.
- Охарактеризуйте однопартийную систему в борьбе за власть.
- Охарактеризуйте многопартийную систему в борьбе за власть.
- Охарактеризуйте двухпартийную систему в борьбе за власть.
- Как вы считаете, какая из них обладает преимуществом в борьбе за власть? Мнение аргументируйте.
4. Тенденции развития политических партий и движений Слайд 10
Работа с текстом, прием критического мышления. Работая с последним пунктом § 22, определите тенденции развития политических партий и движений. Выясните причины наблюдаемых тенденций. Спрогнозируйте будущее развитие партий в России.
III. Итог уроков
- Представьте ситуацию: вы разговариваете с товарищем, и он утверждает, что клуб, в котором состоит его старший брат, является новой политической партией. Какие вопросы вы задали бы вашему товарищу, чтобы убедиться в его правоте?
- В начале XVIII в. у лорда Болингброка родилась идея создания собственной «партии отечества», которая вобрала бы в себя «все здоровые силы нации» для контроля над остальными, менее преданными государству индивидами. Через два столетия эта мысль воплотилась в деятельности ряда партий. Каких именно? Ответ поясните.
Вернуться к проблеме поставленной в начале урока. В чём состоит роль и значение партий в процессе движения общества к прогрессу и стабильности, в процессе реализации прав и интересов человека? Слайд 11.
Домашнее задание Слайд 12.
Выучите § 22, написать эссе по выбранной теме.