СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе "Омонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе "Омонимы"»

УРОК В 5 КЛАССЕ «ОМОНИМЫ»

  1. Организационный момент

  2. Повторение пройденного материала

Задание: Продолжить фразы по теоретическому материалу по теме «Лексика»

  • Лексика – это … (словарный состав языка.)

  • Раздел науки о языке, изучающий его словарный состав называется ... (лексикологией)

  • В толковых словарях разъясняется …(лексическое значение слов)

  • Слова, имеющие несколько лексических значений, называются ...(многозначными)

  • Однозначными называются слова, имеющие … (одно л/з)

  • Слово может иметь … и … значения. (прямое и переносное значения)

  • Перенос названия происходит, если у предметов есть … (какое – либо сходство)

Ребята, еще нам необходимо проверить ваше домашнее задание:

Согласие или несогласие с цитатой.

3. Постановка учебной задачи.

рассказ Н.Сладкова «Овсянка»

Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит:

- А у меня дома овсянка.

- Подумаешь, - сказала Оля, - у меня дома тоже овсянка.

-Люблю я овсянку! - добавила Надя.

-И я люблю! -сказала Оля.

- Она желтая, красивая такая!

- И вкусная, особенно с молоком!

- Как это вкусная? Как это с молоком?

- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!

- Не слыхала про такую, что ли? Пойдем ко мне мою овсянку слушать!

- А потом ко мне мою овсянку кушать!

Почему девочки долго не понимали друг друга?

(услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица), произошла путаница слов) О какой овсянке идёт речь?

Есть общие признаки у птички овсянки с овсяной кашей?

Можно назвать эти слова многозначными? Почему?

Вывод:

  1. Два предмета названы двумя разными словами.

  2. Это два совершенно разных слова, т.к. они различны по значению, не имеют ничего общего в значении.

  3. Слова эти похожи только внешне: по написанию и произношению.

Что же это за слова? Разгадайте ребус.

  ,, ,,, 

  1. Изучение нового материала

Откройте тетради, запишите число и тему урока «Омонимы»

«Омос» – одинаковый; «онима» - имя, в целом – имеющий одинаковое звучание.

- Найдите в толковом словаре учебника омонимы

Толкование слов – омонимов даётся в разных словарных статьях – ведь это разные слова, их сходство случайно.

Явление многозначности основано либо на внешнем сходстве, либо на сходстве по действию. У омонимов нет ни внешнего сходства, ни сходства по действию.

5. Выполнение тренировочного упражнения из учебника

- Ребята, омонимы очень разнообразны. Например, звучащие одинаково слова могут относиться к разным частям речи. У Пушкина прочтем:

— Вы, щенки! За мной ступайте! 
Будет вам по калачу
Да смотрите ж, не болтайте, 
А не то поколочу!

Здесь совпали в звучании два слова (по калачу) и одно (поколо­чу), хотя в написании их нет совпадения. В этом случае перед нами омофоны (от греческого омос — одинаковый и фоне — звук), их еще называют фонетическими омонимами.

  1. Дополнение к теме

Омонимия может проявляться и в каких-либо формах слов, например, в стихах Я. Козловского:

Снег сказал: — Когда я стаю, 
Станет речка голубей, 
Потечет, качая стаю 
Отраженных голубей.

Такие слова называются омоформами или грамматическими омонимами.

Ученые-лингвисты ещё выделяют омографы – графические омонимы - слова, которые пишутся одинаково, но различаются при произношении. Явление это можно наблюдать в словах зАмок и замОк.

Омонимы, омофоны и омоформы очень любимы писателями-юмористами, потому что они помогают создавать более яркие образы, шутки и так называемые каламбуры – игра слов.

Вид

Сходство

Различие

Примеры

Омографы

Одинаково пишутся

Различное ударение и значение

ЗамОк - зАмок

Омофоны

Совпадение в звучании

Пишутся по-разному

Гулял в лесу –встретил лису

Омоформы

Совпадает написание в некоторых формах

Разные начальные формы

Лечу (лечить) –лечу (лететь)



  1. Практическая отработка знаний

Заданиеопределить тип омонимов.

    1. Рыбачка

Вместо озера – пруд.

Вместо удочки – прут.

Так и знайте: сама

Я поймаю сома!

    1. Кумушки

Серая ворона

Чёрного ворона

Утром ругала, присев на сучок.

Новость о том разнесли во все стороны

Сплетницы-кумушки –

Сорок сорок. (Я. Козловский)

    1. Петя мечтает

…Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыло –

Хорошо бы это было! (Б. Заходер)

Почему эти пары слов нельзя назвать омонимами?

Проверка

(1 – омофоны; 2 – омографы; 3 – омоформы;)

1. Говорит Попугай Попугаю:

- Я тебя, Попугай, попугаю!

Отвечает ему Попугай:

- Попугай, Попугай, попугай!


2. Говорили тиграм львы:

- Эй, друзья, слыхали ль вы,

Что не может носорог

Почесать свой нос о рог?


3.Отца спросила дочка:

«Не знаю, как прочесть.

Есть слово «проволОчка»,

И «прОволочка» есть.

А что такое «атлас»?

Его приносят в класс?

Я почитала Атлас,

Но есть ведь и атлАс?»



Молодцы! А теперь ответьте на шуточные вопросы:
1. Каким ключом нельзя открывать двери?
2. Какую ноту кладут в суп?
3. Из какого крана нельзя брать воду?
4. Из каких ноготков не соберешь букета?

7. Рефлексия:

- Что называют омонимами?

- В чём отличие омонимов от многозначных слов?

- Назовите виды омонимов.

Домашнее задание:






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!