Урок русского языка в 7 классе по теме: «Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению»
Тема: Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель и задачи: углубить и расширить знания учеников о наречии как части речи, его значении, грамматических признаках и синтаксической роли, формировать умения находить наречия в тексте, развить УУД и монологическую речь, расширять словарный запас школьников за счет употребления наречий в речи, развивать умение делать выводы, воспитывать интерес к предмету.
Методы и приемы контроля учебной деятельности на уроке: репродуктивный, исследовательский, проблемный, фронтальная беседа, лингвистический эксперимент, работа в группах, фразеологическая разминка, «Мозговой штурм», «Синтаксическая пятиминутка», «Закончи предложение».
Межпредметные связи: литература и история.
Структура урока
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности.
Назовите самостоятельные части речи.
На какие вопросы они отвечают?
Какую часть речи мы с вами выучили? Какие признаки имеет деепричастие?
Актуализация знаний. (Задание проектируется на экран). В основе урока - работа с текстом. На данном этапе предлагаю ученикам работу с небольшим стихотворением.
Светло, легко и своенравно
Она блестит среди болот
И к старой мельнице так плавно
Несет стекло весенних вод.
-Вчера в соседнем доме долго горел свет.
-На проводе сов сем рядом сидит синица. Сидит и вытягивает головку то вправо, то влево.
-Он совершил этот поступок сгоряча.
Задание классу
- Прочитайте выразительно стихотворение
- Озаглавьте текст
- Укажите и объясните изученные орфограммы. (Работа с данными текстами позволяет плавно перейти к теме урока)
- Назовите слова, которые отвечают на вопрос как? (При изучении темы «Наречие»)
- Изменяются ли по родам, числам, падежам?
- Каким членом предложения являются?
- Знаете ли вы, к какой части речи относятся эти слова?
3. Целеполагание
Обсуждение затруднений. Почему они возникли? Что мы не знаем?
Проговаривание цели в виде вопроса, на который стоит ответить (Что такое наречие?)
Подобное задание позволяет ученикам проявить самостоятельность мышления, высказать свою точку зрения.
Когда проблема четко сформулирована, приступаем к ее реализации через коммуникацию. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. Учитель направляет через выдвижение версий.
4. Изучение нового материала
1) Метапредметная связь: подготовленный ученик знакомит с исторической справкой о происхождении наречий «Из истории русского языка», коммуникация с классом.
Термин наречие встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень –реч-, который прежде был более многозначным, чем в современном языке. Слово речь когда-то имело среди других значений и значение «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин наречие на современный язык, мы получим искусственное слово наглаголие.
- Следовательно, между глаголом и наречием существует связь. Какая?
Уже древние ученые главную особенность наречия видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что прилагательное при существительном, уточняя его и сообщая ему четкость и стилистическую выразительность.
2) Творческий диктант - ученики сами формулируют правило, а потом проверяют себя по учебнику
3) Работа с учебником (прочитать правила с.181-182, таблица «Разряды наречий по значению») – прием «Знаю», «Не знаю».
5. Закрепление и обобщение изученного материала.
1) Лингвистический эксперимент - такие упражнения развивают речь, умение делать выводы Прочитать предложения, мысленно опустив наречия. Как изменился текст? Какую роль, по-вашему, играют наречия в тексте?
Есть существа, способные так прямо, и верно, и открыто, и сияюще смотреть на солнце, что сами становятся похожи на солнце. Сколько есть таких светолюбивых растений с цветом-солнцем посреди!
2) Синтаксическая пятиминутка - этот вид работы опирается на личный опыт учащихся, знания, полученные ими ранее. Списать предложения, подчеркнуть наречия как члены предложения, дать характеристику предложения, сделать синтаксический анализ.
3) Фразеологическая разминка – работа с новым материалом, развитие умения заменять фразеологические обороты на наречия, умение использовать наречия в речи (заменить фразеологизмы наречиями, составить предложение, в котором уместно употребить фразеологизм или наречие).
Душа в душу – дружно. Рукой подать – близко. Спустя рукава – плохо, лениво.
За тридевять земель – далеко. Кот наплакал – мало. В мгновенье ока – быстро, мигом.
Не в своей тарелке – неудобно. С грехом пополам – кое-как. Одна нога здесь, другая там – быстро
4) Задание №3 - работа в группах, парах - каждая группа составляет как можно больше пословиц, в которых встречаются наречия (Вспомните и запишите пословицы, в которых встречаются наречия, определите их синтаксическую роль), работа в группах. Береги платье …, а честь смолоду. (снову)
Везде …, где нас нет. (хорошо) В долг брать хорошо, да отдавать … . (плохо)
Год думай, но делай … . (вмиг) Не стыдно не знать, … не учиться. (стыдно)
5) Упражнение 262. (прочитайте и перепишите предложения, найдите в них наречия. Определите, что они обозначают и какова их роль в предложениях.)
Справа сиял снежный Кавказ: впереди возвышалась огромная лесистая гора. Вчера я приехал в Пятигорск. Напилась земля воды досыта. Проезжие нарочно останавливались, чтобы на нее поглядеть. И благодатно и широко весенний ливень зашумел.
- Записали, поменялись тетрадями - взаимопроверка
6) Преобразовать данные словосочетания «прилагательное + существительное» в словосочетания «наречие + глагол».
Быстрый бег – быстро бегать, упорный труд – упорно трудиться, веселая игра – весело играть, яркий свет – ярко светить, напряженная работа – напряженно работать, резкий удар – резко ударить.
6. Подведение итогов.
«Мозговой штурм»:
- Что было для меня самым полезным на уроке?
- Что было для меня самым интересным?
- Что было для меня трудным?
- Чему я научился на уроке?
- Так как же мы решили проблему?
Закончи предложение.
Наречие – это … часть речи.
Наречие никогда не …
У наречий никогда не бывает …
В предложении наречие чаще всего является …
7. Домашнее задание.
Эвристическое задание – задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности, открытость, неизвестность результата, опора на творческий потенциал. Написать заметку в школьную газету о спортивных соревнованиях, используя наречия.
Урок был проведен в парадигме личностно-ориентированного обучения.
На уроке использовались различные способы мотивации учебной деятельности: организация образовательного процесса (новизна-экскурс в историю, четкое структурирование, ритмичное чередование видов деятельности); применение инновационных форм, методов, приемов; культура общения. В целом все это способствовало формированию универсальных учебных действий, обеспечивало непрерывность саморазвития личности в процессе обучения.
Нам всем следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую и исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную и групповую работу.
Применение инновационных форм, методов, приемов способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения.
Исследовательское задание (распределите слова на группы, объединив их по общим признакам).