Разработка урока в 11 классе по биологии
Цель: формирование материалистического представления о происхождении человека
Задачи:
образовательная: расширить, углубить и систематизировать знания о доказательствах происхождения человека от животных; этапах эволюции человека; роли биологических и социальных факторов на разных стадиях антропогенеза;
развивающая: формирование умений самостоятельной работы с литерату-рой, схемами, таблицами, слайдами, выделять главное и делать выводы, выступать перед коллективом;
воспитательная: показать несостоятельность теории расизма
Тип урока: семинар - практикум
Методы: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные.
Межпредметные связи: экология, география, палеонтология, литература, живопись.
Оборудование: компьютер с проектором, презентация, таблицы, схемы.
План урока
1 Организационный момент 2 мин.
2 Обсуждение особенностей антропогенеза 25 мин.
3. Подведение итога 2 мин.
4. Самостоятельная работа. 10 мин.
5. Выводы 1 мин.
6. Рефлексия 2 мин.
7. Самоанализ. Выставление оценок 2-3 мин.
Ход урока
Simia quantum similis turpissima bestia nobis!
- Как похожа на нас мерзейшая тварь - обезьяна!
Источник - фрагменты "Сатир" (Сатур) древнеримского писателя Квинта Энния (239-169 до н.э.)
Учитель: Одна из самых интригующих глав эволюции жизни на Земле - происхождение человека. В наши дни этот раздел учения об эволюции стал одним из быстроразвивающихся; каждое десятилетие приносит сенсацион-ные открытия, заставляющие существенно дополнять, а порой и пересматри-вать сложившиеся представления. Задача сегодняшнего урока расширить знания об антропогенезе, его современном этапе.
Как вы поняли сегодня у нас не просто урок, а урок-экскурсия «Этапы эволюции человека». Мы отправляемся в экскурсию в виртуальный музей Антропологии, чтобы узнать как произошла эволюция человека.
Но прежде чем мы отправимся в музей хотелось бы услышать от наших посетителей какую систематическую нишу занимает современный человека в царстве Животных.(ответ ученика)
Царство Животные.
Подцарство Многоклеточные.
Тип Хордовые.
Подтип Позвоночные.
Класс Млекопитающие.
Отряд Приматы.
Семейство Гоминиды.
Род Человек.
Вид Человек разумный (Homo sapiens L.)
Прежде чем мы войдём в обитель эволюции человека, хотелось бы напомнить что всё что вы увидите и услышите – это только материалистическая точка зрения, основанная на научно-обоснованных фактах. А кто-нибудь из вас знает другие точки зрения происхождения жизни на Земле.(ответы учащихся)
Гипотеза панспермии (инопланетная гипотеза).
Гипотеза креационизма – сотворения Богом.
Гипотеза биохимическая
Гипотеза самопроизвольного самозарождения.
Как и в любой экскурсии, вы возьмете с собой путеводители, тетради и ручки, с вами будут экскурсоводы, которых попозже я вам представлю. (Учитель раздает всем путеводители). Экскурсоводами являются сами учащиеся. Прежде чем отправится в экскурсию, запишите в тетрадях тему урока и по – ходу экскурсии заполните путеводитель.

И так начнём с первого зала «Австралопитек», и нашим экскурсоводом в нём будет _________Карастелёва Наталья__________.(рассказ с иллюстрациями)
Надеюсь наш экскурсовод вам доступно поднёс материал, и вы смогли заполнить свой путеводитель. Следующим зал у нас называется «Древнейшие люди», а экскурсоводом в нем будет ________________.
И так уважаемые посетители перейдём в следующий зал «Древние люди». Экскурсовод этого зала _______________.
И вот мы находимся в последнем, заключительном зале «Ископаемые люди современного типа». А это кто спустился с гор, а это наш экскурсовод Эрик Кроманьон.
Ну а теперь предлагаю сдать ваши путеводители, которые вы заполнили исходя из полученной информации от наших экскурсоводов в музее.
Учитель: Какие можно сделать выводы в заключении урока? О становлении человека разумного можно сделать вывод словами Дальневосточного поэта С. Щипачева:
Природа! Человек – твое творение,
И этой чести у тебя не отберут,
Но на ноги поставил с четверенек
И человеком предка сделал труд.
С. Щипачев
Рефлексия (по усмотрению)
Д.з. в зависимости от учебника
ФИО____________________________________________11___класс
Этапы антропогенеза | Время жизни | Объём мозга | Особенности строения | Особенности образа жизни |
Австралопитек | 1,5 – 5,5 млн лет назад | около 600 куб. см | Масса – до 70 кг Рост – 100 – 155 см Особенности черепа – массивные челюсти, небольшие резцы и клыки | Орудия труда – палки, камни Использование огня – отсутствовала Речь – отсутствовала |
Человек умелый | 2 млн. лет назад | Около 680 куб. см | Масса – до 40-50 кг Рост – 110 – 150 см | Орудия труда – палки, камни Речь – зачатки,звуки Использование огня – отсутствовало |
Человек прямоходячий | 1.5-1.3 – млн лет назад | около 1000 куб. см | Масса – до 70 кг Рост – 120 – 160 см – Особенности черепа –низкий лоб, надбровные дуги. | Орудия труда – палки, камни Использование огня – да Речь – зачатки,звуки |
Неандарталец | 300-35 тыс. лет | около 1300 куб. см | до 80 кг Рост – 150 – 170см – Особенности черепа – более развит мозговой отдел, уменьшение массива нижней челюсти | Орудия труда – шила, каменные наконечники, копья и т.д Использование огня – да,постоянно поддерживали Речь – членораздельная |
Кроманьонец | Около 50 тыс лет назад | в среднем 1800 см³ | рост до 180—190 см вес до 90 кг Людей кроманьонского типа отличало низкое широкое лицо, угловатые глазницы, узкий, сильно выступающий нос и крупный мозг | Орудия труда – шила, каменные наконечники, копья и т.д Использование огня – да,постоянно поддерживали Речь – членораздельная, связная, наскальная живопись, обряды |
ФИО____________________________________________11 __класс
Этапы антропогенеза | Время жизни | Объём мозга | Особенности строения | Особенности образа жизни |
Австралопитек |
| | | |
Человек умелый |
| | | |
Человек прямоходячий |
| | | |
Неандарталец |
| | | |
Кроманьонец |
| | | |