СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе на тему: "А.С.Пушкин. Стихотворение "Няне"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 5 классе на тему: "А.С.Пушкин. Стихотворение "Няне"

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе на тему: "А.С.Пушкин. Стихотворение "Няне"»

Класс: 5

Дата:

Тема: А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». Поэтизация образа няни поэта.

Цель: Ознакомление учащихся с фрагментами биографии А.С.Пушкина, изучение и анализ стихотворения «Няне».

Задачи:

Обучающие: учить выразительному чтению стихотворения; формировать умение видеть и понимать назначение средств художественной выразительности;

Развивающие: развивать речь, логическое мышление, воображение.

Воспитательные: воспитывать интерес к классической литературе; любовь и сострадание к ближнему.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: иллюстрации к произведению, портрет А.С.Пушкина, учебники.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Формулировка темы урока.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Назовите произведение и его автора?

(А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»)

О ком мы поговорим сегодня на уроке?

- Что вы знаете о жизни и творчестве А.С. Пушкина?

- Какие сказки читали?

- Какие стихотворения вы изучили ранее?

- Как вы думаете, зачем нам надо изучать А.С. Пушкина?

3. Работа с текстом учебника.

И вот, спустя полтора месяца после возвращения из ссылки, в 1826 году Пушкин пишет стихотворение «Няне».

4. Выразительное чтение стихотворения.

5. Анализ стихотворения.

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Какую картину вы себе представили?

Автор представляет себе, что няня живет одна в домике, стоящем в отдаленном поместье, «в глуши лесов сосновых». Она ведет спокойную, размеренную жизнь, вяжет на спицах. Но на душе у нее неспокойно: она волнуется за своего любимого воспитанника, часто глядит в ворота: а вдруг в них покажется знакомый силуэт?

– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Словарная работа: Подчеркните слова, которые вам не знакомы. Давайте объясним их смыл.

Дети: Кровля, ветхая, лачужка, обветшалой

Учитель: Это архаизмы — это устаревшие слова, которое в современной речи заменены синонимами.

Кровля здания, сооружения – верхнее ограждение (оболочка) крыши.

Ветхая - старый, близкий к разрушению, обветшалый.

Лачужка - небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба, хижина.

Обветшалой - пришедший в ветхость, разрушающийся от ветхости.

Суровые дни – очень тяжёлые, трудные, тяжкие (“Словарь русского языка” С.И. Ожегова, стр. 677).

Голубка – ласковое обращение к женщине (стр.118).

Дряхлая (моя) – слабая, немощная от старости (стр. 156).

Светлица – светлая парадная комната в доме (стр. 610).

Вороты - устаревшая форма существительного “ворота”.

Теснят (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать.

Всечасно (теснят грудь) – постоянно.

— Как вы понимаете следующие слова и выражения...? 
      «Подруга дней моих суровых...» — в самые трудные времена няня была рядом со своим питомцем, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки.
      «Давно, давно ты ждешь меня...» — воспитанник вырос, трудные времена прошли, и он давно не приезжал к няне, которая ждет его в своей светлице.
      «Горюешь, будто на часах...» — выражение «стоять на часах» означает «быть часовым, охранять что-то, не уходя со своего места». Няня горюет, тоскует по своему воспитаннику, она, словно часовой, думает о нем беспрестанно, словно оберегает, охраняет его душу.
      «Глядишь в забытые вороты...» — ворота забыты, т. е. давно не отворялись тем человеком, которого в этом доме так ждут.

 «Тоска, предчувствия, заботы, // Теснят твою всечасно грудь...» — переживания за дорогого человека вызывают волнение, сердце начинает сильнее биться, возникает ощущение, что ему тесно в груди, что оно будто бы хочет вырваться на свободу.

–В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их.

–Как называет поэт няню?

– Почему он называет ее «подруга дней моих суровых»? Какой факт биографии поэта нашел отражение в стихотворении?

– На сколько частей можно разделить стихотворение? (На 4)

– Можно разделить стихотворение на 4 части. 1 часть–обращение лирического героя к няне.

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов.

В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…

В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения.

– От чьего лица написано стихотворение?

На что похоже это стихотворение? (На письмо.) Пушкин не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Стихотворения такого вида называются посланием.

Послание – это письмо в стихах.

Эпитет – это слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета (серебряные коньки, шелковые кудри)

Метафора – употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами (скрытое сравнение). (старость –осень жизни, крылья мельницы, висеть на волоске)

Найдите эпитеты в стихотворении? (старушка дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – передают тяжесть одиночества няни.

Найдите метафоры? (тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь – передают тяжесть одиночества няни)

Какие сравнения использует поэт? (горюешь, будто на часах – передают ее томительное ожидание)

Какими красками вы бы передали настроение стихотворения? (Настроение стихотворения можно передать мрачными, темными красками,  т. к. «дни суровые», «в глуши лесов», «чёрный путь». Лишь окно «светлицы» как светлое пятно на картине.)

6. Домашнее задание.

Выучить стихотворение «Няне».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!