СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе "Синтаксический марафон"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок обобщения и повторения после темы "Синтаксис"

Просмотр содержимого документа
«урок в 5 классе "Синтаксический марафон"»

«Синтаксический марафон»

(урок- соревнование)



Цели урока: 1) обобщить знания детей по разделу «Синтаксис»;

2) выяснить уровень усвоения знаний;

3) развивать навыки правильной постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях, способствовать интересу к занятиям по русскому языку.

Оборудование: проектор, компьютер, экран.

Приложение:

Ход урока



  1. Организационный момент

  2. Вводное слово учителя.

- Какой раздел русского языка изучает связи между словами, строение предложений? (Синтаксис).

- Что ещё изучает синтаксис? (Пунктуацию - постановку знаков препинания).

- Для чего нужна пунктуация? (Чтобы предложение стало более понятным, ярче выделилась главная мысль предложения).

- Что соединяет части предложения? (Интонация и союзы)

.

  1. Станция 1: Словосочетания»

- Мы начинаем наш «Синтаксический марафон». Только самый сильный, выдержанный спортсмен может пробежать марафонскую дистанцию в 42 км 195 метров. Но я надеюсь, что вы хорошие «спортсмены», и на «синтаксической» дистанции у нас не будет сошедших учеников. Итак, станция 1, посвященная словосочетаниям.

Задание: выписать из предложения все словосочетания.

Теплый ветер пролетает над полями и поднимает цветочную пыль.

(Ответ: ветер (какой?) теплый; пролетает (где?) над полями; поднимает (что?) пыль; пыль (какую?) цветочную - 4 словосочетания).

Вопрос «на засыпку»: Почему пропустили словосочетание ветер пролетает? (Это подлежащее и сказуемое).

IV.Станция 2: «Упорядоченная».



Задание: как изменить предложение, чтобы в нём был прямой порядок слов?

Быстро роняет берёзовый лес нарядный свой убор.

(Ответ: Березовый лес быстро роняет свой нарядный убор).

Дополнительное задание: разобрать это предложение синтаксически.

( Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., неосложн.)



V.Станция 3 «Остановочная».



Задание: расставьте правильно знаки препинания, чтобы получился текст.

Широка и глубока под мостом текла река под корягой под мостом жил в реке усатый сом он мечтал на дне часами шевелил во сне усами.

VI.Станция 4 «Собирательная».

Задание: составить предложение с однородными членами на тему «Транспорт» с обобщающим словом перед ними. Составьте схему этого предложения.

(Ответ: По улице мчатся машины: «Шевроле», «Лада», «Запорожец», «Волга»).

Дополнительное задание: как напишем названия машин? (в кавычках).

VII.Станция 5 «Избирательная».

Задание: выпишите из предложений только подлежащее и сказуемое.

  1. Сторож построил шалаш.

  2. Литература – учебник жизни.

  3. Три человека пробирались по лесу.

  4. Косой увидел рысь.

  5. Кто в этом домике живет?

(Ответ: Сторож построил. Литература – учебник. Три человека, косой, кто ).

VIII.Станция «Игровая».

Игра «Лото». Заполните пустые клетки в карточках названиями второстепенных членов предложения.

в)

Вагон

поставили

прибывший

?

Под разгрузку

а) б)

Учебник

дали


новый

Маше

?

Лиса

говорила

?

зайцу

Под кустом











IX.Станция «Конструктивная»

Задание: «Составь пару»

  1. Я хочу иметь собаку, но мама мне не разрешает. 1) [ ], и а но [ ].

  2. Встало солнце, запели птицы в лесу. 2) (союз), [ ].

  3. Если пойдёт дождь, мы не пойдём в театр. 3) [ ], [ ].

(Ответ: 1 – 1; 2 -3; 3 – 2).

X.Станция «Осложненная».

Задание: из простого предложения сделайте осложненное.

Мы бросаем птицам хлебные крошки.

(Ответ: 1) осложнить однородными членами;

2) осложнить обращением).

XI.Станция «Определительная»

Задание: найдите «третье лишнее».

  1. Собака лает, а кошка мяукает.

  2. Светит солнце, голубеет небо.

  3. Я люблю сказки, и мама часто читает их мне.

  4. (Ответ: «лишнее – 2 предложение. Оно бессоюзное сложное, а 1 и 3 предложения – сложносочиненные).

XII.Станция «Исправительная»

Задание: записать верно сложные предложения.

  1. Но дождь не лил, туча нависла над нами.

  2. Что грачи прилетели, всё мне снилось.

  3. Как делать кораблики, я читал в книге.

  4. (Ответ: переставить 2-ю часть предложений на место первой части).

XIII.Станция «Конечная».

Задание: отредактируйте текст.

Сыплет медленно снег белый на чёрную землю. Белым ковром земля покрывается . Но ляжет снег уже скоро ровной пеленой.

(Примерный вариант: Медленно сыплет белый снег на чёрную землю. Земля покрывается белым ковром. Но уже скоро снег ляжет ровной пеленой).



XIV.Итог занятия.

Дети меняются тетрадями (взаимопроверка). Учитель фронтально проверяет работы. Лучшие «марафонцы» получают отличные и хорошие отметки.

Слово учителя: Ребята, у каждого на парте лежат жетоны с изображением настроения. Покажите жетон, который отражает ваше настроение от нашего урока.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!