Тема урока: Требования к одежде.
Снятие мерок для построения чертежа выкройки юбки.
6 класс подготовила и провела: Расулова С С
Цель урока: ознакомить учащихся с эксплуатационными, гигиеническими и эстетическими требованиями предъявляемыми к одежде;
научить снимать и записывать мерки.
Задачи урока:
образовательные: ознакомить учащихся с требованиями к одежде; с мерками необходимыми для построения чертежа юбки;
Научить правильному измерению фигуры человека;
Развивающие: формирование логического мышления, умения анализировать, делать выводы;
Развитие навыков работы в группах.
Воспитательные: воспитание трудолюбия, аккуратности, чувства ответственности в выполнении практических приёмов и коллективной работы на уроке.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, сантиметровая лента, линейка, карандаш, учебный манекен, компьютер.
Наглядные пособия: таблица «Мерки для построения чертежа юбки»,
чертеж выкройки юбки, готовая юбка.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку, организация рабочих мест учащихся.
Сообщение темы и целей урока.
2. Основная часть
На прошлом уроке мы рассмотрели классификацию одежды.
--Давайте вспомним, что называется одеждой?
1. Одежда – это совокупность предметов, которые облекают тело человека. Одежда защищает человека от неблагоприятных условий климата или погодных явлений.
--Для чего она была необходима?
Конечно, прежде всего человек придумал одежду из чувства стыдливости, но и так же из желания украсить себя.
Одежда должна быть удобной в носке и красивой, чтобы человек чувствовал себя естественно, уверенно и комфортно. Также одежда должна быть прочной и соответствовать размерам и форме человека.
--Какие требования к одежде вы знаете?
К различной по назначению одежде предъявляют различные требования. К основным требованиям относят эстетические, гигиенические и эксплуатационные.
Эстетические требования к одежде
Эстетические требования заключаются в том, чтобы одежда была удобной, красивой и соответствовала моде, чтобы цвет, фасон и в целом стиль одежды создавали гармоничный облик.
Гигиенические требования к одежде
Гигиенические требования предъявляются к одежде для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека. Гигиеничность одежды выражается в гигроскопичности, воздухопроницаемости, достаточных теплозащитных свойствах. Одежда должна обеспечивать человеку свободу движений, не мяться, легко надеваться и сниматься.
Эксплуатационные требования к одежде
В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. Например, при движении человека одни участки одежды растягиваются, другие -- сжимаются, и изделие носить уже нельзя. Длительность эксплуатации изделия зависит от условий его носки, свойств ткани и качества.
У вас на столе карточка, установите соответствие между группами требований к одежде и их свойствами (соедините стрелками).
Проблемная задача. Учитель предлагает двум ученицам выйти к доске и примерить юбки. Учащиеся видят, что на одной девочке юбка сидит хорошо, а другой она велика. Какие требования к одежде были нарушены при изготовлении этих изделий?
Ответ: Были нарушены эстетические требования, не были учтены особенности телосложения человека.
Проблемная задача. Представьте себе, что вам нужно посетить ателье, и вы хотите сшить себе юбку. Как вы думаете, с людьми, каких профессий вам предстоит встретиться и какие события вам предстоят. Обсудите ответы.
Обсуждение в парах и группах.
Предполагаемые ответы учащихся. В ателье работают люди разных профессий: швея, закройщик, приёмщик заказов. При оформлении заказа необходимо подобрать модель изделия и снять мерки с фигуры заказчика.
--На какие виды по способу эксплуатации делят одежду?
По способу эксплуатации все виды одежды разделяют на поясные и плечевые. Сами названия говорят, что плечевые это изделия, которые держатся на плечах: платья, блузки, жилеты, халаты и др.; поясные – на талии, там, где должен быть пояс. Это – юбка, юбка – брюки, шорты, брюки.
Одним из самых распространенных изделий поясной женской одежды является юбка.
Юбку носят в комплекте с блузкой, жилетом, жакетом, она может служит частью пальто. Форма юбки много раз менялась в течении веков.
Причудливая мода делала юбки то шире, то уже, со шлейфом и без него, на каркасе из китового уса или проволоки, со складными каркасами, что бы модница могла проходить в узкие двери и садиться в карету.
К концу ХIХ века женская одежда была упрощена. В повседневном костюме женщины все больше места занимает ансамбль – блузка и юбка. Юбка становится самостоятельным поясным изделием.
--И так, мы определили круг вопросов с которыми нам придется работать сегодня на уроке.
--Давайте составим алгоритм по которому будем шить изделие.
--Составим план работы над изделием.
1.Снятие мерок.
2.Конструирование юбки. Построение чертежа.
3. Моделирование изделия.
4. Раскрой юбки.
5. Выполнение поузловой обработки.
Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру.
Для того что бы юбка хорошо сидела на фигуре, соответствовала размеру и росту человека, необходимо правильно снять мерки и построить чертеж выкройки. Вам понадобится сантиметровая лента, шнурок для опоясывания фигуры на талии, карандаш, бумага.
Вопрос для повторения:
- Какие правила следует соблюдать при снятии мерок?
Ответы:
А) мерки снимают по правой стороне.
Б) Талию предварительно опоясывают шнурком.
В) измеряемый должен стоять прямо, без напряжения.
Г) мерки длины записывают полностью, мерки ширины и обхватов записывают в наивысшем размере.
3. Практическая работа
Мерки, необходимые для построения чертежа юбки, их условные обозначения, правила измерения описаны в инструкционной карте.
В последней колонке таблицы приведены значения мерок для девочек старшего школьного возраста. В своих рабочих тетрадях учащимся необходимо записать свои мерки. Снимите мерки друг с друга для построения чертежа юбки.
Прибавки на свободное облегание
Совершенно очевидно, что если размеры одежды будут в точности равны размерам тела человека, то он просто не сможет надеть ее.
Необходимо прибавлять неопределенную величину (прибаку) на свободное облегание к измерениям, что делает одежду удобной в носке и достаточно свободной.
При конструировании прямой юбки прибавки дают к полуобхватам талии и бедер.
Прибавки при конструировании юбки:
По линии талии – Пт = 1,0см
По линии бедер – Пт = 3,0 см
Целевой обход учителя
Учитель следит за правильностью снятия мерок, помогает исправить неточности, даёт дополнительные пояснения. Обращает внимание учащихся, что большинство из них имеют одинаковые размеры полуобхвата талии и бёдер, а мерки длины имеют существенные различия: чем выше ученица, тем больше длина изделия.
4. Подведении итогов:
- проверить правильность снятых мерок;
- Оценить самостоятельную работу учащихся.
5. Домашнее задание.
Знать назначение мерок, обозначение мерок, их назначение для построения чертежа юбки.
Принесите масштабную линейку (М 1:4), карандаш, резинку, циркуль.