СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе на тему: "Обобщение. Синтаксис. Пунктуация"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе на тему: "Обобщение. Синтаксис. Пунктуация"»

5класс. Тема «Синтаксис. Пунктуация»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся о прямой речи, обращении, простом осложненном и сложном предложениях.

Задачи урока:

Образовательные: совершенствовать пунктуационные навыки при записи простого осложненного и сложного предложений, предложений с прямой речью, с обращением.

Развивающие: развивать умения обучающихся выразительно читать предложения с прямой речью, обращением, однородными членами предложения.

Воспитательные: воспитывать патриотические этические чувства (доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость), уважительное отношение друг к другу

Планируемые результаты:

предметные: проведение различных видов анализа словосочетания, предложения и текста.

метапредметные: владение всеми видами речевой деятельности, владение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранять чистоту родного языка как явления национальной культуры.



Используемые технологии: технология модульного обучения.

Оборудование: карточки с заданиями; листы самооценки; компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1 мин)

Прозвенел звонок веселый,

Нам урок пора начать,

Встали правильно, красиво,

Значит можно начинать.



Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вы сегодня очень красивые. Нарядные.  Спасибо. Садитесь.


2. Актуализация и проблемное учебное действие.

- Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос поможет следующее задание: мы должны отгадать зашифрованное слово, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки.

Слайд:

1

2

3

4

5

6

7

8

9



1. Название главного члена предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи и выражается чаще всего глаголами, но может быть выражено и существительными, и прилагательными, подчёркивается двумя чертами. Сказуемое.

2. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого. И

3. Название предложений по интонации, которое произносится спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций. Невосклицательное

4. Название знака препинания, который ставится в предложениях, где и подлежащее, и сказуемое – существительные в Им. П. Тире.

5. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. А

6. Знак препинания, который всегда выделяет прямую речь. Кавычки

7. Название единицы синтаксиса, состоящей из 2-х и более слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание

8. Название падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. Именительный

9. Название части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. Союз

- В итоге получилось слово - Синтаксис.



- Второе слово вы получите, если правильно соедините буквы, находящиеся на доске

У Я К Н А П Т И У Ц -Пунктуация

На доске записывается тема урока.



3 .Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.



Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.

  1. вспомнить, что такое ..и...;
    2) повторить расстановку ...;
    3) обобщить ...

Цель: вспомнить, что такое простое и сложное предложения; повторить расстановку знаков препинания в простом осложненном предложении, при обращении, в сложных предложениях, в предложения с прямой речью, обобщить знания по пунктуации и синтаксису.



– А эпиграфом нашего урока будет высказывание известного писателя  – Константина Георгиевича Паустовского: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо  держат текст и не дают ему  рассыпаться».
– Итак, мы отправляемся в путешествие в страну «Синтаксис и пунктуация».

А для этого проведем игру «Ромашка». Вы отрываете лепесток и отвечаете на вопрос.

–  Слово или несколько слов, которые называют того, к кому обращена речь (обращение)
– Главный член предложения, который обозначает то, о чем говорится в предложении и отвечает на вопросы Кто? Что? (подлежащее)

– Главный член предложения, который обозначает действие подлежащего отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? (сказуемое)
– Чужая речь, переданная дословно, без изменения (прямая речь)
– Разговор двух лиц (диалог)
– Как называются эти члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство? (второстепенные)


Но самыми главными жителями страны Синтаксис являются Предложения. И я думаю, вы с этим согласитесь. Какие же они эти жители, предложения, давайте им попробуем дать характеристику? А для этого давайте вспомним: какие бывают предложения по цели высказывания? По интонации? Дайте характеристику данным предложениям.



Как прекрасен язык! (Н.В. Гоголь)



От чего зависит самосохранение языка?

(В.Г. Белинский)



Относитесь к родному языку бережно и любовно. (В.А. Луговской)





4.

Тестирование по изученному материалу

1. Из чего может состоять грамматическая основа предложения:

а) подлежащее и сказуемое;

б) подлежащее;

в) определение;

г) сказуемое.

2. Выберите второстепенные члены предложения:

а) дополнение;

б) подлежащее;

в) определение;

г) обстоятельство.

3. Найдите предложение с однородными членами предложения (знаки препинания не расставлены)

а) Свежий ветер повеет прохладой с гор поднимет пыль и опять затихнет.

б) Через окно я увидел как большая серая птица села на ветку клена.

в) Сады друг с другом обнялись и роща к роще тянется.

4. Чем может быть осложнено простое предложение:

а) союз и;

б) однородные сказуемые;

в) прямая речь;

г) обращение.

5. Найдите сложное предложение (знаки препинания не расставлены)

а) Вокруг костра сидят туристы и поют песни.

б) Отцвели яблони в саду и дорожки сада усыпали белыми лепестками.

в) Светит солнце и деревья горят желтыми оранжевыми багровыми огнями осени.



Взаимопроверка теста по ключу в презентации. Поставьте оценку. Критерии перед вами.



Составить и записать предложение с прямой речью.



6. Физкультминутка (1 мин)

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сели.



7. Самостоятельная работа (7 мин)

Карточки с разноуровневым заданием

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, начертите схемы предложений с прямой речью

1-й уровень

«Это мое красное солнышко», - отвечала Баба Яга

Вдруг кто-то с палубы крикнул: «Акула!»



Расставьте знаки препинания в предложениях. Выполните синтаксич разбор 3 предложения.

  1. Радостна шумна и пахуча весна!

  2. Земля наш общий дом!

  3. Кончается золотая осень и начинается холодная зима.

  4. Лес спасение от засух и суховеев.

  5. Космонавты сообщают Наш полет проходит успешно.





Итак, урок подходит к концу. Вернемся к цели нашего урока?

- Какую цель мы поставили на уроке?

-Достигли ли мы цель, которую ставили в начале урока?

Знания, которые мы систематизировали, вам пригодятся на следующем уроке, потому что мы будем писать диктант.

Самооценка. (2 мин) Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно. Поднимите руки те, у кого получилось оценка «5» за работу на уроке. Я с вами согласна. Вы молодцы (раздать медали). У кого «4»? Замечательно. Нужно немного постараться, чтобы было отлично. Остальные не расстраиваются, а продолжают активно работать в дальнейшем.

Сдайте листы самооценки, я выставлю оценки в журнал.





13. Рефлексия учебной деятельности.

- Какие трудности у вас появлялись на уроке? Как вы их преодолевали?

- Понравилось вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Выставление оценок

- Ребята, мне хочется надеяться, что наше путешествие было и интересным, и удачным. Вы смогли еще раз повторить все изученное в этом учебном году о первом разделе русского языка - синтаксисе и пунктуации - и открыть для себя дверь в мир знаний, где нас ждет еще не одно увлекательное путешествие. Хотелось бы, чтобы они были не менее интересными и полезными. Спасибо за урок.

Не забудем и про домашнее задание.

10. Домашнее задание

Упр.

Подготовиться к контр.работе



































































Лист самооценки

Задание №1. «Ромашка»


За каждое верное слово -1 балл

Максимальное – 2балла


Задание №2.«Характеристика предложения»

За правильную характеристику предложения -1 балл. Максимальное – 1балл


Задание №3. Тестирование

За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное -5 баллов


Задание №4. Составить предложение с прямой речью

За правильно составленное предложение- 1 балл.

Максимальное -1 балл


Задание №5. Расставить знаки препинания, начертить схемы предложений с прямой речью

За каждое правильное предложение и схему – 1 балл. Максимальное -2 балла.

,


Задание №6. Расставить знаки препинания и выполнить синтаксический разбор 3 предложения


За каждое правильное предложение – 1балл.

За правильный синтаксический разбор- 1 балл. Максимальное – 6 баллов




Всего:



Критерии оценивания

14баллов -17баллов - оценка «5»

11баллов – 13баллов - оценка «4»

8баллов- 10баллов – оценка «3»















Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, начертите схемы предложений с прямой речью

1-й уровень

«Это мое красное солнышко», - отвечала Баба Яга

Вдруг кто-то с палубы крикнул: «Акула!»







Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, начертите схемы предложений с прямой речью

1-й уровень

«Это мое красное солнышко», - отвечала Баба Яга

Вдруг кто-то с палубы крикнул: «Акула!»





Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, начертите схемы предложений с прямой речью

1-й уровень

«Это мое красное солнышко», - отвечала Баба Яга

Вдруг кто-то с палубы крикнул: «Акула!»



















Расставьте знаки препинания в предложениях. Выполните синтаксич разбор 3 предложения.

  1. Радостна, шумна и пахуча весна!

  2. Земля - наш общий дом!

  3. Кончается золотая осень, и начинается холодная зима.

  4. Лес - спасение от засух и суховеев.

  5. Космонавты сообщают: «Наш полет проходит успешно».







Расставьте знаки препинания в предложениях. Выполните синтаксич разбор 3 предложения.

  1. Радостна, шумна и пахуча весна!

  2. Земля - наш общий дом!

  3. Кончается золотая осень, и начинается холодная зима.

  4. Лес - спасение от засух и суховеев.

  5. Космонавты сообщают: «Наш полет проходит успешно».







Расставьте знаки препинания в предложениях. Выполните синтаксич разбор 3 предложения.

  1. Радостна, шумна и пахуча весна!

  2. Земля - наш общий дом!

  3. Кончается золотая осень, и начинается холодная зима.

  4. Лес - спасение от засух и суховеев.

  5. Космонавты сообщают: «Наш полет проходит успешно».





12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!