СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе по теме "Декоративно-прикладное искусство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Техноллогическая карта урока в 5 классе поо теме "Декоративно- прикладное твлочество". Раскрывается понятие ДПИ,знакомимся с историе появления ДПИ.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе по теме "Декоративно-прикладное искусство"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21»









Технологическая карта урока технологии в 5 классе


По теме: «Декоративно-прикладное искусство»




Разработала:

Серебрякова Ю.А.,

учитель технологии












г.Ульяновск

2018 г.


Предмет

Технология.

Класс

5

Тема

Декоративно-прикладное искусство.

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений.

Цель урока

Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства (ДПИ). Развитие художественных способностей детей по средствам выполнения творческой работы.

Задачи обучения

  • Дать представление о разновидностях декоративно-прикладного искусства.

  • Формировать творческие, коммуникативные способности учащихся.

  • Формировать навыки работы с различными материалами.

  • Формировать эстетическую культуру обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества.

  • Развивать личностные качества: художественный вкус, творческие способности, пространственное мышление, аккуратность, трудолюбие, толерантность.

  • Обучать рациональной организации рабочего места, соблюдению правил безопасного труда.

Планируемый результат

Ожидаемый предметный результат

Универсальные учебные действия

Понимать «язык» декоративно-прикладного искусства. Умение самостоятельно применять знания при изготовлении декоративной броши.

Личностные: осознание необходимости уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимости эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества; развитие фантазии, творческого мышления, способности к созданию художественного образа.

Регулятивные: умение формулировать цель, учебные задачи; оценивать правильность их выполнения; умение составить план действий, планировать время работы; развитие логического мышления; приобретение навыков самоконтроля.

Познавательные: формирование представления о приемах работы с различными материалами; умение работать с источниками информации; умение делать выводы.

Коммуникативные: готовность получать необходимую, информацию, представленную различными формами; формирование умения работать в группах, высказывать свое мнение.

Организация пространства

Формы работы

Дидактические средства обучения, оборудование

Основные понятия

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Учебник технологии, рабочая тетрадь, ПК, мультимедиа-проектор

Шаблоны, заготовки для индивидуальной работы, выставка изделий ДПИ.

Народные промыслы, ремесло, декоративно-прикладное искусство.

Цели, поставленные на этапе урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап. Организационный этап

Цель для всех участников – настрой на урок.

  1. Приветствие.

  2. Проверка готовности к уроку.

II этап.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

Цель для учителя – актуализация знаний учащихся о промыслах.

Цель для учащихся – воспроизведение знаний по теме «Народные промыслы» (тема начальных классов).

Давайте посмотрим вокруг. Всюду, куда ни глянь, есть удивительно красивые предметы, созданные художниками и мастерами. Такие предметы есть сегодня и в нашем кабинете. Есть предметы, которые созданы начинающими мастерами. Девочки, посмотрите какие разнообразные предметы вокруг нас: это вышивки выполненные ученицами, есть вещи вязаные и сшитые, есть изделия из металла и дерева. Скажите, а можно их как то объединить в одну группу?

Если можно, то как можно назвать эту «группу»? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Итак, тема нашего урока «Декоративно-прикладное искусство»

Слайд № 1

ЗАПИШИТЕ в ваших тетрадях тему урока и термин.




Дети высказывают свои предположения и формулируют тему урока.











Девочки записывают тему урока,

III этап.Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы и цели урока

Цель для учителя– формулирование темы урока совместно с учениками. Мотивирование учащихся на изучение темы «Декоративно-прикладное искусство».


Цель для учащихся –формулирование темы урока и постановка цели урока .


Все эти предметы, которые мы сегодня видим, относятся к декоративно-прикладному искусству.

Слайд 2.

ЗАПИШИТЕ в ваших тетрадях тему урока и термин.

Декоративно-прикладное искусство включает в себя создание художественных изделий, которые имеют полезное назначение.

Я прошу вас заполнить таблицу: ЗНАЮ, УЗНАЛА, ХОЧУ УЗНАТЬ. Вы заполняете пока только первые 2 колонки. Я думаю, что пары минут вам хватит..

Посмотрите на ваши записи, посоветуйтесь с соседями и определите цель нашего урока.

А сейчас люди занимаются промыслами, ремеслом?

Это занятие актуально или нет? Современный это вид искусства или древний?.


Слайд 5.

Девочки, где вы видели декоративные изделия?

Вы выполняли декоративные работы в начальной школе (сувениры к праздникам, народных кукол).

Это очень многообразное искусство. У каждого народа есть свои виды ремесел. Все зависело больше от того, какие материалы были доступны людям: древесина, глина, металл, природные материалы. Постепенно развиваясь художественные ремесла приобрели особые рисунки, орнаменты, сочетания цветов. Декоративно-прикладное искусство имеет свой особый язык, который говорит с помощью рисунков, цвета. Н-р: в русском народном искусстве конь символизирует солнце, красный цвет –жизнь, белый цвет –чистоту.

С древних времен, времен принятия Крещения, в русской избе был так называемый Красный угол, который особенно украшали: для этого использовали богато вышитые полотенца-рушники.

Произведения ДПИ служат для оформления быта и интерьера, к ним относятся: одежда, ткани, фарфор, фаянс, художественное стекло, ковры, мебель, ювелирные изделия и т.д.


Рассмотрим несколько видов ДПИ, которые развиты в России:

  1. Узорное ткачество: с древних времен ткачество являлось исконным занятием женского населения на Руси. Из домотканного холста изготовленного на ткацком станке делали одежду, полотенца, простыни и ткали половики. Материалом для ткачества служили льняная, конопляная или шерстяная пряжа. Пряжу окрашивали ручным способом, использовали природные красители. Ткачество – сложный процесс. Ошибку здесь исправить нельзя, т.к. орнамент создается в процессе тканья.

  2. Еще одним распространенным видом творчества является вышивка.

Вышивка- это самый яркий, многообразный и увлекательный вид творчества. В старину вышивали по домотканному полотну счетными швами, т.е. по счёту нитей ткани и сквозными швами.

Одним из наиболее заметных видов вышивки является орловский спис, выполняли эту вышивку в основном красными нитями, иногда добавляя синий цвет. Этот вид вышивки был очень распространенный на Руси, но наиболее распространение получила в Орловской губернии. Для орловского списа характерны изображения животных и растений.

  1. Еще один вид ДПИ – кружевоплетение. Кружевоплетение как вид искусства появилось еще в 17 веке. А с 18 века кружева плели из серебряной нити и даже вплетали жемчужины. Этот вид искусства актуален сегодня особенно. Почему?

  2. Давайте вспомним еще один вид ДПИ – вязание. Впервые вязаные изделия появились в начале прошлого тысячелетия пр испанском королевском дворе.

Вязать можно спицами и крючком. Знаменитый на весь мир оренбургский пуховый платок, связанный из козьего пуха.

  1. Немного поговорим о росписи по дереву. Одним из самых известных промыслов является хохлома . Это роспись не только по посуде , но и по мебели


Слайд 6.Кто может дать определение? Декоративно-прикладное искусство – это…….

Ищем определение в дополнительной литературе, Интернете, учебник страница 149.


В кабинете оформлена не большая выставка работ. Вы можете увидеть работы мастеров – профессионалов и работы учеников школы. Все эти работы можно отнести к разным видам ДПИ.


Девочки, представьте, что вы работники музея и вам необходимо подписать виды ДПИ выставленных работ. Предложить разложить карточки с названиями ДПИ у выставочных работ (карточки с названиями ДПИ выданы на группу).

Во второй половине 19 века декоративно-прикладное искусство стало разделяться на категории по:

  • материалу, из которого изготовлены предметы – дерево, бумага, металл, текстиль и т.п.,

  • по технологии (методу) выполнения – резьба, вышивка, роспись, лепка и т.п.,

  • по применению – для игры игрушки, для приготовления и употребления пищи посуда или для отдыха мебель.


Слайд 7.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам:

  • служат для оформления интерьера, костюма,

  • обладают эстетическим качеством,

  • имеет художественную ценность.


Предлагаю подумать и ответить в конце урока.

ДПИ – это старинное или современное искусство?

Сегодня мы сделаем работы в группах. В конце урока выясним, можно ли их отнести к изделиям ДПИ.


Девочки заполняют таблицу, затем обсуждают и выдвигают свои предположения





Цель: Познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства.




Девочки отвечают.


Декоративно-прикладного искусство – (от латинского deco - украшаю) - раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными (полезными, практичными) и художественными функциями.



Дети раскладывают карточки с названиями ДПИ у выставленных работ.

Взаимопроверка.

Девочки обращают внимание, что у одного изделия может лежать две надписи.













Девочки пытаются определить характеристики ДПИ.






IVэтап. Первичное закрепление(Работа в группах)

Цель для учителя – развитие интереса учащихся на расширение знаний по теме урока.


Цель для учащихся – исходя из возникшей проблемы, наметить выход из затруднения, подготовиться к практической работе.


Слайд 8. Работа в группах.

Представитель группы вытягивает карточку со словом:

  • Батик

  • Декупаж

  • Пэчворк

  • Квиллинг

Получив карточку со словом,девочки затрудняются объяснить значение слова.

Вам предложены несколько видов ДПИ.

Для дальнейшей работы каждая группа должна понять, что за вид ДПИ вам предложен. И какие материалы понадобятся для работы.

Работа в группах.

Инструкция для групп на партах.

(смотри Приложение №1)





Затрудняются объяснить значение слова.

Ищут информацию в дополнительной литературе, Интернете.

Группа находит нужную информацию и берёт коробочки – раскладки.

Vэтап. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.Практическая работа

Цель для учителя – организация, координация работы в группах.


Цель для учащихся – выполнение практической работы. Подготовка представления работы.

Слайд 9. Практическая работа в группах

Тема: «Оформление брошки».

Время выполнения творческой работы 10 минут.


Девочки, сформулируйте цель практической работы.


Инструктаж вводный.

Инструктаж текущий.





Ваши сегодняшние работы могут украсить интерьер, одежду. Мы можем их отнести к изделиям ДПИ?


Вернёмся к вопросу «ДПИ – это старинное или современное искусство?».

Назовите виды ДПИ.



Работа в группах.

Распределяют обязанности работы в группе.



Цель практической работы: Выполнить оформление декоративной броши. Представить работу.


Выполнение практической работы.

Сбор информации для представления работы.

Представление работы по группам.


Ответы.


VI этап. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель для учителя – формирование у школьников самооценки, взаимооценки. Подведение итога урока.


Цель для учащихся – оцениваниесвоей работы и работы одноклассниц.

Оцените работу каждой группы по критериям.

Слайд 10. Критерии оценивания работы:

  1. Четко сформулировано понятие представленного ДПИ.

  2. Дана информация о применении данного ДПИ в современном обществе.

  3. Практическая работа выполнена аккуратно.

  4. Творческая работа смотрится завершённой.

  5. Работа в группе была хорошо организована.

Учащиеся оценивают представление и творческую работу своей группы и других групп.

Слайд 11. Как вы оцените работу на уроке?

Рефлексия. Продолжи фразу

Я узнала……

Мне было интересно………

Мне было трудно……..

Это мне пригодится (где?)……….

Цель урока (достигнута или нет?)…….

В будущем хочу научиться………..

Работают с оценочным листом (сдают учителю).


группы

критерии

Сумма баллов

(максимум 5 баллов)

1

2

3

4

5









самооценка























Отметка «5»

Отметка «4»

Отметка «3»





VII этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель для учителя – информирование учащихся о домашнем задании.

Цель для учащихся – записать домашнее задание.

Слайд 12.

Домашнее задание: На следующем уроке мы продолжим знакомиться с декоративно-прикладным искусством.

  • Параграф 24, ответить на вопросы, устно.

  • Страница 154, задание «Ищем в интернете» задание №1, №2 (на выбор) выполнить в тетради или в виде сообщения на листе А4.

Задание №1 – Найди информацию о народных промыслах твоего региона.

Задание №2 – Как в старину украшалась праздничная одежда.

Слайд 13.Закончим урок словами Николай Заболоцкий: Два мира есть у человека,

Один, который нас творил,

Другой который мы от века,

Творим по мере наших сил.

Желаю, чтобы Ваши два мира были всегда в гармонии. Желаю творческих успехов. Спасибо за урок!


Приложение №1.

Работа в группах:

  1. Вытяните задание для группы.

  2. Найдите информацию о данном виде ДПИ.

  3. Возьмите коробку – раскладку с материалами и заготовками, которые соответствуют описанию вашего виду ДПИ.

  4. Распределите обязанности в группе

виды работы в группе:

  • поиск информации,

  • изготовление броши,

  • отчет группы.

  1. Оформите предложенную заготовку – брошку в соответствии с выбранным видом ДПИ.

  2. Представьте выполненную работу.

  • Дайте характеристику выбранного вида ДПИ.

  • Расскажите об особенностях работы.

  • Расскажите где можно применить данный вид ДПИ.


Время выполнения творческой работы 10 минут.