СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 7 классе по теме "Наречие" в свете системно-деятельностного подхода

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                                     

Просмотр содержимого документа
«Урок в 7 классе по теме "Наречие" в свете системно-деятельностного подхода»

Урок русского языка в 7 классе по теме: «Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению»



Тема: Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель и задачи: углубить и расширить знания учеников о наречии как части речи, его значении, грамматических признаках и синтаксической роли, формировать умения находить наречия в тексте, развить УУД и монологическую речь, расширять словарный запас школьников за счет употребления наречий в речи, развивать умение делать выводы, воспитывать интерес к предмету.

Методы и приемы контроля учебной деятельности на уроке: репродуктивный, исследовательский, проблемный, фронтальная беседа, лингвистический эксперимент, работа в группах, фразеологическая разминка, «Мозговой штурм», «Синтаксическая пятиминутка», «Закончи предложение».

Межпредметные связи: литература и история.



Структура урока

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учебной деятельности.

  1. Назовите самостоятельные части речи.

  2. На какие вопросы они отвечают?

  3. Какую часть речи мы с вами выучили? Какие признаки имеет деепричастие?

  4. Актуализация знаний. (Задание проектируется на экран). В основе урока - работа с текстом. На данном этапе предлагаю ученикам работу с небольшим стихотворением.



Светло, легко и своенравно

Она блестит среди болот

И к старой мельнице так плавно

Несет стекло весенних вод.



-Вчера в соседнем доме долго горел свет.

-На проводе сов сем рядом сидит синица. Сидит и вытягивает головку то вправо, то влево.

-Он совершил этот поступок сгоряча.

Задание классу

- Прочитайте выразительно стихотворение

- Озаглавьте текст

- Укажите и объясните изученные орфограммы. (Работа с данными текстами позволяет плавно перейти к теме урока)

- Назовите слова, которые отвечают на вопрос как? (При изучении темы «Наречие»)

- Изменяются ли по родам, числам, падежам?

- Каким членом предложения являются?

- Знаете ли вы, к какой части речи относятся эти слова?



3. Целеполагание

Обсуждение затруднений. Почему они возникли? Что мы не знаем?

Проговаривание цели в виде вопроса, на который стоит ответить (Что такое наречие?)

Подобное задание позволяет ученикам проявить самостоятельность мышления, высказать свою точку зрения.

Когда проблема четко сформулирована, приступаем к ее реализации через коммуникацию. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. Учитель направляет через выдвижение версий.



4. Изучение нового материала

1) Метапредметная связь: подготовленный ученик знакомит с исторической справкой о происхождении наречий «Из истории русского языка», коммуникация с классом.

Термин наречие встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень –реч-, который прежде был более многозначным, чем в современном языке. Слово речь когда-то имело среди других значений и значение «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин наречие на современный язык, мы получим искусственное слово наглаголие.

- Следовательно, между глаголом и наречием существует связь. Какая?

Уже древние ученые главную особенность наречия видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что прилагательное при существительном, уточняя его и сообщая ему четкость и стилистическую выразительность.

2) Творческий диктант - ученики сами формулируют правило, а потом проверяют себя по учебнику

3) Работа с учебником (прочитать правила с.181-182, таблица «Разряды наречий по значению») – прием «Знаю», «Не знаю».



5. Закрепление и обобщение изученного материала.

1) Лингвистический эксперимент - такие упражнения развивают речь, умение делать выводы Прочитать предложения, мысленно опустив наречия. Как изменился текст? Какую роль, по-вашему, играют наречия в тексте?

Есть существа, способные так прямо, и верно, и открыто, и сияюще смотреть на солнце, что сами становятся похожи на солнце. Сколько есть таких светолюбивых растений с цветом-солнцем посреди!

2) Синтаксическая пятиминутка - этот вид работы опирается на личный опыт учащихся, знания, полученные ими ранее. Списать предложения, подчеркнуть наречия как члены предложения, дать характеристику предложения, сделать синтаксический анализ.

3) Фразеологическая разминка – работа с новым материалом, развитие умения заменять фразеологические обороты на наречия, умение использовать наречия в речи (заменить фразеологизмы наречиями, составить предложение, в котором уместно употребить фразеологизм или наречие).

Душа в душу – дружно. Рукой подать – близко. Спустя рукава – плохо, лениво.

За тридевять земель – далеко. Кот наплакал – мало. В мгновенье ока – быстро, мигом.

Не в своей тарелке – неудобно. С грехом пополам – кое-как. Одна нога здесь, другая там – быстро

4) Задание №3 - работа в группах, парах - каждая группа составляет как можно больше пословиц, в которых встречаются наречия (Вспомните и запишите пословицы, в которых встречаются наречия, определите их синтаксическую роль), работа в группах. Береги платье …, а честь смолоду. (снову)

Везде …, где нас нет. (хорошо) В долг брать хорошо, да отдавать … . (плохо)

Год думай, но делай … . (вмиг) Не стыдно не знать, … не учиться. (стыдно)

5) Упражнение 262. (прочитайте и перепишите предложения, найдите в них наречия. Определите, что они обозначают и какова их роль в предложениях.)

Справа сиял снежный Кавказ: впереди возвышалась огромная лесистая гора. Вчера я приехал в Пятигорск. Напилась земля воды досыта. Проезжие нарочно останавливались, чтобы на нее поглядеть. И благодатно и широко весенний ливень зашумел.

- Записали, поменялись тетрадями - взаимопроверка

6) Преобразовать данные словосочетания «прилагательное + существительное» в словосочетания «наречие + глагол».

Быстрый бег – быстро бегать, упорный труд – упорно трудиться, веселая игра – весело играть, яркий свет – ярко светить, напряженная работа – напряженно работать, резкий удар – резко ударить.



6. Подведение итогов.

«Мозговой штурм»:

- Что было для меня самым полезным на уроке?

- Что было для меня самым интересным?

- Что было для меня трудным?

- Чему я научился на уроке?

- Так как же мы решили проблему?



Закончи предложение.

Наречие – это … часть речи.

Наречие никогда не …

У наречий никогда не бывает …

В предложении наречие чаще всего является …



7. Домашнее задание.

Эвристическое задание – задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности, открытость, неизвестность результата, опора на творческий потенциал. Написать заметку в школьную газету о спортивных соревнованиях, используя наречия.



Урок был проведен в парадигме личностно-ориентированного обучения.



На уроке использовались различные способы мотивации учебной деятельности: организация образовательного процесса (новизна-экскурс в историю, четкое структурирование, ритмичное чередование видов деятельности); применение инновационных форм, методов, приемов; культура общения. В целом все это способствовало формированию универсальных учебных действий, обеспечивало непрерывность саморазвития личности в процессе обучения.

Нам всем следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую и исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную и групповую работу.

Применение инновационных форм, методов, приемов способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения.

Исследовательское задание (распределите слова на группы, объединив их по общим признакам).