Тема года: Традиция и современность в музыке.
Тема четверти: О современности в музыке.
Тема урока: Классика и современность.
Тип урока: комбинированный.
Цель: Познакомить детей с произведениями музыкантов, работающих в стиле New Age.
Научить сопоставлять музыку классическую и классику в современной аранжировке. Учащиеся должны освоить понятие стиля New Age, значение термина аранжировка.
Ход урока.
1. Повторение ранее знакомого материала с использованием элемента театрализации. Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о музыке классической и современной. Что означает слово классика?
Дети: образцовый, идеальный, самый лучший.
Учитель. Да, современный музыкант, воспитанный на классической музыке, может создать прекрасную музыку с хорошим смыслом. Интересно, могли ли представить композиторы предыдущих веков, что их музыку не только будут слушать в последующие столетия, но некоторые произведения будут звучать в современной интерпретации.
Думаю, что и нам в современном мире тоже захотелось бы встретиться с теми знаменитыми композиторами, не правда ли? /.
Учитель. Сейчас послушайте музыкальное произведение и скажите, какому композитору оно принадлежит?
Звучит «Первый концерт для фортепиано с оркестром», П.И.Чайковский
Дети отвечают.
. Показ слайда №2 с изображением портрета П.Чайковского. . Музыканты в чёрных фраках
Взяли скрипки и альты.
Дирижёр привычным взмахом
Воскресил мои мечты.
Баритон виолончели
Души резал на клочки,
И качались как качели
Изумлённые смычки.
Учитель. Музыка Чайковского,
Она нам души звуком лечит.
Закружит вальсом нас слегка,
Покой, блаженство обеспечит.
Живет пускай искусство это,
Передаваясь с века в век,
Огромное наследие оставил гений,
Чтоб был счастливым человек.
Звучит «Шутка», И.С.Баха. (слайд 3)
Учитель. Вы наверное догадались, ктоэто , что за композитор ? /учащиеся отвечают/.
Звучит музыка И.С.Баха.
портрет И.С.Баха.
: Ветер-озорник стучит в окно,
В комнате тепло и тихо.
Звуки музыки наполнили её,
Музыки прекрасной и великой!
Учитель: Кажется, что Бах играет здесь
Музыку свою неповторимую...
И сидим, дыханье затаив,
Слушая мелодию красивую.
Скучно роялю в скупом одиночестве,
Струны покрылись быльём и забвением.
Вальсы Шопена, сонаты Бетховена,
Ноты, аккорды давно позабытые…
Звучит «Лунная соната», Л.Бетховен.
Учитель. Встречу с каким композитором мы ждём?
Дети отвечают.
Бетховен.
Показ портрета Л. Бетховена.
Ученик. Заворожила музыка сонаты
И звёздно – лунный за окном пейзаж.
И тёплый, тихий летний вечер,
И тусклый свет сквозь радужный витраж.
Учитель. Бетховен! Людвиг Ван Бетховен!
Талант! И гений волшебства!
Чудесную музыку ты людям подарил!
Чтоб та в душе всегда цвела.
Звучит «Симфония №40» В.А.Моцарта (/дети отвечают/.
Моцарт портрет
Показ портрета В.А.Моцарта.
Музыка.
Что в этом слове? – очень много.
Она скрывает за собой
Все мысли, чувства и уроки,
Что жизнь дала лишь нам с тобой.
Она скрывает те желанья,
Что в жизни нам не передать,
Скрывает также и страданья,
Их люди не хотят понять.
Ты выучи её язык
И всё понятно станет сразу.
Или прислушайся на миг
И выучи одну лишь фразу.
Ведь ты поймёшь, ты так пытался
Поговорить с ней, но не мог.
Мир музыки тебе открылся,
Ведь музыка – это твой Бог.
Учитель. Вечна и красива музыка классиков, как зарубежных, так и русских композиторов.
Теперь я предлагаю вам задание
Ваша задача: соотнести названия произведений с соответствующим композитором. Добавить названия произведений, сапоставить с композиторами 40 симфония , Лунная С.,1 й концерт, Фуга
П.И.Чайковсий И.С.Бах
Л.В.Бетховен
В.А.Моцарт
1)
2. Знакомство с темой «Классика и современность».
Учитель. Современные музыканты тоже обращаются к классикам. Попробуем сформулировать тему урока.
Ответы учащихся:
Сегодня мы познакомимся с двумя известными композиторами, исполнителями классической и современной музыки.
Это Ванесса Мэй и Янни ХрисомаллисНе случайно говорю о них одновременно, так как Ванесса входит в состав оркестра, которым руководит Янни.
о Ванессе Мэй.
В. Мэй - китаянка по матери и тайка - по отцу училась в Пекине в русской музыкальной школе. Свои первые концерты стала давать в раннем возрасте, экспериментировала со многими музыкальными стилями, никогда не ограничивалась только классической или только популярной музыкой. Ей всегда хотелось внести что – то новое.
На Олимпиаде-2014 скрипачка, выступавшая под фамилией отца Ванакорн и под флагом Таиланда, заняла в гигантском слаломе итоговое 67-е место (последнее из всех финишировавших спортсменок)
Как вы понимаете, Ванесса Мэй исполняет классическую музыку в обработке. Возможно это понятие для кого то уже знакомо, для кого нет. АРАНЖИРОВКА (от франц. cлова arranger – приводить в порядок).(слайд 17)
Аранжировка – переложение музыкального произведения на другом инструменте или другим составом инструментов и голосов. Произведения, которые мы с вами послушаем, хорошо знакомы вам в оригинале.
«Токката и фуга», И.С.Баха в новой интерпретации Ванессы Мэй.
Слушание и просмотр видеофрагмента
Учитель. Какие изменения вы услышали в этой аранжировке?
Что особенного вы отметили в сравнении с оригиналом?
/происходит дискуссия между учащимися/
Дети. На протяжении всего произведения сохранилась главная тема, её полифоническое построение, хорошо прослушивается её проведение в разных регистрах.
Только здесь мы слышим звучание электроскрипки. Также выдержан темп и ритм.
Учитель. Какие ещё инструменты вы услышали в новом варианте?
Дети. Ударная группа инструментов дополняет ритмичность произведению.
Звучание электроскрипки придаёт особый колорит звучанию.
Учитель. В своих произведениях Ванесса Мэй демонстрирует специфическое понимание инструмента, манеру игры, умение синтезировать акустические звуки с электрическими. Это эксперимент стилей, который можно назвать техно акустикой.
Следующий композитор и дирижёр эстрадно – симфонического оркестра - Янни Хрисомаллис.
о Янни Хрисомаллисе
Это музыкант, работающий в стиле New Age, новое направление времени, которое переводится как «новый век», «новая эра». Потрясающие мелодии синтезированного фортепиано и различных инструментов. Это движение стало популярным на западе в 1970 – 1980 годах.
Предлагаю послушать знакомое ранее вам в классическом варианте произведение А. Вивальди из цикла «Времена года» «Лето». Оно прозвучит в аранжировке Янни Хрисомаллиса под названием «Шторм».
(Приложение 6).
Учитель. Что вы можете сказать о произведении?
/ дискуссия между детьми/
Дети. В этой арананжировке ясно прослушивается основная мелодия, её смысл остался прежним. Психологический настрой полностью изменился под влиянием добавленных в ходе аранжировки других музыкальных инструментов. Особое настроение, чувство полёта придаёт звучание арфы и трубы.
Учитель. Я могу добавить, что особый интерес вызывает слаженный дуэт электроскрипок. Их исполнение в сочетании с другими инструментами придаёт вдохновение и экспрессию. А также нужно отметить эмоциональность исполнения всех участников оркестра.
Учитель. Неважно, в каком веке была написана та или иная музыка, если она прекрасна, то её приятно послушать и исполнить. Прежде чем приступить к песне, я предлагаю вам распеться.
3. Распевание. При подборе распеваний учтены упражнения, соответствующие возрастным особенностям детей и диапазона песни.
4. Исполнение песни
При разучивании песни обратить внимание на:
-точность исполнения мелодии;
-выдерживать половинные длительности;
-правильно брать дыхание и только во время пауз;
-ритм;
-фразировка;
-дикция.
5. Итог урока. Учитель. Сегодня вы познакомились с новым для вас направлением в музыке – New Age, с его яркими представителями-аранжировщиками, которые живут и творят прекрасное в настоящее время. В их музыке вы узнали основополагающие произведения классиков, которые были вам знакомы ещё раньше. Музыка этих замечательных людей делает нашу жизнь более насыщенной и интересной.
«Жизнь как пьеса. Не то важно – длинна ли она, а хорошо ли сыграна».
А теперь, прошу оценить свою работу на уроке
Домашнее задание Прочитать урок, прослушать музыку, файлы для прослушивания прикрепляю к домашнему заданию , см в интернете дополнит информацию, делаем презентацию, о музыке в современной обработке , ответить на вопросы, повторить песни военных лет , готовимся к фестивалю военных песен, заключительная песня День Победы , знать слова
Задания домашнее или ответы на вопросы , можно пересылать в дневник ру в сообщения , песни повторяем минусовки к песням я прикрепляю в домаш задание в файлы. Желаю всем успехов и крепкого здоровья.