План-конспект урока по теме: «Декоративно-прикладное искусство»
Раздел: «Художественные ремесла».
Тема: «Декоративно-прикладное искусство».
Класс: 5.
Целеполагание:
1. Предметные УУД:
1.1. Познакомить учеников с понятием декоративно-прикладное искусство;
1.2. Способствовать формированию знаний о художественных ремеслах;
1.3. Творческое развитие личности ребенка, направленное на развитие воображения фантазий;
1.4. Воспитывать уважительное отношение к народному творчеству.
2. Метапредметные УУД:
2.1. Познавательные: формулировать умения сопоставлять, анализировать, сравнивать, ставить и формулировать проблему самостоятельно создавать алгоритм деятельности;
2.2. Регулятивные: формировать умения постановки цели, моделировать ситуации, планировать свою деятельность, проводить рефлексию, оценивать свою работу и действия;
2.3. Коммуникативные: развивать навыки построения диалога/монолога, организовать ученическое сотрудничество.
3. Личностные УУД:
Формулировать мотивацию и самомотивацию изучения темы; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; сформулировать основы гражданской идентичности.
4. Профориентационные УУД:
Сформулировать представления о профессиях: дизайнер, швея, декоратор, художник-модельер.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
- музей народного творчества.
Дидактическое обеспечение:
- экспонаты выставки музея.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация экспонатов.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная.
Словарная работа: декоративно-прикладное творчество, эскиз, макет, шаблон, переплет, чертеж, трафарет, бисер, обряд, орнамент, цвет.
Тип урока: нетрадиционный урок (урок-экскурсия).
Ход урока.
1.Организационный момент (3 мин.)
Ребята! Сегодня мы идем на экскурсию. Она пройдет в музее народного творчества. Перед выходом из школы постройтесь парами. Во время экскурсии не отставайте и не расходитесь, слушайтесь меня. (Класс строится по парам, учащиеся вместе с учителем отправляются в музей).
2. Актуализация новых знаний (10 мин.)
Сейчас как никогда возникает необходимость в целенаправленном духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. С помощью народного творчества есть возможность воспитать хорошо развитых детей, которые освоят социальные и нравственные нормы, ведь народное творчество – это художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его основные ценности жизни, воззрения, идеалы. Зародившееся в глубокой древности, оно является исторической основой всей мировой художественной культуры, источником национальных художественных традиций, выразителем народного самосознания [1].
Вопросы:
1) Давайте вспомним, что относится к народному творчеству? - поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
2) Что такое декоративно-прикладное искусство? – Декоративно-прикладное искусство – это вид художественной деятельности, посвященный созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта.
3. Вводный инструктаж
Учитель. Давайте вспомним правила поведения в музее!
Ученики. По залам музея следует передвигаться медленно и бесшумно. Громкие разговоры, обсуждения могут помешать другим посетителям приобщаться к культуре. Если возникли какие-то вопросы или несогласие, можно по окончанию экскурсии факультативно обратиться к гиду за разъяснениями. Рассматривая экспонаты, нельзя раздвигать локтями посетителей, становится перед ними при осмотре больших полотен. Лучше дождаться, когда они освободят место, закончив осмотр. Трогать экспонаты руками считается недопустимым и опасным. В любом музее есть об этом таблички-напоминания.
4. Изложение нового материала (60 мин.)
Восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации.
5. Заключительный инструктаж (5мин)
Домашнее задание: подготовить сообщение о том, что больше всего понравилось в музее и почему.
План-конспект урока по теме: «Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства»
Раздел: «Художественные ремесла».
Тема: «Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства».
Класс: 5.
Целеполагание:
1. Предметные УУД:
1.1. Научиться приёмам и средствам создания композиции на примере предметов декоративного искусства;
1.2. Ознакомить учащихся с видами и символикой в орнаменте;
1.3. Ознакомить учащихся с законами восприятия цвета;
1.4. Научить правильно использовать цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства.
2. Метапредметные УУД:
2.1. Познавательные: формулировать умения сопоставлять, анализировать, сравнивать, ставить и формулировать проблему самостоятельно создавать алгоритм деятельности;
2.2. Регулятивные: формировать умения постановки цели, моделировать ситуации, планировать свою деятельность, проводить рефлексию, оценивать свою работу и действия;
2.3. Коммуникативные: развивать навыки построения диалога/монолога, организовать ученическое сотрудничество.
3. Личностные УУД:
Формулировать мотивацию и самомотивацию изучения темы; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; сформулировать основы гражданской идентичности.
4. Профориентационные УУД:
Сформулировать представления о профессии дизайнер, швея, декоратор.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
- кабинет технологии.
Дидактическое обеспечение:
- задания викторины «Занимательная технология»;
- презентация на тему: «Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства»;
- учебник: Синица Н.В. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М. Вентана-Граф, 2013. – 192 с.: ил.
Методы обучения: рассказ, демонстрация презентации, игра .
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная.
Словарная работа: композиция, орнамент, ритм, колорит, цвет, симметрия, текстура, ахроматические цвета, хроматические цвета.
Тип урока: нетрадиционный урок (урок-викторина).
Ход урока.
1.Организационный момент (3 мин.)
Учитель входит в класс и приветствует учащихся. Педагог отмечает отсутствующих. Класс делится на две команды. Учитель проверяет у учащихся наличие рабочей одежды, рабочих тетрадей. Если все есть, то можно начинать урок.
2. Актуализация новых знаний (7 мин.)
Сегодня на уроке мы поговорим о композиции, с помощью чего можно её построить и как можно её воплотить в жизнь. Поиграем в викторину для закрепления нового материала.
Вопросы:
1)Какие виды декоративно- прикладного искусства Вы знаете? (Шитье, аппликация, вышивание, вязание, художественная обработка кожи, выжигание, резьба по дереву, рисование, мозайка, витраж, декупаж, плетение, бисероплетение, макраме, батик, скрапбукинг.).
2) Что такое орнамент? (Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).
3. Изложение нового материала (30 мин.)
Слово «композиция» (от лат.compositio) - означает «составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей».
В декоративно-прикладном искусстве композиция - это расположение изобразительных элементов по определенной схеме с целью наибольшей выразительности содержания произведения.
Создавая декоративное изделие, нужно учитывать основные правила, приемы и средства композиции, известные тебе из уроков изобразительного искусства.
Правила композиции: передача движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).
Приемы композиции: передача ритма, симметрия и асимметрия, равновесие частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
Средства композиции: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамика и статика, симметрия и асимметрия, целостность.
Статичная и динамичная композиции.
Статичная (замкнутая) композиция передает состояние покоя, устойчивости. Для нее характерны линии, направленные к центру, построение по форме квадрата, круга, четкие внешние контуры.
Динамичная композиция передаёт движение, ощущение простора. Основное направление линий – от центра.
Ритмическая и пластическая композиции
Ритм - чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Ритм может быть задан линиями, пятнами цвета, света и тени. Возможно чередование отдельных элементов композиции, например фигур людей, растений, геометрических фигур.
Простейшая форма ритма широко использовалась в русском народном искусстве(орнаментальная кайма на салфетке, скатерти, полотенце, узор в центре подноса, шкатулки) и др.
Пластичная форма это форма рельефная, с мягкими переходами основных элементов.
Симметрия ( в переводе с греческого – «соразмерность») – это принцип построения композиции, где элементы расположены правильно относительно плоскости, оси или центра.
Асимметрия это отсутствие симметрии. Но это вовсе не означает, что не соблюдается равновесие композиции - ассиметричная форма воспринимается постепенно.
Фактура, текстура, колорит в композиции.
Факту́ра (от лат. factūra — обработка, строение) — характер поверхности художественного произведения, её обработки в изобразительных искусствах, своеобразие художественной техники в поэзии, музыке, живописи или скульптуре. В живописи существует много различных типов фактур.
Тексту́ра — преимущественная ориентация элементов, составляющих материал. Текстуру можно наблюдать, например, у обычной доски: множество волокон образуют характерный рисунок. Многие металлические и керамические материалы также имеют текстуру.
Фактура и текстура представляют собой активное средство художественной выразительности. Эффект фактуры и текстуры используются прежде всего для того, чтобы передать естественные качество материала, раскрыть его эстетическое своеобразие.
Колорит - одно из самых важных средств эмоциональной выразительности, передающие цветовое богатство окружающего мира.
Стилизация реальных форм
Стилизация – это средство композиции, связанное с изменением реальной формы (фигуры, предмета), ее объемных и цветовых отношений.
Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечно, понятно открывая его новые стороны в зависимости от поставленной задачи. Рассмотрим это на примере знакомого всем цветка виолы (анютины глазки).
Орнамент. Символика в орнаменте.
Ты уже решила, какое изделие для своей кухни изготовишь: полотенце, прихватку, подушку для стула, салфетку? Чем ты его украсишь?
Орнамент - это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент используют для украшения различных предметов декоративно-прикладного искусства.
Сохранившиеся до нашего времени узоры и рисунки, которыми мы с удовольствием любуемся, составлялись из понятных и простых элементов. Каждый из элементов имел свое особенное значение: прямая горизонтальная линия обозначало землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальные линии символизировали дождь.
Одно из главных мест в славянской культуре и занимали символы огня и солнца. Их изображали в виде квадрата, ромба, круглых розеток, крестиков.
Наряду с геометрическим орнаментом присутствовали и традиционные сюжеты с женской фигурой - олицетворение Матери земли. Ее окружали птицы и кони - эти персонажи неразрывно связаны с культом неба и солнца, весеннего плодородия земли.
Изображение птиц и водоплавающих не только украшали изделия, но и являлись оберегами. Они вбирали в себя множество значений, непременно доброго содержания. Так, две птицы, изображённые на концах свадебного полотенца, обещали согласие между будущими супругами. Символ птицы, вышитый крупным планом или в составе сложной композиции, олицетворял женское начало - образ матери, сохраняющей своих детей, образ трудолюбивый хозяйки.
В давние времена малышам шили одежду из старых вещей матери или отца. Считалось, что она хранит защитную родительскую силу - это убережет ребенка от несчастий и бед, дурного глаза и порчи.
Когда дети подрастали, им шили свою одежду. Для девочки на поневе - женской шерстяной юбки - вышивали растительные орнаменты. Мальчиков охраняли символы огня, солнца, изображения животных, колокольчики-бубенчики. Вышивка на детской одежде всегда была красного цвета.
Цветовые сочетания в орнаменте
Чтобы любое сшитое тобойю изделие хорошо смотрелась, необходимо умело сочетать цвета, в том числе в орнаменте. А для этого надо знать основные законы цветоведения.
Ахроматические и хроматические цвета
Все многообразие цвета делят на две большие группы - цвета ахроматические и хроматические.
Ахроматические цвета (бесцветные) - это черный, белый и множество оттенков серого цвета.
Хроматические цвета (цветные) - это цвета и их оттенки, которые различает глаз человека.
Основные цвета - это красный, желтый и синий. Дополнительные цвета - фиолетовый, оранжевый, зеленый - получаются при смешивании основных :
красный+синий=фиолетовый;
красный+желтый=оранжевый;
желтый+синий=зеленый.
Если основные и дополнительные цвета расположить по окружности, получится цветовой круг из шести цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый , синий, фиолетовый. Добавив к ним еще шесть цветов, полученных смешением соседних, получим цветовой круг из двенадцати цветов и т.д.
Хроматические цвета делятся на теплый и холодный. К теплым относятся цвета, ассоциирующиеся с солнцем и огнем: красный, оранжевый, желтый. К холодным - цвета, напоминающие воду, лес: синий, фиолетовый, зеленый.
В зависимости от насыщенности цвета могут быть светлыми и темными, а их сочетания контрастными.
Цвета, расположенные на цветовом круге напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный - зеленый, желтый - синий, желтый - фиолетовый.
В Народном художественном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух- и трехцветные, а также многоцветные.
Гармонические цветовые композиции
Гармоническое сочетание заключается в уравновешенности теплых и холодных, темных и светлых тонов.
Цвета композиции должны дополнять друг друга, помогать воспринимать все в целом.
Ахроматические цвета хорошо сочетаются с хроматическим, при этом теплые цвета лучше смотрится в сочетании с темными (темно-серыми и черными), а холодные - со светлыми ахроматическими (светло-серыми и белыми). Насыщенные цвета больше выигрывают в сочетании с черными и белыми. Интересные гармонические сочетания получаются из однотонных цветов.
Создание композиции на компьютере с помощью графического редактора. Простейший графический редактор - Paint. С его помощью можно создавать простые графические иллюстрации, редактировать готовые фрагменты. Основные возможности редактора:
- проведение прямых и кривых линий различной толщины и цвета;
- использование кистей различной формы, ширины и цвета;
- построение различных фигур - прямоугольников, многоугольников, овалов, эллипсов;
- заливка фигур краской (цвета), предложенной на палитре;
- использование преобразования рисунков - поворотов, отражений, растяжений и наклона [28].
4. Вводный инструктаж (3 мин.)
Наш урок пройдет в нетрадиционной форме. Для закрепления изученного материала поиграем в викторину. Класс делится на две команды. Для начала вспомним правилаа безопасной работы с ножницами:
1. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте бумагу левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
5. Практическая работа (40 мин.)
Класс делится на две команды. Каждая команда придумывает себе название. На доске начерчена таблица для внесения баллов, полученных в ходе викторины. Викторина начинается!
Викторина «Занимательная технология»
За прохождение всех этапов команды могут получить максимум по 26 баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает.
1 этап (отгадай загадки о профессиях) – 10 минут. За каждый правильный ответ команды получают по 1 баллу, всего-4 балла.
2 этап (ребусы) – 10 минут. За один, правильно расшифрованный ребус, команда получает 3 балла, всего 2 ребуса -6 баллов.
3 этап (закончи пословицу) – 5 минут. У каждой команды по 4 пословицы, за одну правильную пословицу команда получает 1 балл, всего команда может получить 4 балла.
4 этап (филворд) – 15 минут. Дан квадрат 8х8, в котором спрятаны термины. Слова могут изменять свое направление по горизонтали и вертикали, но только не по диагонали. Всего спрятано 9 терминов. За каждое найденное слово – 1 балл.
5 этап (подведение итогов).
6. Завершение практической работы.
7. Заключительный инструктаж (3 мин.)
По завершению практической работы учитель выставляет оценки по следующим критериям:
1. соблюдение санитарно – гигиенических требований и правил техники безопасности;
2. норма времени;
3. качество выполненной работы.
Домашнее задание: создать композицию в графическом редакторе.
9.Уборка рабочих мест.