Предмет | Технология. | Класс | 5 | Тема | Декоративно-прикладное искусство. | Тип урока | Урок комплексного применения знаний и умений. | Цель урока | Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства (ДПИ). Развитие художественных способностей детей по средствам выполнения творческой работы. | Задачи обучения | Дать представление о разновидностях декоративно-прикладного искусства. Формировать творческие, коммуникативные способности учащихся. Формировать навыки работы с различными материалами. Формировать эстетическую культуру обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества. Развивать личностные качества: художественный вкус, творческие способности, пространственное мышление, аккуратность, трудолюбие, толерантность. Обучать рациональной организации рабочего места, соблюдению правил безопасного труда. | Планируемый результат | Ожидаемый предметный результат | Универсальные учебные действия | Понимать «язык» декоративно-прикладного искусства. Умение самостоятельно применять знания при изготовлении декоративной броши. | Личностные: осознание необходимости уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимости эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества; развитие фантазии, творческого мышления, способности к созданию художественного образа. Регулятивные: умение формулировать цель, учебные задачи; оценивать правильность их выполнения; умение составить план действий, планировать время работы; развитие логического мышления; приобретение навыков самоконтроля. Познавательные: формирование представления о приемах работы с различными материалами; умение работать с источниками информации; умение делать выводы. Коммуникативные: готовность получать необходимую, информацию, представленную различными формами; формирование умения работать в группах, высказывать свое мнение. | Организация пространства | Формы работы | Дидактические средства обучения, оборудование | Основные понятия | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Учебник технологии, рабочая тетрадь, ПК, мультимедиа-проектор Шаблоны, заготовки для индивидуальной работы, выставка изделий ДПИ. | Народные промыслы, ремесло, декоративно-прикладное искусство. | Цели, поставленные на этапе урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Цель для учителя – актуализация знаний учащихся о промыслах. Цель для учащихся – воспроизведение знаний по теме «Народные промыслы» (тема начальных классов). | Давайте посмотрим вокруг. Всюду, куда ни глянь, есть удивительно красивые предметы, созданные художниками и мастерами. Такие предметы есть сегодня и в нашем кабинете. Есть предметы, которые созданы начинающими мастерами. Девочки, посмотрите какие разнообразные предметы вокруг нас: это вышивки выполненные ученицами, есть вещи вязаные и сшитые, есть изделия из металла и дерева. Скажите, а можно их как то объединить в одну группу? Если можно, то как можно назвать эту «группу»? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Итак, тема нашего урока «Декоративно-прикладное искусство» Слайд № 1 ЗАПИШИТЕ в ваших тетрадях тему урока и термин. | Дети высказывают свои предположения и формулируют тему урока. Девочки записывают тему урока, |
Цель для учителя– формулирование темы урока совместно с учениками. Мотивирование учащихся на изучение темы «Декоративно-прикладное искусство». Цель для учащихся –формулирование темы урока и постановка цели урока . | Все эти предметы, которые мы сегодня видим, относятся к декоративно-прикладному искусству. Слайд 2. ЗАПИШИТЕ в ваших тетрадях тему урока и термин. Декоративно-прикладное искусство включает в себя создание художественных изделий, которые имеют полезное назначение. Я прошу вас заполнить таблицу: ЗНАЮ, УЗНАЛА, ХОЧУ УЗНАТЬ. Вы заполняете пока только первые 2 колонки. Я думаю, что пары минут вам хватит.. Посмотрите на ваши записи, посоветуйтесь с соседями и определите цель нашего урока. А сейчас люди занимаются промыслами, ремеслом? Это занятие актуально или нет? Современный это вид искусства или древний?. Слайд 5. Девочки, где вы видели декоративные изделия? Вы выполняли декоративные работы в начальной школе (сувениры к праздникам, народных кукол). Это очень многообразное искусство. У каждого народа есть свои виды ремесел. Все зависело больше от того, какие материалы были доступны людям: древесина, глина, металл, природные материалы. Постепенно развиваясь художественные ремесла приобрели особые рисунки, орнаменты, сочетания цветов. Декоративно-прикладное искусство имеет свой особый язык, который говорит с помощью рисунков, цвета. Н-р: в русском народном искусстве конь символизирует солнце, красный цвет –жизнь, белый цвет –чистоту. С древних времен, времен принятия Крещения, в русской избе был так называемый Красный угол, который особенно украшали: для этого использовали богато вышитые полотенца-рушники. Произведения ДПИ служат для оформления быта и интерьера, к ним относятся: одежда, ткани, фарфор, фаянс, художественное стекло, ковры, мебель, ювелирные изделия и т.д. Рассмотрим несколько видов ДПИ, которые развиты в России: Узорное ткачество: с древних времен ткачество являлось исконным занятием женского населения на Руси. Из домотканного холста изготовленного на ткацком станке делали одежду, полотенца, простыни и ткали половики. Материалом для ткачества служили льняная, конопляная или шерстяная пряжа. Пряжу окрашивали ручным способом, использовали природные красители. Ткачество – сложный процесс. Ошибку здесь исправить нельзя, т.к. орнамент создается в процессе тканья. Еще одним распространенным видом творчества является вышивка. Вышивка- это самый яркий, многообразный и увлекательный вид творчества. В старину вышивали по домотканному полотну счетными швами, т.е. по счёту нитей ткани и сквозными швами. Одним из наиболее заметных видов вышивки является орловский спис, выполняли эту вышивку в основном красными нитями, иногда добавляя синий цвет. Этот вид вышивки был очень распространенный на Руси, но наиболее распространение получила в Орловской губернии. Для орловского списа характерны изображения животных и растений. Еще один вид ДПИ – кружевоплетение. Кружевоплетение как вид искусства появилось еще в 17 веке. А с 18 века кружева плели из серебряной нити и даже вплетали жемчужины. Этот вид искусства актуален сегодня особенно. Почему? Давайте вспомним еще один вид ДПИ – вязание. Впервые вязаные изделия появились в начале прошлого тысячелетия пр испанском королевском дворе. Вязать можно спицами и крючком. Знаменитый на весь мир оренбургский пуховый платок, связанный из козьего пуха. Немного поговорим о росписи по дереву. Одним из самых известных промыслов является хохлома . Это роспись не только по посуде , но и по мебели Слайд 6.Кто может дать определение? Декоративно-прикладное искусство – это……. Ищем определение в дополнительной литературе, Интернете, учебник страница 149. В кабинете оформлена не большая выставка работ. Вы можете увидеть работы мастеров – профессионалов и работы учеников школы. Все эти работы можно отнести к разным видам ДПИ. Девочки, представьте, что вы работники музея и вам необходимо подписать виды ДПИ выставленных работ. Предложить разложить карточки с названиями ДПИ у выставочных работ (карточки с названиями ДПИ выданы на группу). Во второй половине 19 века декоративно-прикладное искусство стало разделяться на категории по: материалу, из которого изготовлены предметы – дерево, бумага, металл, текстиль и т.п., по технологии (методу) выполнения – резьба, вышивка, роспись, лепка и т.п., по применению – для игры игрушки, для приготовления и употребления пищи посуда или для отдыха мебель. Слайд 7. Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: служат для оформления интерьера, костюма, обладают эстетическим качеством, имеет художественную ценность. Предлагаю подумать и ответить в конце урока. ДПИ – это старинное или современное искусство? Сегодня мы сделаем работы в группах. В конце урока выясним, можно ли их отнести к изделиям ДПИ. | Девочки заполняют таблицу, затем обсуждают и выдвигают свои предположения Цель: Познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства. Девочки отвечают. Декоративно-прикладного искусство – (от латинского deco - украшаю) - раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными (полезными, практичными) и художественными функциями. Дети раскладывают карточки с названиями ДПИ у выставленных работ. Взаимопроверка. Девочки обращают внимание, что у одного изделия может лежать две надписи. Девочки пытаются определить характеристики ДПИ. |
Цель для учителя – развитие интереса учащихся на расширение знаний по теме урока. Цель для учащихся – исходя из возникшей проблемы, наметить выход из затруднения, подготовиться к практической работе. | Слайд 8. Работа в группах. Представитель группы вытягивает карточку со словом: Батик Декупаж Пэчворк Квиллинг Получив карточку со словом,девочки затрудняются объяснить значение слова. Вам предложены несколько видов ДПИ. Для дальнейшей работы каждая группа должна понять, что за вид ДПИ вам предложен. И какие материалы понадобятся для работы. | Работа в группах. Инструкция для групп на партах. (смотри Приложение №1) Затрудняются объяснить значение слова. Ищут информацию в дополнительной литературе, Интернете. Группа находит нужную информацию и берёт коробочки – раскладки. |
Цель для учителя – организация, координация работы в группах. Цель для учащихся – выполнение практической работы. Подготовка представления работы. | Слайд 9. Практическая работа в группах Тема: «Оформление брошки». Время выполнения творческой работы 10 минут. Девочки, сформулируйте цель практической работы. Инструктаж вводный. Инструктаж текущий. Ваши сегодняшние работы могут украсить интерьер, одежду. Мы можем их отнести к изделиям ДПИ? Вернёмся к вопросу «ДПИ – это старинное или современное искусство?». Назовите виды ДПИ. | Работа в группах. Распределяют обязанности работы в группе. Цель практической работы: Выполнить оформление декоративной броши. Представить работу. Выполнение практической работы. Сбор информации для представления работы. Представление работы по группам. Ответы. |