СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 6 классе по теме "Алгоритмы"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по информатике в 6 классе "Что такое алгоритм" разработан по учебнику Босовой Л.Л. и дает представление об основном понятии информатики - алгоритме, как инструменте решения многих задач. На уроке расказывается происхождение понятия "алгоритм", Приводятся примеры алгоритмов.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе по теме "Алгоритмы"»

Конспект урока информатики в 6-м классе

на тему " Что такое алгоритм"



Цели урока:

  • проверить качество усвоения учебного материала по теме «Человек и информация»;

  • сформировать представление об алгоритме как фундаментальном понятии информатики.

Основные понятия:

  • постановка задачи;

  • исходные данные;

  • результат;

  • алгоритм.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный

Тип урока: комбинированный

План урока:

  1. Орг. момент:

    • Приветствие.

    • План урока.

    • Число и тема урока.

  2. Повторение определений:

    • суждение;

    • умозаключение;

    • понятие;

    • обобщение;

    • анализ;

    • синтез.

  3. Проверка домашнего задания

    • РТ: №36-38.

  4. Новый материал:

    • О происхождении слова алгоритм

    • Примеры алгоритмов.

  5. Физкультминутка

  6. Практическая работа

  7. Работа в РТ и учебником.

  8. Итоги урока.

  9. Домашнее задание.


Оборудование и материалы:

  • учебник “Информатика и ИКТ 6” под ред. Л. Л. Босовой;

  • рабочая тетрадь “Информатика и ИКТ 6” под ред. Л. Л. Босовой;

  • презентация;

  • компьютерные тесты

  • кабинет информатики, проектор, компьютеры

Орг. момент.

Учитель: Здравствуйте! Садитесь.

Сегодня на уроке, мы, сначала повторим такие основные определения, как «суждение», «умозаключение», «понятие», «обобщение», «анализ», «синтез». Проверим домашнее задание, а затем познакомимся с понятием – Алгоритм. На компьютерах выполним Практическую работу №12. Откройте тетради, запишите число и тему урока: “Что такое алгоритм”.

Повторение.

Учитель: На прошлых уроках мы говорили о терминах «суждение», «умозаключение», «понятие», «обобщение», «анализ», «синтез». Вспомните, что они обозначают.

Во время повторения сначала выслушиваются ответы учащихся, а затем показываются правильные ответы на слайдах Презентации

1 вопрос: Что такое восприятие?

Ответ: Восприятие – это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств слайд№1 Приложения1

Учитель: 2 вопрос: Что такое понятие и что оно отражает?

Ответы: Понятие – это форма мышления. Понятие – отражает совокупность существенных признаков объекта слайд№2Приложения1

3 вопрос: Что такое анализ?

Ответы:. Анализ – это мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.слайд№3 Приложения1

4 вопрос: Что такое синтез?

Ответы: Синтез – это мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа слайд№3 Приложения1

5 вопрос: Что такое обобщение?

Ответы: Обобщение – это мысленное объединение однородных объектов слайд№4 Приложения1

6 вопрос: Что такое суждение?

Ответы: Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах, признаках или отношениях объектов слайд№5 Приложения1

7 вопрос: Что такое умозаключение?

Ответы: Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам получаем суждение – заключение слайд№6 Приложения1

Проверка домашнего задания.

Учитель: Дома вы должны были выполнить Задания №36-38 из РТ. Давайте проверим правильность их выполнения.

Результаты выполненного домашнего задания №36-37 сравниваются со слайдами №8-9 Приложения 1.

Задание №38 не являлось обязательным, поэтому рассуждения решения задачи выслушиваются у желающих.

Объяснение нового материала:

Учитель: Перейдем к новой теме. Вспомните правила сложения многозначных чисел. Пусть нам надо сложить числа 3502 + 121346.

Вопрос: Что нужно сначала сделать?

Ответ: Записать числа одно под другим.

Вопрос: А каким образом?

Ответ: Подписывать надо одно число под другим, так чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями… – так, чтобы соответствующие разряды были друг под другом Слайды №11-13

Вопрос: Откуда начинать сложение?

Учитель: Попробуйте найти ошибку при нахождении суммы чисел и объяснить её причину Слайд №14

Ответ: Сложение многозначных чисел столбиком надо начинать с единиц Слайд №15 Вопрос: По какому правилу складывать дальше?

Ответ: Если при сложении в каком-либо разряде получается число большее 9, то в данном разряде суммы пишем количество единиц получившегося двузначного числа, а к следующему более крупному разряду прибавляем единицу. Слайд №16

Учитель: Мы повторили правила сложения многозначных чисел столбиком.

Правила выполнения арифметических действий над целыми числами и простыми дробями в десятичной системе счисления впервые были сформулированы выдающимся средневековым ученым по имени Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми (в переводе с арабского это означает «Мухаммед, сын Мусы из Хорезма»), сокращенно Ал-Хорезми.

Ал-Хорезми стремился к тому, чтобы сформулированные им правила были понятны для всех грамотных людей. Достичь этого в веке, когда еще не была разработана математическая символика (знаки операций, скобки, буквенные обозначения и т. п.), было очень трудно. Но Ал-Хорезми удалось выработать в своих трудах такой стиль четкого, строгого словесного предписания, который не давал читателю никакой возможности уклониться от предписанного или пропустить какие-нибудь действия.

В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» — это автор правил, и стали сами эти правила называть алгоритмами. Постепенно «Алгоризми сказал» преобразовалось в «алгоритм гласит».


Таким образом, слово «алгоритм» происходит от имени ученого Ал-Хорезми. Как научный термин первоначально оно обозначало лишь правила выполнения действий в десятичной системе счисления. С течением времени это слово приобрело более широкий смысл и стало обозначать любые точные правила действий. В настоящее время слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики.


Рассказ о происхождении слова «алгоритм» сопровождается Слайдами №17-19

Учитель: Каждый человек в повседневной жизни, в учебе или на работе решает огромное количество задач самой разной сложности.

Некоторые из этих задач столь просты и привычны, что мы решаем их не задумываясь, автоматически, и даже не считаем задачами.

При этом решение даже самой простой задачи обычно осуществляется за несколько последовательных шагов.

К ним можно отнести такие задачи, как «Купить хлеб», «Собраться в школу», «Закрыть дверь на ключ» и пр.

При этом решение для алгоритма важен не только набор действий, но и порядок в котором они выполняются.

Учитель: Рассмотрим алгоритм «Получение кипятка», который составил злоумышленник. Исправьте в нем ошибки, чтобы при его выполнении не случилось беды. Слайды №24-№25


Затем вместе с учениками выводится определение понятия «алгоритм»

Учитель:

Алгоритм - это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату

Физкультминутка (музыкальное сопровождение)

Все ребята дружно встали,
На месте тихо зашагали,
Пальцы сжали и разжали,
Головою покивали.
Руки вверх потянули, потянули.
Отдохнули? - Отдохнули.

Практическая работа.

Учитель: Сядьте за компьютеры и выполните Практическую работу №12. Вы должны по продуманному алгоритму (идеи рисунка), нарисовать рисунок в любом графическом редакторе. Сохраните рисунок в своей папке.

Работа в рабочей тетради.

Учитель: Откройте ваши рабочие тетради и выполним вместе задания №4,5 Слайды №29- 33















Учитель: Откройте ваши учебники на стр.65 и выполните задание №4 Слайдов №34- 35



















Итог урока Слайды №33

  • Что такое алгоритм?

  • Что необходимо знать при разработке алгоритма?

  • Что важно при составлении алгоритма?

  • Кто может разрабатывать и исполнять алгоритмы?

Запишите домашнее задание в дневники: § 3.1, РТ: №1-3 (стр. 75-76), №6 (стр. 78)



Список использованной литературы:

  1. Учебник “Информатика и ИКТ 6” под редакцией Л. Л. Босовой, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г.

  2. Методическое пособие «Уроки информатики в 5-7 классах» Босова Л.Л. БИНОМ. Лаборатория знаний 2008 г.

  3. Рабочая тетрадь “Информатика и ИКТ 6” под редакцией Л. Л. Босовой, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г.


Источники иллюстраций:

  1. 1. Запах: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D1%85%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&pos=15&uinfo=sw-1178-sh-727-fw-953-fh-521-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fimage.tsn.ua%2Fmedia%2Fimages2%2F294x221%2FJan2011%2F383378064.jpg

  2. Дерево: http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE&pos=46&uinfo=sw-1178-sh-727-fw-953-fh-521-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fgallery.forum-grad.ru%2Ffiles%2F4%2F1%2F7%2F5%2F7%2Ffamily-tree-ideas-11_thumb.jpg

  3. Пистолет: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82&pos=25&uinfo=sw-1178-sh-727-fw-953-fh-521-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.dogswar.ru%2Fcache%2FLittle-Tom-21333039035_thumb_medium250_0.jpg

  4. Обобщение: http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B9%20%D1%8D%D1%82%D0%BE&pos=59&uinfo=sw-1178-sh-727-fw-953-fh-521-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwpcontent.answcdn.com%2Fwikipedia%2Fcommons%2Fthumb%2Ff%2Ff3%2FGeneralization_process_using_trees_PNG_version.png%2F220px-Generalization_process_using_trees_PNG_version.png

  5. Суждение: http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D1%81%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%20%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&pos=45&uinfo=sw-1178-sh-727-fw-953-fh-521-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fschool.xvatit.com%2Fimages%2Ff%2Ff6%2F2.27.12.12.jpg

  6. Шерлок Холмс: http://images.yandex.ru/yandsearch?p=4&text=%D1%83%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%20%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&pos=144&uinfo=sw-1178-sh-727-fw-953-fh-521-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.therabbithole.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2011%2F03%2F%25D0%25A8%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25BA-%25D0%25A5%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BC%25D1%2581.jpg

  7. Компьютер: http://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text=%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%20%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&pos=101&uinfo=sw-1178-sh-727-fw-953-fh-521-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fs18.rimg.info%2F0a07c171176665137d5164ff6c545650.gif

  8. Сложение чисел: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&pos=28&uinfo=sw-1178-sh-727-fw-953-fh-521-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fqiq.ws%2Fmedia%2Fnpict%2F1104%2Fbig%2Freshebnik_7_9_klass_1010313.jpeg

  9. Мухаммед аль Хорезми: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D1%83%D1%85%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D0%B4%20%D0%B0%D0%BB%D1%8C%20%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BC%D0%B8&pos=7&uinfo=sw-1178-sh-727-fw-953-fh-521-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fblog.pcmag.ru%2Ffiles%2Fimagecache%2Fbig_photo%2Fblogphoto%2F350x453.jpg

  10. Алгоритм «Моем руки»: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC&pos=8&uinfo=sw-1178-sh-727-fw-953-fh-521-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fskyclipart.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2010-10%2F1286898741_000111.jpg

  11. Алгоритм приготовления бутерброда: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B1%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0&pos=1&uinfo=sw-1178-sh-727-fw-953-fh-521-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwiki.iteach.ru%2Fimages%2F0%2F0c%2F154331_html_69d33e44.png

  12. Замок и ключ: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BA%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&pos=7&uinfo=sw-1178-sh-727-fw-953-fh-521-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fmediasubs.ru%2Fgroup%2Fuploads%2Faz%2Fazbuka-bloggera%2Fimage2%2F00YWMzLTl.jpg

  13. Чайник на плите: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%87%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%BD%D0%B0%20%20%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5&pos=20&uinfo=sw-1178-sh-727-fw-953-fh-521-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.bbc.co.uk%2Fworldservice%2Fassets%2Fimages%2F2009%2F07%2F08%2F090708172142_gas226.jpg

  14. Светофор: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%80%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&pos=2&uinfo=sw-1178-sh-727-fw-953-fh-521-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fzp.comments.ua%2Fimg%2F20121012173914.jpg

  15. Стиральная машина: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0&pos=19&uinfo=sw-1178-sh-727-fw-953-fh-521-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.mirbt.com%2Ffast%2Fgood_pics%2F49759.jpg

  16. Утята: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%83%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&pos=6&uinfo=sw-1178-sh-727-fw-953-fh-521-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fs16.radikal.ru%2Fi191%2F1011%2Fae%2F01754ab22df0.gif

  17. Сказка «Репка»: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0&pos=8&uinfo=sw-1178-sh-727-fw-953-fh-521-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2F900igr.net%2Fdatas%2Fskazki-i-igry%2FRepka.files%2F0010-010-Pozvala-koshka-myshku.jpg

  18. Малыш и Карлсон: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D1%88%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BB%D1%81%D0%BE%D0%BD%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&pos=3&uinfo=sw-1178-sh-727-fw-953-fh-521-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.aif.by%2Fmedia%2Fk2%2Fitems%2Fcache%2F886992efab837a1d37d7925c028b5d6a_XL.jpg

  19. Незнайка и его друзья: http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B7%D1%8C%D1%8F%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&pos=50&uinfo=sw-1178-sh-727-fw-953-fh-521-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fweb-lib.info%2Fuploads%2Fposts%2F1207150809_n.jpg

  20. Вини Пух и Пятачок: http://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text=%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BF%D1%83%D1%85%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%8F%D1%82%D0%B0%D1%87%D0%BE%D0%BA%20%D1%83%20%D0%9A%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0&pos=103&uinfo=sw-1178-sh-727-fw-953-fh-521-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fimg0.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F2%2F74%2F366%2F74366196_3352215_1305212770_winniepooh15.jpg

  21. Переправа через реку: http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text=%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%20%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7%20%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%83&pos=70&uinfo=sw-1178-sh-727-fw-953-fh-521-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fjokesland.net.ru%2Fflash%2Fpereprava%2Fpereprava.jpg

  22. В школе: http://images.yandex.ru/yandsearch?p=10&text=%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&pos=305&uinfo=sw-1178-sh-727-fw-953-fh-521-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fs6.rimg.info%2Fd135e27346dd0d887990f290b31ccd98.gif




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс