СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 9 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок в 9 классе»

Тема урока: Подготовка к ОГЭ: алгоритм написания сочинения (9з) и сжатого изложения.

(работа над сочинением 15.3 и совершенствование навыков компрессии текста (часть 1))

Цели урока:

1) Повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике, подготовка к сдаче экзаменов;

2) Развивать творческие возможности учащихся, 3)Обобщение знаний о способах сжатия текста;

4) Совершенствование навыков компрессии текста;

5) Воспитать чувства любви и сострадания к матери, интереса к русскому языку.

Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: компьютер, проектор, листы контроля для учащихся.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему урока.

Учитель: Здравствуйте уважаемые гости и дорогие ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. Хочу начать его с просмотра небольшого видеоролика.

1)Просмотр видеоролика.




- Скажите, ребята, о чем эта притча ? (О матери, о материнской любви)

-А как вы думаете, за что вас любит мать? За какие-то особые заслуги?(Мать любит нас такими, какие мы есть)

- А вы, ребята, как относитесь к своим матерям?(Мы им помогаем, относимся с уважением)

- Скажите, а мать нужна только в детстве, когда мы нуждаемся в ней? (Нет. Каждый человек нуждается в матери всю свою жизнь). (Да любовь матери греет нас всю жизнь и оберегает)

Многие художники, композиторы, писатели и поэты воспевали любовь матери к своему ребенку. (это огромная сила, созидающая, вдохновляющая. Она способна возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Это самое прекрасное чувство в мире. Оно многогранно и безусловно).



3. Давайте попробуем вспомнить высказывания великих людей о материнской любви.

Николай Алексеевич Островский

Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать.

Максим Горький

Вся гордость мира от матерей. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет человека.

Василий Александрович Сухомлинский

Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, - ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.

«Сердце матери — бездна, на дне которой всегда найдется прощение».

Оноре де Бальзак

  1. Пословицы о матери.

А теперь давайте немного поиграем. Русский народ создал много пословиц о матери.

Игра «Собери пословицу».

У вас на столах лежат пословицы и их нужно собрать в единое целое. У вас есть первая половина пословиц, а вы подберите вторую половину.

  • Птица радуется весне, а мать — деткам.

  • При солнце тепло, а при матери добро.

  • Береги матушку, пока по земле ходит, а как ляжет в землю, тогда уже поздно.

  • Кто матери не послушает — в беду попадет.

  • У матери дети, что на руке пальцы: за который ни укуси, все больно.

  • Птица рада весне, а младенец - матери

Учитель:А вы знаете пословицы о матери на родном кабардинском языке?

Записать пословицы на кабардинском

  1. Литературные аргументы о материнской любви.

Учитель: Ребята, а давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых отражается материнская любовь.



    1. Комедия Фонвизина «Недоросль», написанная в 1782 году. Пьеса направлена на высмеивание нравов и жизненных устоев семьи Простаковых, но несмотря на весь набор отрицательных качеств, в госпоже Простаковой все же живет светлое чувство. Она души не чает в своем сыне. С проявления заботы к Митрофанушке начинается пьеса, и эта забота и любовь живут в ней до последнего явления пьесы. 

    2. В «Капитанской дочке» Пушкин, показал состояние матери в момент, когда она узнает о предстоящем отъезде сына: «Мысль о скорой разлуке со мной так поразила её, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по её лицу», а когда Петруша уезжает, она «в слезах наказывает» ему беречь здоровье.

    3. Точно такое же изображение матери и у Гоголя и «Тарасе Бульбе». Автор подробно описывает эмоциональное потрясение «старушки». Только встретив сыновей после долгой разлуки, она вновь вынуждена с ними расстаться. Всю ночь она проводит у их изголовья и чувствует своим материнским сердцем, что в эту ночь она последний раз их видит.

    4. В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» пожилая мать, забытая дочерью, которая занята своей работой в городе, умирает в одиночестве. Каждый день Катерина Петровна думает о Насте, с нетерпением ждет от неё писем, с трепетом перечитывает несколько сухих слов на почтовом переводе. Автор призывает нас помнить о родителях, чаще писать им, приезжать в гости. Иначе можно опоздать…

    5. Стихотворение С.А. Есенина «Письмо матери» проникнуто пронзительной сердечностью, чувством вины за долгое молчание, признанием того, как много беспокойства причинил он родному человеку. Для Есенина мать не только самый родной человек, который всё поймёт и простит, но и ангел-хранитель, чей образ оберегает поэта в трудные минуты его жизни. Для неё он по-прежнему остается единственным сыном, беспутным и слишком рано покинувшим отчий дом, где его всегда ждут.





  1. Подбор материала к сочинению.

- Ребята, вы помните, мы пишем сочинения в соответствии со списком  14-ти тем с сайта ФИПИ.

Одна из них обязательно попадется вам на реальном ОГЭ в 2018 году.

Мы уже писали о внутреннем мире, о выборе человека, о доброте, о пользе книг, о дружбе, о любви, о ценностях в жизни. А сегодня, как вы думаете, на какую тему мы будем писать сочинение? (О материнской любви) Также текст нашего изложения будет по данной теме.

- Ребята, а давайте с вами поставим цель нашего урока. Чем мы будем заниматься на уроке? (Мы должны вспомнить последовательность написания сочинения 15.3, на сколько абзацев нужно делить текст сочинения, какие структурные элементы должны присутствовать в тексте сочинения, критерии оценивания сочинения 15.3; также вспомнить методы сжатия текста и критерии оценивания изложения.)

Кто-то раздает памятки.

15.3.Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь»





Работа над схемой сочинения - рассуждения.

Слово учителя: Итак, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-рассуждения.

Вопрос классу:

- Какова схема построения сочинения-рассуждения? На сколько абзацев желательно делить текст сочинения?

1. Вступление.+ комментарий

2. Первый пример – аргумент из текста + комментарий.

3. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта (из читательского) + комментарий.

4. Выводы.

Второй аргумент может быть от противного: о том, что люди бывают неблагодарными к матерям, жестокими, равнодушными, чёрствыми, забывая то, на что для них готова мать. Такого быть не должно!

1. Запишем вступление к сочинению – определение:

Материнская любовь  - нежное и самоотверженное отношение матери к своим детям.

Материнская любовь – это самое прекрасное и сильное чувство в мире.

Материнская любовь – это огромная сила, созидающая, творящая, вдохновляющая. Она способна творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от  опасных болезней.

Материнская любовь – это бездонная чаша ангельского терпения; житейской мудрости; душевной доброты; неиссякаемого сердечного тепла; неутомимой, бескорыстной заботы и бесконечной преданности.

Материнская любовь – это безусловное чувство к своему ребенку, ничего не требующее взамен.

  Мамы мудро ведут по жизни, и всегда стараются найти оправдание нашим оплошностям, потому что дня них мы всегда остаемся детьми – самыми любимыми и самыми лучшими.

Щедрая и бескорыстная материнская любовь наполняет нашу жизнь светом добра и радости, вселяет ощущение надежной защиты, дает силы на новые дела и свершения. Ведь именно в материнской любви, всепрощении, терпении и понимании заключена великая сила. Мамы свято верят в своих детей и поддерживают во всех добрых начинаниях. И во всем, чего мы добиваемся на своем жизненном пути, заслуга наших мам.

Материнская любовь - бесконечное самоотверженное и бескорыстное служение своим детям. 
Любовь матери к своим детям считается у людей самой чистой, красивой и сильной. Мать всегда готова понять и простить своих детей, отдать все что имеет, не ожидая взамен вознаграждений за свою самоотверженную любовь. Люди знают, что сила материнской любви очень велика. 

2. Подберем комментарий к тезису.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

В данном случае это могут быть размышления по поводу того, по отношению к кому и при каких обстоятельствах может быть проявлена любовь матери? Требует ли она что-либо взамен?



ӀӀӀ. Отбор материала к сочинению. Анализ текста.

     Для анализа мы возьмём текст Яковлева Юрия Яковлевича. Прочитает Сижажева Роксана.

 Текст 8.6 (из рассказа Ю. Я. Яковлева «Сердце земли»)

 (1)Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.

(2)Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу. (3)Но по-настоящему земля открылась мне на войне. (4)Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (5)Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью. 

(6)Один, только один раз земля не уберегла меня...  

(7)Я очнулся  в телеге, на сене. (8)Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (9)Пить хотели губы, голова, грудь. (10)Всё, что было во мне живого, хотело пить. (11)Это была жажда горящего дома. (12)Я сгорал от жажды.

(13)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. (14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)И я стал звать её.

(17)Телега грохотала, заглушая мой голос. (18)Жажда запечатала губы. (19)А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка». (20)Я звал её. (21)Я знал, что она откликнется и придёт. (22)И она появилась. (23)И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (24)Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. (25)Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.

(26)Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:

– (27)Сынок, сынок, родненький…

(28)Я не мог даже приоткрыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узнавал её руку, её голос. (31)Я ожил от её милосердия. (32)Губы разжались, и я прошептал:

– (33)Мама, мамочка…

(34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.

(37)Мама. (38)Мамочка.

(39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. (41)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это. (42)Я вижу это с опозданием. (43)Но я вижу.

(44)На Пискарёвском кладбище, заполненном народным горем, зеленеет трава. (45)Здесь похоронена моя мать, как и многие другие жертвы блокады. (46)Документов нет. (47)Очевидцев нет. (48)Ничего нет. (49)Но есть вечная сыновья любовь. (50)И я знаю, что сердце моей матери стало сердцем земли.                                                        (По Ю.Я. Яковлеву)*

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) –  писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества. 

- Какова тема этого текста? ( сила материнской любви)

-Что произошло с героем?(  Гимном материнской любви является текст Ю.Яковлева, в котором говорится о том, что главный герой, получив на войне ранение, испытывая боль и жажду,  зовёт на помощь мать…)

-И что происходит? (И вдруг  чувствует «знакомое прикосновение руки», слышит «родной голос», и сразу смолкает « грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник». Мать поддерживала его « голову осторожно, боясь причинить боль». Она поила сына из холодного ковшика, отводила от него смерть.)

- А кто была эта женщина? (Потом уже солдат поймет, что в незнакомом селе, у колодца, он принял чужую мать за свою, потому что «у всех матерей есть великое сходство»: исцеляющее чувство любви)

- Назовите стиль данного текста. (Художественный).

- Какой тип речи использован в тексте? (Повествование).

- Какова основная мысль текста? Запишем.

3. Работа в группах.

1-й аргумент –выбрать из прочитанного текста (цитата или № предложения). Прокомментировать.

2-й  аргумент– вспомнить и записать пример из Вашего жизненного опыта(из художественной литературы). Оформить аргумент с использованием выразительных средств речи: эпитетов, метафор, фразеологизмов и т.д..

- Зачитать аргументы по группам.

4.Слово учителя: вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

Работа в группах.

1 группа:

Таким образом, материнская любовь- это высшая степень любви, не знающая ни страха, ни препятствий. Она, на мой взгляд, проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребенка

2 группа:

В заключение хочу сказать, что материнская любовь – это самая сильная любовь на свете. Она является для детей хорошей опорой и поддержкой в трудные минуты. Материнская любовь - это великая сила, способная помогать нам излечивать тяжелые болезни и возрождаться к жизни.

6. Работа над заданием №1 из ОГЭ . Подготовка к написанию сжатого изложения.

Для выполнения этого задания

- Какие цели мы ставим перед собой при работе над сжатым изложением?

1.Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова.

2.Воспроизвести основное содержание текста, сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста

- Что для этого требуется?

1. Передать основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.

2.Использовать в работе способы сжатия текста.

3. Создать собственный текст, характеризующийся смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения.

- Какие основные способы (методы) сжатия текста вы знаете?

1.Исключение (исключение из текста второстепенной информации: повторов в предложении, вводных и вставных конструкций, придаточных предложений, одного или нескольких синонимов)

2.Обобщение (свертывание информации за счет обобщения)

3.Упрощение или замена ( замена однородных членов обобщающим словом, словосочетания – словом, фрагментов текста – предложением, придаточного предложения – словосочетанием, сложного предложения простым, части предложения – местоимением).

Приёмы сжатого воспроизведения текста:

  • Сокращение отдельных членов предложения;

  • Сокращение однородных членов предложения;

  • Образование сложного предложения слиянием двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

  • Сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части;

  • Разбивка сложного предложения на сокращённые простые;

  • Перевод прямой речи в косвенную;

  • Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

  • Пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

7. Работа по сжатию текста.

Работа в паре. Две девочки работают над приемом сжатия текста.

Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

Исходный текст

Слово «мама» – особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.

Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».

Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» – провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.

 

Сжатое изложение

Слово «мама» – особое слово. Оно с нами всегда: в детстве, юности, зрелости, старости. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.

Место матери в нашей жизни особое. Мы несем ей свою радость и боль, находим понимание. Материнская любовь придает силы, вдохновляет на подвиг. В сложных обстоятельствах всегда вспоминаем маму. Человек зовёт мать, веря, что она слышит, сострадает, спешит на помощь. Слова «мама» и «жизнь» становятся равнозначными.

Сколько замечательных произведений создано о маме! Очень поздно мы понимаем, что забыли сказать много хороших, добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Благодарные дети – лучший подарок для них.

1.ПРОЧИТАТЙТЕ ТЕКСТ. СОКРАТИТЕ ЕГО, ИСПОЛЬЗОВАВ ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов) 

2.ПРОЧИТАТЙТЕ ТЕКСТ. СОКРАТИТЕ ЕГО, ИСПОЛЬЗОВАВ ИСКЛЮЧЕНИЕ

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

3.СОКРАТИТЕ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗОВАВ ЯЗЫКОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ

Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)  

4.ПРИМЕНИТЕ ОБОБЩЕНИЕ ПРИ СОКРАЩЕНИИ ДАННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Многие утверждают, что слушать музыку лучше дома, чем в зале, потому что никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не мешает)

5.СОКРАТИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАВ УПРОЩЕНИЕ (ЗАМЕНУ)

В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. (Ю. Казаков) 

8. Оценивание изложения по критериям.



9. Итог урока. Рефлексия



1 группа: - Перед каждым из Вас сердечки . Напишите на нем кратко, какое доброе дело Вы совершили по отношению к своей матери, от которого вам стало радостно.

2 группа: - Представьте, что душа матери - это дерево, на котором рядом с прекрасными листочками соседствуют и плохие. Решите,  что вы оставите на этом дереве. На доске слова: месть, доброта, злорадство, трудолюбие, терпение, обида, равнодушие, жадность, честность, милосердие, гнев, доброта, бессердечность, великодушие, уважение, сердечность, уважение, понимание, сочувствие, сострадание, скупость, ложь, отзывчивость, зависть, сердечность, ненависть, щедрость.

- Давайте уберём слова, значения, которых  не соответствуют материнской любви (Убираем слова: ) Мы их выбросим и постараемся не наполнять наши души такими качествами

-Что же у нас растет на дереве добродетелей? (проверим на доске).

-Придадим сил нашему дереву добрыми делами (добавить сердечки с записями, предварительно прочитав записи))

Мы уже точно знаем, что такое материнская любовь. Давайте определим самые главные правила поведения с родителями

    1. Никогда не грубите своим родителям, ведь они самые родные люди на Земле;

    2. Научитесь слушать и слышать их;

    3. Никогда не бойтесь попросить прощения;

    4. Не забывай то, что они ради тебя готовы на все.

    5. Поделись с ними своими переживаниями и своей теплотой.

9. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по тексту 7 варианта.

- Завершая урок, хочу предложить вам послушать стихотворение  и сделать для себя выводы. (Ученица читает стихотворение «Не обижайте матерей»)

- Спасибо за урок!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя