СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 7 классе "Монолог и диалог"

Категория: Русский язык
Тема: 7. Текст

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок в 7 классе "Монолог и диалог"»

УРОК В 7 КЛАССЕ «МОНОЛОГ И ДИАЛОГ»

ЦЕЛИ УРОКОВ:

  • познакомить детей с новыми видами текста: диалог, монолог;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения;

  • развивать монологическую речь учащихся;

  • воспитывать интерес к предмету.


Урок 1 МОНОЛОГ

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока, целей, задач.

1. Беседа с классом.

– Какая наука изучает законы языка? (ЯЗЫКОЗНАНИЕ)

– Из каких разделов состоит грамматика? (СИНТАКСИС И МОРФОЛОГИЯ)

– Что изучает морфология? (ЧАСТИ РЕЧИ)

– Какие части речи относятся к самостоятельным, какие – к служебным?

– Что изучается в синтаксисе? (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

– Что такое пунктуация?

2. Тексты хранят информацию. Сегодня на уроке познакомимся с тем, какие бывают тексты, как в них хранится информация. Итак, тема сегодняшнего урока “Диалог и монолог”.

Что же обозначают эти понятия? Попытайтесь найти информацию пользуясь “Толковым словарем”.

(учащиеся самостоятельно работают со словарем)


Диалог (в переводе с греческого – разговор, беседа) – это разговор двух или нескольких человек на одну тему.

Диалог отличается от прямой речи тем, что он не вводится в текст словами автора. Для диалога характерны краткие высказывания (реплики), преобладание простых предложений. Большую роль в диалоге играют интонация, внеречевые средства (мимика, жесты).

На письме реплика каждого собеседника пишется с красной строки, перед ней ставится тире.


Монолог (в переводе с греческого – один, речь) – это ряд высказываний на определенную тему, речь одного лица, адресованная одному или нескольким лицам.

В отличие от диалога, монологическая речь характеризуется развернутостью, наличием распространенных синтаксических конструкций.

Вывод: диалог и монолог – слова греческого происхождения, обозначают вид текста в зависимости от того, происходи или не происходит смена говорящих.


III. Закрепление материала.

- Закончите мое предложение: “Я начинаю разговор, ты … (продолжаешь)”.
- Мы обмениваемся высказываниями, … (репликами) – новое слово. Это - … (диалог).
- Рассказываю о том, что со мной произошло. Ты только слушаешь. Это - … (монолог).
- Рассмотрите рисунки. Расскажите, под какими ты бы написал “монолог”, а под каким “диалог”?





- В каких ситуациях обычно возникает диалог?
- С кем ты чаще ведешь диалоги и на какие темы?
- С какими людьми приятно вести диалог, а с какими не очень?


IV. Получение нового знания о монологе

Формирование знаний о видах монолога.

Для всех функциональных стилей речи приемлем монолог, но в каждом из них он проявляется в виде разных монологических жанров.

Заполнение таблицы:

Стиль текста

Жанры монолога

научный

рецензия

статья


разговорный

письмо

рассказ


публицистический

очерк

заметка

обозрение

официально-деловой

справка

закон

отчет


Монологи бывают различных видов: Монолог – описание. Монолог – рассуждение. Монолог – повествование.

  • Монолог-описание имеет цель всесторонне охарактеризовать предмет речи через перечисление его признаков.

  • Монолог-повествование передает временную последовательность событий, характеризуется изменением обстановки, поведения действующих лиц, логическими переходами от одного действия, состояния к другому

  • Монолог-рассуждение представляет собой процесс получения нового знания о предметах, событиях, явлениях и сообщения этого знания в форме вывода.


V. Закрепление знаний на практике

Формирование умений распознавать виды монолога. 

- Определите виды следующих монологов:

Однажды хозяйка отлучилась из дома, и вдруг пошел сильный ливень. Она бросилась домой, боясь, что цыплята погибнут. Прибежала и видит: двор залит водой, а цыплят нигде нет. Бегает, ищет, волнуется. Потом видит в будке пес лежит по грудь в воде, а на нем копошатся желтенькие комочки-цыплята.

Юный друг! Учись с детства осязать и ощущать природу, постигать ее мудрую грамоту. Знание законов природы поможет тебе по закату солнца и по гомону и полету птиц угадать погоду.

Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

Обобщение.

  • Соедините пары из разных столбцов. Объясните свой выбор.

Монолог-описание

Учитель на уроке рассказывает про новую ракету.

Монолог-повествование

Обращение писателя в начале книги.

Монолог-рассуждение

Рассказ одноклассника о походе в зоопарк.


VI. Рефлексия

-Всё ли оказалось понятно в этой теме?

-Что такое монолог и какие его виды выделяются?


VII. Домашнее задание. Творческая работа (задание по выбору)

1 Написать письмо другу.

2 Написать рецензию на произведение из школьной классики.

3 Подготовить монологическое высказывание на тему: «Почему так важен сегодня Интернет для российского образования».




УРОК 2. ДИАЛОГ

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока, целей, задач.

- Прочитаем текст. Притча о доброте.


На улице человек увидел бедного ребенка. Тот хотел есть и дрожал от холода. Человек разозлился и обратился к Богу:

- Почему ты позволяешь это? Почему ты ничего не предпринимаешь?

Неожиданно раздался голос с неба:

- Я кое-что предпринял: я послал тебя.


- Как вы понимаете смысл притчи?

- Какой вид речевого общения положен в основу притчи?

- Верно, диалог. Таким образом, мы можем определить тему нашего занятия: «Диалог на заданную тему».

Исходя из темы урока, давайте определим его цели и задачи.

Цель: повторить изученное о диалоге.

Задачи:

- дать определение основному виду речевого общения;

- назвать его основные черты;

- вспомнить основные правила ведения разговора, диалога;

- повторить правила оформления диалога на письме;

- применить полученные знания при выполнении практических заданий;

- подготавливаться к устному собеседованию.


- Полученные знания вам нужны только для выполнения заданий по русскому языку?

(Речь человека – основное средство общения. В общении самое важное – быть понятым окружающими, а для этого необходимы полученные знания. Владение хорошей речью – это одно из достоинств человека.)

- Для решения учебных задач наше занятие проведем как практикум. Ваши знания и умения позволят с ними справиться.


III. Получение знаний по теме урока.

- Прочитайте отрывок из произведения


- Вы отправили в школу эту посылку. Я знаю, вы.

- Почему ты решил, что это я?

- Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает.

- Как! Совсем не бывает?! - Она изумилась так искренне, что выдала себя с головой.

- Совсем не бывает. Знать надо было.

- Действительно, надо было знать. Как же это я так?! Совсем, говоришь, не бывает? Что же у вас тогда бывает?

- Горох бывает. Редька бывает.

- Горох… редька… А у нас на Кубани яблоки бывают. Ох, сколько сейчас там яблок. Я нынче хотела поехать на Кубань, а приехала почему-то сюда. А макароны эти ты возьми…

- Не возьму, - перебил я ее.

 

Вопросы к тексту.

- Из какого литературного произведения взят данный отрывок?

- Кто его автор?

- Кто из героев этого рассказа вам запомнился? Почему?


- Так что же такое диалог? (словарная работа) Какие слова-синонимы можно подобрать к этому слову?

Составление кластера «Диалог».

Диалог (в переводе с греческого – разговор, беседа) – это разговор двух или нескольких человек на одну тему.

Диалог отличается от прямой речи тем, что он не вводится в текст словами автора. Для диалога характерны краткие высказывания (реплики), преобладание простых предложений. Большую роль в диалоге играют интонация, внеречевые средства (мимика, жесты).

На письме реплика каждого собеседника пишется с красной строки, перед ней ставится тире.


- Существуют ли правила ведения диалога?

- Как строится диалог? Вспомним об особенностях знаков препинания при диалоге и прямой речи. (Схема) 

 

IV. Физкультминутка - диалог.

- Как живёшь?

- Вот так!

- Как идёшь?

- Вот так!

- Как бежишь?

- Вот так!

- Ночью спишь?

- Вот так!

- Как берёшь?

- Вот так!

- Как плывёшь?

- Вот так!

- Как шалишь?

- Вот так!

- Как грозишь?

- Вот так!


V. Первичное проверка понимания изученного материала.

- Запишите диалог, расставляя знаки препинания.

Нет, заявил я, так я не играю. Зачем вы мне подыгрываете? Это нечестно. Но я действительно не могу их достать, стала отказываться она. У меня пальцы какие-то деревянные. Можете. Хорошо, хорошо, я буду стараться.

 

Взаимопроверка по образцу в парах


VI. Закрепление материала.

Задание. Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице.

 

ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО

ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО

ДО СВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА

ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП

 

Составьте диалог с использованием слов вежливости. (3 мин. + проверка)


Ученики читают, указывают слова вежливости: «извините, пожалуйста», «спасибо», самостоятельно составляют подобные диалоги. 


- Ребята, вы большие молодцы справились со всеми заданиями.


VII. Рефлексия

Все ли вспомнили? Все ли было понятно?


VIII. Итог урока.

Ребята, возвращаясь к теме нашего урока и притче, которая прозвучала для вас в начале урока, будьте внимательны друг к другу, будьте добры, умейте общаться, выстраивайте конструктивные диалоги, дружеские отношения.


IX. Домашнее задание. 

Составить вопросы для интервью, чтобы предложить ребятам на следующем уроке:

1 ряд – тема «Праздник», 2 ряд – тема «Спорт», 3 ряд – тема «Школа»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!