УРОК В 5 КЛАССЕ «ОМОНИМЫ»
-
Организационный момент
-
Повторение пройденного материала
Задание: Продолжить фразы по теоретическому материалу по теме «Лексика»
-
Лексика – это … (словарный состав языка.)
-
Раздел науки о языке, изучающий его словарный состав называется ... (лексикологией)
-
В толковых словарях разъясняется …(лексическое значение слов)
-
Слова, имеющие несколько лексических значений, называются ...(многозначными)
-
Однозначными называются слова, имеющие … (одно л/з)
-
Слово может иметь … и … значения. (прямое и переносное значения)
-
Перенос названия происходит, если у предметов есть … (какое – либо сходство)
Ребята, еще нам необходимо проверить ваше домашнее задание:
Согласие или несогласие с цитатой.
3. Постановка учебной задачи.
рассказ Н.Сладкова «Овсянка»
Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит:
- А у меня дома овсянка.
- Подумаешь, - сказала Оля, - у меня дома тоже овсянка.
-Люблю я овсянку! - добавила Надя.
-И я люблю! -сказала Оля.
- Она желтая, красивая такая!
- И вкусная, особенно с молоком!
- Как это вкусная? Как это с молоком?
- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком
- Да ты про что говоришь?
- Как это про что? Про овсянку!
- Про какую овсянку?
- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?
- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!
- Не слыхала про такую, что ли? Пойдем ко мне мою овсянку слушать!
- А потом ко мне мою овсянку кушать!
- Почему девочки долго не понимали друг друга?
(услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица), произошла путаница слов) О какой овсянке идёт речь?
Есть общие признаки у птички овсянки с овсяной кашей?
Можно назвать эти слова многозначными? Почему?
Вывод:
-
Два предмета названы двумя разными словами.
-
Это два совершенно разных слова, т.к. они различны по значению, не имеют ничего общего в значении.
-
Слова эти похожи только внешне: по написанию и произношению.
Что же это за слова? Разгадайте ребус.
,,
,,,
-
Изучение нового материала
Откройте тетради, запишите число и тему урока «Омонимы»
«Омос» – одинаковый; «онима» - имя, в целом – имеющий одинаковое звучание.
- Найдите в толковом словаре учебника омонимы
Толкование слов – омонимов даётся в разных словарных статьях – ведь это разные слова, их сходство случайно.
Явление многозначности основано либо на внешнем сходстве, либо на сходстве по действию. У омонимов нет ни внешнего сходства, ни сходства по действию.
5. Выполнение тренировочного упражнения из учебника
- Ребята, омонимы очень разнообразны. Например, звучащие одинаково слова могут относиться к разным частям речи. У Пушкина прочтем:
— Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу!
Здесь совпали в звучании два слова (по калачу) и одно (поколочу), хотя в написании их нет совпадения. В этом случае перед нами омофоны (от греческого омос — одинаковый и фоне — звук), их еще называют фонетическими омонимами.
-
Дополнение к теме
Омонимия может проявляться и в каких-либо формах слов, например, в стихах Я. Козловского:
Снег сказал: — Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечет, качая стаю
Отраженных голубей.
Такие слова называются омоформами или грамматическими омонимами.
Ученые-лингвисты ещё выделяют омографы – графические омонимы - слова, которые пишутся одинаково, но различаются при произношении. Явление это можно наблюдать в словах зАмок и замОк.
Омонимы, омофоны и омоформы очень любимы писателями-юмористами, потому что они помогают создавать более яркие образы, шутки и так называемые каламбуры – игра слов.
Вид | Сходство | Различие | Примеры |
Омографы | Одинаково пишутся | Различное ударение и значение | ЗамОк - зАмок |
Омофоны | Совпадение в звучании | Пишутся по-разному | Гулял в лесу –встретил лису |
Омоформы | Совпадает написание в некоторых формах | Разные начальные формы | Лечу (лечить) –лечу (лететь) |
-
Практическая отработка знаний
Задание: определить тип омонимов.
Вместо озера – пруд.
Вместо удочки – прут.
Так и знайте: сама
Я поймаю сома!
Серая ворона
Чёрного ворона
Утром ругала, присев на сучок.
Новость о том разнесли во все стороны
Сплетницы-кумушки –
Сорок сорок. (Я. Козловский)
…Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло –
Хорошо бы это было! (Б. Заходер)
Почему эти пары слов нельзя назвать омонимами?
Проверка
(1 – омофоны; 2 – омографы; 3 – омоформы;)
1. Говорит Попугай Попугаю:
- Я тебя, Попугай, попугаю!
Отвечает ему Попугай:
- Попугай, Попугай, попугай!
2. Говорили тиграм львы:
- Эй, друзья, слыхали ль вы,
Что не может носорог
Почесать свой нос о рог?
3.Отца спросила дочка:
«Не знаю, как прочесть.
Есть слово «проволОчка»,
И «прОволочка» есть.
А что такое «атлас»?
Его приносят в класс?
Я почитала Атлас,
Но есть ведь и атлАс?»
Молодцы! А теперь ответьте на шуточные вопросы:
1. Каким ключом нельзя открывать двери?
2. Какую ноту кладут в суп?
3. Из какого крана нельзя брать воду?
4. Из каких ноготков не соберешь букета?
7. Рефлексия:
- Что называют омонимами?
- В чём отличие омонимов от многозначных слов?
- Назовите виды омонимов.
Домашнее задание: