СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 8 классе «Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведен с применением приемов технологии  развития  критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Разработка урока по биологии в 8 классе по теме

«Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке .Действие ферментов»

с использованием технологий развития критического мышления



Тип: изучение нового материала

Образовательная – изучение процессов пищеварения в желудке

Развивающая – совершенствование навыков связанной речи, формирование умения выделять главное; развитие мышления, память, творческих способностей; развитие познавательного интереса к предмету через использование новых информационных технологий; реализация внутри и межпредметных связей.

Воспитательная – воспитание бережного отношения к своему организму, как совершенному природному творению; меры профилактики болезни пищеварительной системы; воспитание культуры поведения учащихся, чувства взаимопомощи и взаимоподдержки.

Образовательные: 
-научить применять полученные знания об этих процессах в повседневной жизни; 
-обобщить и систематизировать знания о питании и пищеварении; 
-определить уровень усвоения темы; 
-откорректировать знания по теме, обратив внимание на ошибки. 
Развивающие: 
-развитие логического мышления; 
-продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками; 
-развивать практические навыки и умение делать выводы; 
-научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать. 
Воспитательные: 
-развитие интереса к знаниям, культуры умственного труда; 
-развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности, 
-создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности учеников, при высокой познавательной активности учащихся 
-показать значимость биологических знаний; 
-развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся; 
-формирование информационной культуры; 
-создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов и проблемных задач; 
-формирование коммуникативной компетентности и толерантности; 
-создание психологически комфортной среды: ощущения учащимися радости творчества и удовольствия от интеллектуального напряжения.

Оборудование: учебник биологии 8 класс, рабочие листы (пропуск») для учащихся, информационные листы для работы в группах, комплект мультимедиа, торс модели человека, оборудование и вещества для лабораторной работы ( пробирки, химический стакан, термометр, раствор белка куриного яйца, раствор желудочного сока (пепсин), инструкции к лабораторной работе


Здравствуйте, дорогие ребята. Биология – это наука, которая дает человеку невероятные знания и возможность делать невероятные вещи. Она сильно меняет мышление, помогает объяснить и понять многое в мире.

Поэтому вместе с ребятами постигаем азы науки биологии. Они передали вам приветы, свои пожелания. Можете сейчас открыть конверты, которые лежат на столах. (Читают пожелания). Обратили наверно внимание, что там есть еще и вопросы, связанные с прошлым уроком. Я буду читать ответы на эти вопросы, вы найдите правильно сформулированный вопрос?


1. Какие питательные вещества вам известны? (схема на доске)

К питательным веществам относятся белки, жиры, углеводы.


2. Какие процессы происходят в ротовой полости?

В ротовой полости пища измельчается, смачивается слюной и под действием ферментов слюны начинается расщепление углеводов


3. Каково строение зубов?

Каждый зуб имеет корень, шейку и коронку. Зуб состоит из плотного вещества дентина, а его коронку покрывает плотное вещество -эмаль. Внутри находится пульпа –кровеносные сосуды и нервные окончания.


4. Сколько пар крупных слюнных желез имеется у человека?

У человека имеется 3 пары крупных слюнных желез.


5. Какие питательные вещества расщепляются в ротовой полости ферментами слюны? В слюне содержатся ферменты, которые расщепляют углеводы


6. На какие составные части распадаются белки, жиры углеводы, жиры.

Белки распадаются до аминокислот, углеводы до глюкозы, жиры- на глицерин и жирные кислоты.


Таким образом, нам уже известен начальный этап пищеварительной системы, а именно ротовая полость, сегодня мы познакомимся более подробно с тем, что происходит в самом большом и в самом длинном отделе пищеварительной системы.

6. Как пища попадает в двенадцатиперстную кишку и как изменяются белки, жиры, углеводы в двенадцатиперстной кишке?


7. Как пищевой комок попадает в желудок и как изменится эта кашица в этом отделе пищеварительного тракта ?


Были ли ответы на все вопросы? Значит, ответы на эти вопросы найдем вместе.

Что мы должны изучить на сегодняшнем уроке?

(Необходимо познакомиться со строением желудка, 12 перстной кишки, процессами, которые происходят в них )

Запишите тему урока (Слайд 1)

Предлагаю работу в группах. Раздаются задания.

Послушайте небольшую информацию об этих отделах желудка.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e1d1e79-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/index.htm



Лаборатория анатомии желудка

  1. Задания. Как пища поступает в желудок?

  2. Где расположен желудок?

  3. Из скольких слоев состоит стенка желудка? (См. материал на стр. 157 « Органы пищеварения, начиная « Снаружи органы пищеварительного канала…

  4. Что выделяет слизистая оболочка? (167 стр. 2 абзац ) Перечислите компоненты и запишите в кластер (без функции).

  5. Куда попадает пища после обработки в желудке? (стр.167, 3 абзац).

  6. Главные слова или словосочетания запишите в кластер.


Лаборатория физиологии желудка

  1. Изучите состав желудочного сока ( стр. 167, 2 абзац « В слизистой оболочке желудка…. »)

  2. Каково значение среднего слоя желудка. (Стр.207,3 абзац)

  3. Главные слова или словосочетания запишите в кластер

Лаборатория анатомии 12-перстной кишки

1.Изучите строение двенадцатиперстной кишки по учебнику стр. 167, рассмотрите рисунок 76.

2.Какие протоки двух желез впадают в нее?

3.Расскажите одноклассникам о строении 12-перстной кишки с помощью модели

Лаборатория физиологии 12-перстной кишки

  1. Изучив материал на стр. 167-168 абзац (2,3 ), допишите предложения

  2. Пищеварительный сок кишечника состоит из кишечного сока + ……+……

  3. Сок поджелудочной железы расщепляет ….,…..,…..

  4. Желчь- это зеленовато- желтая ……

  5. Под её воздействием ………распадаются на …….

Цель работы: изучить действие фермента желудочного сока на белки.

Оборудование: пробирки, пипетка, штатив для пробирок.

Реактивы: раствор белка, желудочного сока.

Ход работы:

  1. Налейте в 3 пробирки белковую массу.

  2. Добавьте в  пробирку №1 1 мл желудочного сока.

  3. Добавьте в  пробирку №2 1 мл желудочного сока и поставьте на холод

  4. В другую пробирку добавьте раствор щелочи

  5. Тщательно перемешайте содержимое.

  6. Через 1-2 минуты отметьте, какие изменения произошли в пробирках.  Сделайте вывод о действии ферментов желудочного сока на белок.

Вывод: белки расщепляются под воздействием ……… желудочного сока, которые действуют лишь при определенной …… и в …..среде.


Лаборатория гигиены

  1. Как помощь человеку, который съел просроченную рыбную консервную банку и чувствует себя плохо? (См стр. 167, 4 абзац)

  2. Каково значение кишечной палочки? (См. стр.169 «Микроорганизмы кишечника»).

  3. С чем вызвано заболевание дисбактериоз? (См стр. 169)

  1. Как помощь человеку, который съел просроченную рыбную консервную банку и чувствует себя плохо? (См стр. 167, 4 абзац)

  2. Каково значение кишечной палочки? (См стр.169 «Микроорганизмы кишечника»)

  3. С чем вызвано заболевание дисбактериоз? (См стр. 169)



Обсуждение в группах с дополнением и разъяснением учителя, оценивание.

Показ слайдов 3,4,5,









Пригодятся ли полученные знания в вашей дальнейшей жизни?

Как правильно принимать антибиотики, оказывать помощь при отравлении.

Еще один момент, который должен запомнить каждый из вас.

Никотин содержащийся в табаке вредно влияет на желудок и на другие органы пищеварительного тракта.

Никотин тормозит сокращение (перистальтику) желудка и кишечник. Это приводит к понижению аппетита.

Рассмотрим сейчас видеофильм о влиянии алкоголя на организм человека. Обсуждение после просмотра фильма.

Вы плодотворно работали на уроке. Все ли у вас получилось? Как оцениваете работу свою работу.

На сколько вы довольны своей работой на уроке?

Чувство удовольствия возникает в том случае, если организм вырабатывает гормон счастья. Именно 97% гормона счастья вырабатывает желудок и кишечник.

Д/з подготовить сообщение о влиянии алкоголя и табака на органы пищеварения.

Эксперты оценивают работу своей лаборатории

Дополнительный материал к уроку.

Факты Кислотность желудка настолько сильная, что может растворить лезвие бритву. Однако не следует принимать эту информацию слишком серьезно и специально глотать бритву или другие металлические предметы.

1 г пепсина может расщеплять за 1-2 часа 50 кг вареного яичного белка.

1 кг микробов в кишечнике.

Природа наделила человека разумом, способным постичь любые знания! Когда человек использует свой разум, Природа одобрительно улыбается ему. Когда же человек им не пользуется, она стоит рядом с безграничным терпением и состраданием, и ждёт, пока он поумнеет”. Генеша

5-7 мл желудок новорожденного ребенка.





































Лаборатория гигиены













Лаборатория гигиены













Просмотр содержимого презентации
«своя пр»

ПИЩЕВАРЕНИЕ В ЖЕЛУДКЕ И ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКЕ.  ДЕЙСТВИЕ ФЕРМЕНТОВ.

ПИЩЕВАРЕНИЕ В ЖЕЛУДКЕ

И ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКЕ. ДЕЙСТВИЕ ФЕРМЕНТОВ.

СТРОЕНИЕ ОБЪЁМНЫЙ СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ МЫШЕЧНАЯ ДИАФРАГМА ЖЕЛУДОК 3 слоя ПЕРИСТАЛЬ- ТИКА  СЛИЗИСТАЯ  ПИЩЕВОД ФЕРМЕНТ  СЛИЗЬ СФИНКТЕР СОЛЯНАЯ КИСЛОТА

СТРОЕНИЕ

ОБЪЁМНЫЙ

СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ

МЫШЕЧНАЯ

ДИАФРАГМА

ЖЕЛУДОК

3 слоя

ПЕРИСТАЛЬ-

ТИКА

СЛИЗИСТАЯ

ПИЩЕВОД

ФЕРМЕНТ

СЛИЗЬ

СФИНКТЕР

СОЛЯНАЯ КИСЛОТА

ФИЗИОЛОГИЯ ПЕРЕМЕШИВАНИЕ ПИЩИ ПРОПИТЫВАНИЕ 12-ПЕРСТНАЯ КИШКА ЖЕЛУДОК ЖЕЛУДОЧНЫЙ СОК СОЛЯНАЯ КИСЛОТА СЛИЗЬ ФЕРМЕНТ ПЕПСИН УНИЧТОЖАЕТ ЗАЩИЩАЕТ РАСЩЕПЛЯЕТ БЕЛКИ

ФИЗИОЛОГИЯ

ПЕРЕМЕШИВАНИЕ ПИЩИ

ПРОПИТЫВАНИЕ

12-ПЕРСТНАЯ КИШКА

ЖЕЛУДОК

ЖЕЛУДОЧНЫЙ СОК

СОЛЯНАЯ КИСЛОТА

СЛИЗЬ

ФЕРМЕНТ ПЕПСИН

УНИЧТОЖАЕТ

ЗАЩИЩАЕТ

РАСЩЕПЛЯЕТ БЕЛКИ

1. Пищеварительный сок кишечника состоит из кишечного сока + ……+……  2.Сок поджелудочной железы расщепляет ….,….,….. 3.Желчь- это зеленовато- желтая …… 4.Под её воздействием ………распадаются на …….

1. Пищеварительный сок кишечника состоит из кишечного сока + ……+……

2.Сок поджелудочной железы расщепляет ….,….,…..

3.Желчь- это зеленовато- желтая ……

4.Под её воздействием ………распадаются на …….

Действие фермента Кусочек хлеба (субстрат) Ферменты

Действие фермента

Кусочек хлеба (субстрат)

Ферменты

витамины глюкоза аминокислоты Минеральные соли

витамины

глюкоза

аминокислоты

Минеральные соли

Микрофотография бактерии в кишечнике человека

Микрофотография бактерии в кишечнике человека

Спасибо за урок

Спасибо за урок