ИЗО 7-й класс конспект .ТЕМА УРОКА.Город сквозь времена и страны. Образ - стилевой язык архитектуры прошлого.
Дата:
Цель урока: Обобщить знания об истории архитектуры и дизайна. Повторить пройденное об архитектуре разных народов и эпох: архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом.
Задачи урока:
Ознакомить ребят с образно-стилевым языком архитектуры.
Расширить кругозор учащихся новыми знаниями об архитектуре.
Развить чувства прекрасного, ибо красота спасет мир.
Вызвать стремление бережного отношения к памятникам культуры и искусства, созданные многими поколениями.
Планируемые образовательные результаты
Предметные ууд-понимать значение архитектурно-пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города;
Метапредметные ууд- уметь рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох: античном, готическом, романском, ренессансе, барокко, классицизме;
Личностные ууд- создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе; • развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности
I. Организационный момент..Сообщение темы и цели урока.
Ход урока
1. Вводное слово учителя, сопровождающее беседой с учащимися.
Наша страна - это большой дом. А дома, как и люди, имеют свою историю. Сегодня мы совершим путешествие в историю развития архитектуры,
Отгадайте загадки
В ней польза, красота, структура. Строить, украшать дома задача искусства…
Каменная летопись мира - …
Отгадайте загадки
В ней польза, красота, структура. Строить, украшать дома задача искусства…
Каменная летопись мира - …
Архитектура - это огромная книга на страницах которой отражены эпохи жизни человечества
- Что такое стиль в архитектуре, искусстве?
Что же такое СТИЛЬ ? ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ-
Слово « стиль» произошло от греческого «стилос», что означает палочка для письма по воску. В стиле и «прописан» высший духовный смысл эпохи.
Под стилем подразумевается характерный почерк художников-архитекторов, дизайнеров
Стиль – это совокупность признаков, характеризующих искусство определённой эпохи
- Сформулируйте цели урока.
Цели урока:
Обобщить знания об истории развития архитектуры, формировать представления об особенностях архитектурно-художественных стилей различных эпох и стран;
Научить учащихся передавать графически образ материальной культуры;
Научить учеников классифицировать исторические особенности конструкции и декора архитектурных построек;
Развивать художественный вкус на основе ознакомления с архитектурными стилями прошлого
Канонический
4тыс. до н.э. 332 г.н.э.
Сверх человеческие размеры, устойчивость, строгая симметрия, «колличественность», геометризм форм, грандиозность.
Архитектура увековечила обожествлённую власть фараона и веру в загробную жизнью.
(пирамиды в Гизе, ансамбль храмов в Карнаке)
ордерная система ( дорический, ионический, коринфский ордена) 8 век до н.э.- 5 век н.э.
Этот стиль выработался в Античности: Древней Греции, Риме.
Главное достижение греческих зодчих- создание ордера. Гармония, лёгкость, простота, практичность, торжественность.
(Афинский акрополь, римский колизей )
Романский 11- 12 в.в.
Массивность, тяжеловестность, крепостной характер.
Толстые стены, узкие окна- бойниц в монастырях, базиликах и замках.
Главный элемент композиции замка - донжон. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров.
(Соборный ансамбль в Пизе, Собор в Вормсе)
Готический 13 - 14 в.в.
Конструктивной основой становится каркас, появляются огромные проёмы, заполненные витражами. Вытягиваются и принимают стрельчатую форму арки и порталы. Лёгкость, ажурность, невесомость, устремлённость вверх к небу, к Богу.
(собор Парижской Богоматери, собор в Реймсе, в Кёльне )
Древне - русский 9 - 17 в.в.
Величавая простота, праздничность, нарядность, декоративность, многоглавие.
Ренессанс («возрождение») 13 - 17 в.в.
Симметрия, уравновешенность, геометрическая правильность форм. Важное достижение - создание новой архитектурной формы - этажа.
Окна трактуются как глаза здания, фасад - как лицо здания; т.е. снаружи выражается внутреннее архитектурное пространство.
( храм Санта - Мария дель Фьоре , Купол собора св.Петра. Рим )
Барокко 17 век
Причудливый, динамичный,
богато декорированный, скульптурный, создание парков, ансамблей, здания богато украшены лепниной, живописью, скульптурой.
(Ансамбль собора Св. Петра в Риме) Царскосельский дворец (Екатерининский дворец) Эрмитаж (Зимний дворец)
Классицизм 17 - 19 в.в.
«Классиус» - образец. Стиль абсолютных монархий, спокойное величие и благородная простота, строгий ритм, симметрия, нарядность, торжественность, строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов.
(дворцовый ансамбль Версаля в Париже) Санкт-Петербург: стрелки Васильевского острова Петергофский дворец Казанский собор
Рококо 18 век
«Рокайль» - раковина. Утончённость, роскошь, декоративность, орнамент в виде раковины. Мелкая деталировка формы, насыщенная структура декора в интерьерах, сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом.
(дворцовые интерьеры Зимнего дворца, Смольный собор)
Ампир 18 век
Стиль империи эпохи Наполеона: строгость, чёткость линий, сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмблематики. Увлечение строительством различного рода триумфальных арок, памятных колонн, обелисков. Важными элементами декоративного убранства зданий становятся портики. В отделке интерьеров часто используются бронзовое литье
(Арка Звезды в Париже
здание главного штаба в Петербурге )
Модерн 19 -20 века
Ассиметрия, смягчённые обтекаемые формы, изгибающиеся линии орнамента, внешняя декоративность. использование новых технологий (металл, стекло). Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка,
даже дверные ручки —
все тщательно проектировалось
в едином стиле
( Дом Бальо (1906, арх. Антонио Гауди
Ярославльский вокзал в Москве)
Современный (конструктивизм, эклектика, органика, хай-тек ) 20 век
Конструктивизм- конструирование окружающей среды, использование возможностей новой техники, таких материалов, как металл, стекло, дерево.
Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту новых предметных форм
(Московский планетарий; Эйфелева башня Г. Эйфель Франция)
Эклектика
Секрет эклектики заключается в смешении двух-трёх стилей и объединении их за счет
в Москве)
"Органическая архитектура"
Утверждение необходимости и приятности для человеческого глаза гибких природных форм, соединения архитектурных сооружений
с природным окружением.(Оперный театр, Австралия, Сидней )
"Хай-тек" ("хайтек")
Максимальная функциональность. Демонстративное использование технических форм – ярко окрашенных открытых труб, воздуховодов, элементов инженерного оборудования, металлических конструкций
Конструкциям присущи: строгость и простота, прямые линии, простые геометрические формы. Декор спокойный. В цветовой гамме преобладает однотонность. Много металла и стекла.
Центр Помпиду в Париже – музей современного искусства
- Достаточно ли знаний, полученных на уроке, для того, чтобы хорошо разбираться в архитектурных стилях? - Какие современные сооружения, виденные вами, произвели на вас наибольшее положительное или отрицательное впечатление? Что вы можете сказать об их стиле?
- Выполните графически эскиз здания,
способного удивить своей конструкцией и формой или сделайте графическую зарисовку исторического здания, сооружения
Рефлексия урока
- Какие запомнили архитектурные стили?
-Чем отличается романский стиль от готического?
- Есть ли в нашем посёлке Шумячи базилика?
- Какие стили соединились в здании собора Святого Петра в Риме?