Урок в 6 классе. Культура народов Востока.
Традиционные искусства и ремёсла, литература (на примере Индии и Китая).
Интегрированный урок история + математика. Презентация.
Цели: 1. Познакомить учащихся с важнейшими достижениями средневековой культуры Индии и Китая;
2. Продолжить формирование умений давать оценку отдельным явлениям культуры, их художественной и духовной ценности, логически мыслить, давать отзыв на ответы других учащихся;
3. Воспитывать в детях чувство прекрасного, чувства уважения к тем людям, которые создавали шедевры мировой культуры.
Оборудование: компьютер, проектор. Таблицы, презентация.
Оформление доски: тема урока, новые слова, карта Востока.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний по теме урока.
Проверка домашнего задания:
1,2. Подготовка устного ответа по карточкам:
А) Китай б) Индия (2 чел.)
3. тест (4 чел.)
3. Работа с классом. «Выскажи своё мнение»
А. В XIII веке на северной границе Китая появились племена монголов, подумайте, какие последствия имели завоевания монголов?
Б. Вы знаете, что в конце IX века на северо – востоке Китая началось крестьянское восстание под руководством торговца солью Хуан – Чао. Назовите причины восстания.
В. В XIII веке на севере Индии образовалось государство со столицей Дели – Делийский султанат, а в XIV веке оно уже распалось. Почему это случилось?
4. Переход к новой теме.
Мы повторили основные моменты из истории средневекового Китая и Индии, а сейчас познакомимся с самобытной культурой народов Востока в средние века на примере этих стран.
Задача: как эти достижения повлияли на развитие культуры в других странах.
Тема урока записывается в тетради. Знакомятся с планом урока (написан на доске).
Давайте вспомним, каких успехов достиг китайский и индийский народ в развитии культуры в древности. Чтобы не заблудиться в далеких путешествиях китайцы изобрели компас, научились выращивать чайные кусты – высушенные листочки заваривали кипятком и этот напиток пили как лекарство. В Индии из сахарного тростника получали сахар, придумали шахматы и игру в шахматы. Также народом этих стран были изобретены: порох, бумага, арбалет и многое другое.
Теперь из древности отправимся в средневековье.
Вам было дано задание, дома вклеить в тетради шаблон контурной карты Индия и Китай.
По ходу урока вы будете их заполнять.
Переходим к выполнению нашего плана. Китай славился производством шелка, процесс производства держали в секрете. В быту из шелка шили одежду, зонты. Для флота - паруса, для музыкальных инструментов - струны. На шелке вышивали, писали картины тушью. (делаются первые записи)
Еще упорнее оберегался секрет получения фарфора, даже в самом Китае лишь немногие знали из чего и как делается фарфор. Мастера говорили: «фарфоровая посуда должна быть блестящая, как зеркало, тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день.
В Индии ювелиры делали золотые и серебряные сосуды, умели шлифовать драгоценные камни, создавать изделия из слоновой кости, украшения из жемчуга.(слайд 1)
Эти достижения не только имели возможность удивлять людей, но и способствовали развитию торговли с другими странами.
Работа с учебником. Комментированное чтение. (изобретения)
Историки утверждают, что китайцы научились печатать книги раньше европейцев. Так ли это? Каким образом это происходило, и какие еще новшества появились в средние века вы узнаете, работая с учебником. Стр. 247, 248. (читают и комментируют).
вырезались иероглифы на деревянных досках, изобретен разборный шрифт - стала выходить газета «Столичный вестник». В военном деле произошли изменения благодаря изобретению пороха. Появились ружья из бамбуковых трубок и металлические пушки.
Вопрос. Многие изобретения восточных умельцев, лишь спустя несколько столетий стали известны в Европе. Чем вы это объясните? (очень оберегали свои изобретения, старались сохранить в тайне секреты их изобретения).
2. Средневековые Индия и Китай продвинулись дальше европейцев в ряде отраслей наук, особенно астрономии и математике. Об этом вам расскажет Литвиненко Л.В.
Больших успехов достигло развитие медицины. Врачи хорошо знали лечебные свойства растений - использовали их в виде отваров, настоек. Разбирались в строении человеческого тела, делали прививки от страшной болезни - оспы, знали более 200 медицинских инструментов.
Не зря сказал поэт: Восток все страны мира превзошел,
Во всех искусствах до вершин дошел.
(слайд)
Эмблемой Китая стал храм Неба. В яркий солнечный день его вид напоминал золотое мерцающее море. Храм посвящен религиозным культам, связанным с получением урожая, в которых почитались Небо и Земля. Архитекторы строили пагоды – буддийские храмы в виде многоэтажных башен из дерева, камня, бронзы и железа. (слайд)
Архитектура Индии так же удивительна и разнообразно. Сначала храмы высекали в скалах и горных пещерах. С VII- VIII в. Храмы стали возводить в виде огромных башен, стены храмов украшали фресками, резьбой.
Всемирную известность приобрел мавзолей Тадж – Махал в городе Агра, за необычайную красоту его называют «жемчужиной Индии» там похоронена любимая жена монгольского императора (слайд.)
И все же главным видом искусства в средневековом Китае была живопись. Картины писали красками или тушью на длинных шелковых или бамбуковых свитках. Изображали пейзажи - их называли « горы и воды», а также писали плоды, цветы, зверей, птиц – такие картины называли «цветы и птицы»
Через природу художники передавали настроение, чувства. Во времена Великих Моголов достигла расцвета индийская живопись. Художники украшали яркими миниатюрами книги древних легенд, сборники сказок.
Сообщение о литературе . Получено задание предварительно.
Закрепление.
Проверка заполнения шаблонов в тетрадях.
Задание №1. Найди лишнее.
Дано 5 слов. Бумага, компас, порох, письменность, фарфор.
Вывод: Культура стран Востока оказала большое влияние на развитие культуры других стран
Рефлексия . Подведение итогов урока.