СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 9 классе "Северо-Западный экономический район"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока в 9 классе по теме "СЗЭР".

Просмотр содержимого документа
«Урок в 9 классе "Северо-Западный экономический район"»

Цель: Определить отрасли специализации экономического района и факторы, обусловившие их размещение по территории; способствовать формированию представления о понятии «свободная экономическая зона» на примере изучения Калининградской области.

Задачи:

• Учебные: оценить ЭГП Северного Кавказа; выявить особенности природных условий и природных ресурсов района.

• Развивающие: Формировать умение работать с разными источниками географической информации.

Анализировать собранную информацию, логически доказывать выдвинутое предположение.

Развивать географическое мышление школьников, формировать их картографическую грамотность.

• Воспитательные: Способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению региона и социально-эмоциональных, патриотических чувств к своей Родине.

Развивать коммуникативную деятельность.


Планируемые результаты урока

Метапредметные

Регулятивные:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Давать определения понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать объекты.

Коммуникативные:

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Умение работать самостоятельно.

Познавательные:

Анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причинно-следственные связи.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой

Личностные

Осознавать целостность окружающего мира.

Понимать ответственность за сохранение объектов природы и всемирного наследия.

Развивать и совершенствовать интеллектуальные и творческие способности.

Расширить круг интересов, учиться на практике применять свои знания


Тип урока: комбинированный – урок объяснения нового материала, повторения пройденного материала, закрепление полученных ранее и приобретенных на текущем уроке знаний, умений и навыков.


Оборудование: административная карта России, атласы, учебник, тетрадь, проектор для показа презентации, компьютер, презентация «Северо-Западный экономический район»


Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный метод; проблемное изложение, частично-поисковый, индивидуальный с элементами уровневой дифференциации.

Ход урока

I. Организация класса

Народ любой страны должен представлять, в какой стране он живёт,

а каждый житель – иметь хотя бы элементарное представление

и о своём районе, и о других частях страны.


II. Проверка д/з

Сегодня мы продолжаем изучение ещё одного района Европейской России.

Образ, какого района мы начали создать на прошлом уроке? С чем у Вас ассоциируется Европейский Северо-Запад?

Составьте кластер «Европейский Северо-Запад». Для этого выберите географические названия, понятия и термины, относящиеся к Европейскому Северо-Западу или характеризующие его особенности.

Приморское положение, серые лесные почвы, алмазы, умеренно-континентальный климат, Балтийское море, янтарь, городская агломерация, Чудское озеро, песчаные дюны, «бараньи лбы», порт Приморск, морена, саамы, Смоленск, Псковско-Печерский монастырь, Ямбургское месторождение, «Путь из варяг в греки», оленеводство, КМА, Транссиб, высокая скоростная дорога, Чебоксарское водохранилище, Пулково, Череповецкий металлургический комбинат, никелевые руды, Баренцево море, лен, Золотое кольцо России, бокситы, Балтийская коса, лиственничные леса, сосновые леса, Северная Двина, Волхов, землетрясения, Великий Новгород, Нева, Валдайский национальный парк, низкие горы, Кенигсберг, «Дорога жизни», Адмиралтейская верфь, Выборг.


Рубрика «Читаем карту»

Используя карту «Федеративное устройство России» настенная контурная карта определите, что входит в состав Европейского Севера и Северо-Запада (называть субъекты и центры - 1 ученик).

В какой Федеральный округ РФ входит Европейский Север?


Рубрика «Подготовка к ГИА»

Работа со сборником « ОГЭ 2020» (один у магнитной доски, остальные в сборниках. В это время ученик отвечает состав района). Проверка заданий.


Рубрика «Главные черты географического положения»

Какие главные черты географического положения вы выделили?

- Имеет выход в Балтийское море (окно в Европу), даёт развитие торговли, судостроению, рыбной промышленности (Морской порт Санкт-Петербург, Калининград, Выборг)

- Пограничное положение (Финляндией, Эстонией, Латвией (с Литвой и Польшей граничит Калининградская обл.), Белоруссией)

- По территории района проходят ж/д и автомобильные дороги. Они расходятся от Санкт-Петербурга веером во все соседние территории. Имеет выход в Волгу и Белое море.

ЭГП района менялось. Район рано был заселён, так как находился на торговом пути «из варяг в греки». Здесь находятся древние русские города: Великий Новгород, Псков, Великие Луки, Старая Русса

Рубрика «Природно-ресурсный потенциал СЗЭР»

Какие отрасли хозяйства могут формироваться, на основе природно-ресурсного потенциала СЗЭР?

  • Расположен на северо-западе Русской равнины. Территория района с морским ледниковым рельефом небогата природными ресурсами.

  • Климат умеренно-континентальный. Область избыточного увлажнения. Почвы подзолистые и дерново-подзолистые – малоплодородные. Выращивание льна, молочное животноводство.

  • Район обеспечен водными ресурсами (многоводные реки, 7 тыс. озер, в том числе Ладожское и Онежское). Крупнейшие реки: Нева, Нарва, Волхов, Свирь, Ловать, Мста Крупнейшие озера: Ладожское, Псковское, Чудское, Ильмень Вывод: Район богат водными ресурсами

  • Рекреационные ресурсы, что это?( условия для отдыха человека)

Северо-Западный район обладает уникальными рекреационными ресурсами - памятники истории и архитектуры, природные ландшафты - зоны отдыха и туризма.

Сеть дворцово-парковых ансамблей вокруг Санкт-Петербурга, Пушкинский заповедник, города-музеи Новгород и Псков.


Вспомните план характеристика экономического района. Что нам осталось рассмотреть для составления полной характеристики экономического района? Какова тема нашего урока?

«Население и хозяйство Европейского Севера»


А теперь давайте сформулируем цель нашего урока, исходя из нашей темы (ученики формулируют цель урока)


III. Изучение нового материала

Население Европейского Северо-Запада

Для составления характеристики населения СЗЭР, вам предстоит выполнить небольшую практическую работу.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

По данным таблицы, приложения учебника (таблица 1) и карты атласа выполните следующие задания: (Работать устно, 1 мин на подготовку)

а) сравните данные о населении района с другими экономическими районами страны, сделайте вывод; Какое место занимает по численности населения среди других экономических районов?

б) определите общую численность населения района;

в) вычислите долю населения района в % от доли населения всей страны; (Напомнить, что задание из ОГЭ №);

г) охарактеризовать процессы воспроизводства населения, характерные для СЗЭР (учебник стр. 31)

г) определите уровень урбанизации страны, сделайте вывод; Что такое урбанизация? (Объяснить, почему такая?) Назвать города СЗЭР и показать их на карте, город миллионер.

д) определите среднюю плотность населения района (в человек на квадратный километр); (Как определяем плотность, назвать формулу; Напомнить, что задание из ОГЭ №)

е) определить национальный состав населения (учебник стр.111): фино-угорские народы – карелы, ижорцы, вепсы, водь.

Экономический район

Население,

тыс. чел

Площадь,

тыс.км²

Городское население

Северо-Западного экономического района, тыс.чел

7318

Центральный

32 319

482,3

Центрально-Черноземный

7121

167,9

Восточно-Сибирский

8166

4155

Дальневосточный

8167

6169,3

Северный

4473

1476,6

Северо-Кавказский

22 626

382,1

Северо-Западный

9504

210,3

Поволжский

15 807

539,8

Уральский

18 699

823,3

Волго-Вятский

7154

264,8

Западно-Сибирский

14 755

2454

Россия, всего

148791

17125


-Ребята, а на какой из городов вы обратили своё внимание? (Санкт-Петербург) Давайте узнаем поподробнее об этом замечательном городе из презентации, которую подготовила……., т.к. ей было дано опережающее задание по этой теме (просмотр презентации).

- Санкт-Петербург – это красивейший город нашей страны, и сейчас Алина расскажет нам об этом городе. (Сообщение о С–П)

Почему С-П называют северной Венецией?

(Питер, как и Венеция, расположен на огромном количестве каналов. И как по каналам Венеции плавают гондолы, так по каналам Петербурга путешествуют прогулочные катера с туристами и отдыхающими горожанами)


Северо-Запад — староосвоенная и обжитая территория. Наряду с крупным центром европейской части России — Санкт-Петербургом — существуют старые города. Северо-Западный регион имеет самый высокий уровень урбанизации среди регионов России и самую высокую плотность населения. Регион отличается высокой долей жителей пожилого возраста и низкой рождаемостью (кроме Калининградской области, где проживает более молодое население). Трудовые ресурсы региона отличаются высокой квалификацией, но уровень безработицы пока очень высок, что требует новых подходов к хозяйственному развитию Северо-Запада. Население Северо-Запада многонационально, но во всех его субъектах преобладает русское население.


Почему район называют “окном в Европу”?

(уч-ся высказывают свою точку зрения).


Отрасли специализации СЗЭР (совместная работа)

В соответствии с имеющимися природными условиями и ресурсами, а также историческими особенностями развития в Северо-Западном природно-хозяйственном регионе сложился определённый набор отраслей специализации.

Выделите отрасли хозяйственной специализации, которые, по-вашему, составляют основу данного района (стр.112 рис. 2.2.13)

- Машиностроение, химическая промышленность, АПК, лесная промышленность, пищевая.

Работа в парах. Каждая пара получает карточку-задание для характеристики отрасли специализации. В конце работы вы должны представить отрасль специализации своим одноклассникам, указав промышленные центры и производимую в них продукцию. 1-2 ученика рассказывают, 1 у карты показывает центры.


Группа 1 Характеристика машиностроения Северо-Запада России.

Используя различные источники географической информации:

1. Текст §32, стр. 113.

2. Карты атласа стр.50-51, 67

3. Дополнительный материал

Составьте характеристику машиностроения Северо-Западного района по плану:

1. Назовите отраслевой состав машиностроения (Машиностроение и металлообработка, судостроение и судоремонт, производство военных судов).

2. Какие факторы определили данную специализацию?

а) ориентация на передовую науку; г) потребительский; б) трудоемкость; д) транспортный. в) металлоёмкость (обоснуйте своё решение)

3. Назовите и покажите центры машиностроения и продукцию, которую они выпускают. (С.Петербург, В.Новгород, Псков, Великие Луки, Выборг, Калининград).

-Энергетическое оборудование для разных типов электростанций – “Ижорский завод”, объединение “Электросила”, “Кировский завод”, “Металлический завод”

– Судостроительные предприятия: военные суда, танкеры, сухогрузы, рыболовецкие траулеры.

– Оптико-механическое объединение “Ломо”: фотоаппараты, телескопы, оптические приборы для подводных лодок, танков.

-Объединение “Светлана”: электронное оборудование.

– г. Выборг: плавучие платформы для добычи нефти и газа на шельфе.

Дополнительный материал:

Машиностроение Северо-Западного региона России

В регионе производится более 30 % всей продукции машиностроения. Особенно велико значение судостроения и энергетического машиностроения, по которым район занимает ведущее место в России. Главным российским центром судостроения Санкт-Петербург является со времени своего основания. На многочисленных предприятиях (более 40 предприятий) могут производиться морские суда всех типов, в том числе атомные ледоколы, подводные лодки и др. Главные предприятия отрасли — «Балтийский завод», «Северная верфь», «Адмиралтейская верфь». Энергетическое машиностроение обеспечивает оборудованием (турбинами, генераторами, реакторами и др.) все основные типы электростанций — тепловые, гидравлические, атомные. Главными предприятиями отрасли являются «Электросила» и «Ижорские заводы».

Кроме этого, в Санкт-Петербурге производятся мощные тракторы (на АО «Кировский завод», который раньше производил ещё и танки), станки, вагоны для метрополитена, космические спутники, различные приборы и другая машиностроительная продукция. Другими важными центрами машиностроения в районе являются Выборг в Ленинградской области (производство буровых платформ для добычи нефти и газа с морского шельфа) и Новгород Великий (производство телевизоров и другой радиопродукции).

В Калининградской области машиностроительный комплекс представлен следующими производствами: судостроение, производство грузовых вагонов и башенных кранов, приборостроение, производство электро- и светотехники.


Группа 2 Химическо-лесной комплекс Северо-Западного района

Используя различные источники географической информации:

1. Текст § 32, стр. 113.

2. Карты атласа стр.49,52, 67

3. Дополнительный материал

Составьте характеристику химической промышленности Северо-Западного района по плану:

1.Назовите отраслевой состав химической промышленности района.(Химическая, нефтеперерабатывающая, производство минеральных удобрений).

2.Какие из перечисленных факторов определили данную специализацию?

а) потребительский; в) обеспеченность сырьём, водой, дешёвой эл. энергией;

б) сырьевой; г) экологический (обоснуйте своё решение).

3.Назовите и покажите центры и продукцию, которую они выпускают.

(С.Петербург, Н.Новгород, Бокситогорск, Волхов, Кингисепп, Сланцы).

– Изделия из резины, шины, обувь– “Красный треугольник”.

– Разнообразные удобрения.

– Бензин, дизельное топливо, смазочные масла– Кириши (нефтепровод).


Дополнительный материал

Химико-лесной комплекс Европейского Северо-Запада

Химико-лесной комплекс производит 15 % промышленной продукции района. Более развитой является лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (около 10 %), на химическую промышленность приходится 6 %. Хотя для производств комплекса имеются местные природные ресурсы (лес, фосфориты), их не хватает, и основная часть сырья поступает из Европейского Севера.

Крупные целлюлозно-бумажные комбинаты расположены в Ленинградской области (Светогорск, Сясьстрой и др.).

Предприятия химической промышленности производят минеральные удобрения (фосфорные — в Кингисеппе и Волхове Ленинградской области, азотные — в Новгороде), пластмассы, шины и бытовые товары (в Санкт-Петербурге). В городе Кириши действует мощный нефтеперерабатывающий завод.


Группа 3 АПК

Используя различные источники географической информации:

1. Текст параграфа 27, стр.124.

2. Экономическую карту Северо-Западного района России, рис 34, стр123 учебника.

3. Карту атласа “Северо-Западная и Северная Россия”.

4. Физическую и климатическую карту в атласе 8 класса.

Подготовьте характеристику сельского хозяйства Северо-Западного района по плану:

1. Каковы природные предпосылки для развития сельского хозяйства: характер рельефа, особенности климата, почвы? (Равнинный рельеф – Русская равнина, умеренно-континентальный климат, с умеренно холодной зимой и нежарким летом, достаточное, даже избыточное увлажнение – дают хорошие предпосылки для развития АПК. Проблемы возникают при обработке почвы – территория подвергалась оледенению, избыточное увлажнение территории).

2. Состав отрасли: растениеводство, животноводство. ( Льноводство, зерновое хозяйство – выращивание ржи, овощеводство, картофелеводство. Молочное животноводство, свиноводство, птицеводство, пригородное хозяйство).

3. Центы пищевой (Невель, Остров, Псков, С.Петербург, Калининград – маслосыродельная, рыбная), и лёгкой промышленности (Опочка, Псков, Невель, Остров, Старая Русса – лёгкая и льняная ) и их продукция.

Молочный комбинат “Петмол”, “Кондитерская фабрика им.Крупской”, “Великолукский мясокомбинат”

(сокращение от «Петербургский молочный комбинат № 1»; полное наименование с 2008 года: Филиал «Молочный комбинат „Петмол“» Открытого акционерного общества «Компания ЮНИМИЛК») — крупнейшее предприятие молокоперерабатывающей промышленности Санкт-Петербурга. Входит в пищевую компанию «Юнимилк» с 2007 года

Кондитерская фабрика имени Н. К. Крупской была создана в Ленинграде в 1938 году. Тогда в соответствии с приказом Наркомпищепрома СССР начала работать шоколадная фабрика, созданная на базе фабрики-кухни.

Все ли отрасли промышленности, представленные в СЗЭР, мы охарактеризовали?

  1. ТЭК: Ленинградская АЭС, ГЭС только на севере (Почему?)

  2. Сфера услуг: Международный Аэропорт «Пулково», скоростной поезд м/д С-П и Москвой «Сапсан», РАН (8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) Петр I подписал указ об образовании Российской академии наук, которая первоначально называлась Академией наук и художеств).

Что такое анклав? Полуанклав? АНКЛАВ (энклав) (франц. enclave, от лат. inclavo — запираю на ключ), территория или часть территории одного государства, окруженная со всех сторон территорией др. государства (напр., Лесото). Если анклав имеет выход к морю, его называют полуанклавом (например, Калининградская область в Российской Федерации). Почему я спросила у вас об этом сегодня на уроке?


Сообщение учащегося: «Свободная экономическая зона “Янтарь”»

IV. Закрепление пройденного материала

  1. Работа со сборником «Подготовка к ОГЭ» (задания также выводятся на доску)

  2. Определить регион по описанию З№30 ОГЭ


- Совершите путешествие на озёра области, известные ещё со времён Александра Невского!

- Добро пожаловать к нам! Вы совершите незабываемые экскурсии в музеи янтаря и Мирового океана!


  1. Объяснить «Почему?»



Рефлексия

– Как вы оцениваете свои знания, которые получили на уроке?


Анализ собственной деятельности. Сколько раз ты ответил «Да?»

  1. Доволен ли ты тем, как прошел урок?

  2. Было ли тебе интересно?

  3. Сумел ли ты получить новые знания?

  4. Ты был активен на уроке?

  5. Учитель был внимателен к тебе?

  6. Ты сумел показать свои знания?



Приезжайте к нам, на родину знаменитого антрополога и путешественника Н. Н. Миклухо-Маклая!


Укажите субъект РФ, который описан в тексте.

Расстояние от центра субъекта до Москвы составляет около 1200 км по железной и автомобильной дорогам, а до некоторых других европейских столиц — менее чем в два раза. Субъект вошёл в состав Российской Федерации как часть территории германской Восточной Пруссии по решениям Ялтинской и Потсдамской конференций.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!