Двадцатое октября. Классная работа. Сказуемое и способы его выражения.
Виды сказуемых
- 1. Глагольные : простые и составные
- 2. Именные : только составные.
Лексическое и грамматическое значение сказуемого выражаются :
- В простых сказуемых- в одном слове.
- Кончается путь( простое глагольное сказуемое).
- В составных – в разных словах.
- Экзамен был закончен . (составное именное сказуемое).
- Утро было прекрасное (составное именное сказуемое).
- Мы начали читать. ( составное глагольное)
Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:
1. Вспомогательный глагол + 2 . Инфинитив
(выражает грамматические признаки: наклонение, время, лицо, число, в прошедшем времени - род. Может указывать на начало, конец, продолжительность действия, его желательность или возможность:
Мы можем помочь . Он стал рисовать . Я хотел спать .
2.В качестве вспомогательного глагола часто выступают глаголы начать, продолжить, решить, приказать, стать, слова должен, обязан:
Он начал писать. Ты должен ответить . Я решил написать.
3. На месте вспомогательного глагола иногда выступает сочетание краткого прилагательного со связкой быть:
Они были готовы помочь. Ты обязан слушать.
Основные вспомогательные глаголы, обозначающие
Начало, конец, продолжение действия
Способность, неспособность совершить действие
начали стали приняли продолжили
Желание или нежелание совершить действие
могли умели сумели успели
Внутреннее переживание и мысли по поводу совершения действия
желали мечтали хотели старались
Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов
думали надеялись боялись собирались
рад должен готов обязан
- В отрывке из «Тараса Бульбы» Н.В. Гоголя найдите подлежащие и составные глагольные сказуемые, подчеркните их; определите значение вспомогательных глаголов. Вставьте пропущенные буквы .
- 1. Бульба по случаю пр_езда сыновей велел созвать всех сотников.
- 2. Он и не давал вам понюхать пороху , – продолжал Тарас.
- 3. Она не смела говорить и и не могла удержаться от слез.
- 4. И н_кто бы не мог описать всей бе_молвной силы ее горести, которая трепетала в глазах ее.
- 5. Ну, дети, а завтра мы начнем дело делать .
- 1. Бульба велел созвать
- 2. Он не давал понюхать
- 3. Она не смела говорить и не могла удержаться
- 5. Никто не мог описать
- 6. Мы начнем делать
Двадцать четвертое октября. Классная работа. Составное именное сказуемое.
ГЛАВНОЕ СЛОВО
ЗАВИСИМОЕ СЛОВО
прилагательное;
причастие;
порядковое числительное;
местоимение, по форме сходное с ними
Самостоятельные части речи
СОГЛАСОВАНИЕ
существительное;
местоимение, по форме сходное с ними
УПРАВЛЕНИЕ
наречие;
деепричастие;
неопределённая форма глагола
притяжательные местоимения его, ее, их
ПРИМЫКАНИЕ
Определите тип подчинительной связи
Зимние вечера
долго рассказывает
очень уютно
таёжный посёлок
недалеко от берега
уставший от забот
движущиеся силуэты
пойти за ней
играя с мячом
Подчинительные словосочетания, разные по строению, но одинаковые или близкие по значению, являются синонимичными
Например:
девушка из города – городская девушка
сцена театра – театральная сцена
пожар в лесу – лесной пожар
(Такая замена не всегда возможна!)
Замените управление на согласование :
каша из гречки
снаряд для спортсменов
тропинка в гору
человек без совести
вопрос по литературе
гостиница при вокзале
костюм в полоску –
- Управление на примыкание:
- говорил с тревогой
- ждал с напряжением
- охранял с заботой
- глядел со смущением
- уезжал со спокойствием
- отзывался с гордостью
- сделал с аккуратностью
- плакал без звука
- поступил без жалости —
Составное именное сказуемое:
- 1.Глагол- связка + именная часть(существительные, прилагательные, причастия, числительные, местоимения, наречия, неделимые словосочетания ).
- День был морозный .
- Мы были участниками соревнований.
- Все приехали расстроенные.
- Тучи стали темными.
- Я был удивлен.
Запомните:
- 1. Глагол- связка – это чаще всего глагол быть (имеет грамматическое значение : указывает на наклонение, время, лицо, число, род( в прошедшем времени): Ответ был правильный.
- 2. Связка быть в нулевой форме, не выраженной словом, служит показателем настоящего времени
- изъявительного наклонения : Утро пасмурное . Вечер теплый. Ребенок грустный.
- 3. В роли связки употребляются глаголы с ослабленным лексическим значением: являться, казаться, становиться, считаться, называться:
- Мы становимся взрослыми. Он кажется усталым.
- Они являются участниками конкурса.
Найдите предложения с составным именным сказуемым
На севере.
1.Лёд бе..конечный, могучий, грозный.
2.Лесные великаны сходят к самой воде и купают в ней свои ветви.
3.Тиха и прозрачна водная поверхн..сть.
4.Неласков был северный климат.
5.Арктический воздух суровый, холодный.
6.Изменчива здесь пр..рода.
7.Заиграли над головой ж..лтые, пурпурные лучи полярного сияния.
Выберите полную или краткую форму прилагательных, соответствующих смыслу. Запишите предложения, подчеркните составные именные сказуемые
1 вариант
1.(Тиха, тихая) украинская ночь.
2.(Прозрачное, прозрачно) небо.
3.Луна в облаках (далека, далекая) и прекрасная.
2 вариант
1.Утро было (прохладно, прохладное).
2.Болото было (топкое, топко) и холодное.
3.(Нелюдимое, нелюдимо) наше море, день и ночь шумит оно.
Записать предложения, найти сказуемые, определить их вид
- Дети бежали по тропинке.
- Мне хотелось с ним поговорить.
- Они начнут участвовать в кроссе.
- Им пришлось спрятаться .
- Ночь темная.
- Я была удивлена ответом.
- Кричат вдали.
- Поле чистое.
- Мы готовы прийти на помощь.
Тест на понимание темы
1 вариант
2 вариант
- Отметьте предложение с составным именным сказуемым
- Был я в то время студентом.
- Возьмите и научите её танцевать.
- Малыш перестал плакать.
- Я буду делать всё по совести.
- Отметьте предложение с Составным именным сказуемым
- А потом всё пошло по-старому.
- Я решился предоставить все выгоды ему.
- Четыре делится на два без остатка.
- Она вернулась с курорта окрепшей и спокойной.
- Подчеркните сказуемое. Укажите тип сказуемого.
- а) Вдалеке что-то ухало, скрежетало.__________________________________________________
- б) Эшелон был готов к отправлению. _________________________________________________
- в) Делегация пыталась пройти к командующему. _______________________________________
- г) Первые бои для нас не были особенно удачными. _____________________________________
- д) До села оставалось километров десять. ______________________________________________
- е) Все чернее небо. _________________________________________________________________
- ж) Ребята вдруг надумали песни петь. _________________________________________________
- з) Встреча получилась задушевно-товарищеская. _______________________________________
- и) Будет ли заведующий вникать в подробности дела? ___________________________________
- к) Брат был учеником восьмого класса. ________________________________________________
- л) Лениво и тяжело плывут облака. ___________________________________________________
- м) Он стал сильным фигуристом. _____________________________________________________
- н) Ветеран встретился с однополчанами. ______________________________________________
- о) Я должен себя заставить выйти на улицу. ___________________________________________
- п) Мать была встревожена отсутствием дочери. ________________________________________
- ж) Ребята вдруг надумали песни петь. _________________________________________________
- з) Встреча получилась задушевно-товарищеская. _______________________________________
- и) Будет ли заведующий вникать в подробности дела? ___________________________________
- к) Брат был учеником восьмого класса. ________________________________________________
- л) Лениво и тяжело плывут облака. ___________________________________________________
- м) Он стал сильным фигуристом. _____________________________________________________
- н) Ветеран встретился с однополчанами. ______________________________________________
- о) Я должен себя заставить выйти на улицу. ___________________________________________
- п) Мать была встревожена отсутствием дочери. ________________________________________
- 1.Их стали называть пароходо-фрегатами, потому что они по-прежнему сохраняли и парусное оснащение.
- 2.Теперь паровую машину можно было располагать в глубине корпуса корабля, что повышало её защищённость от вражеского огня.
- 3.Такое нововведение позволило оснащать паровыми машинами, приводящими в движение гребной винт, и большие линейные корабли.
- 4.Каждый из этапов научной деятельности имеет свои особенности, и не каждый учёный может одинаково успешно освоить все премудрости научного метода.
- 5.Одним больше нравится наблюдать природные явления, находя в них гармонию, красоту и скрытую целесообразность, другим - экспериментировать с целью выявления неизвестных закономерностей.
- Усилиями множества людей разных стран и времён постепенно строится
- величественное здание науки, которое служит одновременно всем людям на Земле.
- 6.Их значительно больше, чем растений. А вместе растения и животные образуют генетический фонд планеты, который нуждается в защите от оскудения.
- 7.Дело в том, что их проникающая способность, а другими словами, их жёсткость, зависит от энергии их фотонов: фотоны более короткой длины волны проникают глубже.
- 8.Принято называть излучение длиной волны более 0,1 нм мягким, а остальное –жёстким.
- 9.Характерной особенностью этой части атмосферы является убывание
- температуры с высотой в среднем на шесть градусов на километр.
- 10.В стратосфере в основном сосредоточен озон, который поглощает большую часть у Практические задания : Выделите все грамматические основы в предложениях.
Домашнее задание:
- Параграф 10 (прочитать, выучить материал, подготовиться к тесту по теории).
- Упражнение №68 (по заданию).
- Подготовиться к орфографическому диктанту (повторить орфограммы в корне слова: безударная гласная, чередование).