ПЛАН – КОНСПЕКТ
УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ
«ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ И ВВОДНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ»
(обобщающий урок).
Учитель Королёва О.И.
Урок сопровождают компьютерные слайды, проецируемые на большой экран.
Тема урока.
Заходя в класс, ученики сразу обращают внимание на экран.

Дома они повторяли материал 28, 29 и 30 параграфов и готовы к заключительному уроку по сформулированной теме. Урок комбинированный: есть возможность проявить себя и проверить свои знания и творческие умения каждому ученику.
2. Определение целей урока.
Две первые цели ученики легко формулируют сами, третью предлагаю я, так как хочу предоставить им возможность ещё раз вчитаться и всмотреться в знакомые произведения живописи и литературы.

Фронтальный опрос.

Примеры ученики приводят по тексту комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», изучаемой в это время на уроках литературы.
Отвечая на вопрос об основных значениях вводных конструкций, ученики приводят примеры из «Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы».

Словарный диктант классифицирующего типа.
Ученики записывают под диктовку и распределяют на две группы слова:
которые могут употребляться как вводные; 2) которые никогда не могут быть вводными. В результате такой работы в тетради появляется следующая запись (слова диктуются в произвольном порядке):

Данный слайд предлагается с целью проверки правильности выполнения задания.
После проверки учащиеся могут самостоятельно оценить себя, так как владеют знаниями критериев оценки выборочного диктанта.
Ещё раз обращаю внимание учащихся на наличие в языке разных средств выражения субъективной модальности и некоторое интонационное сходство предложений с вводными словами и предложений, содержащих другие языковые способы передачи отношения говорящего к сообщаемому.
Предлагаю записать и постараться запомнить следующие наречия и служебные части речи, которые не используются в качестве вводных слов:

Творческое задание.

Тем, кто затрудняется приступить к работе, предлагаю вспомнить некоторые моменты уроков литературы. На экране появляются следующие слайды:



Учащиеся зачитывают составленные предложения.
(К счастью, Н.В.Гоголь увидел на выставке картину… Возможно, вглядываясь в героев картины К.П.Брюллова, писатель… Наверное, писатель ясно представил, чем закончится его будущая комедия, ещё тогда… По всей видимости, картина «Последний день Помпеи» оказала на Н.В.Гоголя…).
6. Объяснение домашнего задания.
Продолжаем разговор о творчестве К.П.Брюллова
На экране появляется картина, уже знакомая учащимся. Они работали над заданием упражнения 176-го, поэтому готовили рассказ о художнике К.П.Брюллове и его картине «Всадница».

Используя однородные и неоднородные определения, ребята передавали общее впечатление от картины великого живописца, рассказывали, какими им видятся лошадь, всадница, девочка, собаки…
Предстоит ещё раз обратиться к картине!

Внимательно вчитайтесь в задание! Оно интересное и требует серьезного, творческого подхода для успешного выполнения.
И хотя все будут выполнять одно и то же задание, уверена, что работы получатся самыми разными, неожиданными.
7. Проверка домашнего задания.

Дома вы готовили рассуждение на одну из предложенных тем.
Зачитаем сочинения на разные темы. Читать нужно выразительно, то есть, интонационно выделяя вводные и вставные конструкции.
Слушая товарищей, обратите внимание, правильно ли использованы ими вводные и вставные конструкции с целью логического построения текста, а также, раскрыта ли выбранная тема и правильно ли построено сочинение-рассуждение.
Работы после обсуждения оцениваются самими авторами, слушателями и учителем.
8. Тренировочные упражнения.
Анализируются предложения, в которых использованы слова, употребляющиеся в речи и в роли вводных слов, и в роли членов предложения. Учащиеся работают в группах. Каждая группа получает карточку со «своим» словом и должна расставить знаки препинания, объяснив их постановку. После просмотра работ учителем объявляются оценки.

На карточках предложен следующий материал:
КАЗАЛОСЬ 1) У Татьяны Андреевны замёрзли ресницы и поэтому ей казалось что от звезды падают на дорогу ломкие полосы света. 2) В подземелье всё казалось тёмным таинственным.
3) Солнце и казалось само небо прятались за скалами. 4) Эта безлунная ночь казалось была всё так же великолепна как и прежде. 5) Казалось никакая сила в мире не могла его спасти.
КАЖЕТСЯ
Когда наблюдаешь как ведёт себя человек наедине сам с собою он кажется безумным.
Судьба наша кажется одинакова и родились мы видно под единым созвездием. 3) Здесь столько снега что он кажется никогда не растает! 4) Кажется в театр мы сегодня не успеем. 5) Твоё желание кажется исполнилось.
ВИДНО
1) Из предыдущей главы уже видно в чём состоял главный предмет его вкуса и склонностей. 2) Предположения сметы и соображения блуждавшие по лицу его видно были очень приятны. 3) И вдали за рекой видно за опушкой сонный сторож стучит мёртвой колотушкой. 4) Ещё нигде не румянилась заря но уже забелелось на востоке. Всё стало видно кругом.
ПРАВО
Мне хочется чтобы вы считали нас своими. 2) Бесчисленные золотые звёзды казалось тихо текли все наперерыв мерцая по направлению Млечного Пути и право глядя на них вы как будто смутно чувствовали сами стремительный безостановочный бег земли.
3) Не знаю право что и ответить вам на такое предложение. 4) Кто же из нас имеет право на принятие решения?
ВЕРНО
Вы верно недавно на Кавказе? 2) Вы кажется не совсем верно понимаете практический век. 3) Глупец ли я или злодей не знаю но то верно что я также очень достоин сожаления. 4) Словно кто голос подал а никого не видать. Послышалось верно.
Мы верно уж поладим коль рядом сядем.
НАПРОТИВ
1) Почти напротив его подвала простирался огромный подвала простирался огромный пустырь городской земли где попеременно то в пыли то в грязи купались обывательские свиньи. 2) Особенно возбуждали его сожаление лежавшие на земле дубы. Зато Архип сохранял спокойствие невозмутимое и не горевал нисколько; напротив он даже не без удовольствия через них перескакивал и кнутиком по ним постёгивал. 3) Братья кажется не сомневались что тренер их защитит но тот напротив выдвинул новые обвинения.
9. Рефлексия.
Предлагаю учащимся выявить смысл проделанной на уроке работы и выстроить дальнейший план деятельности, сопоставить полученные результаты с поставленными целями.