СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 11 классе по теме "Формирование материалистического представления о происхождении человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 11 классе по теме "Формирование материалистического представления о происхождении человека"

Просмотр содержимого документа
«Урок в 11 классе по теме "Формирование материалистического представления о происхождении человека"»



Разработка урока в 11 классе по биологии

Цель: формирование материалистического представления о происхождении человека

Задачи:

образовательная: расширить, углубить и систематизировать знания о доказательствах происхождения человека от животных; этапах эволюции человека; роли биологических и социальных факторов на разных стадиях антропогенеза;

развивающая: формирование умений самостоятельной работы с литерату-рой, схемами, таблицами, слайдами, выделять главное и делать выводы, выступать перед коллективом;

воспитательная: показать несостоятельность теории расизма

Тип урока: семинар - практикум

Методы: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные.

Межпредметные связи: экология, география, палеонтология, литература, живопись.

Оборудование: компьютер с проектором, презентация, таблицы, схемы.

План урока

1 Организационный момент 2 мин.

2 Обсуждение особенностей антропогенеза 25 мин.

3. Подведение итога 2 мин.

4. Самостоятельная работа. 10 мин.

5. Выводы 1 мин.

6. Рефлексия 2 мин.

7. Самоанализ. Выставление оценок 2-3 мин.











Ход урока



Simia quantum similis turpissima bestia nobis!

- Как похожа на нас мерзейшая тварь - обезьяна!

Источник - фрагменты "Сатир" (Сатур) древнеримского писателя Квинта Энния (239-169 до н.э.)



Учитель: Одна из самых интригующих глав эволюции жизни на Земле - происхождение человека. В наши дни этот раздел учения об эволюции стал одним из быстроразвивающихся; каждое десятилетие приносит сенсацион-ные открытия, заставляющие существенно дополнять, а порой и пересматри-вать сложившиеся представления. Задача сегодняшнего урока расширить знания об антропогенезе, его современном этапе.

Как вы поняли сегодня у нас не просто урок, а урок-экскурсия «Этапы эволюции человека». Мы отправляемся в экскурсию в виртуальный музей Антропологии, чтобы узнать как произошла эволюция человека.

Но прежде чем мы отправимся в музей хотелось бы услышать от наших посетителей какую систематическую нишу занимает современный человека в царстве Животных.(ответ ученика)

Царство Животные.

Подцарство Многоклеточные.

Тип Хордовые.

Подтип Позвоночные.

Класс Млекопитающие.

Отряд Приматы.

Семейство Гоминиды.

Род Человек.

Вид Человек разумный (Homo sapiens L.)

Прежде чем мы войдём в обитель эволюции человека, хотелось бы напомнить что всё что вы увидите и услышите – это только материалистическая точка зрения, основанная на научно-обоснованных фактах. А кто-нибудь из вас знает другие точки зрения происхождения жизни на Земле.(ответы учащихся)

Гипотеза панспермии (инопланетная гипотеза).

Гипотеза креационизма – сотворения Богом.

Гипотеза биохимическая

Гипотеза самопроизвольного самозарождения.

Как и в любой экскурсии, вы возьмете с собой путеводители, тетради и ручки, с вами будут экскурсоводы, которых попозже я вам представлю. (Учитель раздает всем путеводители). Экскурсоводами являются сами учащиеся. Прежде чем отправится в экскурсию, запишите в тетрадях тему урока и по – ходу экскурсии заполните путеводитель.



И так начнём с первого зала «Австралопитек», и нашим экскурсоводом в нём будет _________Карастелёва Наталья__________.(рассказ с иллюстрациями)

Надеюсь наш экскурсовод вам доступно поднёс материал, и вы смогли заполнить свой путеводитель. Следующим зал у нас называется «Древнейшие люди», а экскурсоводом в нем будет ________________.

И так уважаемые посетители перейдём в следующий зал «Древние люди». Экскурсовод этого зала _______________.

И вот мы находимся в последнем, заключительном зале «Ископаемые люди современного типа». А это кто спустился с гор, а это наш экскурсовод Эрик Кроманьон.

Ну а теперь предлагаю сдать ваши путеводители, которые вы заполнили исходя из полученной информации от наших экскурсоводов в музее.

Учитель: Какие можно сделать выводы в заключении урока? О становлении человека разумного можно сделать вывод словами Дальневосточного поэта С. Щипачева:

Природа! Человек – твое творение,

И этой чести у тебя не отберут,

Но на ноги поставил с четверенек

И человеком предка сделал труд.

С. Щипачев



Рефлексия (по усмотрению)

Д.з. в зависимости от учебника





























ФИО____________________________________________11___класс

Этапы антропогенеза

Время жизни

Объём мозга

Особенности строения

Особенности образа жизни

Австралопитек

1,5 – 5,5 млн лет назад

около 600 куб. см

Масса – до 70 кг

Рост – 100 – 155 см

Особенности черепа – массивные челюсти, небольшие резцы и клыки

Орудия труда – палки, камни

Использование огня – отсутствовала

Речь – отсутствовала

Человек умелый

2 млн. лет назад

Около 680 куб. см

Масса – до 40-50 кг

Рост – 110 – 150 см

Орудия труда – палки, камни

Речь – зачатки,звуки

Использование огня – отсутствовало

Человек прямоходячий

1.5-1.3 – млн лет назад

около 1000 куб. см

Масса – до 70 кг

Рост – 120 – 160 см –

Особенности черепа –низкий лоб, надбровные дуги.

Орудия труда – палки, камни

Использование огня – да

Речь – зачатки,звуки

Неандарталец

300-35 тыс. лет

около 1300 куб. см

до 80 кг

Рост – 150 – 170см –

Особенности черепа – более развит мозговой отдел, уменьшение массива нижней челюсти

Орудия труда – шила, каменные наконечники, копья и т.д

Использование огня – да,постоянно поддерживали

Речь – членораздельная

Кроманьонец

Около 50 тыс лет назад

в среднем 1800 см³

рост до 180—190 см

вес до 90 кг

Людей кроманьонского типа отличало низкое широкое лицо, угловатые глазницы, узкий, сильно выступающий нос и крупный мозг


Орудия труда – шила, каменные наконечники, копья и т.д

Использование огня – да,постоянно поддерживали

Речь – членораздельная, связная, наскальная живопись, обряды

ФИО____________________________________________11 __класс

Этапы антропогенеза

Время жизни

Объём мозга

Особенности строения

Особенности образа жизни

Австралопитек











Человек умелый













Человек прямоходячий















Неандарталец















Кроманьонец