Класс: 6
Дата:
Тема: «Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным.
Цель: познакомить учащихся с повестью А. С. Пушкина «Выстрел»; раскрыть проблему повести, выявить своеобразие повествования событий; продолжить работу над воспитанием внимательного отношения к художественному слову.
Задачи:
Обучающие: довести до учащихся авторскую оценку поступков героев, идею произведения; развивать у учащихся умение анализировать произведение, сравнивать героев и их поступки; делать выводы.
Развивающие: развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности); формирование умений анализировать полученную информацию.
Воспитательные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к произведению, телевизор, кинофрагменты фильма по повести «Выстрел».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем наше знакомство с творчеством А.С.Пушкина и сегодня поговорим о повести «Выстрел» - это одно из произведений из цикла «Повести Белкина». Мы не просто ограничимся знакомством содержания повести, а попробуем выявить своеобразие произведения, раскрыть суть проблемы, описанной в повести и поговорим о характерах героев.
Рассказ об истории создания произведения.
Осень 1830 года. А.С.Пушкин провёл в селе Болдино Нижегородской губернии. Из-за вспыхнувшей холеры он был вынужден задержаться здесь.
Осень всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне»,- говорил он.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута- и стихи свободно потекут.
А.С.Пушкину пришлось прожить в Болдино три месяца. За это время он закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», поэму «Домик в Коломне», около тридцати лирических стихотворений, 2Повести Белкина», в которые входят: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня- крестьянка».
Материалом для них послужили в большинстве случаев некоторые предания. Воспоминания, житейские эпизоды, лично помеченные или бытовавшие в устной 9 а подчас и книжной) традиции».
- Почему «Повести» были изданы анонимно?
- Авторство повестей было приписано вымышленному лицу- Ивану Петровичу Белкину. Это придавало внешне не связанным между собой историям цельность и впечатление полной достоверности.
Вместе с тем использование распространённого в ту пору приёма литературной маскировки ограждало повествование о провинциальном быте от обвинений консервативной критики, пытавшейся обнаружить в новаторских произведениях Пушкина признаки ослабления его таланта.
- Кто же такой Иван Петрович Белкин?
4. Выявление первоначальных читательских впечатлений.
Беседа по вопросам:
-Кто является главным героем повести «Выстрел»?
-Кто рассказывает историю Сильвио?
-Прочитайте эпиграфы к повести, какова тема предстоящего повествования?
Иван Петрович Белкин от «недостатка воображения» записывал услышанные истории. «Выстрел» он услышал от подполковника И. Л. П. таким образом А. С. Пушкин хочет довести до читателей очень простую мысль: всё это было в жизни, всё достоверно. Но ситуации, в которые попали герои, книжные.
5. Просмотр кинофрагментов. Работа с текстом.
- Вы узнали Сильвио? Найдите в тексте детали, с помощью которых создан образ этого персонажа.
- Какой поступок Сильвио и почему не могли понять офицеры полка?
- Когда раскрылась тайна героя?
- За что Сильвио возненавидел нового товарища по полку?
- Кто виноват в состоявшейся дуэли?
Просмотр кинофрагмента (сцена дуэли Сильвио со своим обидчиком)
- Почему герой оставил выстрел за собой? Какой мыслью он был одержим? (подтвердите свои ответы эпизодами из текста)
- Рассказ разделяется на две части. Сильвио уехал в Москву, чтобы отомстить своему обидчику. (Просмотр кинофрагмента)
- Почему Сильвио сразу не воспользовался своим правом выстрела, а вновь предложил выстрелить графу?
- Ожидаема ли такая развязка повести?
- Могли бы вы представить себе, что Сильвио откажется от выстрела?
- Каким герой предстает в финале?
- Что победило в его душе?
6. Итоги урока.
- Каков финал произведения?
- Жизнь многообразна, её повороты не укладываются в привычные рамки литературных сюжетов. Она вмешалась в судьбы героев и всё расставила по своим местам: молодой офицер дослужился до чина подполковника, вышел в отставку и сделался помещиком средней руки, граф научился ценить семейное счастье, дуэлист Сильвио умер как герои.
- Как вы думаете, эти события действительно реальны?
Всё-таки А.С. Пушкин настаивает на том, что события эти реальны и если так, то оказывается, что интересна сама жизнь. Жизнь интереснее вымысла. А где же сам Пушкин, его точка зрения? Она в авторской иронии. Которой пронизан весь текст: «Приезд богатого соседа есть важная эпоха для деревенских жителей. Помещики и их дворовые люди толкуют о том месяца два прежде и года три спустя.» Такая система рассказчиков помогает автору представить события с разных точек зрения и помогает читателю увидеть изображённое событие с самых разных сторон, что вовлекает читателя в свободную и весёлую поэтическую игру, заставляет получить удовольствие от чтения этих историй, свободных от нравоучений.
7. Домашнее задание: Прочитать рассказы А.С. Пушкина «Повести Белкина», подготовить пересказ одного рассказа на выбор.