СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе по теме «Порядок действий в вычислениях. Роль скобок как математического знака»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: формирование новых знаний, умений и владений способами деятельности

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе по теме «Порядок действий в вычислениях. Роль скобок как математического знака»»


С.Л. Холостенко , учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 имени А.С.Сергеева» г.Курска.

Урок в 5 классе по теме «Порядок действий в вычислениях. Роль скобок как математического знака»


Часть 1


Дата

Урок №30

Класс: 5

Предмет: математика

ОУ: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 имени А.С.Сергеева»

Тема урока: Порядок действий в вычислениях. Роль скобок как математического знака

Учебник : Е.А. Бунимович и др.

Место урока в системе уроков по теме (всего уроков на тему/номер урока по теме): 4/1

Тип урока: формирование новых знаний, умений и владений способами деятельности.

Базовые понятия , утверждения, алгоритмы, методы

Новые понятия , утверждения, алгоритмы, методы

Арифметические действия, математические знаки, действия первой ступени, действия второй ступени, порядок выполнения действий

Числовые выражения, значение числового выражения, роль скобок как математического знака

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

научится

Получит возможность научиться

научится

Получит возможность научиться

научится

Получит возможность научиться

применять правило расстановки скобок,

упрощать выражения со скобками

использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления.


уметь определять тему и цель урока, уметь отбирать необходимый материал из текста учебника, составлять алгоритмы действий, находить общее решение практической задачи.

делать выводы, сравнивать, обобщать, анализировать, планировать пути для достижения целей познавательной деятельности



Формировать учебную мотивацию, понимать необходимость приобретения новых знаний

Сравнивать,

обобщать, делать выводы, преодолевать посильные трудности, уважению друг к другу, умению вести диалог.

Технология обучения

Форма обучения

Метод обучения

Продуктивный

Беседа , самостоятельная работа поискового характера

проблемный

Средства обучения

Презентация, раздаточный материал, учебник.

Оборудование: доска, компьютер, экран, проектор

Источники информации:

для учителя

для учащихся

1.Математика. Арифметика.Геометрия.5 класс: Задачник / Е.А. Бунимович и др. 2-е изд., –М.: Просвещение, 2013.

2.Математика. Арифметика. Геометрия. Поурочные методические рекомендации. 5класс. (Сафонова Н. В.)


  1. Математика. Арифметика.Геометрия.5 класс: Тетрадь-тренажер / Е.А. Бунимович и др. 2-е изд., –М.: Просвещение, 2013.

  2. Математика. Арифметика.Геометрия.5 класс: Задачник / Е.А. Бунимович и др. 2-е изд., –М.: Просвещение, 2013

Цель урока:

Задачи урока:

предметная

деятельностная


Расширение понятийной базы за счет введения понятий « числовое выражение», «значение числового выражения», определять порядок действий, составлять, упрощать числовые выражения и находить их значения.



Формирование положительной мотивации к исследовательской деятельности

  • Организация осознанного вхождения учащихся в пространство учебной деятельности на уроке;

  • Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»;

  • Формулирование темы урока;

  • Построение детьми нового способа действий, формирование способности к его применению;

  • Формирование навыков применения правила расстановки скобок, упрощения выражений со скобками ;

  • Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности


Часть 2


Характеристика этапов урока

Этап урока,

время

Цель этапа

Формируемые УУД

Ф

О

У

Д

Деятельность учителя

Деятельность ученика



Продукт деятельности учащихся

Используемые на этапе СО

I. I. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент(1 мин)


Организация осознанного вхождения учащихся в пространство учебной деятельности на уроке;


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности


Ф

Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку

Слушают учителя, настраиваются на работу.


Прослушивание вступительного слова учителя

Доска презентация

II. Актуализация знаний(6 мин)


Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»


Познавательные:

применение предметных знаний;

выполнение учебных заданий.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено;

постановка учебной задачи на основе известного;

умение распознавать на слух вопросы и отвечать на них.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.



Ф


Организует повторение ранее изученного учебного материала, предлагая выполнить устное задание, обеспечивает тренинг мыслительных операций

.



Выполняют задания, закрепляют умения выполнять действия сложение, вычитание, умножение, деление, записывать выражения.







Отвечают на вопросы

Презентация

III. Постановка учебной задачи (9мин)

.

Формулирование темы урока.

Познавательные:

Умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, давать определения новым математическим понятиям.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли и знания с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: умение выделения новых понятий и знаний, способность формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата


Ф

Предлагает учащимся решить задачу, для решения которой у учащихся не хватает знаний.

Создает проблемную ситуацию анализ которой позволит сформулировать тему и цель урока.


Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, цель урока

Отвечают на вопросы,

формулируюттему урока

Доска

IV. «Открытие» учащимися новых знаний (10 мин)

.

Обсуждение необходимости введения нового знания

Познавательные: уметь получать новые знания с помощью анализа под руководством учителя.

Коммуникативные: тактичное реагирование на фактические ошибки и речевые погрешности в высказываниях одноклассников.

Регулятивные: умение анализировать собственную работу и

корректировать её результаты.


П

Организует учебное исследование в парах

, просит выдвинуть гипотезу по результату исследования,

организует работу по учебнику для доказательства гипотезы,

подводит итог исследовательской работы

Проводят учебное исследование.

Высказывают свое мнение, проводят само и взаимопроверку.

Формулируют выводы.

Работают с текстом учебника, сопоставляют собственные выводы с пояснениями учебного текста.

Подводят итог работы,

Выводят правило порядка выполнения действий.

Презентация

Учебник

доска

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.(7 мин)


Формирование навыка составлять числовые выражения, находить их значения,

упрощать используя правила.

Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия

И

Организует работу по решению заданий на применение нового знания с проговариванием в громкой речи. Контролирует выполнение задания.

Выполняют задание с проговариванием алгоритма вслух


Выполнение задания

Доска

учебник

VI.Физкультминутка(2 мин)


Сохранение здоровья.

Личностные:

Забота о своём здоровье

И

Контролирует проведение физкультминутки

Выполняют зарядку по видеозаписи


Физические упражнения

презентация

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(7 мин)

Включить «открытие» в систему знаний, повторить и закрепить ранее изученное

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму


Ф

И

Предлагает выполнить самостоятельную работу с последующей проверкой

Выполняют самостоятельную работу, сравнивают с эталоном, оценивают себя.

.

Выполнение самостоятельной работы

презентация

VIII Подведение итогов урока, дом. задание, рефлексия.(3 мин)


Осознание учащимися своей учебной деятельности на уроке. Самооценка результатов деятельности.

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений


Ф

И

Подводит итоги, задает вопросы.

Проводит рефлексию, задает домашнее задание.

Воспроизводят цель урока, полученное правило, записывают домашнее задание




Ответы на вопросы учителя

Доска, проектор





Часть 3. Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов


Деятельность ученика



Организационный момент


Включение в деловой ритм. Организует внимание, готовность к уроку

Приветствие учащихся.

Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть! Вы готовы начать работать? Нам сегодня понадобятся тетрадь, дневник, учебник, ручка, линейка, карандаш.

«Кто с детских лет занимается математикой,

тот развивает внимание, тренирует свой мозг,

волю, воспитывает настойчивость

и упорство в достижении цели…»



Подготовка класса к работе. Слушают, настраиваются на работу.


II. Актуализация знаний



Организует повторение ранее изученного учебного материала, делает акцент на основных учебных моментах.


Вступительное слово учителя:

- Какие арифметические действия вы знаете?

-Каждый свой урок мы начинаем с гимнастики ума - с устного счёта:

1.Задание Домино

25*3 68

121+24 75

4*17 30

360:12 145

54::18 214

364-150 3

2, Найди правильный ответ:

а)произведение чисел 18 и 3 равно

б) Вычисли:2м – 40см

в) Реши уравнение Х – 20 = 100

Х = …

  1. Найдите ошибки в решении
    примера:270+300*60-840:6=18130

Ребята, а как уживаются все действия в одном выражении? Необходим ли порядок выполнения действий? Назовите действия первой ступени, второй ступени

Отвечают на вопрос учителя.


Считают и сопоставляют ответ










Считают, ищут правильный ответ








Расставляют порядок действий и находят правильный ответ



Формулируют известные из начальной школы правила


III. Постановка учебной задачи

Создает проблемную ситуацию, решение которой позволит сформулировать тему и цель урока:


С помощью каких математических знаков записываются эти действия?

Как называется выражение, записанное с помощью чисел и знаков математических действий?

Какой ещё математический знак может содержать числовое выражение?

Каков порядок действий для нахождения значения числового выражения, содержащего скобки?



Для чего в математике необходимо уметь составлять числовые выражения?


Составьте все возможные числовые выражения по условию задачи № 169, оформив условие задачи.









Проблемная ситуация

Какие математические знаки вы использовали для записи числовых выражений?

Можно ли переставить или не писать какие- либо знаки в данных числовых выражениях?

Можно ли, наоборот, подставить в данные числовые выражения какие- либо знаки математических действий, чтобы значения числовых выражений не изменились?

Где нужно обязательно поставить скобки, а где их можно не писать? Можно ли упростить выражение, содержащее скобки, как это сделать?



Итак, как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока?

Цель урока

- Какая цель нашего урока?

- Что мы должны научиться делать на уроке?

Плюс, минус, точка, две точки Числовое Скобки Сначала в скобках, действия умножения и деления слева направо, действия сложения слева направо Для решения задач Работа у доски, в тетрадях Всего - 450 конвертов Таня – 46 конв. в час Подруга -42 конв. в час Работают одновр.-2 часа. Осталось -? конвертов. Решение: 450-(2٠46+2٠42) 450-2(46+42) 450-2٠46-2٠42


Минус, плюс, точка, скобки Нет


Да, скобки




-Если производим действие между числом и выражением

-В третьем выражении. В данном случае нельзя


Роль скобки



  • Сформулировать правило расстановки скобок

  • Научиться упрощать выражение со скобками


IV. «Открытие» учащимися новых знаний

.

Организует реализацию

цели урока,

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.


Для формулировки правил расстановки скобок проведем исследовательскую работу в парах.



Задача- исследование .

  1. Запишите выражение 420:6 +4•2 и найдите его значение.

  2. Вновь запишите данное выражение и расставьте в нем скобки всеми возможными способами.

  3. Найдите значения полученных выражений.

  4. Сравните значения полученных выражений со значением выражения 420:6 +4•2.

  5. Сделайте вывод о том, в каких случаях при расстановке скобок не изменяется значение числового выражения.

  6. Подумайте, какие скобки в математике считаются обязательными, а какие лишними.

Прошу выдвинуть гипотезу по результату исследования

Для доказательства нашей гипотезы обратимся к учебнику: стр. 53, пункт «О смысле скобок». Прочитайте этот пункт. Найдите в тексте слова, подтверждающие нашу гипотезу.

Вывод: В числовом выражении не обязательно выделять скобками: действия умножения и деления чисел; первое по порядку выполнения действие.


Работа в парах

420:6 +4•2=78


(420:6) +4•2=78

420:(6 +4)•2=84

420:(6 +4•2)=30

(420:6 +4)•2=148




420:6 +(4•2)=78




Формулировка гипотезы: при расстановке скобок не надо выделять скобками действия умножения и деления чисел и первое по порядку действие


Записывают вывод в тетрадь

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


Формирование навыка составлять числовые выражения находить их значения, используя правила.

Работа по учебнику.

Вычислить значение выражения:№159 (а,в)

А) на доске с пояснением; в) комментирование с места

Упрощение выражений, содержащих скобки. № 162 (а,в): «Упростите выражение, сняв скобки, которые можно не ставить, а затем найдите его значение.

а) на доске с пояснением,

в) комментирование с места.



А) 451 в)7909

А) 111 в)60


VI.Физкультминутка(2 мин)


Контролирует проведение физкультминутки

Учитель: Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали, а

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

Выполняют зарядку повторяя за учителем


VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


Организует первичную проверку усвоения материала

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

«Упростите выражение , убрав ненужные скобки, и найдите его значение:

  1. (11*11) –(30*4)

  2. (138+(60:2))-150

  3. 50-((4*12)-18)

  4. 15+(10*(120-70))


Решают , сравнивают с эталоном, оценивают себя.

  1. . 11*11 –30*4=121-120=1

  2. 138+60:2-150=138+30-150-18

  3. 50-(4*12-18)=50-(48-18)=50-30=20

  4. 15+10*(120-70)=15+10*50=15+500=515

4 правильных ответов –«5»

3 правильных ответа –«4»

2 правильных ответа–«3»

VIII. Подведение итогов урока, дом. задание, рефлексия.


Организует беседу по формулированию итогов урока беседу, связывая результаты урока с его целями, делает вывод.

Дает комментарий к домашнему заданию.

Организует рефлексивный момент урока

Что изучали сегодня на уроке?


Какое правило мы с вам сформулировали?


Для чего нужно это правило?


Домашнее задание

Стр. 53 № 159( б, г), 162 ( б, г), 164

Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то нарисуйте в тетради под классной работой улыбающийся смайлик


Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то нарисуйте в тетради под классной работой смайлик без улыбки


Если вы считаете, что вы не поняли тему сегодняшнего урока, то нарисуйте в тетради под классной работой грустный смайлик

Роль скобки Правило расстановки скобок в числовом выражении

Для правильного вычисления значения числового выражения




Рисуют смайлик
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!