СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 8 классе " Классика и современность"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классика и современность 

Просмотр содержимого документа
«Урок в 8 классе " Классика и современность"»

Тема года: Традиция и современность в музыке.

Тема четверти: О современности в музыке.

Тема урока: Классика и современность.

Тип урока: комбинированный.

Цель: Познакомить детей с произведениями музыкантов, работающих в стиле New Age.

Научить сопоставлять музыку классическую и классику в современной аранжировке. Учащиеся должны освоить понятие стиля New Age, значение термина аранжировка.

Ход урока.

1. Повторение ранее знакомого материала с использованием элемента театрализации. Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о музыке классической и современной. Что означает слово классика?

Дети: образцовый, идеальный, самый лучший.

Учитель. Да, современный музыкант, воспитанный на классической музыке, может создать прекрасную музыку с хорошим смыслом. Интересно, могли ли представить композиторы предыдущих веков, что их музыку не только будут слушать в последующие столетия, но некоторые произведения будут звучать в современной интерпретации.

Думаю, что и нам в современном мире тоже захотелось бы встретиться с теми знаменитыми композиторами, не правда ли? /.

Учитель. Сейчас послушайте музыкальное произведение и скажите, какому композитору оно принадлежит?

Звучит «Первый концерт для фортепиано с оркестром», П.И.Чайковский

Дети отвечают.

. Показ слайда №2 с изображением портрета П.Чайковского. . Музыканты в чёрных фраках

Взяли скрипки и альты.

Дирижёр привычным взмахом

Воскресил мои мечты.

Баритон виолончели

Души резал на клочки,

И качались как качели

Изумлённые смычки.

Учитель. Музыка Чайковского,
Она нам души звуком лечит.
Закружит вальсом нас слегка,
Покой, блаженство обеспечит.
Живет пускай искусство это,
Передаваясь с века в век,
Огромное наследие оставил гений,
Чтоб был счастливым человек.

Звучит «Шутка», И.С.Баха. (слайд 3)

Учитель. Вы наверное догадались, ктоэто , что за композитор ? /учащиеся отвечают/.

Звучит музыка И.С.Баха.

портрет И.С.Баха.

: Ветер-озорник стучит в окно,

В комнате тепло и тихо.

Звуки музыки наполнили её,

Музыки прекрасной и великой!

Учитель: Кажется, что Бах играет здесь

Музыку свою неповторимую...

И сидим, дыханье затаив,

Слушая мелодию красивую.

Скучно роялю в скупом одиночестве,

Струны покрылись быльём и забвением.

Вальсы Шопена, сонаты Бетховена,

Ноты, аккорды давно позабытые…

Звучит «Лунная соната», Л.Бетховен.

Учитель. Встречу с каким композитором мы ждём?

Дети отвечают.

Бетховен.

Показ портрета Л. Бетховена.

Ученик. Заворожила музыка сонаты

И звёздно – лунный за окном пейзаж.

И тёплый, тихий летний вечер,

И тусклый свет сквозь радужный витраж.

Учитель. Бетховен! Людвиг Ван Бетховен!
Талант! И гений волшебства!
Чудесную музыку ты людям подарил!
Чтоб та в душе всегда цвела.

Звучит «Симфония №40» В.А.Моцарта (/дети отвечают/.

Моцарт портрет

Показ портрета В.А.Моцарта.

Музыка.

Что в этом слове? – очень много.

Она скрывает за собой

Все мысли, чувства и уроки,

Что жизнь дала лишь нам с тобой.

Она скрывает те желанья,

Что в жизни нам не передать,

Скрывает также и страданья,

Их люди не хотят понять.

Ты выучи её язык

И всё понятно станет сразу.

Или прислушайся на миг

И выучи одну лишь фразу.

Ведь ты поймёшь, ты так пытался

Поговорить с ней, но не мог.

Мир музыки тебе открылся,

Ведь музыка – это твой Бог.

Учитель. Вечна и красива музыка классиков, как зарубежных, так и русских композиторов.

Теперь я предлагаю вам задание

Ваша задача: соотнести названия произведений с соответствующим композитором. Добавить названия произведений, сапоставить с композиторами 40 симфония , Лунная С.,1 й концерт, Фуга

П.И.Чайковсий И.С.Бах

Л.В.Бетховен

В.А.Моцарт

1)

2. Знакомство с темой «Классика и современность».

Учитель. Современные музыканты тоже обращаются к классикам. Попробуем сформулировать тему урока.

Ответы учащихся:

Сегодня мы познакомимся с двумя известными композиторами, исполнителями классической и современной музыки.

Это Ванесса Мэй и Янни ХрисомаллисНе случайно говорю о них одновременно, так как Ванесса входит в состав оркестра, которым руководит Янни.

о Ванессе Мэй.

В. Мэй - китаянка по матери и тайка - по отцу училась в Пекине в русской музыкальной школе. Свои первые концерты стала давать в раннем возрасте, экспериментировала со многими музыкальными стилями, никогда не ограничивалась только классической или только популярной музыкой. Ей всегда хотелось внести что – то новое.


На Олимпиаде-2014 скрипачка, выступавшая под фамилией отца Ванакорн и под флагом Таиланда, заняла в гигантском слаломе итоговое 67-е место (последнее из всех финишировавших спортсменок)



Как вы понимаете, Ванесса Мэй исполняет классическую музыку в обработке. Возможно это понятие для кого то уже знакомо, для кого нет. АРАНЖИРОВКА (от франц. cлова arranger – приводить в порядок).(слайд 17)

Аранжировка – переложение музыкального произведения на другом инструменте или другим составом инструментов и голосов. Произведения, которые мы с вами послушаем, хорошо знакомы вам в оригинале.

«Токката и фуга», И.С.Баха в новой интерпретации Ванессы Мэй.

Слушание и просмотр видеофрагмента

Учитель. Какие изменения вы услышали в этой аранжировке?

Что особенного вы отметили в сравнении с оригиналом?

/происходит дискуссия между учащимися/

Дети. На протяжении всего произведения сохранилась главная тема, её полифоническое построение, хорошо прослушивается её проведение в разных регистрах.

Только здесь мы слышим звучание электроскрипки. Также выдержан темп и ритм.

Учитель. Какие ещё инструменты вы услышали в новом варианте?

Дети. Ударная группа инструментов дополняет ритмичность произведению.

Звучание электроскрипки придаёт особый колорит звучанию.

Учитель. В своих произведениях Ванесса Мэй демонстрирует специфическое понимание инструмента, манеру игры, умение синтезировать акустические звуки с электрическими. Это эксперимент стилей, который можно назвать техно акустикой.

Следующий композитор и дирижёр эстрадно – симфонического оркестра - Янни Хрисомаллис.

о Янни Хрисомаллисе



Это музыкант, работающий в стиле New Age, новое направление времени, которое переводится как «новый век», «новая эра». Потрясающие мелодии синтезированного фортепиано и различных инструментов. Это движение стало популярным на западе в 1970 – 1980 годах.

Предлагаю послушать знакомое ранее вам в классическом варианте произведение А. Вивальди из цикла «Времена года» «Лето». Оно прозвучит в аранжировке Янни Хрисомаллиса под названием «Шторм».

(Приложение 6).

Учитель. Что вы можете сказать о произведении?

/ дискуссия между детьми/

Дети. В этой арананжировке ясно прослушивается основная мелодия, её смысл остался прежним. Психологический настрой полностью изменился под влиянием добавленных в ходе аранжировки других музыкальных инструментов. Особое настроение, чувство полёта придаёт звучание арфы и трубы.

Учитель. Я могу добавить, что особый интерес вызывает слаженный дуэт электроскрипок. Их исполнение в сочетании с другими инструментами придаёт вдохновение и экспрессию. А также нужно отметить эмоциональность исполнения всех участников оркестра.

Учитель. Неважно, в каком веке была написана та или иная музыка, если она прекрасна, то её приятно послушать и исполнить. Прежде чем приступить к песне, я предлагаю вам распеться.

3. Распевание. При подборе распеваний учтены упражнения, соответствующие возрастным особенностям детей и диапазона песни.

4. Исполнение песни

При разучивании песни обратить внимание на:

-точность исполнения мелодии;

-выдерживать половинные длительности;

-правильно брать дыхание и только во время пауз;

-ритм;

-фразировка;

-дикция.

5. Итог урока. Учитель. Сегодня вы познакомились с новым для вас направлением в музыке – New Age, с его яркими представителями-аранжировщиками, которые живут и творят прекрасное в настоящее время. В их музыке вы узнали основополагающие произведения классиков, которые были вам знакомы ещё раньше. Музыка этих замечательных людей делает нашу жизнь более насыщенной и интересной.

«Жизнь как пьеса. Не то важно – длинна ли она, а хорошо ли сыграна».

А теперь, прошу оценить свою работу на уроке


Домашнее задание Прочитать урок, прослушать музыку, файлы для прослушивания прикрепляю к домашнему заданию , см в интернете дополнит информацию, делаем презентацию, о музыке в современной обработке , ответить на вопросы, повторить песни военных лет , готовимся к фестивалю военных песен, заключительная песня День Победы , знать слова

Задания домашнее или ответы на вопросы , можно пересылать в дневник ру в сообщения , песни повторяем минусовки к песням я прикрепляю в домаш задание в файлы. Желаю всем успехов и крепкого здоровья.