СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе ИЗО "Ты сам мастер ДПИ. Витраж"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе ИЗО "Ты сам мастер ДПИ. Витраж"»

Урок по изобразительному искусству в 5 классе

«Ты - мастер ДПИ. Витраж»


Вид занятия: Декоративное рисование.


Цель урока:  Знакомить детей с искусством витража и техникой его выполнения.


Образовательные задачи:

1. сформировать первичные представления о витраже, познакомить с тематикой витражей, типами и стилями витражей;

2. способствовать формированию представления об истории развития витража, о роли витража в интерьере;

3. способствовать созданию подобия витража с эффектом цветного свечения.



Развивающие задачи:


  1. развивать и формировать у обучающихся представления о видах современного ДПИ, в частности – витража;

  2. способствовать развитию творческой и познавательной активности;

  3. способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, гуашь, стекло, кисти).


Воспитательные задачи:

  1. прививать любовь к истории, к народной культуре;

  2. стимулировать положительное личностное воспитание учащихся;

  3. формировать естественное мировоззрение и понимание необходимости умений различать виды современного ДПИ.


Планируемые результаты (предметные ПР):


- Учащиеся должны понимать, что такое – витраж, объяснять роль витража в интерьере, различать типы и стили витражей, знать тематику витража.

- Объяснять отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства.

- Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ.


Личностные (ЛР):


- Уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роль культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


УУД Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы в результате совместной работы всего класс;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других;

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий;

- учиться выполнять различные роли в паре и группе.


Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, работу в паре и в группе;

- уметь организовать место занятий.


Основное содержание темы, понятия, термины.

Витраж как вид современного ДПИ, типы витражей, история витража, роль витража в интерьере.


Образовательные ресурсы:

  1. Учебник. Изобразительное искусство 5 класс. Авторы: Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изд-во: «Просвещение» 2012 г.

  2. Презентация «Витраж».

  3. Иллюстрации с изображениями витражей, трафареты для витража.

  4. Акварель, гуашь, кисти, альбомы, черный маркер или фломастер.


Ход урока.



Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты деятельности уч-ся и способы выявления уровня знаний, умений, навыков, способов деятельности, УДД

Организацион-

ный

Организовать готовность учащихся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.


- Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки.


Приветствие учителя.

Готовность к работе на уроке.

Создание доброжелательной атмосферы на уроке. Мотивация на учебу, состояние ситуации успеха.

Принцип психологической комфортности.



УУД: личностные, коммуникативные

Актуализация знаний. Мотивационно- организующий этап.

Обеспечить мотивацию учения,

Совместно сформулировать цели урока

Актуализировать знания учащихся по изучаемой теме.

Учитель.

(подхожу к окну)

Я распахну окно весенней ночью –

И теплый ветер, запахи цветов

Ворвутся в комнату, где одиноко очень,

И мне подскажут строки для стихов.

-Что для вас значит окно? Для чего оно нужно человеку? А что это дает человеку? Вы увидели в окне только практическое применение.

А может ли стекло быть произведением искусства

А знаете ли вы, как называется картина, выполненная из цветного стекла? Можете ли вы сказать, над какой темой мы сегодня будем работать? С чем познакомимся? А знаете ли вы происхождение этого слова?
















(ответы детей)







(варианты ответов: витраж, рисунок на стекле)

Работают над постановкой целей урока.

Самостоятельно определить цель урока, пути ее достижения.

Создание уверенности, что четко поставленная цель даст возможность эффективно получить знания



УУД: личностные, коммуникативные, познавательные

Изучение нового материала



















































































































































Физминутка

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала учащимися.

1,2 слайды - По латыни слово «витрум» обозначало «стекло», отсюда и произошло название «витраж»

. Давайте сейчас с вами отправимся в путешествие во времени и познакомимся с историей витражей. Витражи появились давно, еще во времена Древнего Египта. Но истинное рождение витражей произошло в Средние века, в Западной Европе (слайд 3)

4, 5 слайды – Центром средневекового города был Собор. Во времена Средневековья церковь имела огромное влияние на общественную, политическую и личную жизнь человека. Поэтому соборы украшали особым образом.

6 слайд – зайдем внутрь Собора, чтобы узнать, что же здесь видели средневековые горожане.

7 слайд -

Во все времена самыми роскошными были окна в виде витражей. Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, преображая внутреннее пространство

8 слайд -

Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Куски цветных стекол крепятся в металлических переплётах рамы. Именно в витраже соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор

Ребята, как вы думаете, существует ли витражное искусство в наши дни?

В наше время витражи украшают общественные здания (окна, двери, интерьерные перегородки), изменяя их облик.(слайды 9-12)

Разнообразие видов витражей:

Сегодня существует немалое количество техник исполнения витражей. В основу их классификации заложены не только способы производства, но и характерные внешние особенности, долговечность, хрупкость и другие характеристики.


(Слайд 13) Тиффани. Витраж собирается из множества обточенных стеклянных фрагментов, каждый из которых оборачивается клейкой медной лентой. Подготовленные детали спаиваются друг с другом посредством свинцово-оловянного припоя. Данная техника позволяет создавать фактурные и объемные витражи разнообразных форм. Композиции, выполненные в технике Тиффани, отличаются долговечностью и стойкостью к температурным перепадам.

(слайд 14) Фьюзинг. Изготавливается путем спекания обточенных фрагментов будущего витража на обезжиренном стекле-основе. В работе задействуется специальная печь для фьюзинга, позволяющая варьировать температурные режимы для придания изделию необычной фактуры. Путем наложения фрагментов друг на друга можно добиться трехмерного эффекта изображения. Данная техника способна придать «акварельность», монолитность и рельефность витражу.

(слайд 15) Расписные витражи. Выполняются с использованием лаковых (сольвентных) или акриловых (водорастворимых) красок. В зависимости от исполнения рисунка роспись может выполняться в свободной технике, напоминая картину, или представлять собой псевдовитраж с имитацией паяных контуров, выполненных краской. Каждое изделие уникально, т.к. выполняется вручную.



Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше!
































































Ответы детей(не знаю; да, существуют; в общественных зданиях)

















































































Дети имитируют движения.



.































































УУД: личностные, коммуникативные, познавательные















































Способность работать самостоятельно и в паре, договариваться друг с другом.

Уметь использовать полученную информацию.

Уметь применять полученные знания.

Отбирать, классифицировать полученную информацию

Развивать навыки публичного выступления.





УУД: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные

Закрепление знаний

Обеспечить закрепление знаний и способов действий.

Обеспечить в ходе закрепления повышенного уровня осмысления материала, глубины его понимания.






Что означает слово «витраж»?

С какими техниками витражного искусства вы познакомились сегодня на уроке?


Развивать умение применять новые знания.

Умение работать со средствами ИКТ.

Обобщать, анализировать



УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные

Контроль знаний.





















































Практическая работа


Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий. Проверить способность учащихся работать в смешанной технике

Итак, вы познакомились с различными видами витража. Как вы думаете, а можем ли мы сейчас все эти техники в своей работе? Почему?

Хорошо. Предлагаю вам стать мастерами витражного искусства и создать расписные витражи. Конечно, сделать настоящий витраж - дело непростое. Для этого необходимо профессиональное мастерство. Но зато мы можем сделать подобие витража, который сохранит эффект цветного свечения. Прежде всего, необходимо выполнить эскиз декоративной композиции. Это может быть узор из растительных или геометрических форм, изображение птиц, животных. Я предлагаю обратиться к Нартскому эпосу: Яблоне нартов. (слайды 16- ) Перед вами находятся альбомы, краски, маркеры. Ваша задача, пока играет музыка, создать творческую картину и представить ее нам. Работая над эскизом витража, вы должны следовать главному правилу – все контуры-линии должны соприкасаться друг с другом и рамой и дробить рисунок на части-ячейки, в которых появятся цветные «стёкла». Посмотрите несколько слайдов, которые помогут вам в работе.






Не забывайте, что в настоящем витраже мастер имеет дело со стеклом, которое надо вырезать по рисунку, поэтому линии его делайте простыми, четкими, можно прямыми. Хорошо подумайте, как распределить цвета, что нужно выделить. Если это не продумать, то работа может выглядеть настолько раздробленной, что нельзя будет понять, что же вы хотели изобразить.

Можно сделать витраж в определенной цветовой гамме, например, только в теплых тонах, как акцент, бросив кое-где холодный.


1. Выполнить набросок простым карандашом.

2. Разбейте рисунок линиями на сегменты и заполните их разноцветной акварелью.(соблюдая задуманный колорит картины)

3. Подождав, когда краска немного подсохнет,  наведите черным маркером линии, имитирующие свинцовые перемычки.










(ответы: только расписной витраж, прежде нужно сделать эскиз).













































Выполняют творческую работу индивидуально и в парах, используя акварель, бумагу, маркеры.






Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Работать в паре, распределяя обязанности.

Озвучить и демонстрировать последовательность выполнения задания.

Построение монологических высказываний, уметь строить в коммуникации понятные для партнеров способы действия, определять, что он видит и понимает, а что нет.



























Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.



УУД: коммуникативные, регулятивные, личностные.

Итоги урока. Рефлексия.

Дать оценку работы класса и отдельных учащихся (оценить уровень достижений)




А как вы считаете, пригодятся ли вам полученные сегодня навыки в жизни? Где вы их можете применить?





Ребята, помните ли вы, о чем мы говорили в начале урока? Изменилось ли ваше представление об окне? Что теперь оно для вас значит?

Посмотрите, человек, умеющий ценить прекрасное, видит необычное в обычных вещах и я желаю вам.

Спасибо за урок.


Отвечают на вопросы.



Рефлексия.

Я научился……

Я узнал……..

Мне понравилось…..

Свою работу я оцениваю на «…..»

Я хотел бы поблагодарить за работу на уроке………………… (кроме учителя).





Отвечают на вопросы.

Рефлексивная оценка уч-ся.

Уметь обосновывать выбор оценки.



УУД: личностные, коммуникативные